Западное управление министерства образования и науки Самарской области Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер» секция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Существительные, имеющие формы только множественного или только единственного числа.
Advertisements

Проверка домашнего задания п р о г у л к а. Ответы к кроссворду просо р одина морковь героизм л у к ме л клюква а.
Имя существительно е. Вспомни изученное Особую группу образуютсуществительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола:
Имя существительно е. Вспомни изученное Особую группу образуютсуществительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола:
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Имена-существительные, имеющие форму только множественного числа
Русский язык Имя существительное. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Синтаксическая.
Русский язык 3 класс Число имен существительных П Т Л.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Презентацию выполнила: Геращенко Марина Владимировна Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 90.
1) употребляются как в единств. числе, так и во множественном: колодец- колодцы. 2) употребляются только в единственном числе: малахит. 2) употребляются.
Имя существительное Терновой Илья 3В класс. Кто? и Что? Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос.
Слайд-реферат на тему на тему «Морфологические признаки и «Морфологические признаки и синтаксические функции синтаксические функции имени существительного.
Урок открытия новых знаний.. На уроке физкультуры ученики играли в жмурки горелки салки.
Работу выполнил: Коротовский Александр Презентация на тему: Имя существительное.
Язык – инструмент. Необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.
Работа выполнена учителем начальных классов МБОУ «СОШ 88 с кадетскими классами» Галкиной Ольгой Владимировной 2014 год.
Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Презентация к уроку во 2 классе "Имя существительное"
У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!. Давай повторим! Существительное предмет, лицо Кто? Что? общее значение Ч ед. Р М П 6 Скл. 1 мн. Ж 2 С 3 грамматические признаки.
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа (урок «открытия»
Земля не теряла тепла до рассвета, и багровая пелена день и ночь висела над горизонтом. Выпишите 2-3 имени существительных определите их род, укажите число.
Выполнила Кобзарь В. 6а. Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Морфологические признаки.
Транксрипт:

Западное управление министерства образования и науки Самарской области Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер» секция «Русский язык» секция «Русский язык» Название работы Название работы «Упрямые слова в русском языке» «Упрямые слова в русском языке» Выполнила: Ракитина Лилия учащаяся 3 «А» класса ГБОУСОШ 2 г.Сызрани руководитель работы: Столярова Н.А. учитель начальных классов г.Сызрань 2014 год

1.Введение. Актуальность. На протяжении трех лет обучения, моим любимым предметом стал русский язык. Русский язык считается по праву одним из самых богатых и выразительных языков мира, но в тоже время и самым трудным. Выразительность заключается в разных лексических значениях слов. Для меня это второй язык, так как родным является татарский. Я с удовольствием познаю тайны русского языка, посещаю кружки и участвую во всех конкурсах и олимпиадах. Участвуя во Всероссийском заочном конкурсе Познание и творчество» и в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» по русскому языку, я столкнулась с интересной проблемой определения категории числа у некоторых существительных. Мне стало интересно, почему предмет по количественному составу один, а относится к категории множественного числа. Например, слова «ножницы, часы, лыжи». На занятиях по внеурочной деятельности «Язык родной, дружи со мной!» мы играли в групповую игру «Единственное или множественное число», где необходимо было каждое существительное изменить по числам, но у меня это не всегда получалось. Я решила разобраться и провести небольшое исследование, назвав свой проект «Упрямые слова». Поработав над этой темой, я приготовила наглядный материал для своих одноклассников в виде презентации и решила поделиться им со сверстниками на кружке. Понимание значения слов при чтении художественной литературы, а также правильное употребление слов в речи является одним из показателей хорошего владения языком.

2. Цели и задачи. Целью моей работы стало: Найти и изучить имена существительные, стоящие только в единственном числе, или во множественном числе. Задачи : Подобрать материал по данной теме в библиотеке, в словарях и в сети Интернет; придумать комплекс упражнений для одноклассников в распределении имен существительных по числам; Создать наглядную презентацию; Создать буклет для учащихся.

3. Основная часть. Для достижения своей цели я направилась в библиотеку, чтобы поработать с орфографическими словарями. Но в словарях очень много, поэтому кроме словарей мне понадобились книги и учебники по русскому языку, в которых я выделила для себя группы слов. В русском языке большая часть имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного и множественного числа. Но бывают существительные, имеющие только формы единственного числа или только формы множественного числа.

Существительные, имеющие формы только единственного числа: 1) ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ВЕЩЕСТВО, МАТЕРИАЛ (ВЕЩЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ): (ВЕЩЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ): МАСЛО, МОЛОКО, САХАР, ВОДА, НЕФТЬ, СТАЛЬ, МЕДЬ. ВОДА, НЕФТЬ, СТАЛЬ, МЕДЬ.

2) ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБИРАТЕЛЬНЫЕ: 2) ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБИРАТЕЛЬНЫЕ: ЕЛЬНИК, МОЛОДЕЖЬ, СТУДЕНЧЕСТВО; СТУДЕНЧЕСТВО;

3) ОТВЛЕЧЕННЫЕ (АБСТРАКТНЫЕ) ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: БЕЛИЗНА, ЧИСТОТА, ЛЕНЬ, ДОБРОТА, ХУДОБА, ЭНТУЗИАЗМ, БЕГОТНЯ, ХУДОБА, ЭНТУЗИАЗМ, БЕГОТНЯ, КОСЬБА, ХОДЬБА, ТЕПЛО, КОСЬБА, ХОДЬБА, ТЕПЛО, СЫРОСТЬ, ОТТЕПЕЛЬ СЫРОСТЬ, ОТТЕПЕЛЬ

4) ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. ЭТИ СЛОВА ПОЛУЧАЮТ ФОРМУ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ НАРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ ОБОЗНАЧАЮТ ГРУППУ ЛЮДЕЙ, УПОТРЕБЛЯЮТСЯ НАРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ ОБОЗНАЧАЮТ ГРУППУ ЛЮДЕЙ, НОСЯЩИХ ОДНУ И ТУ ЖЕ ФАМИЛИЮ: НОСЯЩИХ ОДНУ И ТУ ЖЕ ФАМИЛИЮ: Пример: БЫЛИ ЛИ ДО ГОГОЛЯ МАНИЛОВЫ, СОБАКЕВИЧИ, ЛАЗАРЕВЫ? РОД ТОЛСТЫХ.

Существительные, имеющие только формы множественного числа: 1)НАЗВАНИЯ ПАРНЫХ ИЛИ СЛОЖНЫХ (СОСТАВНЫХ) ПРЕДМЕТОВ: САНИ, ДРОЖЖИ, НОЖНИЦЫ, КЛЕЩИ, ВОРОТА, ОЧКИ, БРЮКИ ;

2) НАЗВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ОТВЛЕЧЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ИГР 2) НАЗВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ОТВЛЕЧЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ИГР (ОТВЛЕЧЕННО-СОБИРАТЕЛЬНЫЕ): (ОТВЛЕЧЕННО-СОБИРАТЕЛЬНЫЕ): ГОРЕЛКИ, ПРЯТКИ, ЖМУРКИ, ШАХМАТЫ, ШАШКИ;

3) ОБОЗНАЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВРЕМЕННЫХ ПРОМЕЖУТКОВ (КАК ПРАВИЛО, ДЛИТЕЛЬНЫХ): (КАК ПРАВИЛО, ДЛИТЕЛЬНЫХ): СУТКИ, БУДНИ, СУМЕРКИ, КАНИКУЛЫ;

4) НАЗВАНИЯ КАКОЙ-ЛИБО МАССЫ ВЕЩЕСТВА 4) НАЗВАНИЯ КАКОЙ-ЛИБО МАССЫ ВЕЩЕСТВА (ВЕЩЕСТВЕННО-СОБИРАТЕЛЬНЫЕ): (ВЕЩЕСТВЕННО-СОБИРАТЕЛЬНЫЕ): МАКАРОНЫ, СЛИВКИ, ДРОЖЖИ, ЧЕРНИЛА, ДУХИ;

5) ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ 5) ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ СОБИРАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ: СОБИРАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ: АЛЬПЫ, КАРПАТЫ, ХОЛМОГОРЫ, ГОРКИ.

4. Заключение: 4. Заключение: В ходе исследовательской работы я выяснила, что у слов не всегда можно изменить категорию единственного и множественного числа, что у множественного числа невозможно определить род, а также, существуют неизменяемые слова. Я считаю, что данная исследовательская работа помогла разобраться не только мне, но и моим одноклассникам. Знания, добытые самостоятельно лучше запоминаются и реализуются практически. Созданный буклет с рисунками и разработанный комплекс упражнений поможет им «Упрямые слова». наглядно запомнить «Упрямые слова». Правильная речь делает наш язык ярче, выразительнее, богаче. Ни один язык не может так точно передать мысль, приукрасить образ героя, как делает это русский язык

5.Приложение. Упражнение: Определите число имен существительных. Масло, молоко, сани, ножницы, сахар, очки, вода, дрожжи, нефть, клещи, ворота, сталь, медь, чернила, брюки, ельник, прятки, жмурки, молодежь, шашки, студенчество, шахматы, горелки, белизна, сутки, чистота, лень, доброта, будни, худоба, беготня, сумерки, косьба,ходьба, тепло, сырость, каникулы, оттепель, макароны, сливки.

6. Список используемой литературы: В.В.Виноградов «Русский язык».Грамматика.2010 г. Орфографический словарь русского языка для школьников. М: РИПОЛ классик,2009 г. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа, Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь / Ю.А. Федосюк. 6-е изд., испр. М.: Флинта: Наука