Самара космическая 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всемирный день авиации и космонавтики по решению Совета Международной авиационной федерации от 30 апреля 1969.
Advertisements

Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководил Главный конструктор Сергей Павлович Королев.
Математическая - ЭКСКУРСИЯ «История космонавтики».
С.П. Королёв родился в 1906 году. Занимался в Киевском политехническом институте. Учился в Москве в Высшем техническом училище им. Баумана В 1929 году.
История космонавтики. 12 апреля В России и в странах всего мира отмечают Международный День космонавтики.
КОСМИЧЕСКИЕ ВЕХИ Мы дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен, Что чувствуем себя мы слитными в одном, Что в каждой точке.
Презентация по астрономии. На тему: Достижения С.П.Королева. Автор: Шерстобитова С.А.
История освоения космоса.. 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты – носителя, которая вывела на околоземную орбиту искусственный.
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович ( ) Российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики,
"От Циолковского к Королеву … в ХХI век ". К.Э. Циолковский.
Составила учитель начальных классов 1 квалификационной категории Зиновьева Е.С. Внеклассное мероприятие ко Дню Космонавтики Подготовила ученица 7 класса.
Викторина История космонавтики. 12 апреля отмечается ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. В этот день в космосе побывал человек - Юрий Алексеевич Гагарин. 1. Назовите название.
Королёв Сергей Павлович.. Биография Королёв Сергей Павлович. ( ) Советский учёный, основоположник практической космонавтики. Он родился в ночь.
«Труден путь до тебя, небо!» Классный час подготовила учитель начальных классов МОУ «Гимназия 1» Ларина Г.Х.
Биография Козлов Дмитрий Ильич– создатель ракетно-космической техники, заместитель главного конструктора ОКБ-1, начальник и главный конструктор Центрального.
Ежегодно 12 апреля в России и в странах всего мира отмечают Международный День космонавтики - первый полет человека в космос - космонавта Юрия Гагарина.
Презентацию подготовила Учитель начальных классов Анилина Л.Г. Ворошиловская СОШ, д. Горки. 2013г.
Страна, открывшая путь в космос.. С давних времен люди мечтали о покорении звездного пространства. На рубеже XIX – XX вв. в научной литературе заговорили.
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ Презентацию подготовили ученики 6 «Б» класса Кузнецов Александр и Сазонкин Александр.
Составила учитель начальных классов 1 квалификационной категории Зиновьева Е.С. Первому полету человека в космос –
Транксрипт:

Самара космическая 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Один виток вокруг земного шара продолжался 108 минут. Развитие пилотируемых полетов у нас в стране проходило поэтапно. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам – таков путь, пройденный советской и российской пилотируемой космонавтикой. По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается как «Всемирный день авиации и космонавтики». В Российской Федерации памятная дата «День космонавтики» установлена 12 апреля в соответствии со статьей 1.1 Федерального Закона от 13 марта 1995 года 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

Самара – столица ракетно - космической отрасли России Космическая отрасль России – это и многочисленные конструкторские бюро, и промышленные предприятия, и испытательные полигоны, и четыре космодрома. Есть своё « правительство » – Федеральное космическое агентство. И своя « столица » с её комплексом организаций и предприятий, связанных с космическим машиностроением. Именно в Самаре ( быв. Куйбышеве ) были изготовлены две ступени ракетоносителя « Восток », который вывел на околоземную орбиту корабль с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным. Специалисты наших КБ и заводов изготавливают лучшие ракетные двигатели – и это признают даже уверенные в своём превосходстве американцы. Именно у нас разработаны уникальные сплавы для космических ракет и аппаратов. Ракеты класса Р -7 по праву считаются самыми надёжными в мире. Одно то, что почти за пятьдесят лет произведено без малого 1700 стартов – а это превосходит по количеству пусков ракет все остальные страны мира вместе взятые, – говорит само за себя. Наши ракеты выводили автоматические аппараты и космические комплексы не только на околоземные орбиты, но и на трассы к Луне и планетам Солнечной системы. Достижения самарских учёных, конструкторов, инженеров и рабочих, занимающихся космическим машиностроением, неоспоримы и давно признаны специалистами всего мира. Так что Самару вполне можно считать неофициальной столицей ракетно - космической отрасли России.

Где учат строить космические ракеты Самарский государственный аэрокосмический университет им. Академика С. П. Королёва Во время Великой Отечественной войны в 1942 году фронт требовал самолёты, заводы требовали инженеров. В Куйбышев ( сейчас это г. Самара ) были эвакуированы крупные учёные и преподаватели высших учебных заведений из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Воронежа. Они составили основу созданного в городе на Волге авиационного института. Почти за шестьдесят пять лет существования институт, который теперь называется Аэрокосмическим университетом и носит имя легендарного Главного конструктора ракетно - космических систем С. П. Королёва, выпустил из своих стен почти 60 тысяч специалистов. Студенты и педагоги участвовали в создании Международной космической станции « Альфа » и ракетоносителя « Ямал ». Выпускники Аэрокосмического университета востребованы на предприятиях ракетно - космической отрасли как в Самаре, так и далеко за пределами города и региона. Среди них есть генеральные конструкторы, директора заводов, учёные.

Где в Самаре строят ракетно - космическую технику Металлургический завод им. Ленина В начале 50- х годов прошлого века в г. Куйбышеве ( ныне – Самаре ) началось строительство металлургического завода, одного из крупнейших в Европе. А в конце десятилетия на предприятии приступили к выпуску продукции для ракетно - космической техники – специальных сплавов. Требования к сплавам предъявлялись особые : они должны были выдерживать весьма высокие нагрузки при малом весе, обладать хорошей пластичностью при изготовлении деталей и узлов космических аппаратов, хорошей свариваемостью – для обеспечения герметичности, способностью работать длительное время – возможно, несколько десятков лет ! – при сверхнизких температурах. Начиная с 1960 года, Куйбышевский металлургический завод им. Ленина, оснащённый самым современным и уникальным по тому времени оборудованием, стал основным в СССР поставщиком материалов и полуфабрикатов из алюминиевых сплавов для авиационной и ракетно - космической техники. Поставлялись материалы и полуфабрикаты для ракетоносителей семейства Р -7 – « Восток », « Восход », « Молния », « Союз »; для ракеты сверхтяжёлого класса « Энергия » и многоразового корабля « Буран »; для различных автоматических космических аппаратов.

Они готовились штурмовать Луну Как и другие промышленные предприятия авиационно - космического комплекса г. Куйбышева ( Самары ), завод имени Кирова, а с 1946 года – Государственный союзный опытный завод 2, появился на экономической карте города в начале Великой Отечественной войны. Он был создан на базе нескольких эвакуированных предприятий. Во второй половине 40- х годов завод, расположившийся на берегу Волги в посёлке Управленческом, был ориентирован на разработку и производство реактивных двигателей. Весной 1949 года главным конструктором предприятия стал Н. Д. Кузнецов ( впоследствии – генеральный директор, генерал - лейтенант инженерно - технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, академик Академии наук СССР, лауреат многих премий СССР ). В конце 50- х – начале 60- х годов ОКБ -276, как к тому времени именовалось конструкторское бюро, которым руководил Н. Д. Кузнецов, уже занимало одно из ведущих мест в отечественном двигателестроении. Поэтому не случайным было обращение С. П. Королёва к Н. Д. Кузнецову с предложением « поработать на космос »: Главному конструктору ракетно - космических систем нужны были надёжные кислородно - керосиновые двигатели для межконтинентальной ракеты ГР -1 и « лунной » ракеты Н -1. В весьма сжатые сроки несколько двигателей для разных ступеней ракет - носителей были созданы и сданы заказчикам. Позднее, в 1968 году, были разработаны модификации этих двигателей для многоразового применения. К сожалению, работы как по глобальной ракете ( ГР ) и « луннику » Н -1, так и по программе « Энергия - Буран » были свёрнуты.

Моторостроительный завод им. Фрунзе В августе 1912 года императорским указом в России был создан новый род войск – военно - воздушные силы. Через два месяца в Москве возникло небольшое оборонное предприятие – завод « Гном ». На нём стали собирать лёгкие бензиновые двигатели того же названия, что и завод, мощностью 60 л. с. Предназначались они для небольших российских самолётов - истребителей. С развитием авиастроения в конце 20- х годов прошлого века возрастали требования к двигателям : нужны были всё более и более мощные моторы. Небольшим предприятиям такие задачи были не по силам. По предложению М. В. Фрунзе несколько заводов на базе « Гнома » объединили. Получился новый завод N 24. По просьбе моторостроителей их предприятию присвоили имя М. В. Фрунзе. История предприятия отмечена многими выдающимися техническими достижениями. Мировые рекорды 20- х х годов : перелёты Москва – Пекин (1925 г., мотор М -5); Москва – Нью - Йорк (1929 г., мотор М -17); Москва – Северный полюс – Ванкувер (1937 г., мотор АМ -34). Русские авиаторы ставили рекорды на самолётах конструкторов Н. Н. Поликарпова и А. Н. Туполева. Машины были оснащены двигателями, изготовленными на заводе им. Фрунзе.

Перебазировавшись в начале Великой Отечественной войны в Куйбышев ( сейчас – город Самара ), завод стал работать на самолётостроительные предприятия, расположившиеся по соседству. Построенные на заводах N1 и N18 « летающие танки » – штурмовики Ил -2 оснащались мощными двигателями АМ -38 Ф. Вскоре после войны завод перешёл на производство реактивных и турбовинтовых двигателей. С пятидесятых годов прошлого века началось внедрение в серийное производство семейства двигателей Генерального конструктора Н. Д. Кузнецова. Они поднимали в небо самолёты Ил -18, Ан -10, первый сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту -144, военно - транспортный самолёт Ан -22 (« Антей »). В 1959 году с использованием жидкостных ракетных двигателей, изготовленных на предприятии, была выведена на траекторию межпланетная станция « Луна -2», а 12 апреля 1961 года на орбиту вокруг Земли – космический корабль « Восток » с Юрием Гагариным, первым космонавтом планеты. Ракетные двигатели самарского производства уже более сорока лет успешно используются для выполнения космических исследований. В конце прошлого века завод приобрёл новый статус : сейчас это открытое акционерное общество « Моторостроитель ».

Центральное специализированное конструкторское бюро ( ЦСКБ ) История ЦСКБ берёт начало с создания в 1959 году на заводе « Прогресс » в Куйбышеве по распоряжению Главного конструктора ракетно - космических систем С. П. Королёва специального бюро – отдела N25 ОКБ -1. Основной задачей отдела было конструкторское сопровождение производства межконтинентальной баллистической ракеты Р -7. Руководителем нового подразделения стал Д. И. Козлов ( впоследствии – дважды Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, член - корреспондент РАН, действительный член ряда академий, лауреат Ленинской и Государственных премий, кавалер многих орденов, почётный гражданин Самарской области, городов Самары и Тихорецка ). Вскоре отдел преобразовывается в филиал ОКБ -1. Начиная с 1964 года, он становится головным по созданию ракет - носителей среднего класса типа Р -7 и автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. В 1974 году филиал получает право стать самостоятельным предприятием – Центральным специализированным конструкторским бюро ( ЦСКБ ). Головным заводом - изготовителем, в цехах которого воплощались в металл конструкторские разработки ЦСКБ, стал завод « Прогресс ».

Совместными усилиями два предприятия сделали необычайно много. В 1959 – 1960 гг. конструкторами была разработана новая четырёхступенчатая ракета « Молния », предназначавшаяся для выведения космических станций к Луне, планетам Солнечной системы, а также спутников связи на высокие орбиты. В 1965 году был произведён пуск « Молнии - М » с автоматической межпланетной станцией « Луна -7». В дальнейшем усовершенствованная ракета использовалась для запусков станций к Венере и Марсу. Первой полностью самостоятельной разработкой куйбышевских конструкторов стала трёхступенчатая ракета « Союз », предназначенная для выведения на низкие круговые орбиты автоматических космических аппаратов, пилотируемых и транспортных кораблей. Эксплуатация этого носителя началась в 1963 году. Позднее было создано несколько модификаций « Союза ». Ракеты - носители « Союз » стали единственным отечественным средством доставки космонавтов на долговременные орбитальные станции. И до сих пор таковыми являются. Нашими носителями пользовались и американские астронавты, когда НАСА на длительное время вынуждено было приостановить эксплуатацию своих шаттлов. Другое направление деятельности ЦСКБ – разработка и создание искусственных спутников Земли различного назначения. За период с 1965 по 1998 годы было создано и сдано в эксплуатацию Министерству обороны 17 типов спутников.

Завод « Прогресс » Родина самарского завода « Прогресс » – Москва. Там в 1894 году была создана небольшая частная фабрика « Дукс », выпускавшая велосипеды. Продукция отличалась высоким качеством и пользовалась большим спросом – даже Николай Второй заказывал здесь детский велосипед для царевича Алексея. Велосипедами производство не ограничилось. В 1913 году на самолёте « Ньюпор -4», построенном на заводе « Дукс », лётчик П. Н. Нестеров совершил первую в мире « мёртвую петлю », получившую впоследствии название « петли Нестерова ». Первый в России дирижабль « Кречет », первые отечественные аэросани и аэропланы ( по чертежам французских фирм )…« Прогресс » уже тогда стремился быть в лидерах (« Дукс » в переводе с латинского означает вождь, ведущий ). Очевидно, не случайно впоследствии, уже при советской власти, завод « Прогресс » стал называться авиационным заводом 1. Здесь выпускалась передовая для своего времени техника – истребители и истребители - перехватчики.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, предприятие было эвакуировано в Куйбышев ( ныне – город Самара ), на территорию строящегося нового авиационного завода. За годы войны было изготовлено штурмовиков Ил -2 и Ил -10. Что составляет более трети от общего числа таких машин, произведённых за время Великой Отечественной в СССР. Вскоре после окончания войны завод перешёл на выпуск реактивной техники – истребителей МиГ - 9, затем – МиГ -15 и МиГ -17, лёгких реактивных бомбардировщиков Ил -28 и, наконец, освоил производство стратегического реактивного бомбардировщика Ту -16, который много лет был главной ударной силой советских ВВС. Всего завод построил 545 самолётов Ту -16. В 1958 году Москва приняла решение : предприятие перепрофилируется на изготовление ракетной техники. На заводе произошли преобразования. И 17 февраля 1959 года первая ракета Р -7, изготовленная в Куйбышеве, ушла в небо с космодрома Байконур.

Работу подготовил ученик 7 Б класса Зорин Игорь