Годичный семинар подготовки к экзамену по русскому языку (9, 11 кл.) Лекционно - практический материал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование прилагательных в тексте 6 класс. Цели урока: Проанализировать особенности функционирования прилагательных в тексте – описании. Обогатить.
Advertisements

Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Типы речи (текста). Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Охарактеризуем их.
Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных мыслей, чувств, суждений. Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Текст. Типы речи.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
ГБОУ Тростянская ООШ Презентация по русскому языку. Презентация по русскому языку. 9 класс. 9 класс. «Обобщение по теме Б.С.П.» «Обобщение по теме Б.С.П.»
Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро». Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Пишем вместе сочинение- рассуждение на лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)
Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов,
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
Сравнение метафора метонимия перифраз.. Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему.
Мультимедийное занятие по русскому языку Учитель Иванова Ю.В. МОУ «Средняя школа 35»
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Транксрипт:

Годичный семинар подготовки к экзамену по русскому языку (9, 11 кл.) Лекционно - практический материал

I. Приступая к работе, изучи теорию Словарь терминов

Антитеза Антитеза (из греческого) – противоположение, сопоставление логически противоположн ых понятий, образов, сюжетных, композиционн ых элементов (редко, да метко) Антонимы Антонимы (из греческого) – пары слов с противополо ж-ными значениями (война - мир, черное – белое, ночь – день)

Афоризм Афоризм (из греческого) – обобщение, глубокая мысль в лаконичной, форме, отличающаяся выразительнос тью и явной неожиданность ю Абстрактнаялексика (из латинского) – совокупность слов с отвлеченным значением качества, состояния, свойства, действия (холод, жара, любовь)

Идея произведения главная мысль текста выражена в нескольких (одном) предложениях текста подсказка темы текста п предложение, без которого текст потерял бы свой смысл может соотноситься с заглавием текста ответ, который писатель дает на свои вопросы мысль, которая лежит в основе произведения не просто логическое умозаключение, выраженное в отдельных фразах, а художественная идея выражается в художественных образах, в развитии сюжета

Гипербола – преувеличен ие размеров или других свойств предмета, явления Гипербола – преувеличен ие размеров или других свойств предмета, явления («В сто сорок солнц закат пылал») Динамичное повествован ие (динамика повествован ия) – повествован ие, полное движения, действия Динамичное повествован ие (динамика повествован ия) – повествован ие, полное движения, действия

Жанр – Жанр – вид литературн ого произведен ия рассказ; рассказ; повесть; повесть; роман (эпопея); роман (эпопея); очерк; очерк; заметки; заметки; новелла. новелла. Завязка – Завязка – зарождение конфликта, действия зарождение конфликта, действия в повествовани и; то событие, без которого не было бы сюжета; то событие, без которого не было бы сюжета; начало повествовани я. начало повествовани я.

Композиция – построение произведения, расположение Композиция – построение произведения, расположение его элементов. Композиция скрепляет их, подчиняет художественной идее, замыслу автора Композиция скрепляет их, подчиняет художественной идее, замыслу автора

Композиционная схема текста (повествования, описания, рассуждения) – построение текста каждого типа речи по определенной схеме Композиционная схема текста (повествования, описания, рассуждения) – построение текста каждого типа речи по определенной схеме

Композиционная схема повествования: Композиционная схема повествования: завязка (однажды, как-то раз…) завязка (однажды, как-то раз…) развитие действия (затем, далее…) развитие действия (затем, далее…) кульминация (неожиданно, вдруг…) кульминация (неожиданно, вдруг…) развязка (вот и…, наконец- то…, так и…) развязка (вот и…, наконец- то…, так и…)

Композиционная схема описания: Композиционная схема описания: приглашение к совосприятию приглашение к совосприятию взгляд 1 (на______) взгляд 1 (на______) взгляд 2 (на________)… взгляд 2 (на________)… эмоциональное обобщение (вывод) эмоциональное обобщение (вывод)

Композиционная схема рассуждения: Композиционная схема рассуждения: тезис тезис доказательство (аргументация) доказательство (аргументация) вывод (промежуточный)… вывод (промежуточный)… новые новые

Коннотация (из латинского) - субъективн ое осмыслени е происходя щего Контекст (из латинского) – относитель но законченна я часть текста

Контекстуаль ный (синоним) – Контекстуаль ный (синоним) – это словосочетан ие, значение которого можно оценить только в данном контексте (суша – берег) Конфликт Конфликт (из латинского) – столкновение, борьба героев, идеи, точек зрения, на которых строится развитие сюжета в художественн ом произведении

Кульминаци я – момент наибольшей остроты конфликта, высшая точка напряжения действия в повествован ии Кульминаци я – момент наибольшей остроты конфликта, высшая точка напряжения действия в повествован ии Лирическая проза – так чаще всего называют эмоциональ но насыщенную, пронизанну ю авторским чувством художествен ную прозу Лирическая проза – так чаще всего называют эмоциональ но насыщенную, пронизанну ю авторским чувством художествен ную прозу

Метафора (из греческого) - вид тропа, когда слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Общеязыковые (стальные нервы, вода бежит) Поэтические (золото волос – С. Есенин) Метафоры

Метафору нередко составляет «игра» существительных, каждое из которых «теряет» свое прямое значение и приобретает в условиях контекста новое – образное Метафору нередко составляет «игра» существительных, каждое из которых «теряет» свое прямое значение и приобретает в условиях контекста новое – образное (стрелы молний, стрелы любви, стрелы времени) Метафора может быть глагольной, в этом случае художественный образ создается взаимодействием глагола и существительного (существительного с предлогом, например: горит ненавистью, пламенеет любовь, небо рассыпалось в клочья) Метафора может быть глагольной, в этом случае художественный образ создается взаимодействием глагола и существительного (существительного с предлогом, например: горит ненавистью, пламенеет любовь, небо рассыпалось в клочья)

Метонимия – Метонимия – перенос значения с одного понятия на другое по принципу смежности (Мы читаем Чехова. Вместо: Мы читаем произведения Чехова) Мотив – Мотив – образ, повторяющий ся в одном произведени и или во многих произведени ях писателя ( Мотив судьбы, мотив бегства)

Образ – форма отражения действительности искусством и средство познания мира Образ – форма отражения действительности искусством и средство познания мира (Образ моря, образ солнца, образ любви). Образы людей могут иметь обобщенное значение, обозначать определенный тип героев (героический образ, образ «лишнего человека», образ «маленького человека») Предметные образы (образы неодушевленных объектов); некоторые из них могут играть в произведении роль так называемых художественных деталей: портретная деталь, предметно - бытовая деталь, деталь пейзажа, деталь интерьера, языковая деталь Предметные образы (образы неодушевленных объектов); некоторые из них могут играть в произведении роль так называемых художественных деталей: портретная деталь, предметно - бытовая деталь, деталь пейзажа, деталь интерьера, языковая деталь

Оксюморон (из греческого) – один из художественных тропов, сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, сочетание несочетаемого (грустная радость) Стилистическая группа, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов («Оптимистическая трагедия» В. Вишневский; «Мертвые души» Н. Гоголь; «Горячий снег» Ю. Бондарев)

Параллелизм Параллелизм (из греческого) - аналогия в построении сюжета, образа, а также однородное построение двух и более предложений. 1. Прямой «Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль» Шолохов М. 2. Отрицательный – подчеркнуть совпадение основных признаков сопоставляемых явлений Уж как пал туман на синё морё, А печаль-тоска – в ретиво сердце

Пародия (из греческого) – перепев, противопеснь. 1. П роизведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью осмеяния (Дон Кихот Сервантеса: осмеяние рыцарских романов; басни И.А. Крылова; произведения А.С. Пушкина) 2. С ведение «высокого», образного языка в низкий, смешной план (солнцеподобный плебей; худородный рыцарь; чудаковатый герой)

Парадокс – суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубокое по значению. Парадокс – суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубокое по значению. «Трус умирает много раз, храбрец только однажды» В. Шекспир «Торопись медленно» «Чем хуже, тем лучше» Б. Шоу Б. Шоу

Парафраз (пересказ, перифразом) – изложение своими словами какого-либо литературного произведения:стихотворного – прозой Парафраз (пересказ, перифразом) – изложение своими словами какого-либо литературного произведения:стихотворного – прозой прозаического – стихами Перевод «Слова о Полку Игореве» Пересказ мифов Древней Греции

Проблематик а – совокупност ь вопросов (проблем), которые автор ставит в произведени и Проблематик а – совокупност ь вопросов (проблем), которые автор ставит в произведени и Олицетворение – перенос человеческих свойств на неодушевленны е предметы и явления, когда Олицетворение – перенос человеческих свойств на неодушевленны е предметы и явления, когда о них говорят как о человеческих существах (елки шепчутся, туча плачет)

Развернутое повествован ие – представлен ное протяженны м во времени Развернутое повествован ие – представлен ное протяженны м во времени Развитие действия – Развитие действия – от завязки до кульминации развертыван ие событий повествован ия

Развязка действия - исход конфликта, разрешение его Развязка действия - исход конфликта, разрешение его Риторический вопрос - одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос - одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Р.в. не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность Р.в. не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность

Синонимы Синонимы (из греческого) – слова, которые близки по смыслу, значению (рисковать – дерзать – осмеливаться) Выражая одно и то же понятие, они отличаются оттенками значения. Используя синонимические ряды, можно добиться более точного выражения мысли Символ – многозначный образ, имеющий, помимо своего прямого значения, еще дополнительное, более глубокое, эмоционально– иносказательно е. Символ – многозначный образ, имеющий, помимо своего прямого значения, еще дополнительное, более глубокое, эмоционально– иносказательно е. Море – символ свободы, небо – символ вечности

Сравнение – сопоставлен ие, уподобление одного предмета или явления другому (И полз, и прятался, как змей) Сюжет (фабула) – последователь ность событий, развитие действия в произведении

Текст – Текст – связная речь – напечатанная, написанная; связная речь – напечатанная, написанная; содержание какого– либо словесного произведения, авторского сочинения без комментариев; содержание какого– либо словесного произведения, авторского сочинения без комментариев; отрывок из словесного произведения. отрывок из словесного произведения. Тональность повествован ия – общий стиль повествован ия, основной «смысловой » мотив текста. Тональность повествован ия – общий стиль повествован ия, основной «смысловой » мотив текста.

Троп (из греческого) – слово в переносном значении. Троп (из греческого) – слово в переносном значении. К тропам относятся различные виды переносных значений. К тропам относятся различные виды переносных значений. Основной вид тропа – метафора. Основной вид тропа – метафора. Троп усиливает эмоциональную, оценочную окраску речи, позволяет дать индивидуальную характеристику явления. Троп усиливает эмоциональную, оценочную окраску речи, позволяет дать индивидуальную характеристику явления.

Экспозиция – изложение событий и обстоятельств, предшествующих основному действию произведения. О главном герое сообщают имя, социальный статус, ситуацию, в которой оказался в данный момент герой. Экспозиция – изложение событий и обстоятельств, предшествующих основному действию произведения. О главном герое сообщают имя, социальный статус, ситуацию, в которой оказался в данный момент герой.

Экспрессивн ый (из латинского) - содержащий, сообщающий экспрессию, острую выразительн ость Экспрессивн ый (из латинского) - содержащий, сообщающий экспрессию, острую выразительн ость Экспрессивна я лексика – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежен ие, фамильярнос ть Экспрессивна я лексика – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежен ие, фамильярнос ть и т.д. ( глупышка, ворчун, рифмоплет)

Эмоциональная лексика – слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окраску: Эмоциональная лексика – слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окраску: междометия (браво! Черт побери!) междометия (браво! Черт побери!) слова, служащие обозначением чувств, настроений, переживаний или средством выражения эмоциональной оценки (грубость, злоба, ненависть, отвращение, печаль, страх; гадкий, мерзкий, негодный, подлый, скверный; ласковый, любимый, славный, чудесный). слова, служащие обозначением чувств, настроений, переживаний или средством выражения эмоциональной оценки (грубость, злоба, ненависть, отвращение, печаль, страх; гадкий, мерзкий, негодный, подлый, скверный; ласковый, любимый, славный, чудесный).

Эпитет (из греческого) - слово, определяющее предмет или явление, выделяющее его свойства, качества или признаки. Эпитетом как правило является образное прилагательное, вступившее во «взаимодействие» Эпитет (из греческого) - слово, определяющее предмет или явление, выделяющее его свойства, качества или признаки. Эпитетом как правило является образное прилагательное, вступившее во «взаимодействие» с существительным (золотое сердце, ледяной взгляд)

Задание 1. Определи тему и идею текста. Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста. Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста. Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой. Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой. (К.Г.Паустовский) (К.Г.Паустовский)

Задание 2. Определи композиционную схему текста. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и наконец лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и наконец лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня. (К.Г.Паустовский) (К.Г.Паустовский)

Задание 3. Прочитай определение глаголов (глагольных форм) активного и неактивного действия. Глаголы (глагольные формы), которые обозначают интенсивное, энергичное действие, требующее определенных усилий, можно определить как глаголы активного действия. Часто при помощи таких слов создается картина, полная движения, действия каких-либо предметов (героев) или ярко выраженного эмоционального состояния героя. Глаголы (глагольные формы), которые обозначают интенсивное, энергичное действие, требующее определенных усилий, можно определить как глаголы активного действия. Часто при помощи таких слов создается картина, полная движения, действия каких-либо предметов (героев) или ярко выраженного эмоционального состояния героя. Например: Например: Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы, - он счастия не ищет И не от счастия бежит ! (М.Ю.Лермонтов) (М.Ю.Лермонтов)

Задание 4. Найди в предложениях глаголы (глагольные формы) активного действия и определи их роль. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. (Н.В.Гоголь) (Н.В.Гоголь)

Задание 5. Прочитай определение глаголов (глагольных форм) неактивного действия: Глаголы (глагольные формы), которые обозначают действие не интенсивное, не стремительно развивающееся, а спокойное, плавное, можно определить как глаголы неактивного действия. Глаголы (глагольные формы), которые обозначают действие не интенсивное, не стремительно развивающееся, а спокойное, плавное, можно определить как глаголы неактивного действия. Например: Например: Горничная вошла в комнату с графином на серебряном подносе. Одинцова остановилась, велела ей уйти, и села опять, и опять задумалась. Коса ее развилась и темной змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод. Ср. Горничная вбежала; женщина вздрогнула.

Задание 6. Найди глаголы (глагольные формы) неактивного действия и определи их роль: Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса; мы вышли из сакли. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса; мы вышли из сакли. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами.(М.Ю.Лермонтов)

Задание 7. Прочитай определение глаголов (глагольных форм) состояния: Задание 7. Прочитай определение глаголов (глагольных форм) состояния: Глаголы, обозначающие беспокойство, влюбленность, ожидание чего-либо или кого- либо, уверенность в ком- или чем-либо, отчаяние, страх, радость, ненависть и т.д., можно определить как глаголы состояния. Например: Я вас понимаю и одобряю вас вполне. Мой бедный брат, конечно, виноват: за то он и наказан. Или: Но Базаров и тут остался холоден как лед; он понимал, что Павлу Петровичу хотелось повеликодушничать. Или: Фенечка покраснела, но взглянула на Павла Петровича. (И.С.Тургенев)

Задание 8. Найди глаголы (глагольные формы) состояния и определи их роль. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… (М.Ю.Лермонтов) (М.Ю.Лермонтов)

Задание 9. Прочитай определение глаголов говорения: Глаголы, которые обозначают способы выражения мысли: вопрос – спросить, восклицание – воскликнуть, ответ – отвечать, шепот – шептать, крик – кричать и т.д., можно определить как глаголы говорения. Глаголы, которые обозначают способы выражения мысли: вопрос – спросить, восклицание – воскликнуть, ответ – отвечать, шепот – шептать, крик – кричать и т.д., можно определить как глаголы говорения.Например: Я говорил тебе: ни счастия, ни славы Мне в мире не найти… Мне в мире не найти… (М.Ю.Лермонтов) (М.Ю.Лермонтов)

Задание 10. Найди глаголы говорения и определи их роль: - Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? - Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? (А.П.Чехов) (А.П.Чехов)

Задание 11. Прочитай определения наречий порядка действия и повествования: Наречия, которые обозначают какой-либо из этапов действия и повествования, можно определить как наречия порядка действия и повествования (однажды, сначала, затем, потом, когда, после, давным- давно, наконец, итак, так). Наречия, которые обозначают какой-либо из этапов действия и повествования, можно определить как наречия порядка действия и повествования (однажды, сначала, затем, потом, когда, после, давным- давно, наконец, итак, так).Например: Когда Грэй поднялся на палубу « Секрета», он несколько минут стоял неподвижно, поглаживая рукой голову сзади на лоб, что означало крайнее замешательство. (А.Грин)

Задание 12. Найди наречия порядка действия и повествования и определи их роль: Давно тому назад, в городе Тифлисе, жил один богатый турок… Давно тому назад, в городе Тифлисе, жил один богатый турок… (М.Ю.Лермонтов) (М.Ю.Лермонтов)

Задание 13. Прочитай определение наречий поворота действия и повествования: Наречия, которые помогают определить неожиданное изменение в повествовании (действии героя) – его поворот, можно определить как наречия поворота действия и повествования. Наречия, которые помогают определить неожиданное изменение в повествовании (действии героя) – его поворот, можно определить как наречия поворота действия и повествования.Например: Вдруг он слышит страшный топот… (А.П.Чехов) (А.П.Чехов)

Задание 14. Найди наречия поворота действия и повествования и определи их роль: Задание 14. Найди наречия поворота действия и повествования и определи их роль: Но вот наступает весенний месяц март… Но вот наступает весенний месяц март… (А.П.Чехов) (А.П.Чехов)

Задание 15. Используя данные Сравнительной таблицы типов речи, определи тип речи текста: Васютка поднял одну шишку, осмотрел ее со всех сторон и покачал головой: Васютка поднял одну шишку, осмотрел ее со всех сторон и покачал головой: - Эх и пакость же ты! - Эх и пакость же ты! Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра. Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра. Наконец Васютка облюбовал дерево и полез на него. Наметанным глазом он определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по разлапистым веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз. Васютка слез с дерева, собрал их в мешок. Потом оглядел окружающий лес и облюбовал еще один кедр. Васютка слез с дерева, собрал их в мешок. Потом оглядел окружающий лес и облюбовал еще один кедр. - Обобью и этот, - сказал он.- Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу. - Обобью и этот, - сказал он.- Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу. Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу. «Глухарь!» - догадался Васютка, и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не доводилось. Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу. «Глухарь!» - догадался Васютка, и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не доводилось. (По В.Астафьеву) (По В.Астафьеву)

Сравнительная таблица типов речи

Тема Повествование Повествование - рассказ о событии и герое («Хамелеон», А.Чехов; «Лапти», И.Бунин), - рассказ о событии и герое («Хамелеон», А.Чехов; «Лапти», И.Бунин), - о герое и событии («Лошадиная фамилия» А.Чехова; «Юшка» А.Платонова) - о герое и событии («Лошадиная фамилия» А.Чехова; «Юшка» А.Платонова) Описание Описание - авторское восприятие объекта или предмета описания (описание летнего дня в Малороссии) - передача его характерных черт и особенностей (элегия «Море» В.А.Жуковского, фрагмент элегии «К морю» А.С.Пушкина) Рассуждение Рассуждение - анализ явлений или состояний героев (вступление к роману «Герой нашего времени», монолог Печорина в главе «Княжна Мери» М. Ю. Лермонтова. « Во всякой книге предисловие…служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики)

Идея Повествование Повествование - обличить социальную несправедливость и в то же время высмеять желание героев рассказа угождать «по чину» («Хамелеон» А. П. Чехова): - пробудить в читателе сострадание к «маленькому человеку». («Юшка» А. Платонова) Описание Описание - нарисовать портрет героя, передать особенности его характера (описание Печорина в главе «Максим Максимыч» М. Ю. Лермонтова); - передать восприятие объекта или предмета описания (моря, неба, рощи, гор и т.д. Пейзажные зарисовки в романе «Герой нашего времени», «Война и мир»), - передать восприятие объекта или предмета описания (моря, неба, рощи, гор и т.д. Пейзажные зарисовки в романе «Герой нашего времени», «Война и мир»), - выразить свое чувство (любовь, ненависть и т.д.) к изображаемому (Элегия В.А.Жуковского «Море»). - выразить свое чувство (любовь, ненависть и т.д.) к изображаемому (Элегия В.А.Жуковского «Море»). Рассуждение Рассуждение - исследовать вопрос, заявленный в тезисе рассуждения (« Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». « Герой нашего времени»)

Заглавие Повествование Повествование Ключевые слова: случай («Случай из практики»), событие («В овраге»), рассказ, история, письмо о ком-то… или кого-то ( «О любви», «Моя жизнь»), а также имя, фамилия, прозвище, качество характера, род занятий, смысл жизни, мечта, чувства главного героя («Ионыч», «Человек в футляре», «Душечка», «Попрыгунья», «Крыжовник») Описание Описание Ключевое слово - существительное, которое обозначает объект или предмет описания (элегия В.Жуковского «Море», отрывок- описание летнего дня в Малороссии в повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»; описание Герасима в повести И.С.Тургенева «Муму», описание Юшки в рассказе А. Платонова «Юшка»). Рассуждение Рассуждение Ключевые слова, обозначающие: - объект исследования, анализа («Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтова, статьи В.Г.Белинского) - объект исследования, анализа («Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтова, статьи В.Г.Белинского) - вопрос, заданный автором своему читателю ( « Кто виноват?» А.И. Герцен, статья Л.Н.Толстого « Так что же нам делать?») - вопрос, заданный автором своему читателю ( « Кто виноват?» А.И. Герцен, статья Л.Н.Толстого « Так что же нам делать?») -ответ на вопрос, заявленный в тезисе (статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний», повесть И.С.Тургенева «Довольно», статья Л.Н.Толстого « Не могу молчать»)

Вопрос к тексту Повествование Повествование О чем или о ком рассказывается? Описание Описание Каким автор увидел (небо, море, летний день, героя произведения, его поступок)? Рассуждение Рассуждение - Почему это интересует писателя, автора статьи и может быть важно для читателя? - Каково мнение писателя по данному вопросу, теме?

Композиционная схема Повествование Повествование 1. экспозиция: у Булдеева разболелись зубы 2. завязка: пробовал лечить их разными народными средствами 3. развитие действия: совет приказчика Ивана Евсеича 4. кульминация: приказчик не смог вспомнить фамилию акцизного 5. развязка: помощь приказчика запоздала. («Лошадиная фамилия» А.П.Чехова)

Композиционная схема Описание Описание 1.Вступление: приглашение к совосприятию красоты летнего дня (Как упоителен. Как роскошен летний день в Малороссии!) 2. Детальное изображение объекта или предмета изображения: сначала автор приглашает рассмотреть небо, затем обращает свой взгляд на степь, потом - на реку 3. Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод (…как полно сладострастия и неги малороссийское лето!) (« Сорочинская ярмарка», описание летнего дня в Малороссии Н.В.Гоголя)

Композиционная схема Рассуждение Рассуждение 1. Тезис: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… 2. Доказательство: Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. 3. Вывод: А годы проходят – все лучшие годы!

Языковые средства и композиционные особенности Повествование Повествование 1. Преимущественное употребление глаголов и существительных со значением действия, состояния* сравнительно с другими частями речи (Он полоскал рот водкой… прикладывал больному зубу табачную копоть…мазал щеку йодом… А.П.Чехов. Или: Павлу Петровичу скоро полегчало; но в постели пришлось ему пролежать около недели И.С.Тургенев)

Языковые средства и композиционные особенности Описание Описание 1. Употребление существительных, передающих -восприятие цвета, запаха, формы, вкусовые, осязательные ощущения (зелень, аромат. теплынь); - со значением пространственного расположения предмета (высота, глубина, ширь); -активного и неактивного действия*(бормотание, шепот, крик, драка) (Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом... За ущельем и впереди нас темно-синие вершины горы, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари... и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.) (Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом... За ущельем и впереди нас темно-синие вершины горы, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари... и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.)

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение Рассуждение 1. Употребление существительных с отвлеченным значением* ( на – ость, - изм, -ени: удивление, волнение, оптимизм, отсталость и т.д. Всякое упоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки…)

Языковые средства и композиционные особенности Повествование Повествование 2. Использование цепочки однородных сказуемых - глаголов активного* или неактивного* действия, передающих последовательность повествования (Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами)

Языковые средства и композиционные особенности Описание Описание 2. Использование цепочки однородных сказуемых - глаголов активного и неактивного действия- при описании движения, действия предмета или героя (...на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он оставался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок.) - Употребление глаголов выражения состояния типа горячится в споре, болеет душой за дело при описании характера героя: (Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля.) - Употребление глаголов, передающих ощущение цвета, запаха, вкуса, пространственного расположения типа зеленеют (рощи), пышет жаром, виднеется (лес), горчит (зной) при описании природы: (Налево чернело глубокое ущелье…).

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение Рассуждение 2. Использование цепочки однородных сказуемых – глаголов активного и неактивного действия – как способ создания эмоциональности тезиса и вывода, развернутого, убедительного доказательства (Действительно, трудно не любоваться истинными произведениями искусства, трудно не преклоняться перед талантом народных художников, сумевших сохранить и преумножить традиции древней культуры, завещанные им дедами и прадедами) - Использование глаголов с модальным значением* типа быть, находиться, знать, видеть, слышать, спорить, думать, говорить, считать, полагать… (Заметьте, любезный доктор, - сказал я, - что без дураков было бы на свете очень скучно… Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово – для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку…)

Языковые средства и композиционные особенности Повествование Повествование 3. Преимущественное употребление глаголов в прошедшем времени (Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой)

Языковые средства и композиционные особенности Описание Описание 3. Преимущественное употребление глаголов настоящего времени ( В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет). Но: иногда в описании используются и глаголы прошедшего времени, например в рассказах А.П. Чехова, И.А.Бунина: «Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку....»

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение Рассуждение 3. Употребление в одном тексте глаголов неопределенной формы и настоящего или прошедшего времени (Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить» Или: Я понимал, что такой словарь нужно составить так, чтобы его можно было читать, как книгу)

Языковые средства и композиционные особенности Повествование Повествование 4. Употребление наречий порядка действия и повествования* типа: сначала, однажды, потом, затем, уже, позднее, скоро, завтра, утром, вечером, а после того как, между прочим, наконец, напоследок…(Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал лечиться заговором) Но такие наречия могут и отсутствовать в текстах повествования. Тогда их легко восстановить в начале каждого нового абзаца (См. Однажды у отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы.) - Использование наречий поворота действия* вдруг, неожиданно, вдруг откуда ни возьмись, внезапно, срочно, быстро, когда, мгновенно…(Когда взобрались на длинный, бесконечный холм, ветер еще пронзительнее засвистел в ушах: волки поежились и остановились. Б Зайцев) Но такие наречия могут и отсутствовать в текстах повествования. Тогда их легко восстановить в начале того абзаца, в котором происходит поворот действия. ( См. Вдруг Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака)

Языковые средства и композиционные особенности Описание Описание 4. Употребление прилагательных и наречий, передающих восприятие цвета, запаха, звука, вкусовые ощущения, со значением пространственного расположения типа упоителен, золотой, соленый, теплый, верхний, далекий. (Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…)

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение Рассуждение 4. Употребление вопросительных слов в тезисной части. Это происходит почему почему как как когда когда зачем зачем сколько (времени) сколько (времени) неужели это возможно и т.д. неужели это возможно и т.д. (Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит?.. и как мы встретимся?.. и потом, она ли это?..) Краткость, сжатость тезисной части. Краткость, сжатость тезисной части. Преобладание простых предложений над сложными. Преобладание простых предложений над сложными. Использование слов и выражений рассуждения в доказательной части типа Использование слов и выражений рассуждения в доказательной части типа потому что, так как, оттого что, в результате чего потому что, так как, оттого что, в результате чего во-первых, к счастью, безусловно, наконец…(... я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…) во-первых, к счастью, безусловно, наконец…(... я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…)

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение Рассуждение Распространенное содержание доказательной части. – Распространенное содержание доказательной части. – Преобладание сложных предложений, простых осложненных над простыми неосложненными в доказательной части. Преобладание сложных предложений, простых осложненных над простыми неосложненными в доказательной части. Употребление слов и выражений вывода типа Употребление слов и выражений вывода типа следовательно, значит, разумеется, поэтому, вот почему, и поэтому, значит…( И как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стеклышко на московскую княжну?) Краткость, сжатость вывода. Краткость, сжатость вывода. Частое употребление в качестве тезиса и вывода конструкции с тире между подлежащим и сказуемым Частое употребление в качестве тезиса и вывода конструкции с тире между подлежащим и сказуемым (Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (тезис). Или: Одно слово – для нас целая история (вывод). Или: А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..(вывод)

Языковые средства и композиционные особенности Повествование Повествование 5. Употребление конструкций, указывающих на развитие повествования типа: что же было дальше? (Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Или: Ты хочешь знать, что делал я На воле?)

Языковые средства и композиционные особенности Описание Описание 5. Употребление конструкций эмоционального восприятия, восклицания типа: как хорош (летний день!) (Таков уж был человек, бог его знает! Или: Славная была эта Бэла!) - Употребление предложений, содержащих адресный вопрос типа: любишь ли ты (смотреть на ночное звездное небо?) (Знаете ли вы украинскую ночь?)

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение Рассуждение 5. Употребление вопросительных и восклицательных конструкций, приглашающих к рассуждению типа: почему же (так происходит?), нельзя (допускать подобного!) ( А все, чай, французы ввели моду скучать? Или: Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь, как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью...)

Языковые средства и композиционные особенности Описание Описание 6. Использование в тексте прямой речи, диалога, оформленных при помощи глаголов говорения : спросить, сказать, ответить, прошептать, пролепетать, прокричать, прошипеть… (- Вспомнил? – спросил генерал. - Никак нет, ваше превосходительство.)

Языковые средства и композиционные особенности Повествование Повествование 6. Использование сравнительных оборотов (…а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею).

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение Рассуждение 6. Использование утвердительных, отрицательных и вопросительно- восклицательных слов да и нет (Что если сделать по-другому? Или: Да, это древнее время.)

Языковые средства и композиционные особенности Повествование Повествование 7. Использование тропов (День за днем тускнели его мечты)

Языковые средства и композиционные особенности Описание Описание 7. Использование тропов (Душа у Кондрата Семеныча была добрая, открытая)

Языковые средства и композиционные особенности Рассуждение Рассуждение 7. Использование тропов (Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдает ей все свои душевные силы, все свое сердце, весь свой ум)

Чтение текста похоже на Повествование Повествование просмотр последовательно сменяющихся кадров фильма: сначала ты видишь первый эпизод на экране, затем второй и т.д.

Чтение текста похоже на Описание Описание - внимательное изучение рисунка: сначала ты смотришь на то, что изображено в центре рисунка, затем на то, что изображено слева, справа, на заднем плане, и т.д.; - раскрашивание художественного полотна словами-красками.

Чтение текста похоже на Рассуждение Рассуждение упражнение: тебе необходимо найти ответ на поставленный автором текста вопрос.

Задание 16. Используя данные Сравнительной таблицы типов речи, докажи, что данный текст – описание. Тайга…Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. Тайга…Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. (В.Астафьев) (В.Астафьев)

Задание 17. Пользуясь Сравнительной таблицей типов речи, определи, какие признаки повествования выделены в приведенном ниже тексте. В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось…он отвел от глаз бинокль, нагнулся и…апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось…он отвел от глаз бинокль, нагнулся и…апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. (А.П.Чехов) (А.П.Чехов)

Задание 18. Найди признаки повествования в тексте: Ясный, зимний день…Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном. Ясный, зимний день…Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном. - Съедемте вниз, Надежда Петровна! – умоляю я.- Один только раз! Уверяю вас, мы останемся целы и невредимы. Но Наденька боится. Все пространство от ее маленьких калош до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. У нее замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сесть в санки, но что же будет, если она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, сойдет с ума. - Умоляю вас! – говорю я. – Не надо бояться! Поймите же, это малодушие, трусость! Наденька наконец уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. Я сажаю ее, бледную, дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну. Наденька наконец уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. Я сажаю ее, бледную, дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну. (А.П.Чехов) (А.П.Чехов)

Задание 19. Докажи, что данный текст не является повествованием. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как « последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?.. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как « последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?.. (М.Ю. Лермонтов) (М.Ю. Лермонтов)