1 Ничто не происходит сразу и вдруг. Гитлер не мог сразу запустить «конвейеры смерти» для евреев и многих других народов в Дахау, Треблинке, Бухенвальде, Освенциме. Он не мог «вдруг» объявить евреев народом-изгоем, недостойным существования и подлежащим немедленному уничтожению. Нужно было формальное объяснение. События всегда развиваются последовательно. Нужен был публичный повод. Если в самой Германии пропаганда и провокации нацистов медленно но верно делали свое дело и настраивали немцев против потомков Авраама, то для Европы и всего мира нужно было что-то более масштабное. История корабля «Сент-Луис» И это случилось. «Цивилизованный мир» сам охотно помог Гитлеру. Это ярко показывает история пассажиров океанского лайнера «Сент-Луис», пытавшихся сбежать от ужасов «Великого рейха». Эта же история - яркое свидетельство того, что равнодушие и бездействие мира, не желавшего заниматься «чужой» - еврейской бедой - может открыть злу дорогу в мир и сделать эту беду общей для всех. Корабль «С.С.Сент-Луис»
2 В субботу 13 мая 1939 года лайнер "Сент-Луис" покинул свой порт приписки Гамбург. Большинство из 937 пассажиров, которые отправились на нем в трансатлантический рейс, получили визы, удостоверявшие, что их владельцы являются "туристами". Однако в действительности все было сложнее. Пассажиры корабля были евреями, беженцами из нацистского государства, взявшего курс на конфискацию их имущества, изгнание или уничтожение их самих. Никто из них не собирался в ближайшем будущем возвращаться в Германию. Однако, согласно правилам судоходной компании, все они были вынуждены купить обратные билеты. Обратную дорогу пришлось оплатить даже тем евреям, которых освободили из концлагерей с предписанием немедленно покинуть Германию. 27 мая "Сент-Луис" бросил якорь в гаванском порту. Беженцы собрались у трапа в ожидании катеров, которые должны были доставить их на берег. История корабля «Сент-Луис» На борту «Сент-Луиса». В центре - один из выживших пассажиров - Оскар Блехнер
3 Однако выяснились непредвиденные обстоятельства. Еще 6 мая президент Кубы издал указ, объявляющий туристские визы путешественников, истинной целью которых является иммиграция, недействительными. Относилось ли это к пассажирам "Сент-Луиса"? Корабль вышел из Гамбурга после того, как был опубликован новый закон; с другой стороны, разрешения на высадку были получены раньше. Президентский указ имел номер суеверные, должно быть, заметили, что именно столько пассажиров покинули Европу на борту "Сент-Луиса". История корабля «Сент-Луис» Девятнадцати кубинцам и испанцам, а также трем пассажирам с визами, имеющими законную силу, позволили сойти на берег; остальные ждали результата переговоров с властями и чиновниками Проблему обсуждали несколько дней. Кубинская виза, которую выдавали пассажирам «Сент-Луиса» Американская регистрация одного из пассажиров, выданная по квоте
4 Капитан "Сент-Луиса", не доверявший ни местным политикам, ни собственной судоходной компании, был убежден по крайней мере в одном: если закроют доступ на Кубу, то Соединенные Штаты, право на последующий въезд в которые имели многие пассажиры, наверняка примут их раньше обещанного. Поблизости от американского побережья лайнер был встречен катером береговой охраны США. Однако это не был жест гостеприимства: катер подошел, чтобы преградить "Сент-Луису" путь в территориальные воды. Госдепартамент уже решил, что если евреев не пустят на Кубу, им не будет предоставлено право въезда в Соединенные Штаты. Главными причинами отказа были высокий уровень безработицы и опирающаяся на крепкую базу ксенофобия. Корабль направил запросы в адрес Доминиканской Республики, Венесуэлы, Эквадора, Чили, Колумбии, Парагвая и Аргентины; но все эти страны также отказались принять его пассажиров. «Сент-Луис» отправился обратно а Европу. Капитан «Сент-Луиса» Густав Шрёдер Еврейские беженцы – пассажиры «Сент-Луиса» во время стоянки в порту Гаваны История корабля «Сент-Луис»
5 Когда это стало известно, немецкое правительство заявило, что раз ни одна страна не соглашается принять полный корабль евреев, Германии придется пустить их обратно и «устроить на содержание». Более того, нацисты заявили, что если "Сент-Луис" вынужден будет освободиться от своего груза, состоящего из «дегенератов и преступников», в том же самом Гамбурге, из которого лайнер отплыл на Кубу, это докажет, что презренные евреи никому не нужны, а значит, никто не имеет права критиковать режим за тот прием, какой он намерен устроить «возвращенцам». Наконец, когда у многих уже не оставалось надежды и Европа была совсем недалеко, бельгийское правительство заявило, что примет 200 беженцев. В последующие дни Голландия согласилась принять 194 человека, Великобритания и Франция История корабля «Сент-Луис» Разрешение на поселение в Великобритании для Оскара Блехнера Вид на набережную Гаваны с борта «Сент-Луиса»
6 Покрыв в общей сложности миль, "Сент-Луис" причалил к берегу в Антверпене, всего на 300 миль отстоящем от порта его отправления. Пассажиры сошли на берег. Высадившихся в Бельгии посадили в поезд с запертыми дверьми и наглухо забитыми окнами; им было сказано, что эти меры необходимы для их же безопасности. Те, кто вышел в Голландии, были немедленно переправлены в лагерь для беженцев. Принятые Великобританией пассажиры корабля высадились в Саутгемптоне 21 июня, в среду. Они могли заметить, что их скитания по морю длились ровно сорок дней и сорок ночей. Им очень повезло: Британия оказалась единственной страной из этого списка, которая после начала Второй мировой войны не была захвачена нацистами. Таким образом, когда началась война и Германия оккупировала большинство стран Европы, все европейцы оказались «в одной лодке». Круг замкнулся. «Чужая» беда стала для всех своей. История корабля «Сент-Луис» Официальные представители 4-х стран, решивших дать убежище пассажирам «Сент- Луиса» собираются ступить на палубу корабля перед тем, как он пришвартуется в Антверпене