« Женская литература : от века XIX к веку XXI.» ФЕЯ С ПЕТЕРБУРГСКОГО ДВОРА – ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ Выполнила Ларионова И.В., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лидия Чарская Её книги читали при свече, керосинке, при огне буржуйки, при свете ярких ламп, даже на скамейке под липами. Лидия Чарская часто получала.
Advertisements

Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Л. Чарская " Маленькая гимназистка"
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 3 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ» МАРЧЕНКО Е.В., МОУ СОШ 3 Г.КРАСНЫЙ СУЛИН РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 3 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ» МАРЧЕНКО.
Русская писательница, актриса, родилась 19 января 1875 в Царском селе под Санкт-Петербургом. Сведений о ее семье мало: отцом Чарской был военный инженер,
Лидия Чарская Презентация к уроку литературы ученицы 8А класса Камай Татьяны.
Лидия Чарская Лесовичка урок внеклассного чтения для 6 класса Купцова Е.Ю. школа112 Санкт-Петербург.
Эту книгу очень любили школьники в прошлом столетии.
Притча Христа о добром самарянине Встреча с добрым самарянином.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Самая благородная в мире профессия Деятельная любовь к людям - вот предназначение учителя Песталоцци. Я назвала профессию учителя самой благородной. И.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Царское Село, Какие же испытания пришлось пережить Анне Андреевне? 2. Что послужило источником её вдохновения? 3.Как Ахматова восприняла революцию?
Презентацию составил Ученик 4 «Д» класса Фёдоров Максим Руководитель Першина Ольга Владимировна 2018 год Я расскажу вам о книге…
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Роман в стихах, написанный одним из великих российских писателей, Александром Сергеевичем Пушкиным является Евгений Онегин. Это произведение относится.
Проект на тему: Жизнь моей прабабушки после войны Ученицы 7 л 5 класса Нечепуренко Ани.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
Проектная работа «История одной книги» Автор проекта: ученица 3 класса Лебедева Луиза Аликовна Руководители проекта: учитель начальных классов Кумирова.
Аркадий Петрович Гайдар. Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Льгов Курской области.
Г.о. Краснознаменск, 2013 г.. Маршак родился в Воронеже в 1887 году, 22 октября (3 ноября). Отец его работал химиком на мыловаренном заводе, мама вела.
Транксрипт:

« Женская литература : от века XIX к веку XXI.» ФЕЯ С ПЕТЕРБУРГСКОГО ДВОРА – ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ Выполнила Ларионова И.В., учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ 13 г.Пугачёва Саратовской области»

Женский след в литературе 19 века обусловлен такими именами как Ган Елена Андреевна, Ковалевская Софья Васильевна и многими другими. Каждая из этих женщин писательниц и творцов создала свой неповторимый мир. Их произведения, к сожалению, неизвестны широкому кругу читателей, и лишь незначительная часть входит в школьную программу. К примеру, трудно не восхищаться Чарской Лидией Алексеевной, творчество которой долгие десятилетия было предано забвению.А ведь в начале века она была "властительницей сердец" юных читателей.

Лежал король в постели и думал: «Как хорошо сознавать, что ты можешь делать добро несчастным: это лучшая радость королей»....Берегите королевну... Не дайте пролиться более двух слезинок из прекрасных глаз. Л.Чарская...Добрая фея, помоги мне стать счастливым королём счастливого народа... Её книги читали при свече, керосинке, при пляшущем огне буржуйки, белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами счастливо забывались юные сёстры милосердия в санитарных поездах Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники, увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж. Ветхие томики книжного товарищества Вольфа ленинградские подростки прятали на заветных полках, заворачивая в советские газеты.

Моей прабабушке имя Чарской напоминало о тихом вечере в приморском городе, когда она была молодой, красивой и читала вслух новую книжку... А на календаре был 1916-й год.

ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна ( ) Известная русская детская писательница Л.А. Чарская (урожденная Воронова) родилась в Царском Селе в дворянской семье. Казалось бы, её отделяет от нас всего столетие, однако факты её биографии до сих пор не установлены точно. Начать хотя бы с даты и места рождения. Есть документ, где чёрным по белому написано, что предъявительница его "родилась 19 числа января 1875 года". Однако сама Чарская утверждала, что появилась на свет "в городе бывшем Петрограде, теперь Ленинграде, в 1879 году". Но как бы то ни было, в 70-е годы XIX века появилась на свет девочка, которой суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей.

Несхожесть с другими детьми ее возраста проявилась у девочки довольно рано. Уже в 10 лет будущая писательница сочиняла стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились. К этому времени она уже сознавала свое отличие от других и мучилась этим. "Почему я переживаю все острее и болезненней, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, какие бывают у меня? Почему другие живут, не зная тех ужасных волнений, которые переживаю я?" - писала она в дневнике.

Семь лет ( ) провела Лидия в Павловском институте благородных девиц; впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Весной 1893 года Лидия окончила с медалью институт, но в семью она не вернулась, хотя и простила отца за его вторичный брак. Темпераментная, обаятельная девушка привлекала к себе внимание. Блестящий офицер Борис Чурилов был околдован ею. Он сделал Лидии предложение, и девушка согласилась стать его женой. Так восемнадцатилетняя Воронова стала Чуриловой. Но и здесь ее постигла неудача. Брак был недолгим, почти мимолётным. Офицер отбыл на место службы в Сибирь, а молодая женщина с крохотным ребенком на руках осталась одна. Лидия не захотела уехать к отцу и мачехе, материально зависеть от отца. Она выбрала другой путь.

Творчество Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л. Чарской. Однако, несмотря на невероятную популярность книг Чарской среди детей и юношества, многие относились к творчеству писательницы скептически: её критиковали за однообразие сюжетов. …мне даже стало казаться, что никакой Чарской нет на свете, а просто в редакции Задушевного слова… имеется заводной аппаратик с дюжиной кнопочек, и над каждой кнопочкой надпись: Ужас, Обморок, Болезнь, Истерика, Злодейство, Геройство, Подвиг, и что какой-нибудь… служитель редакции по вторникам и субботам… подойдет к аппаратику, защелкает кнопками, и через два-три часа готова новая вдохновенная повесть… К. Чуковский.

Чарская была страстно увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги. Толчком к литературному творчеству послужило стеснение в средствах. Ведь у неё рос сын, а помощи ждать было неоткуда. И тогда она попыталась написать своё первое произведение. Занятие литературой, к удивлению Лидии Алексеевны, оказалось лёгким и приятным. И она отдалась ему всецело, хотя продолжала работать в театре. Чарская обнаружила, что пишется ей легко и свободно. Однажды она призналась: "Я буквально горю и сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой".

Первая повесть " Записки институтки", родившаяся в 1901 году из её институтских дневников, принесла ей громкую славу. В то время в Петербурге товариществом М.О. Вольф издавался еженедельный журнал "Задушевное слово" для детей младшего и среднего возраста. Никому неизвестная, но яркая, искренняя и занимательная, она стала ведущей писательницей этого журнала.

На мой взгляд, очень удачные и интересные иллюстрации к "Запискам институтки" (новые, не старинные) встретились мне в переиздании 2002 года издательством "Отчий дом". Художник - Вепрева М. Они изображают маленьких институток-седьмушек без прикрас, нет ни одного красивого лица на картинках, но все равно они привлекают внимание к себе естественностью и точным исполнением.

Кадры из фильма

Институт благородных девиц

Из-под её пера произведения выходили одно за другим. Её известность достигла европейских стран. Переведённая на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждую семью, где росли дети. Молодёжь зачитывалась её произведениями, восторженно встречая новые книги. Чарская была кумиром подростков, особенно девочек. Сотни и тысячи писем шли к ней в Петербург, в дом на Разъезжей улице.

Чарская стала буквально властительницей дум нескольких поколений русских детей. Особенным успехом пользовалась её повесть "Княжна Джаваха" (1903). Тысячи поклонниц этой книги приходили к Новодевичьему монастырю, чтобы поклониться могиле Нины, уверенные, что это не вымышленная героиня. "Памяти Нины Джаваха" посвятила стихотворение М. Цветаева в первой своей книжке "Вечерний альбом". Семье Джаваха посвящено несколько повестей Чарской: "Княжна Джаваха" (1903), "Вторая Нина" (1909), "Джаваховское гнездо" (1912). Кроме того, память о рано умершей грузинской княжне снова и снова возникает в других произведениях Чарской.

Ошеломляющий успех вовсе не вскружил голову Лидии Алексеевны. Она по-прежнему считала своим призванием не литературу, а театр. Старательно играла второстепенные роли. Кроме того, основной доход книги приносили издателям, а не автору. За переиздания Чарской вовсе ничего не платили. Её первый муж погиб на германском фронте, остался сын-подросток. Богатых родственников не было, надеяться она могла лишь на себя, на свой талант и трудолюбие. Мы почти ничего не знаем о том, как Лидия Алексеевна пережила эти страшные годы, но главное известно: она разделила судьбу своих маленьких читателей. Голод, нищета, унижения - всё было.

О чём она писала? О доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Её герои - люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие - те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время. Герои книг Чарской, обычно, много страдают и бывают одиноки, их подстерегают опасности. Повести заставляют детей сопереживать героям, вызывают добрые чувства, учат не отворачиваться от страданий и в любой ситуации оставаться честным.

Произведения Любимыми темами писательницы были приключения брошенных, потерянных или похищенных детей - "Сибирочка" (1908), "Лесовичка" (1912), "Щелчок" (1912), и жизнь воспитанниц закрытых институтов ("Записки институтки" (1902), "Княжна Джаваха" (1903), "Люда Влассовская" (1904), "Белые пелеринки" (1906), "Вторая Нина" (1909), "За что?" (1909), "Большой Джон" (1910), "На всю жизнь" (1911), "Цель достигнута" (1911), "Юность Лиды Воронской" (1912), "Гимназистки", "Записки сиротки", "Приютки", "Волшебная сказка»

Популярность Чарской не знала границ. Вот только некоторые данные, свидетельствующие о фантастической популярности писательницы. В отчёте одной популярной детской библиотеки в 1911 году сообщалось, что юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля Верна, Толстой и Достоевский даже не присутствовали. И это явление было типичным! Журнал "Русская школа" в девятом номере за 1911 год сообщал: "В восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему "Любимая книга", девочки почти единогласно указали произведения Чарской. В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: "Нет книг Чарской".

МОРСКОЕ ЧУДО. ШУТКА Л. А. Чарской. Журнал для младшего возраста «Задушевное слово», 1908 г. Тихо плещет на песок Вал морской о бережок. Набегая, приливая, Убегая, отливая. Волны прыгают играя. Ты поди, волна, поди. Больше к нам не приходи. Ты, как на берег наскочишь, Ножки деточкам замочишь! Дети морю говорят И играют, и шалят. Вдруг… О, ужас! Таня, Маня, Брат Витюша, Сеня, Ваня Изумились, удивились, В кучку робкую столпились. Видяткто-то, сам без ног, Выплывает на песок.

Колокола Гулко звуки колокольные Улетают в твердь небес За луга, за степи вольные, За дремучий темный лес. Миллиардом звуков радостных Льет певучая волна… Вся мгновений дивных, сладостных Ночь пасхальная полна, В них, в тех звуках - миг прощенья, Злобе суетной - конец. Беспредельного смиренья И любви златой венец, В них - молитвы бесконечныя, Гимнов дивные слова. В них печаль и слезы вечныя Смытый кровью Божества. В них земли восторг таинственный И святой восторг небес, В них Бессмертный и Единственный Бог воистину воскрес!

Сказки

Её любили, ей писали отклики, её боготворили. Чарская получала большие гонорары, ей платили не только издательства, но и военные ведомства, была утверждена даже её стипендия. Повесть "Княжна Джаваха" была "допущена Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения в библиотеки учебных заведений", а также "рекомендована Главным Управлением Военно-Учебных заведений для чтения кадет и допущена в ротные библиотеки". А, скажем, историческая повесть "Смелая жизнь" была "признана Учёным Комитетом Министерства Народного Просвещения заслуживающей внимания при пополнении библиотек учебных заведений". Но Судьба в образе революции 1917 года внесла в жизнь Чарской свои жестокие коррективы.

С приходом Советской власти её перестали печатать, не простив писательнице дворянского происхождения и буржуазно-мещанских взглядов. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было забыто). Последняя публикация Чарской, повесть "Мотылек", так и осталась неоконченной, журнал "Задушевное слово" закрылся в 1918 году. Когда-то, ещё на вершине успеха, Лидия Алексеевна заметила: "Если бы отняли у меня возможность писать, я перестала бы жить". Однако она прожила ещё около двадцати лет - трудных и печальных лет. Одиночество и нищета выпали на долю уже немолодой женщины.

Л. Чарская умерла 18 марта 1937 года в Ленинграде, последние годы жизни испытывая лишения и голод. Она ушла тихо и незаметно, как уходят все волшебницы. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом её погребения считается Смоленское кладбище в Санкт- Петербурге, но некоторые очевидцы утверждают, что видели её фамилию на могильной плите в посёлке Чкаловский Краснодарского края..

В журнале я прочитал недавно, что скромная могила Лидии Чарской на Смоленском кладбище до недавнего времени не была забыта. Кто-то ухаживал за ней, приносил цветы. Простите нас, Лидия Алексеевна...

Когда-то среди читающей молодёжи не было человека, не знакомого с этим именем. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя её творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить её произведения. В их числе издательство "Детская литература", которое напечатало в 1991 году повесть Чарской "Сибирочка". В том же году вышли в свет "Записки маленькой гимназистки", а в 1994 году московское издательство "Пресса" издало сборник повестей писательницы под названием "Волшебная сказка". Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, её полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то любили дети начала прошлого столетия.

И сейчас в детских библиотеках книги Чарской почти всегда на руках, в книжных магазинах их купить так же трудно, как и в начале прошлого века. И взрослым, как и сто лет назад, трудно понять, как притягательна, как прекрасна эта книжная жизнь, где чёрное - чёрно, а белое - белоснежно и у короля - доброе сердце.

Источники