Михаил Булгаков Повесть «Собачье сердце». Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Булгаков Повесть «Собачье сердце». Михаил Афанасьевич Булгаков ( )
Advertisements

Михаил Булгаков Повесть «Собачье сердце». Михаил Афанасьевич Булгаков ( )
М ИХАИЛ А ФАНАСЬЕВИЧ Б УЛГАКОВ 3 (15) МАЯ 1891, К ИЕВ – 10 МАРТА 1940, М ОСКВА. «Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова – умная.
Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Михаил Булгаков Биография писателя Родился 15 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии гг. годы учебы в.
Сатирическое изображение действительности в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 1940) Родился 3(15) мая 1891 г. в Киеве.
Булгаков, Михаил Афанасьевич. Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя 10 марта 1940, Москва, СССР) советский писатель,
Не смолкает колокольчик Булгакова … Тема урока:. «Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью.
Автор: Николаева Светлана Геннадьевна. Автор: Николаева Светлана Геннадьевна. Образовательное учреждение: МОУ Первомайская СОШ. Предмет: литература. Класс:
Шарик -Шариков – рождение новой жизни или жестокий опыт? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
М.А.Булгаков.. Портрет: М.А.Булгаков План: Портрет М.А.Булгаков Автобиографические сведения Собачье сердце: Сюжет Интересные факты Характеристика персонажей.
М. А. БУЛГАКОВ : ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Михаил Афанасьевич Булгаков ( г г)
Жизнь и творчество М. А. Булгакова Кирьянова Светлана РУС-РЛД-ОД II курс.
Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи.
Образовательный центр «Нива» Литература 9-11 классы.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Тема урока: «Что это значит: быть человеком?» быть человеком?» (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Жизнь и творчество М.А. Булгакова (тест) Работу выполнил Петрунькин Сергей ГОУ ЦО 1828 «Сабурово» класс 6-1.
Транксрипт:

Михаил Булгаков Повесть «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич Булгаков ( )

Ц е л и : Расширить понятие о сатире. Прояснить цели булгаковской сатиры. Показать мастерство и гражданское мужество писателя.

Эпиграф «Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова – умная и зрячая. В.Сахаров

Словарная работа Сатира( лат.satira)- способ проявления комичес- кого в искусстве, состоящий в уничтожающем осмея- нии явлений, которые представляются автору пороч- ными. Сила сатиры зависит от социальной значимос- ти занимаемой сатириком позиции, от эффективнос- ти сатирических методов.

Предмет сатиры-человек, его пороки. ирония юмор сарказм виды сатиры

Приведите в соответствие ирония юмор сарказм Тонкая, скрытая насмешка; несоответствие положительного значения и отрицательного подтекста Язвительная, жестокая ироническая насмешка Добродушно-насмешливое отношение к чему-либо; беззлобное и веселое вышучивание

Сатирики Иван Андреевич Крылов Николай Васильевич Гоголь Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Михаил Михайлович Зощенко Аркадий Тимофеевич Аверченко Надежда Александровна Тэффи Ильф (Илья Арнольдович Файнзильберг) и Петров(Евгений Петрович Катаев)

М А. Булгаков ( ) 3(15) мая 1891 г.- родился в Киеве в семье преподавателя духовной академии г.- закончил медицинский факультет Киевского университета гг.- работал в качестве земского врача в Смоленской губернии г.- приехал в Москву на постоянное жительство. Работал в газете «Гудок». С 1930 г. начал работать в театрах МХАТ и ГАБТ г.- умер от болезни почек.Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Произведения М.А.Булгакова «Записки юного врача» «Записки на манжетах» Рассказ «Дьяволиада» Роман «Белая гвардия»(пьеса «Дни Турбиных») Повесть «Роковые яйца» Повесть «Собачье сердце» Пьеса «Зойкина квартира» Пьеса «Бег» Пьеса «Багровый остров» Пьеса «Мертвые души»(по поэме Гоголя) Пьеса «Мольер» Роман «Мастер и Маргарита»

Повесть «Собачье сердце» Написана в 1925 году. Напечатана в 1987 году. Почему повесть напечатана только через 62 года? Отзыв Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя» Памфлет- злободневное публицистическое произведение обличительного характера

«Собачье сердце »(«Чудовищная история») С чего начинается произведение? Чьими глазами мы видим мир? Как изображена в повести общественно-политическая ситуация в России 20-годов? Что вы можете сказать о Шарике? Случайно ли,на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,-Шарик? Сравните образы Шарика –бродячего пса и Шарикова- «начальника по очистке».Какие чувства они вызывают? Какие художественные детали использует автор при создании образов Шарикова, Швондера, Пеструхина? Почему квартира профессора Преображенского не подвергалась уплотнению? Какие художественные детали использует автор при создании образов профессора Преображенского, доктора Борменталя?

Рассуждаем вместе. Что говорит о характере и образе жизни профессора Преображенского обстановка в квартире? Какого рода помощь оказывал пациентам профессор Преображенский? Какова композиция повести, из каких частей она состоит? Какую оценку состоянию общества дает Преображенский? В чем, по его мнению, причина разрухи? Какую роль играют сцены пения? Приведите сравнительный анализ описаний жизни в калабуховском доме до революции и после. Как сложилась судьба Шарика? Изменился ли его образ мыслей после возвращения в первоначальное состояние?

Композиция повести Композиция кольцевая: завязка (монолог Шарика); развитие действия( Шарик у профессора, операция,очеловечивание собаки); кульминация (бесчинства Шарикова); развязка (возвращение Шарика в прежнее состояние); эпилог (Шарику «свезло»).

Рассуждаем вместе Как, по вашему мнению, может сложиться дальнейшая жизнь профессора Преображенского и доктора Борменталя. Обоснуйте свои предположения. Какова роль образов прислуги в повести? Приведите примеры антитезы в повести. Почему повесть вызвала противоречивые оценки? Почему запрет на её издание был столь длительным(60 лет)? Выскажите свое отношение к профессору Преображенскому, доктору Борменталю, Шарикову, Швондеру и другим героям. Дайте возможные варианты толкования повести «Собачье сердце».

Антитеза в повести Шарик - Шариков; Преображенский - Швондер; Калабуховский дом до и после революции; Шарик в начале и в конце повести

Клим Чугункин- пьяница, люмпен- пролетарий Клим Чугункин- пьяница, люмпен- пролетарий Пес-дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный Пес-дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный Полиграф Полиграфович Шариков Полиграф Полиграфович Шариков тело гипофиз Свойства пса свойства Клима Очеловечивание собаки

Шарик+Клим Чугункин=Полиграф Полиграфович Шариков В ходе очеловечивания собаки милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора,люмпен- пролетария Клима Чугункина и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Чьё влияние сильнее? Преображенский- создатель(врач, профессор, всемирно известный ученый) Действует хирургичес- ким путем(физическое насилие) Преображенский- создатель(врач, профессор, всемирно известный ученый) Действует хирургичес- ким путем(физическое насилие) Швондер- идеолог(экспроприа- тор,девиз:»Грабь награбленное!») Действует с помощью слова(духовное наси- лие) Швондер- идеолог(экспроприа- тор,девиз:»Грабь награбленное!») Действует с помощью слова(духовное наси- лие) Полиграф Полиграфович Шариков Полиграф Полиграфович Шариков

Антагонисты: Задача Преображенского: Логика Швондера: -пересадка органов с целью - труженик- тот, кто ничего не продлить период жизненной имеет, активности человека, - зачем работать, если можно -улучшение человеческой по- отнять, роды(отсюда «говорящая» -любой пролетарий- хозяин фамилия героя) жизни в силу своего происхож- дения

Результаты воздействия Швондера на Шарикова Разруха в доме профессора(вместо того чтобы заниматься лечением пациентов, профессор Преображенский и доктор Борменталь заняты Шариковым). Шариков требует у доктора часть жилплощади и прописку. Шариков устраивается в контору по истреблению кошек.

Вывод. Все заняты делом, но не своим. Бессмертны крыловские слова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Эксперимент профессора не удался. Учёный пришёл к выводу, что Шариков- насилие над природой.

Вывод. Также и революционный эксперимент большевиков обречён на неудачу. Воспитать чувство уважения к личнос- ти, чувство собственного достоинства, осознанное отношение к происходя- щему возможно только при постепен- ном, эволюционном развитии общес- тва, при кропотливой просветительской и культурной работе интеллигенции. Prezentacii.com