Императо р или либеральные реформы … Укрепление самодержавия I.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кратко ответьте на следующие вопросы. 1. В каких антифранцузских коалициях принимала участие России? 2. Как успешно принимала участие в антинаполеоновских.
Advertisements

Николай I (Николай Павлович) Императрица Александра Федоровна.
Общественное движение в годы правления Николая I 1. Основные черты общественного движения 30-х – 40-х годов XIX века 2. Общая характеристика основных идейных.
Движение декабристов.. I. Причины создания тайных обществ в России. 1.Рост самосознания после 1812 г. 2.Осознание отсталости России от европейских стран.
Цели урока: Выяснить цели участников тайных организаций, причины поражения и значение восстания на Сенатской площади; Развивать навыки работы с информаций(анализ.
Декабристы: причины возникновения движения идеи просветителей XVIII в., деятелей Великой французской революции рост национального самосознания в ходе.
Николай Первый – годы правления 1796 – 1855 – годы жизни.
8 класс ПОПРОБУЕМ ВСПОМНИТЬ Александр I. Победитель1801 – 1825 гг «ДНЕЙ АЛЕКСАНДРОВЫХ ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО…» «АРАКЧЕЕВЩИНА»
Предпосылки Крепостнический строй Война 1812 года Политика Александра I Реакционный внешнеполитический курс Влияние идей европейского Просвещения Влияние.
Движение декабристов Учитель истории: Лепехина Н. Е.
ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА. ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ. Учитель истории Гимназии 44 г. Сочи Гаврикова Карина Александровна.
Правление Николая I. ( гг.). 1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Герцен назвал эпоху гг. «временем наружного.
Российская империя Общественное движение в России в 20-е-30-е годы XIXв. Страны Европы в гг. Российская империя.
Выступление декабристов 8 класс. История. Актуализация знаний Каков был состав тайных обществ ? Почему тайные общества возникли именно в среде дворян.
Восстание декабристов 1825 г. План изучения нового материала : 1. Династический кризис. 2. Восстание декабристов. 3. Историческое значение и последствия.
А.С. Пушкин Пока свободою горим, Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Мой друг, Отчизне.
Д/з § 10 (вопросы) Урок 11. План урока 1.Личность Николая I. 2.Укрепление самодержавной власти. 3.Аграрная реформа П.Киселева. 4.Государство и церковь.
Общественное движение при Александре I. Декабристы 8 класс ©Кузнецов А.В.
Тема: §8.Общественное движение при Александре I при Александре I.
гг. правление Николая I. Проблемный вопрос: Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный?
Транксрипт:

Императо р или либеральные реформы … Укрепление самодержавия I

1. Причины политической и экономической отсталости России. 2. Влияние либеральных идей французских просветителей. 3. Внутренняя политика: укрепление самодержавия и споры о путях развития страны.

В этом периоде: XIX век занимает особое место в истории России. То, что происходило в стране определялось не столько личностями правителей России, N.B. сколько соотношением сил сторонников или противников самодержавия. -окончательно формируется территория государства; -в три раза вырастает население (120 млн к концу века); -происходит критическое осмысление путей развития страны и общества; -начинается промышленный переворот и происходят социальные изменения.

В первую половину правления Александра I господствовала надежда, что можно дать стране политическую свободу, сохранив на время рабство. Император Александр I (1801 – 1825) Изменить общественные отношения не переустраивая государства – эту цель поставил себе новый император – Николай I. Император Николай I (1825 – 1855)

Однако даже формально свободные крестьяне не имели права на личное земельное владение Крестьянство Казенные (государственные) Удельные (принадлежали царскому двору) Помещичьи (крепостные) Оброчные Барщинные 98 % населения формально свободные не свободные более 80%

Социальная структура российского общества в начале XIX в. подчеркивала его отсталость от Европы. 70% Помещичье землевладение 30% крестьянская земля 40 млн. крестьянских хозяйств 100 тыс. помещичьих хозяйств (назовите основные российские сословия XIX века)

При всем этом, более 60 % помещичьих крестьян, уже к середине века были перезаложены, т.е. помещичьи хозяйства не давали нужной отдачи и разорялись (ответьте, почему?) Налицо был кризис всего крепостного строя. Стало очевидно, что система хозяйства и само российское общество нуждаются в реформировании.

Либерали́зм разновидность политической и экономической идеологии государства; убежденность, что права и свободы отдельного человека являются основой общественного и экономического порядка. Начиная с XVIII века в основе развития экономической и политической жизни ведущих европейских стран находятся либеральные идеи, выработанные и получившие известность благодаря деятельности французских просветителей. Статуя Свободы. Нью-Йорк, США Statue of Liberty – подарок от французских граждан к столетию американской революции 4 июля 1776 г. Всемирный символ свободы. N.B.

Общественная мысль в России развивалась в традициях просвещения А.Смит Просвещение распространение знаний и культуры, убежденность в решающей роли разума и науки в познании, что является подлинной природой человека. Невежество, религиозный фанатизм - причины человеческих бедствий.

фундамент личности - нравственность, стремление к знаниям, образование и культура; фундамент государства и общества - справедливость, законность и стремление к всеобщему благополучию. Общество свободных, образованных и культурных людей – достойная цель для передового государства. И все же, просветители предостерегали от чрезмерного упрощения «рецепта счастья»: свободу и счастье нельзя получить даром, их необходимо заслужить упорным трудом.

Однако, как оказалось, не так просто дать людям свободу и справедливость… Народ Франции, воодушевленный идеями просветителей сверг власть короля в ходе Великой французской революции 1789 – 1794 гг., получив желанную свободу. Взятие французами тюрьмы - крепости Бастилии 14 августа 1789 г. Короля и его сторонников жестоко казнили … Однако благополучия и счастья больше не стало. (?) Максимилиан Робеспьер – идеолог революционного террора Напротив, поиски «виновных» породили кровавый террор и гибель сотен тысяч.

Свобода без обязанностей порождает вседозволенность и хаос. Благополучие и достаток – результат упорного и последовательного труда человека. Обязанность и долг каждого человека – быть гражданином и патриотом. Один из печальных символов Французской революции – изобретение врача Гильотена. Это просто сказать. Сложнее понять. Еще сложнее – им быть. Урок французской революции оказался печален

Зная о кровавых последствиях французской революции, прогрессивные представители российского общества рассчитывали достичь своей цели сравнительно мирным путем. Этот путь они видели в нравственном совершенствовании населения. Лишь небольшая часть российского общества считала необходимым реформирование самодержавия и отмену крепостного права. Легенда о Микуле Селяниновиче и Вольге Святославиче

Офицеры-дворяне, участвовавшие в заграничном походе, успели хорошо познакомиться с европейским общественным устройством и жизнью населения. Невольно сравнивая увиденные порядки с российскими, эти люди пришли к выводу о необходимости перемен в России. Важным моментом в развитии российского национального самосознания явилась война 1812 года.

В 1816 г. Н.Муравьев, С.Трубецкой, И.Якушкин создают тайную организацию Союз Спасения. В гг. в армии возникают первые тайные организации, ставившие своей задачей изменения существующего государственного строя. Руководитель Северного общества - Никита Муравьев В 1818 г. основан Союз Благоденствия. В 1821 г. создаются: Южное общество и Северное общество Руководитель Южного общества – Павел Пестель М. Бестужев - Рюмин С. Муравьев - Апостол П.Каховский К.Рылеев

18 ноября 1825 г. внезапно умирает Александр I. Присяга новому царю назначена на 14 декабря 1825 года. Руководители Северного общества решают действовать, к тому же царю стало известно о заговоре. Сенатская площадь Петербурга По плану восстания 14 декабря восставшие войска должны были прийти на Сенатскую площадь Петербурга, захватить Зимний дворец и убить царя.

Однако план не удался. Собравшиеся войска (около 3 тыс.) были окружены успевшими принести присягу Николаю I войсками. Выбранный «диктатором» С.П.Трубецкой не явился на площадь. Восставшие, оставшись без руководителя, не решились действовать. Царь приказал стрелять из пушек. И вскоре все было кончено: восстание было подавлено. Под суд попало около 600 человек. Триста человек было признано виновными. К.Рылеев, П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, П.Каховский были казнены. Остальные были отправлены на каторгу в Сибирь. Восстание 14 декабря 1825 г.

14 декабря 1825 г. императором становится Николай I Романов. В ходе расследования декабрьского восстания было выявлено множество нарушений в управлении, финансах, суде. Император Николай Первый (1825 – 1855) Вплоть до недавнего времени правление Николая рассматривалось как жесткое и крайне несправедливое. Скорее всего это не так. Император прекрасно понимал необходимость проведения реформ, однако считал, что разработку реформ нельзя предавать широкой огласке. Поэтому уже в 1826 г. для обсуждения предстоящих изменений был учрежден Секретный комитет.

-с одной стороны, император хотел избежать революционных потрясений, боролся против распространения в России «разрушительных» идей; -с другой надеялся разрешить острые социальные проблемы без коренной ломки старых отношений; -не смотря ни на что, опорой самодержавия по- прежнему считалось дворянство и чиновничество. Деятельность Николая была направлена на укрепление силы и могущества Российской империи.

Государь был убежденным сторонником отмены крепостного права, необходимости экономического и культурного развития страны. Однако, делать это нужно было очень осторожно. Напротив: -был усилен полицейский аппарат; -ужесточена цензура; -повышен контроль за общественной жизнью; -значительно вырос бюрократический аппарат. Николай сделал все, что бы ни в коем случае не ослабить самодержавную власть.

для политического сыска и выявления инакомыслящих в государстве и за его пределами. первое - ведало личной перепиской императора; второе - законодательством Российской Империи; третье - секретная служба, занимавшаяся выявлением опасных для политического строя государства личностей. Для усиленного контроля населения был создан новый орган: третье отделение личной Его Императорского Величества канцелярии: Глава Третьего отделения - граф А.Бенкендорф Мундир жандарма В 1827 году создается корпус жандармов Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.

Процедура наказания. На первом плане проведение «сквозь строй …»

После событий декабря 1825 г. российское общество бурлило. Третье отделение не справлялось с доносами и розыском «рассадника революционной заразы». Как правило, наиболее радикально настроенной была учащаяся молодежь и студенты. Государство предпринимало адекватные меры. Стали закрываться учебные заведения. С 1827 г. было запрещено принимать в гимназии и университеты представителей низших сословий.

Поэтому государство было крайне заинтересовано в проведении такой внутренней политики, которая бы позволила: 1. выпускать образованных людей, необходимых стране; 2. обучать и воспитывать так, чтобы избежать революционных идей и взглядов. Однако, власти не могли закрыть все учебные заведения – стране были нужны образованные кадры.

В 1828 г. издается Устав учебных заведений. Начальное и среднее образование подразделялось на 3 категории: 1)для детей низших сословий предназначались одноклассные училища с самой элементарной программой обучения (четыре правила арифметики, чтение, письмо, Закон Божий); 2)для средних сословий - трехклассные училища с чуть более широкой программой обучения (в добавление - геометрия, география и история); 3)для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии, окончание которых давало право для поступления в университет. В уставе говорилось, что деление школьного обучения сделано для того, чтобы «никто не стремился возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться». Знания учащихся должны быть узконаправленными и ограничиваться требованиями профессии. Дополнительные знания – вредны для простого человека.

- Православие - Самодержавие - Народность В 1833 г. министр народного просвещения С. С. Уваров (*) предложил ввести курс «официальной народности».* Смысл его заключался в усиленной пропаганде трех простых лозунгов: Эта формула стала основой государственной идеологии Она постоянно звучала в прессе, лекциях преподавателей, в литературе, в официальных документах, «вбивая» в сознание людей эти три принципа, в соответствии с которыми шло воспитание молодежи.

О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством, Народного Просвещения Доложено Его Величеству 19 ноября 1833 г. Уваров» …. Как учредить у нас народное воспитание, соответствующее нашему порядку вещей и не чуждое Европейского духа? По какому правилу следует действовать в отношении к Европейскому просвещению, к Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их грозят нам неминуемой гибелью? Чья рука и сильная и опытная, может удержать стремление умов в границах порядка и тишины и откинуть все, что могло бы нарушить общее устройство? …. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться традиций и отвергать иностранное влияние.

Не смотря на преследование инакомыслия в 40-е гг., в стране возникают многочисленные тайные общества, которые занимаются обсуждением политических и философских проблем, чтением запрещенной литературы. В.Е. Маковский. Вечеринка.

В 1836 г. журнал «Телескоп» публикует одно из так называемых «философических писем» Петра Чаадаева. Это историко-философское сочинение, где содержались серьезные размышления об истории России, ее месте среди стран мира и путях ее развития. По гневному распоряжению Николая I журнал закрыли, цензора - ректора университета проф. А. В. Болдырева, уволили из университета, редактора Н. И. Надеждина сослали в Сибирь. Петр Яковлевич Чаадаев

… мы никогда не шли вместе с другими народами; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Мы существуем как бы вне времени и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас. … в самом начале у нас было дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное владычество, следы которого в нашем образе жизни не изгладились совсем и доныне … … Мы растем, но не зреем, идем вперед, но по какому-то косвенному направлению, не ведущему к цели. Мы принадлежим к нациям, которые существуют для того, чтобы со временем преподать какой- либо великий урок миру...

… Все народы Европы выработали определенные идеи. Это - идеи долга, закона, правды, порядка, И они составляют не только историю Европы, но ее атмосферу. Находясь между Востоком и Западом, мы должны бы соединять в нашем гражданстве историю всего мира. Но не таково предназначение, павшее на нашу долю. В своих размышлениях Чаадаев склоняется к выводу о том, что исторический путь России непохож на путь остальных европейских стран. Следовательно, у страны другое будущее: непонятное и неопределенное. России нужно стать европейской страной (значит, ограничить монархию, ввести Конституцию и т.п.).

«Письма» вызвали яростные споры и разногласия в обществе. Среди студенчества, в дворянских салонах велись жаркие споры о возможных путях развития России. Тех, кто считал, что исторический путь России – быть одним из европейских государств – стали называть «западники»; сторонников другой точки зрения, что исторический путь России уникален и не должен копировать Европейский – стали называть «славянофилы». Дворянский салон XIX века.

ЗАПАДНИКИ Николай Чернышевский Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий (европейский) путь развития, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы. Владимир Соловьев Тимофей Грановский

СЛАВЯНОФИЛЫ Алексей Хомяков Иван Киреевский Константин Аксаков Обосновывали самостоятельный путь исторического развития страны, который видели в отсутствии в России классовой борьбы, в наличии общины и в православии. Призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка.

ОТНОШЕНИЕ Путь развития Государственное устройство Общественное устройство к самодержавиюк крепостному праву СЛЯВЯНОФИЛЫ Ограничение Освобождение крестьян; общинная собственность на землю Реформы Ограниченная монархия Свобода для граждан; зависимость крестьян от общины ЗАПАДНИКИ Отмена Освобождение крестьян; частная собственность на землю Революция Республика Отмена сословий; свобода личности и гражданские права

Крестьянский вопрос был одним из острейших в XIX в. Число крестьянских бунтов увеличивались с каждым десятилетием. «Крепостное право пороховой погреб под государством», - докладывал царю А.Х. Бенкендорф. Были изданы указы, запрещавшие продавать крестьян без земли, продавать на рынке, разделять членов семьи при продаже, расплачиваться за долги крестьянами. Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. Правительство боялось открыто заявить о своих намерениях. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны.

В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах». Указ гласил: «Вся без исключения земля принадлежит помещику; это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может». Указ предусматривал предоставление крестьянину земли не в собственность, а в пользование, за что крестьянин был обязан выполнять барщину и оброк, но с условием, что помещик не мог их увеличивать, как не мог отнять и наделы у крестьян. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал: все зависело от воли помещика.

В начале 40-х гг. XIX в. министр финансов Е. Канкрин провел денежную реформу. До этого в России шел двойной денежный счет на рубли серебром и ассигнации. С 1841 г. вводился кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром. 1 июня 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на кредитные рубли. Денежная реформа укрепила финансовую систему страны. Егор Францевич Канкрин Государственный кредитный билет 1843 г.

Положение крестьян в период правления Николая I не улучшилось, зато было много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только поражение в войне с Европой заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.

1. Раскройте понятие «общественное движение». 2. Что означает понятие «реакционная политика». 3. Назовите французских философов-просветителей XVII – XVIII вв. 4. Сформулируйте кратко основные идеи просветителей. 5. Какой путь общественного развития избрали российские просветители. 6. Назовите тайные общества в России начала XIX в. И их цели. 7. Почему тайные общества стали возникать после войны 1812 г. 8. Опишите восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. 9. По-вашему мнению, почему восстание потерпело поражение. 10. Каковы были последствия восстания на Сенатской площади

11. Охарактеризуйте личность императора Николая I. 12. Что такое личная Его императорского величества канцелярия. 13. Какими вопросами занималось третье отделение канцелярии, его глава. 14. Кто такие жандармы, чем они занимались. 15. Чем было вызвано появление теории «официальной народности», автор. 16. Раскройте основное содержание теории. 17. Чем вызвано появление в России литературных кружков и обществ 30-х гг. 18. Кто такой П.Я.Чаадаев. Начало какой проблеме общественного развития он положил. 19. В проблеме исторического развития России обозначьте позицию западников. 20. В проблеме исторического развития России обозначьте позицию славянофилов.

? Учебник … § 58 (тайные организации) § 59 стр Подготовка доклада на тему: «Стратегия развития государства: западники и славянофилы» -объем: не более 3-х листов А-4; -обязательное указание источников. Подготовка материала для дискуссии по основному содержанию программных документов Северного и Южного общества, а также «Манифеста к русскому народу» - источник -