Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Воистину верны слова Льва Толстого о том, что « знания только тогда знания, когда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Advertisements

Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
ФАЛИЛЕЕВА Н.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЧИНДАНТСКАЯ СОШ.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Нет ничего практичнее хорошей теории. Р. Кирхгоф. Мышление начинается с проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн.
Развитие исследовательских умений младших школьников Развитие исследовательских умений младших школьников МОУ «СОШ с.Горнозаводска» Составитель; учитель.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
Уроки русского языка в форме лабораторной работы Табунникова Е. Е., учитель русского языка и литературы.
Проблемное обучение - одна из составляющих ЛОП в активизации развивающего потенциала обучения.
Транксрипт:

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Воистину верны слова Льва Толстого о том, что « знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью ». « Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать » Р. Декарт

В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения технология проблемного обучения становится наиболее приоритетной в организации учебного процесса, так как не даёт готовые задания, но актуализирует - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования обучения. Цели и задачи технологии проблемного обучения полностью отвечают целям и задачам образования : способность к становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие интеллектуальных способностей.

- ведет за собой развитие ребенка, - ориентировано на зону ближайшего развития - обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта, - направлено на формирование новых качеств личности ; - обеспечивает развитие творческих способностей и их применение в жизни.

Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Признаки учебной проблемы : 1. Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний ; 2. Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного. Например : почему кузнец Архип губит подъячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку ? 3. Гипотеза ( от греч. hypothesis – основание, предположение ). – предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Например : предположим, что Андрий и Остап встретились в бою, что произошло бы дальше ?

При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Признаки проблемной ситуации : - Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании. - Наличие неизвестного для учащегося. - Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска. - Например : почему, по мнению Л. Толстого, ничтожны те, кто живет собой, своим счастьем, построенном на несчастье других ?

Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Например : Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви ? Победитель или побежденный Чацкий ? Почему Гринева можно назвать антиподом Швабрина ? Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.

Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Творческие задачи позволяют : - обобщать, повторять и усваивать учебный материал ; - развивать творческие способности учащихся, - формировать навыки совместной работы ; - устанавливать метапредметные связи. При изучении повести М. А. Булгакова « Собачье сердце » учащимся был предложен вопрос : « Нужны ли нам Шариковы ?» Урок проводился в форме интервью с Шариковым, предположив, что он остался « человеком ». Учащиеся задавали самые разнообразные вопросы. А в заключении было высказано общее мнение : « Хорошо, что профессор Преображенский снова превратил Шарикова в собаку ». Тем самым решенная учебная проблема позволила увидеть и понять проблему социальных экспериментов, происходивших в масштабах нашей страны после революции 1917 года.

1. Урок - сообщение новых знаний. Виды : урок – лекция, урок - беседа, урок - рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная 2. Урок - изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов. Например : урок в 9 классе по теме : « Пути русской литературы 20 века ». Учитель в ходе обзорной лекции ставит проблемный вопрос : может ли человек устраниться от хода истории ; какими путями надо идти, чтобы стать лучше, добрее, гуманнее ?

3. Урок - решение познавательных задач. В условии использованы реальные факты общественной жизни прошлого и современности. Например : Почему рукопись повести М. Булгакова « Собачье сердце » была изъята сотрудниками ОГПУ в 1926 году и почему повесть не издавалась в России до 1987 года ? Условия сформулированы в виде афористических, нередко спорных высказываний. Например : А. С. Пушкин в письме к П. А. Вяземскому писал : « Чацкий совсем не умный человек ». И. А. Гончаров утверждал обратное : « Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён ». Кто из них прав ?

1. Учитель сам ставит проблему « В жизни всегда есть место подвигам », - говорит М. Горький. Что такое подвиг ? Возможны ли подвиги в повседневном труде ? Можно ли назвать подвигом готовность умереть во имя бесчеловечной идеи ? 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому - либо вопросу. При изучении комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума » учитель, знакомя учеников с образом Молчалина, говорит : « Чацкий считает Молчалина глупцом. По словам В. Г. Белинского, Молчалин умен, как дьявол, когда речь идет о его личных выгодах ». Кто прав ? Какое у вас мнение на этот счет ?

З. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения литературных фактов. Сравниваться могут художественные произведения близкие по теме, по жизненному материалу, в них отраженному, но различные по истолкованию и оценке. Например : сопоставьте стихотворения К. Ф. Рылеева « Гражданин » и стихотворение М. Ю. Лермонтова « Дума ». Какие общие мотивы есть в них ? Чем можно объяснить разницу настроения в каждом из этих произведений ?

4. Проблемную ситуацию можно создать, сопоставляя литературные произведения с иллюстрациями к нему или иллюстрации нескольких художников к произведению, или музыкальные произведения, содержащие разную интерпретацию поэтического творения, исполнения артистами одной и той же роли и т. п. Например : сопоставьте образ Манилова на иллюстрациях П. Боклевского и А. Лаптева. Кто из художников, по - вашему мнению, точнее воспроизводит внешность и характер Манилова ?

5. Проблемное задание, целью которого является раскрытие идейного содержания. Например : почему пушкинское стихотворение « Узник » стало песней, очень популярной в народе ? 6. Исследовательское наблюдение за языком произведения, за повторами развития действия с целью более глубокого восприятия картин и характеров, созданных автором. Например : почему в 3 явлении II действия в комедии Н. В. Гоголя « Ревизор » у городничего много реплик « в сторону », а у Хлестакова их нет ?

7. Исследовательское познание произведения через нравственную оценку героев, выяснения авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора. Например : Проблема обновления в повести М. Булгакова « Собачье сердце ».. 8. Проблемные задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах. Например : сделайте сопоставительный анализ стиля двух отрывков : Чичиков покидает уездный город ( гл.11) и следующее за тем лирическое отступление « Русь ! Русь ! Вижу тебя …». Как связаны две разные стилевые линии в повествовании с идейным содержанием поэмы ?

« Коммуникативная атака » ( вызов к проблемному общению ). Смысл этого приема состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, дать что - то такое, что заставило бы учеников мгновенно « включиться » в урок. Например : фрагмент видеозаписи телепрограммы ( урок посвящен творчеству А. С. Грибоедова ). Телепередача начинается с того, что на экране сверкает огромный бриллиант, а закадровый голос произносит : « Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть русского писателя Грибоедова, Вазир - Мухтара …».

Моделирование ситуации. Одним из эффективных приемов продуктивного обучения является моделирование. « Что могло произойти, если бы …» Для того, чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование. - Если бы Маша Троекурова уехала с Дубровским … - Как поступили бы вы, если в разговоре оскорбительно отозвались о вашей стране, матери, подруге …

Учебный мозговой штурм ( УМШ ) Технология УМШ Группу перед штурмом инструктируют. Проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи. Первый этап. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше возможных решений. Второй этап. Анализ идей. Цель – рассмотреть каждую идею и в каждой идее найти что - то полезное, рациональное. Третий этап. Обработка результатов. Как выбрать задачу для УМШ ? Задача должна иметь большое число возможных решений. Например : Предложите идею создания оригинального памятника Мцыри. ( Обсуждение идей позволит еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни ) Создать проект помощи семье Тыбурция ( со стороны государства, отца Васи, самого Тыбурция ).

Актуализация знаний. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Определение темы исследования. Формулирование целей исследования. Выдвижение гипотезы. Интерпретация полученных данных. Вывод по результатам исследовательской работы. Применение новых знаний в учебной деятельности. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Из опыта работы мы можем сделать вывод, что в ходе систематического применения технологии проблемного обучения учащиеся лучше ориентируются не только в содержании отдельного урока, но и в целом по всему изучаемому разделу, умеют самостоятельно сформулировать тему и выделить главное в ней, найти источники получения нужной информации, построить свой ответ в соответствии с темой : начав с утверждений, делать предположения, основываясь на теории, утверждении ; умеют спланировать свою деятельность для проверки выдвинутой гипотезы, разрешить проблему, сделать вывод, сравнив свои утверждения с теоретическим материалом.