Первоочередные меры по совершенствованию правил торговли круглым лесом в Украине В.Подкорытов, ВБ Киев, 29 апреля, 2014 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное регулирование биржевой деятельности в Республике Беларусь.
Advertisements

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Галова А.Г. Выполнила: Гоева А.А.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение биржевых механизмов в антимонопольном регулировании Москва, 2012 год.
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проф. А.П.Петров Доклад на круглом столе «Лесное хозяйство России: состояние.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Презентацию выполнила Студентка 3 курса: Каменева Полина.
IV двухсторонняя встреча ФСТ России – Совет европейских регуляторов энергетики (CEER) С.Г. Новиков Руководитель ФСТ России г. Флоренция 6 февраля 2012г.
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
РАЗРАБОТАЛА АНИШЕВА Л.А ГОД. План Функции цены Функции цены Классификация цен Классификация цен Виды цен в канале товародвижения Виды цен в канале.
Совершенствование правил торговли круглым лесом в Украине В.Подкорытов, ВБ.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
1 Реальный рост валового внутреннего продукта Туркменистана, в % 2.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
1 обеспечения учебниками (учебными пособиями) образовательных организаций Новгородской области, реализующих программы начального общего, основного общего,
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Муниципальное унитарное предприятие «Центральная районная аптека 29» г. Спасск-Дальний Практическая реализация Федерального закона от г. 223-ФЗ.
Транксрипт:

Первоочередные меры по совершенствованию правил торговли круглым лесом в Украине В.Подкорытов, ВБ Киев, 29 апреля, 2014 года

1. Нормативно-правовая база, регламентирующая торговлю круглыми лесоматериалами в Украине Гражданский кодекс Украины Хозяйственный кодекс Украины Налоговый кодекс Украины Таможенный кодекс Украины Закон Украины «О товарной бирже» Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля» Приказ Государственного комитета лесного хозяйства Украины 42 от г. Другие нормативные правовые акты государственных учреждений

1991 – 2005 гг. – торговля круглыми лесоматериалами осуществлялась по прямым договорам между продавцами и покупателями, как на внутреннем, так и внешнем рынках г. - был издан приказ ГК ЛХУ 418 от г. «Об утверждении порядка проведения аукционов по продаже необработанной древесины». В конце 2005 г. состоялись и первые аукционы по продаже необработанной древесины на I квартал 2006 г г. - приказ ГК ЛХУ 264 от г. «О совершенствовании механизмов продажи необработанной древесины» 2007 г. - приказ ГК ЛХУ 41 от г. «О совершенствовании механизмов продажи необработанной древесины», который вводил в действие «Положение об организации и проведении аукционов по продаже необработанной древесины», которое без каких-либо изменений действует и в настоящее время. 2. Краткая историческая справка о лесной торговле в Украине

3. Основные положения об организации и проведении аукционов по продаже необработанной древесины Положением регламентируется реализация всей необработанной древесины, заготовленной предприятиями, осуществляющими заготовку древесины как постоянные пользователи лесных ресурсов (п. 1.1.) Аукционы по продаже необработанной древесины проводятся 1 раз в квартал на базе товарных бирж, расположенных в областных центрах и созданных в соответствии с Законом Украины «О товарной бирже» и Хозяйственного кодекса Украины. Участие в торгах могут принимать субъекты хозяйственной деятельности, которые занимаются переработкой древесины (п.1.3.). Не реализована на товарных биржах необработанная древесина реализуется предприятиями - постоянными лесопользователями по прямым договорам по ценам не ниже тех, которые сложились на последнем аукционе (п.1.5.).

4. Ценообразование на круглые лесоматериалы Ценообразование на внутреннем рынке осуществляется с учетом себестоимости продукции, предложения и спроса на нее на аукционных торгах, других факторов. Цены регулируются исключительно через аукционы. В отличие от экспортного рынка аукционные цены постоянно растут. Экспортные цены регулируются в ходе переговоров между импортерами круглых лесоматериалов и ГП «Укрлесконсалтинг». Из-за коррупции и отсутствия конкурентной среды в экспортной торговле цены на лес не только не растут, но и понижаются. Зато растут коррупционная составляющая фактической цены на экспортируемые лесоматериалы, что можно проследить на приведенных ниже диаграммах.

5. Составляющие компоненты цены на деловую древесину для лесных хозяйств

При поставке леса в радиусе до 100 км от предприятия При поставке леса из соседних областей Цена пиловочника с доставкой – 628 грн/м 3 6. Составляющие компоненты цены на пиловочник сосновый в 2013 г. для потребителей Цена пиловочника с доставкой – 516 грн/м 3

7. Динамика цен на сосновый пиловочник на внутреннем и внешнем рынках Украины Цены на сосновый пиловочник, н/ок, см, сорт 2, нижний склад

8. Динамика экспортных цен на сосновый пиловочник

9. Сравнительный анализ цен на сосновый пиловочник за периоды работы по прямым договорам и биржевым В ноябре 2001 г. цены на сосновый пиловочник Ø 26 см +, сорт 2: - внутренний рынок франко-нижний склад грн/м 3 - внешний рынок, СРТ, DAF – 45 USD/м 3 В декабре 2006 г. цены на сосновый пиловочник Ø 26 см +, сорт 2: - внутренний рынок франко-н/склад грн/м 3 (+210% за 5 лет) - внешний рынок, СРТ, DAF – 75 USD/м 3 (+166% за 5 лет) В мае 2007 г. цены на сосновый пиловочник Ø 26 см +, сорт 2: - внутренний рынок франко-нижний склад грн/м 3 - внешний рынок, СРТ, DAF – 75 USD/м 3 В апреле 2014 г. цены на сосновый пиловочник Ø 26 см +, сорт 2: - внутренний рынок франко-нижний склад грн/м 3 (+146%) - внешний рынок, СРТ, DAF – 73 USD/м 3 (-3% за 8 лет) Экспортные цены в отличие от внутренних за 8 лет снизились на 3%. Может быть такова мировая тенденция? Можно эту тенденцию посмотреть на опыте Германии.

10. Динамика цен на сосновый пиловочник в Германии

11.1. Основные недостатки в организации торговли круглыми лесоматериалами в Украине Формирование авторитарной системы управления, замена менеджмента вождизмом. Руководители государственных предприятий – лесхозов были лишены самостоятельности в ведении хозяйственной деятельности вопреки Хозяйственному кодексу Украины. Все решения по торговле необработанной древесиной принимались руководством лесной отрасли: объемы продаж круглого леса на внутренний и внешний рынок, цены, состав покупателей-импортеров и выделение им лесных квот, до подчиненных предприятий доводились лишь директивные указания по их выполнению. В нарушение Положения об аукционах (п.1.1.) на торги выставлялся не весь объем заготавливаемой древесины, а в пределах от 30% до 50%, большая часть леса уходила на экспорт.

11.2. Основные недостатки в организации торговли круглыми лесоматериалами в Украине Искусственное создание дефицита сырья на аукционных торгах, что в свою очередь вызывало ажиотажный спрос и повышение цен. Проблемы с обеспечением сырьем вынуждают покупателей к сговору и распределению лотов в равном количестве между собой по стартовым ценам, что в свою очередь вызывает появление покупателей-клонов. Региональные средние деревообрабатывающие предприятия не имеют возможность приобрести требуемое по объему сырье по месту дислокации предприятий и вынуждены закупать его в других областях. Возрастают инвестиционные риски в деревообрабатывающей отрасли по обеспечению новых предприятий сырьем.

12. Пример обеспечения сырьем деревообрабатывающего предприятия с иностранными инвестициями

13. Особенности торговли лесом в других странах В организации торговли круглыми лесоматериалами не учитывается опыт стран Евросоюза и других торговых партнеров Украины. В Евросоюзе единых правил торговли нет, поэтому вопросы торговли регулируются различными отраслями права ЕС: от налогового до потребительского. Соответственно в отдельных актах все это есть. Применяются также базовые положения о свободе предоставления услуг и свободе передвижения товаров. Германия Продавцы и покупатели леса объединены каждый в свои ассоциации, которые в ходе переговоров решают все спорные вопросы торговли и ценообразования. Существуют различные формы торговли круглыми лесоматериалами: аукционы и тендеры по реализации высокосортных и ценных пород древесины, торговля по прямым договорам, в том числе многолетним, а также интернет-торговля на специализированном сайте.

14.1. Особенности торговли лесом в Польше Правила торговли древесиной ежегодно пересматриваются и утверждаются приказом Генерального директора LP. Процесс подготовки новых правил обязательно включает в себя совещания и консультации со всеми заинтересованными сторонами. Холдинг «Леса Панствовы» является крупнейшим заготовителем и продавцом древесины в ЕС. Он удовлетворяет более 95% потребностей внутреннего рынка Польши. LP является монополистом, поэтому правила торговли ежегодно подвергаются юридической экспертизе на соответствие законодательству регулирующему защиту прав потребителей и обеспечение свободной конкуренции. Правила торговли нацелены на достижение двух основных задач: обеспечить потребителям стабильное, гарантированное приобретение необходимого количества древесины по стабильным ценам; учесть интересы государственного лесного холдинга, который управляет активами Государственного Казначейства и на более чем 90% формирует свой доход за счет продажи древесины.

14.2. Особенности торговли лесом в Польше Оптовая продажа древесины осуществляется на основе трех процедур основанных на возможностях интернет- торговли. Продажа на PLD (Portal Leśno-Drzewny -Портал торговли древесиной) для клиентов с историей покупок. Данный вид торговли распространяется на постоянных покупателей LP, c которыми заключается бессрочный контракт, гарантирующий приобретение 70% объема древесины от среднего объема, приобретенного за последние 3 года. Приложением к контракту являются таблицы с указаниям объемов реальных покупок с разбивкой по породам, сортиментам и сортам. Для данной группы покупателей торги не проводятся, а цены определяются на уровне достигнутых на открытой аукционной торговле за предшествующий период. Долгосрочные контракты обеспечивают наиболее крупным, постоянным клиентам LP гарантии своевременного получения необходимого сырья, что имеет огромное значение как для планирования и развития бизнеса, так и для стабилизации цен.

14.3. Особенности торговли лесом в Польше Продажа на PLD для клиентов, делающих инвестиции в развитие деревообработки. Продажи древесины инвесторам делаются по тем же принципам, что и клиентам имеющим историю покупок с той разницей, что покупатель должен предоставить пакет документов, подтверждающих объем и назначение инвестиций. Данная возможность обеспечивает постоянную модернизацию деревообрабатывающего бизнеса за счет облегчения стартовых условий для новых производств, ещё не имеющих истории покупок. Продажа на интернет аукционах в системе «e-drewno» для всех заинтересованных сторон. Система онлайн-аукционов проводится каждые шесть месяцев. Цена является единственным критерием выбора покупателя. С 2014 г. помимо стартовой цены вводится минимальная цена, которая на 5 % ниже стартовой. Это новшество не даст возможности «игры на резкое понижение» цен в ходе торговли. Цены, полученные на свободных аукционах, хорошо отражают рыночные тенденции и будут использоваться для периодического пересмотра цен в контрактах с постоянными клиентами.

14.4. Особенности торговли лесом в Польше В 2014 году в лесах LP планируется заготовить 36 млн. кбм, что более чем в два раза превышает уровень заготовки 1990 года(17 млн.кбм) В системе электронной торговли будет продано около млн. кбм. Две трети этого объема реализуется постоянным клиентам и инвесторам, остальное на свободных торгах. По прогнозам специалистов LP, цены на древесину в 2014 году значимо не изменятся. Кроме упомянутых форм торговли надлесничества LP традиционно проводят аукционы по продаже ценных сортиментов (в 2013 г. - около 11 тыс.кбм) и осуществляют розничную торговлю ( в 2013 – 6 млн. кбм).

15.1. Особенности торговли лесом в Турции В Турции все леса (99,9%) находятся в государственной собственности, которая в соответствии с конституцией страны не может быть переведена в другие виды. Торговлей круглых лесоматериалов занимаются как государственные предприятия лесного хозяйства, так и частные компании, импортирующие круглый лес из других стран мира. Государственные предприятия лесного хозяйства реализуют свою продукцию через аукционы и по прямым контрактам со ступенчатой отсрочкой платежа до 11 месяцев. Частные компании также реализуют свою лесопродукцию по прямым контрактом. При этом торговля осуществляется с оптовых складов продавцов круглых лесоматериалов. Склады часто представляют собой огороженную и оборудованную открытую площадку с необходимой погрузочно-разгрузочной техникой. Оплата может осуществляться как наличным или безналич ным расчетом, так и чеками, которые представляют собой денежную гарантию банка покупателя с указанием срока погашения оплаты. Этот срок может достигать шести месяцев, по истечению которого деньги зачисляются на счет продавца.

15.2. Аукционная торговля лесом в Турции Скриншот страницы портала министерства лесных и водных ресурсов Турции

12.1. Лесные аукционы в Турции Выставленный на продажу лот букового пиловочника Лесные аукционы в Турции

15.4. Лесные аукционы в Турции Выставленный на продажу лот соснового пиловочника

16. Основные положения по совершенствованию торговли круглым лесом в Украине Общие положения о купле-продаже определяет Гражданский Кодекс Украины (глава 54). Особенности продажи необработанной древесины определяются соответствующим приказом руководящего органа лесной отрасли. В настоящее время это – Государственное агентство лесных ресурсов Украины. Установление правил торговли лесом, их изменение и совершенствование приказом Гослесагентства на сегодня самый оперативный и эффективный способ регулирования правил торговли на лесном рынке. Установленная аукционная форма торговли лесом является наиболее простой и эффективной формой торговли для постоянных лесопользователей – лесных хозяйств, требующая минимальных условий для ее проведения. Вместе с тем приобретенный опыт торговли необработанной древесиной показал, что она не должна быть единственной и безальтернативной.

17. Предлагаемые меры по совершенствованию торговли круглым лесом в Украине Разработать новое «Положение об организации торговли необработанной древесиной», которое бы предусматривало следующие положения: 1. Классификацию потребителей по объемам переработки древесины в год. Например, до 50 тыс. м 3/год и более 50 тыс. м 3/год. Для первой категории проводить общие аукционы, для второй категории – специализированные аукционы. 2. Виды и периодичность проведения аукционов. Общие аукционы проводить поквартально, специализированные один раз в год. При необходимости предусмотреть проведение дополнительных аукционов для обеих категорий потребителей в целях наиболее полного обеспечения их потребностей.

3. Срок действия заключаемых договоров. Предусмотреть возможность заключения для постоянных и устойчивых потребителей договоров на год и более. При заключении таких договоров потребителю гарантируется 70% обеспечение древесным сырьем его потребностей, исходя из истории его покупок за последние три года. 4. Обеспечение сырьем деревообрабатывающих предприятий по инвестиционным проектам. Для вновь открываемых деревообрабатывающих предприятий по инвестиционным проектам также предусмотреть гарантированное их обеспечение сырьем не менее 70% требуемых объемов на основании представленных расчетных документов и инвестиционных программ. 5. Объем выставляемых на продажу объемов заготавливаемой древесины (квартальный или годовой). 6. Порядок перераспределения не выкупленной на аукционах древесины. Кто и на основании чего принимает решение по этому вопросу и порядок перераспределения (по прямым договорам, через дополнительные аукционы и т.д.).

7. Ответственность сторон по сделкам купли-продажи. Ответственность Продавца по поставкам и ответственность покупателя за своевременный выкуп приобретенных на аукционах лотов. 8. Приоритет обеспечения сырьем региональных деревообрабатывающих предприятий. По прямым договорам или через дополнительные аукционы на основе подаваемых заявок потребителей и за счет образующихся излишков древесины у продавцов. 9. Проведение персональных аукционов лесхозами. Предусмотреть возможность проведения аукционов отдельными лесхозами по реализации высокосортных сортов древесины на своих складах (верхнем или нижнем). Информацию об этих аукционах размещать на сайте Гослесагентства и соответствующего ОУЛХ. 10. Введение интернет-торговли лесхозами по реализации имеющихся древесных неликвидов (тонкомера, техсырья, дров). Информацию о реализации этих сортиментов также размещать на сайте Гослесагентства и ОУЛХ.

11. Рекомендуемые ценовые пропорции для размерных и качественных групп круглых лесоматериалов. Например, цена пиловочника диаметром см, сорт 1 берется в качестве базисной цены (100%) цена на другие размеры и сорта в пределах данного сортимента определяются в пропорциях от базисной цены. 12. Розничная торговля лесопродукцией для местного населения. Перечень реализуемых лесоматериалов, допустимый объем реализации для личного потребления на строительные и хозяйственные нужды. 13. Порядок проведения аукционов для импортеров необработанной древесины. Категория допускаемых к торгам лиц, перечень необходимых документов, периодичность, место и порядок проведения торгов, порядок оформления аукционных свидетельств и биржевых договоров. «Положение об организации торговли необработанной древесиной» необходимо разработать в максимально сжатые сроки и ввести в действие уже с III квартала.

Кроме краткосрочной задачи по разработке нового Положения о торговле лесом предусмотреть до конца 2014 г.: 1. Разработать и с нового года запустить торговый портал Гослесагентства, который бы со временем заменил биржевую систему торговли. Портал можно создать на базе ГП «Укрлесконсалтинг». Финансирование этого проекта можно было бы осуществлять за счет нынешних платежей лесхозов биржам за оказываемые услуги в размере 1% от реализуемых лотов. 2. Создать комитет общественного контроля в составе представителей лесной и деревообрабатывающей отраслей, общественных организаций, СМИ, который бы осуществлял контроль за распределением, обеспечением и реализацией лесных ресурсов, мониторинг цен на реализуемую лесопродукцию и периодически бы освещал это в средствах массовой информации. 3. Осуществить внедрение новых национальных стандартов на круглые лесоматериалы, разработанные ДП УкрНДНЦ в гг. на основе европейских стандартов. Вначале их апробировать на пилотных лесхозах, а после доработки внедрить их во всей лесной отрасли.

4. В ходе апробации национальных стандартов определиться с методом измерения объема бревен. Новые национальные стандарты Украины, как и их европейские аналоги, основаны на измерении объема бревен по срединному диаметру, в то время как в Украине измерение объема осуществляется по верхнему диаметру. 5. На портале Гослесагентства (Укрлесконсалтинга) разместить информацию о действующих нормативно-правовых документах (стандартов, ГОСТов, ТУ и др.) с указанием года их принятия и срока действия. 6. Предусмотреть возможность регулирования цен на лесопродукцию, особенно в кризисных ситуациях, путем переговоров между представителями лесной и деревообрабатывающей отраслями. 7. В целях улучшения гласности и открытости возобновить ежегодную публикацию информации о лесных ресурсах Украины и областных управлений лесного хозяйства.

18. Эффективность от внедрения новых правил торговли необработанной древесиной Значительно улучшит обеспечение древесным сырьем отечественных производителей Значительно улучшит продавцам условия для реализации заготавливаемой древесины Разнообразит формы торговли необработанной древесиной Позволит вывести из тени значительную часть заготавливаемой древесины Значительно уменьшить коррупционные риски во внешней торговле, которая станет более эффективной и конкурентоспособной

Thank you for attention! Спасибо за внимание!