Роль и особенности эпистолярного жанра в художественной литературе Исследовательская работа по литературе ученицы 11 «А» класса ГБОУ лицея «Жулебино» 1793.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« После бала ». Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что.
Advertisements

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Николай Михайлович Карамзин Н.М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского литературного языка,
« Два п исьма и з р омана А. С. Пушкина « Евгений О негин » как о бъект литературоведческого исследования »
Николай Михайлович Карамзин ( ) Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною.
( 1766 – 1826 ) «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…» ( А.С.Пушкин) Учитель Лебедева Евгения Игоревна.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» «Нет у нас никого, равного ему в доблести!» Подвиг Тараса.
Тема урока: «Сочинение- рассуждение по данному тексту». (По рассказу К.Г.Паустовского «Старый повар»).
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАШИ ЗАДАЧИ : 1.ПОНЯТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ. 2.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСБЕННОСТЯМИ СЮЖЕТА. 3.УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». 1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что: А) писатель приблизил его к живой разговорной речи Б) писатель использовал.
Выполнила - ученица 10 «А» класса Лебедева Марина Проверила- Кравченко Алла Евгеньевна Школа 683 Приморского района Итоговая работа по литературе Тема:
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Александр Николаевич Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Анализ эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер» (т.1, ч.1, гл )
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
« После бала » Л.Н.Толстой Прототипом главного героя рассказа « После бала » был брат Л. Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич.
Merelenko-su.uCoz.ru. Е. Богат «Высокая нота» Текст: Е. Богат «Высокая нота»
Установочное занятие. Европа Вторая половина XVIII века: Франция: Ж.Ж.Руссо. Англия: Л.Стерн, О.Голдсмит, С.Ричардсон. Германия: И.В.Гете. Последняя четверть.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Транксрипт:

Роль и особенности эпистолярного жанра в художественной литературе Исследовательская работа по литературе ученицы 11 «А» класса ГБОУ лицея «Жулебино» 1793 Арзумановой Елизаветы Научный руководитель - Бочкова Н.Н. ГБОУ лицей «Жулебино» 1793 г. Москвы

Тема: Роль и особенности эпистолярного жанра в художественной литературе Проблема: Почему эпистолярный жанр остается востребованным и сегодня? Задачи: 1) Понять особенности, отличающие эпистолярный жанр от других литературных жанров. 2) Выявить основную роль эпистолярного жанра в русской литературе и его значение в современном мире. Актуальность исследования обусловлена необходимостью вернуть утраченный интерес к эпистолярному жанру как к средству воспитания духовности, способствующему восстановлению духовной связи поколений.

«По-моему, достаточно собрать письма людей (слегка коснуться их опытной, осторожной и разумной рукой редактора) и опубликовать их - и получится новая литература мирового значения». Андрей Платонов.

Эпистолярный роман или роман в письмах - (от греческого слова(эпистол)- «послание») - разновидность романа, представляющая собой цикл писем одного или нескольких героев этого романа. В письмах выражаются душевные переживания героев, отражена их внутренняя эволюция. Именно в письмах можно полностью прочувствовать личность пишущего.

Во все времена переписка была бесценным историческим источником, позволявшим раскрыть чувства, мысли и идеи, осветить действительность, нормы морали, интересы и убеждения общества, показать жизнь нации в целом или же жизнь отдельной личности.

Эпистолярный жанр пришёл в русскую литературу непосредственно из жизни. Заглянем, например, в век XVI. Боярин Андрей Курбский, стремясь избежать казни, убежал в Литву, и разгневанный Иван Грозный забросал изменника обличительными посланиями. Так родился знаменитый памятник русской литературы: «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским».

Послание Курбского к Грозному начинается с традиционного обращения к монарху: "Царю, от Бога препрославленному, паче же всех во православии пресветлому явившуся". Однако он не может удержаться от обличения и тут же добавляет: "Ныне же, грех ради наших, сопротив сим обретшемуся. Как видим, эпистолярный жанр - лирический, оценки иной раз преобладают над событийным рядом, а эмоции перехлёстывают. Личность рассказчика как бы совершенно отсутствует. Герои, авторы писем, сами повествуют о событиях произошедших с ними, приукрашивая их эмоциями и собственными оценками.

Уникален эпистолярный источник XVII века- переписка турецкого султана и запорожцев, которая, действительно, имела место. Они обменялись следующими посланиями: «Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан турецкий Мухаммед IV».

"Запорізькі козаки турецькому султану! Ти шайтан турецький чорт, проклятого чорта брат і товариш і самого Люципера секретар! Який ти в чорта лицар коли голою сракою їжака не вбєш? Чорт висирає а твоє військо пожирає. Не будеш ти, сукин ти сину, синів християнських під собою мати, твого війска ми не боїмося, землею і водою будем битися з тобою… Вавілонський ти кухар, Македонський колесник, Ієрусалимський броварник, Олександрійський козолуп, Великого й Малого Єгипта свинар, Подолянська злодіюка, Татарський сагайдак, Каменецький кат, і всього світу і підсвіту блазень, а нашого Бога дурень…Свиняча морда, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб… Отак тобі козаки відказали плюгавче! Невгоден єсі матері вірних християн! Числа не знаєм бо календаря не маєм, місяць в небі, рік у книзі, а день такий у нас як і у вас, поцілуй за те у сраку нас!.. Підписали: Кошовий отаман Іван Сірко зо всім кошом запорізьким".

Оригинал письма запорожцев не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал её известному историку Д. И. Яворницкому, который однажды зачитал её, как курьёз, своим гостям, среди которых был, в частности, И. Е. Репин. Художник заинтересовался сюжетом, и в 1880 году начал первую серию этюдов. связь с "Тарасом Бульбой" очевидна. И картина и повесть Гоголя повествуют о запорожских казаках, причем и у Репина, и у Гоголя запорожцы показаны эдакими эпическими богатырями, при этом оба автора добавили в свои картины некоторую долю иронии. И Гоголь, и Репин любуются своими запорожцами. Картина Репина вообще может рассматриваться как иллюстрация к "Тарасу Бульбе".

В XVIII веке появляется роман, который полностью состоит из писем. Это «Новая Элоиза» Ж.Ж.Руссо. Роман написан под очевидным влиянием Ричардсона (роман «Кларисса»). Pуссо не только взял аналогичный сюжет- трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном,- но и усвоил себе сам стиль чувствительного романа. Роман содержит 163 письма и эпилог. Читателям XVIII века нравился эпистолярный жанр, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени.

В VIII веке императрица Екатерина II переписывалась с французским просветителем Вольтером. Эта переписка тоже стало частью нашей и французской литературы.

Екатерина II – Вольтеру. Петербург, 29 декабря января М. г. Я только что получила ваше письмо от 22-го декабря, в котором вы решительно даете мне место среди небесных светил. Я не знаю, стоят ли эти места того, чтобы их домогаться, но я, во всяком случае, нисколько не желала бы находиться в числе всего того, чему человечество поклонялось столь долго… А потому, прошу вас, оставьте меня на земле; тут, по крайней мере, я буду в состоянии получать письма ваши и ваших друзей, Дидро и д'Аламбера, тут, по крайней мере, я могу быть свидетельницей того участия, с которым вы относитесь ко всему, что служит к просвещению нашего века.

XVIII век открывает в русской литературе еще один из аспектов жанра. Жизненная ситуация, неизбежно вызывающая появление писем, - это путешествие. Человек, находясь далеко от дома, делится своими впечатлениями,записывает то, что видел. Такого рода послания стали основой для « Писем русского путешественника» Н. М. Карам- зина. Эти письма похожи на путевые заметки. В них автор говорит о Германии, Швейцарии, Англии и Франции в х годах. Содержанием писем является описание жизни, государственного устройства, культуры европейских народов, многочисленные беседы автора с известными писателями и философами.

Публикация «Писем русского путешественника» ( ) и повести «Бедная Лиза» (1792) Н.М.Карамзина открыли в России эпоху сентиментализма. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил Чувство, а не Разум, что отличало его от классицизма. Публикации Карамзина имели огромный успех у читателей того времени и вызвали множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы, в частности, на романтизм В.А.Жуковского и творчество А.С.Пушкина.

В неоконченном произведении А. С. Пушкина «Роман в письмах», 1829 г. ( название дано ему редакторами сочинений Пушкина) рассказывается о трогательной любви Лизы и Владимира, но автор не ограничивается только этой темой. Пушкин рассуждает о роли женщины в обществе, вкладывая в уста героини свои мысли по этому важному вопросу. Лиза пишет своей подруге Саше: Чтение Ричардсона дало мне повод к размышлениям. Какая ужасная разница между идеалами бабушек и внучек. Что есть общего между Ловласом и Адольфом? между тем роль женщин не меняется.

Рассуждения героев позволяют Пушкину высказывать не только довольно серьезные взгляды на роль помещиков в обществе, их долг перед крестьянами и государством, но и шутить о столицах: Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете. -Тем и я кончу. Выйду в отставку, женюсь и уеду в свою саратовскую деревню. Звание помещика есть та же служба. Заниматься управлением трех тысяч душ, коих все благосостояние зависит совершенно от нас, важнее, чем командовать взводом или переписывать дипломатические депеши. …» Пушкин верен своей традиции намечена счастливая развязка. Удивительная и прекрасная жизнь ожидает любящих Лизу и Владимира, они молоды, влюблены, их сердца открыты людям.

Эпистолярные вкрапления украшали романы русских писателей XIX века. Образец любовного письма в стихотворной форме мы видим у Пушкина в романе «Евгений Онегин». Возьмём два знаменитых письма, Онегина и Татьяны. Девушка боится признаться любимому человеку в своих чувствах лично, поэтому доверяет самые сокровенные слова бумаге. Интересно, что здесь автор выступает в роли комментатора переписки. Он выступает как непосредственный свидетель и даже издатель её:

Письмо написано на французском языке - языке девических мечтаний. Оно, несомненно, тронет любого своей душевной простотой, безыскусностью и, одновременно, богатством чувств, чистотой. Это настоящая исповедь неопытной души. То есть Пушкин через письмо смог раскрыть богатый внутренний мир девушки. Вот почему поэт свято бережет его. Он бережет не бумагу со словами, а редкую удивительную и тонкую душу, которой, возможно, пока не встретил в реальной жизни.

Письмо Татьяны предо мною, Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу. Кто ей внушал такую нежность, И слов любезную небрежность? Кто ей внушал умильный взор, Безумный сердца разговор, И увлекательный и вредный, Я не могу понять. Но вот Не полный, слабый перевод С живой картины список бледный, Или разыгранный Фрейциц Перстами робких учениц Сколько искренности в этом послании! Сколько сильного, страстного и глубокого чувства! Письмо выражает полное доверие к Онегину: Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю... Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю.

Ответное письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности и маски. Он понимает, что его любовь уже «другому отдана»,однако всё равно решается написать любовное письмо Татьяне, в надежде на её согласие. Таким образом, письма помогли читателю определить родство душ главных героев, а также выявить их исключительность. Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле. Всё решено: я в вашей воле, И предаюсь моей судьбе.

Почти из 800 сохранившихся писем Пушкина по-французски написаны немногим более 100. Поэт писал по- французски в основном любовные письма; так написаны и его письма к невесте, Н. Н. Гончаровой. Однако когда Наталья Николаевна стала его женой, Пушкин писал ей письма только по- русски! По-русски написаны и все письма Александра Сергеевича к друзьям. Эпистолярная проза великого поэта драгоценнейшая часть его наследия. Письма Пушкина полны суждений о литературе, критических оценок собственного творчества и насыщены острой полемикой.

Пушкин – Н.Н.Гончаровой. Москва, в марте 1830 г.* Сегодня - годовщина того дня, когда я вас впервые увидел; этот день... в моей жизни... Чем боле я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от ваше­го: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы - одно заблуждение и безумие. Вдали от вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье, которым я не успел насладить­ся. Рано или поздно, мне, однако, придется все бросить и пасть к вашим ногам. Мысль о том дне, когда мне удастся иметь клочок земли в... одна только улыбается мне и оживляет среди тяжелой тоски. Там мне можно будет бродить вокруг вашего дома, встре­чать вас, следовать за вами...

Однако обратимся к русской литературной прозе XIX века. Письмо, как правило, предполагает наличие двух действующих лиц, поэтому часто в эпистолярном жанре фигурировали письма двух влюблённых. Хорошим примером того может послужить роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Живущие совсем рядом, через дорогу, Макар Девушкин и Варенька не могут видеться часто. Макар Алексеевич боится, что его встречи с любимой дадут повод для сплетен и пересудов.

Героям "Бедных людей" предоставлялась - через их переписку - свобода выявления и предельно полного выражения их внутреннего мира. Иными словами, предметом изображения у Достоевского становится самосознание героев, история их душевной жизни. Ведь письмо - если это письмо частное и обращено к близкому и дорогому человеку, каким является для Макара Алексеевича Варенька, - документ личный и интимный. В нем говорят то, что не предназначено для чужих ушей, что составляет сокровенную тайну души и сердца. « Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной. Тут же подумал я, Варенька, что и мы, люди, живущие в заботе и треволнении, должны тоже завидовать беззаботному и невинному счастью небесных птиц...» Достоевский неоднократно на протяжении всей своей жизни признавался многим своим корреспондентам в том, что он не умеет и не любит писать письма из-за невозможности высказаться на листе бумаги и боязни, что его мысли будут неверно истолкованы адресатом. Однако эпистолярный жанр широко используется им в художественном творчестве: это и отдельные письма его героев, и произведения, полностью выдержанные в эпистолярной форме.

Писатель обращается к эпистолярному средству и в романе «Преступление и наказание». Художественная особенность письма позволяет читателю определить характер человека. Например, из письма Лужина к Пульхерии Александровне можно сделать вывод, что пишущий- расчетливый и наглый человек, который чувствует вседозволенность, так как он богат, а Раскольниковы бедны и зависимы от него. Лужин прибегает к запугиванию и доносу. Всего несколько строк, а как много они рассказали читателю об этом персонаже. Значит, через письмо человек может выразить себя.

«Милостливая государыня Пульхерия Александровна, имею честь вас уведомить, что по происшедшим внезапным задержкам встретить вас у дебаркадера не мог, послав с тою целью человека весьма расторопного. Равномерно лишу себя чести свидания с вами и завтра поутру,по неотлагательным сенатским делам и чтобы не помешать родственному свиданию вашему с вашим сыном и Авдотьи Романовны с ее братом. Буду же иметь честь посетить вас и откланяться вам в вашей квартире не иначе как в завтрашний день, ровно в восемь часов пополудни, причем осмеливаюсь присовокупить убедительную и, прибавлю к тому, настоятельную просьбу мою,чтобы при общем свидании нашем Родион Романович уже не присутствовал, так как он беспримерно и неучтиво обидел меня при вчерашнем посещении его в болезни, и, кроме того, имея лично к вам необходимое и обстоятельное объяснение по известному пункту, насчет коего желаю узнать ваше собственное истолкование. Пишу же в том предположении, что Родион Романович, казавшийся при посещении моем столь больным, через два часа вдруг выздоровел, а стало быть, выходя со двора, может и к вам прибыть. При чем, свидетельствуя мое особое почтение уважаемой Авдотье Романовне, прошу принять чувства почитателей преданности вашего покорного слуги П. Лужина».

Эпистолярный жанр довольно широко используется в художественном и публицистическом творчестве Л.Н.Толстого. Например, возьмем отдельные письма его героев. Иногда они, включённые в ткань романа, служат для необычного освещения событий. Например, в романе «Война и Мир» читатель узнает со слов Жюли Карагиной, изложенных в письме к Марии Болконской, об интригах в доме Безухова, а также переписка этих персонажей помогает читателю взглянуть на исторические события глазами людей далеких от политики.

Мирная жизнь русского общества изображается в первых главах романа как жизнь предвоенная. Ощущением кануна близкой войны наполнены письма даже таких далеких от политики людей, как две подруги Жюли Карагина и Мария Болконская. «Вся Москва только и говорит о войне,- пишет Жюли.- Один из моих двух братьев уже за границей, другой с гвардией, которая выступает в поход к границе». Ей отвечает княжна Болконская, живущая в родовом имении Лысые Горы: «Не только у вас, в центре дел и света, но и здесь, среди этих полевых работ и этой тишины... отголоски войны слышны и дают себя тяжело чувствовать. Отец мой только и говорит, что о походах и переходах, в чем я ничего не понимаю, и третьего дня, делая мою обычную прогулку по улице деревни, я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания и тех и других! Подумаешь, что человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга».

Немало писем и в литературе ХХ века. Своеобразный образец использования этого художественного приема- повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Здесь мы встречаем безответные любовные послания, исповедь души, похожую на личный дневник. Так пишет герой повести Желтков Вере Шеиной. Это письма без всякой надежды на взаимность, отклик. Зато читатель смог прочувствовать всю глубину чувств этого человека. Из письма читатель узнаёт, что Вера для чиновника была неким ангелом, которого невозможно осудить. «Да святится имя твоё», - неустанно твердит влюблённый. Каждое письмо Желткова пронизано великой любовью и уважением к возлюбленной.

Огромную роль сыграли письма в военное время. Рассказывая о той поре, писатели расчетливо применяли этот прием в своих произведениях, добиваясь максимальной достоверности в изображении событий, в передаче настроений своих персонажей. Таким своеобразным поэтическим письмом можно считать стихотворение К.Симонова «Жди меня».

Общение с близкими помогало и солдатам, и генералам преодолевать все тяготы, связанные с боями. То есть письмо- это нечто важное и драгоценное. Также из них мы узнаем историю того периода, в котором было написано каждое конкретное письмо. Можем почувствовать все горести и радости того времени. В.С. Гроссман отразил в своем романе Жизнь и судьба едва ли не самый страшный период истории - Великую Отечественную войну. Героиня романа- Софья Иосифовна пишет своеобразное письмо своему сыну, рассказывая об ужасах, переживаемых мирными жителями на оккупированной гитлеровцами территории. Трагизм ситуации в том, что это письмо никогда не будет получено адресатом, никогда и не будет отправлено. У людей, живущих в гетто, нет никаких прав, даже права на жизнь.

Эпистолярный жанр не умер, но нынешние писатели используют его редко. Тому есть серьезные причины. Компьютеризация и Интернет привели к появлению новых видов литературы, основанных на электронной переписке и компьютерных технологиях. 10 октября 1995 года стартовал первый русский интерактивный литературный проект "РОМАН" Д. Манина, Р. Лейбова. В Сеть был выложен текст, объявленный началом романа. Продолжение же предлагалось написать всем желающим фрагменты с помощью гиперссылок присоединялись к любому выбранному месту из уже опубликованных. В основе сюжета письмо молодого человека к девушке, которую он полюбил. А. С. Гостева в своём произведении "Притон просветлённых", 2001 г. рассказывает об отношениях между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой. Правда эти отношения строятся не в реальном, а в виртуальном мире, с помощью электронных писем.

IV. ВЫВОДЫ Зачем же нужны письма в современном мире? В чем же непреходящее значение писем в художественной литературе? При помощи писем люди издавна делились друг с другом информацией. От берестяных грамот до современных SMS-ок. Бумажные послания было принято регулярно писать родственникам, живущим в других городах и странах. Любящие пары, находящиеся в разлуке, выражали свою любовь и привязанность посредством писем. Письма являются проявлением нашей заботы и любви, жестом внимания. Письмо от небезразличного человека всегда принесет радость адресату, а старые письма и перечитывать приятно.

Таким образом, письма привносят в литературу личностный, лирический момент. Этим литературным приёмом авторы пользуются в различных целях, но всегда на первый план выступает внутренний мир героя, его собственная, личная оценка происходящих событий. Письмо в художественном произведении может изменить сюжет, может быть средством создания образа персонажа. Произведение выигрывает, если эпистолярные элементы в нем не разрушают картину жизни, а письмо не является данью моде. Художественное произведение имеет в данном случае особенный эффект. Читается оно, как правило, легко, с интересом. Читатель почти всегда принимает условия этой литературной игры.

Анализируя произведения разных писателей, мы убедились в том, что эпистолярный жанр в литературе был очень популярен в XVI- XX веках. Он останется популярен и сегодня. Эпистолярному жанру подвластно все: описание любви и ненависти, рассуждения о долге и чести, показ самых страшных периодов в истории человечества. Форма же письма, его доверительный тон не оставляют сомнений в правдивости повествования - вот причина того, что писатели используют этот жанр в своем творчестве. Уметь писать письма надо каждому. Давайте учиться этому у русских писателей-классиков, будем стремиться к возрождению утраченного жанра.

1. Ж.Ж.Руссо. «Юлия, или Новая Элоиза». Lib.ru 2. Н.М.Карамзин. Lib.ru 3. А.С.Пушкин «Роман в письмах» // rvb. ru/pushkin/01text/06prose/02misc/01misc/0874. htm 4. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».Lib.ru 5. Пушкин А.С. Письма. Lib.ru 6. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание. Lib.ru 7.Ф.М.Достоевский. Бедные люди. Lib.ru 8. Л.Н.Толстой. Война и мир. Lib.ru 9. К.Симонов. Избранное. Lib.ru 10.В.С.Гроссман «Жизнь и судьба» // lib. ru PROZA/GROSSMAN/lifefate. txt 11. Ресурсы Интернета: 12.Википедия…..