Работу выполнила Фадеева Елена 4 курс ОРМ. План: 1. Определение 2. Стадии 3. Представления о социальной адаптации в различных психологических школах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические подходы к проблеме социальной адаптации.
Advertisements

Адаптивность и социализация. Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к.
Содержание Социальные взаимодействия Уровни межличностных отношений Социальный статус Статусный набор Специфический статус Социальные роли Социализация.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Структура, процесс и виды трудовой адаптации
ПЛАН 1.Суть проблемы соотношения обучения и развитияСуть проблемы соотношения обучения и развития 2.Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Социальная компетентность личности Выполнил студент.
Психологическое здоровье личностное здоровье Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
Р Е Б Е Н О К Сверстники Родители Педагоги «Я ученик»
Транксрипт:

Работу выполнила Фадеева Елена 4 курс ОРМ

План: 1. Определение 2. Стадии 3. Представления о социальной адаптации в различных психологических школах

а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; б) результат этого процесса. " Молодежь" возрастные границы от 14 лет до 35 лет. Однако молодость не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других

1)начальная стадия 2) стадия терпимости 3) аккомодация 4) ассимиляция

Психоаналитическое понимание адаптации - 3. Фрейд, Г. Гартман, Гуманистическое направление - А. Маслоу, Интеракционистская концепция- Л. Филипс, Т. Шибутани, О. И. Зотова и И. К. Кряжева

3. Фрейд, заложил основы теории адаптации, о структуре психической сферы лично­сти, выделяются три инстанции: инстинкты Ид, система иитериоризованной морали Суперэго рациональные познавательные процессы Эго.

1. Потеря желаемого объекта (например, ребенок, лишенный родителей, близко­го друга или любимого зверька). 2. Потеря любви (потеря любви и невозможность завоевать вновь любовь или одобрение кого-то, кто много для вас значит). 3. Потеря личности (себя) потеря «лица», публичное осмеяние. 4. Потеря любви к себе (Суперэго порицает действия или черты характера, что кончается чувством вины или ненавистью к себе).

Конфликт Тревога Защитные реакции

исследований социальной адаптации выдвигает положе­ние об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Цель адаптации -достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть про­цесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно опи­сать формулой: конфликтфрустрацияакт приспособления.

По А. Маслоу, конструктивные реакции : направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем. Таким образом, эти реакции являются аналогом защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направлении). Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия, фиксация и т. п.

Адаптация наступает при достиже­нии оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. В случае отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных ре­акций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация.

Конфликт Угроза Реакция приспособления

попытки опровергнуть поступившую информацию; смена собственных установок, изменение картины мира; поиск дополнительной информации с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией.

-эффективная адаптация личности, при достижения которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества.

типы ответов на воздействия среды по Л. Филипсу- 1)Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встре­чается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Например, учебная деятельность, установление дружеских отношений, создание семьи и т. п. 2)Гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя на­правление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стрем­лений.

тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социаль­ную среду; тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценност­ных ориентации группы.

1) Адаптационный шок. 2) Мобилизация адаптационных ресурсов. 3) Ответ на «вызов среды»

1) Психические механизмы. 2) Социально-психологические механизмы 3) Социальные механизмы.

1) Конформизм 2) Инновация 3) Ритуализм 4) Ретритизм 5) Радикализм

Добровольная Вынужденная

Функциональная ОрганизационнаяСитуативная

1) Диагностический 2) Формирующий 3) Обучающий 4) Реализующий 5) Итоговый

физиологическаяуправленческаяэкономическаяпедагогическаяпсихологическаяпрофессиональная

В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «стресс» -это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах «адаптационный синдром»-это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия

1) адаптированность в сфере внеличностной, социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается ком ȇ тентности и мастерства.(в качестве объективных показателей ус ȇ шной адаптированности, чаще всего используются квалифицированный уровень работника, размер заработной платы, трудовой и социометрический статус, в качестве субъективных - удовлетворенность трудом /учебой и различными ее ас ȇ ктами, отсутствие или наличие намерения сменить место работы /учебы или жительства.) 2) адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.

а) общество (макросреда); б) социальная группа (микросреда); в) сам индивидуум (внутриличностная адаптация).

Молодежь - это особая социально- демографическая группа, ȇ реживающая ȇ риод становления социальной зрелости, положение которой определено социально- экономическим состоянием общества. Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе

- возрастные границы и социально- психологические особенности. - с ȇ цифику социального статуса, социально-культурное поведение. - процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.

Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных социально-культурных.

Негативные проявления: -олодежная среда становится опасной криминогенной зоной Нарастают неблагоприятные тенденции, - омоложение преступности, -усиление ее группового характера -растет число «женских» преступлений

-в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. - неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев.

Адаптация – длиться с рождения до подросткового возраста, когда человек усваивает общественные законы, нормы и ценности. Индивидуализация – приходится на подростковый период. Это выбор человеком норм поведения и ценностей, приемлемых именно для него. На этом этапе выбор характеризуется изменчивостью и неустойчивостью, поэтому его называют «переходной социализацией». Интеграция – характеризуется желанием найти свое место в обществе, происходит успешно, если человек соответствует требованиям своего социума. Если нет, возможны два варианта: агрессивное противостояние обществу и

Изменение себя в сторону конформизма. Трудовая социализация молодежи – охватывает весь период молодости и зрелости, когда человек является трудоспособным и может своим трудом приносить пользу обществу. Послетрудовая стадия – заключается в обобщении накопленного трудового и общественного опыта и передаче его последующим поколениям.

мегафакторы – экология планеты, влияние космоса – те факторы, которые в той или иной степени влияют на всех жителей Земли; макрофакторы – совокупность факторов, влияющих на социализацию людей, проживающих в конкретной стране; мезофакторы – промежуточные факторы, влияние которых определяется принадлежностью людей к субкультурам, регионам проживания.

этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой

Содержание Ид почти целиком бессозна­ тельно; оно включает как психические формы, которые никогда не были сознательными, так и материал, ока­завшийся неприемлемым для сознания. «Забытый» ма­териал продолжает обладать силой действия, которая вышла из- под сознательного контроля. Эго развивается из Ид; эта структура находится в контакте с внешней ре­альностью и контролирует и модулирует импульсы Ид. Суперэго развивается из Эго. Независимо от побужде­ний Ид и независимо от Эго Суперэго оценивает, огра­ничивает, запрещает и судит сознательную деятельность.