Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души» Эюбова Ирада Камалхан кызы Учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 63, г. Тула.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности образной системы помещиков поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Advertisements

История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
«Живая» душа Чичиков или «мёртвая»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Поэма « Мертвые души » Работу сдали : Винник А. Трусков Д.
Одиннадцатое февраля. Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
История создания «Мёртвые души». Для данного шаблона использовались источники: К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время.
«Мертвые души» Анализ 1 главы. Замысел поэмы Гоголь ориентируется на «Божественную комедию»: 1-я часть – «ад» - задумана как представление и аналитическое.
«Мертвые души» Творческая история поэмы. Выполнила работу: Ученица МОУ «ВСШ 3» 10а класса Потапенкова Алина г. Соликамск, 2008г.
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 20 г. Ставрополя Новикова Дина Николаевна Презентация к уроку «Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа» (На.
Стандарты нового поколения и новое качество образования.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Особенности сюжета, система образов поэмы. Образы помещиков. Презентацию разработала Петрищева О.В. ГОУ СОШ 511 г. СПб.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Художественные особенности поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» щ Работу подготовил Литвинюк Григорий.
Транксрипт:

Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души» Эюбова Ирада Камалхан кызы Учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 63, г. Тула

«ТАЙНЫ ПОЭМЫ Н.В. Гоголя Мертвые души Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Тип урока: урок-исследование Эпиграф: Дальнейшее продолжение выясняется в голове всё чище, величественнее, из которого может быть со временем кое-что колоссальное Из письма С.Т.Аксакову,1840 г.

АННОТАЦИЯ Программы и технологии, использованные при создании работы: Работа в Интернете, сканирование, набор текста с использованием текстового редактора Microsoft WORD, Microsoft PowerPoint, поиск информации в Интернете. Работа в Интернете, сканирование, набор текста с использованием текстового редактора Microsoft WORD, Microsoft PowerPoint, поиск информации в Интернете. Данная работа может быть использована для обобщения и систематизации полученных знаний нового материала. Фрагмент урока в 9 классе по теме: «Тайны поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Количество слайдов – 15. Объем презентации – 258 Кб.

Цели урока: 1.Обучающая: зная трактовку поэмы Гоголя Белинским, как сатирическую и социально-отличительную, помочь увидеть и иной её смысл. социально-отличительную, помочь увидеть и иной её смысл. 2.Развивающая: развитие исследовательских умений и навыков учащихся. 3. Воспитывающая: формирование положительного отношения к существованию разных точек зрения на один и тот же факт. существованию разных точек зрения на один и тот же факт.

ПЛАН УРОКА Этапы урока: Методы и формы работы : Оргмомент Приветствие Оргмомент Приветствие Мотивационное начало урока Работа с текстом Мотивационное начало урока Работа с текстом Деятельность учащихся по теме Организация частично- поисковой работы по теме Итоги урока Рефлексный анализ Итоги урока Рефлексный анализ Подготовка к уроку: Учащиеся: Должны знать содержание произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» Учитель: Оформление доски. Портрет Н.В.Гоголя

Ход урока 1. Оргмомент. 2. Прочтем эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? ( Все, кажется, ясно и понятно, кроме одного- «кое-что колоссальное». Это «кое-что колоссальное» известно самому автору. Создается впечатление, что это все он замыслил в первом томе и «хитрит» с читателем, заведомо уводя от главного развития сюжета, сатирическим изображением действительности, обличительной стороной). -Обратите внимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й главе, где он не хочет ссориться со своим героем, ибо «ещё не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку; две большие части впереди- это не безделица». Две большие части впереди, о чем это говорит? Две большие части впереди, о чем это говорит? (Вот теперь понятно, что он задумал роман, состоящий из трех частей. Одну мы прочитали, значит, ещё должно быть две части). -Встречались ли мы с такими трехчастными романами? (Да, встречались. Это «Божественная комедия» Данте. Она тоже состояла из трех частей: ад- чистилище-рай. Выходит, можно предположить, и поэма «Мертвые души» виделась Гоголю именно такой. Наверное, он хотел провести героя именно этой дорогой. Зачем?) -Вот подумаем все вместе, попытаемся ответить на этот вопрос.

Фиксация вопроса на доске. Фиксация вопроса на доске. -Может быть, стоит обратиться к личности самого автора? Что отличает его от тех писателей, с которыми вы познакомились? (Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственным словам, он все больше и больше ощущал прилив некой божественной силы, которая не покидала его в процессе написания произведения. И в этом он видел тайный смысл. Ведь так же, как и Пушкин, он был «духовной жаждою томим» и понимал свое высокое предназначение пророка. Тогда и поэма «Мертвые души» - произведение пророческое.) -Может быть, стоит обратиться к личности самого автора? Что отличает его от тех писателей, с которыми вы познакомились? (Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственным словам, он все больше и больше ощущал прилив некой божественной силы, которая не покидала его в процессе написания произведения. И в этом он видел тайный смысл. Ведь так же, как и Пушкин, он был «духовной жаждою томим» и понимал свое высокое предназначение пророка. Тогда и поэма «Мертвые души» - произведение пророческое.) -Попытаемся глазами Гоголя посмотреть на тот мир, который был перед ним. Будучи человеком честным, умным, религиозным, чувствительным, что он мог видеть? -Попытаемся глазами Гоголя посмотреть на тот мир, который был перед ним. Будучи человеком честным, умным, религиозным, чувствительным, что он мог видеть? -Давайте попробуем соединить все ваши высказывания в единую мысль - что получится.(Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.) -Давайте попробуем соединить все ваши высказывания в единую мысль - что получится.(Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.)

Вот мы и подошли к главному. Попытаемся ответить на вопрос, на какие грехи указывал Гоголь, что он имел в виду? (Нет, никто в поэме не раскаивается, никто не стыдится своей жизни и своих поступков. Живут как живут.) Я подскажу вам. Одним из самых тяжких грехов православная церковь считает заблуждение ума. Не кажется ли вам, что гоголевские герои заблуждаются, думая, что живут правильно? И вообще, какое зло они несут в себе? Есть ли в этом мире пошлости что-то светлое, хотя бы частичное обращение к свету? (Нет, здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. А ведь мы уже говорили, что это ложные ценности.) Работа с текстом произведения -Назовите конкретно по тексту эти ложные ценности. (Это и книга у Манилова, с закладкой на 14-й странице, это и знание о мире через голландские рубашки и французское мыло у Чичикова. Зато сколько выпито, съедено, сколько разговоров о копейках и рублях! Да это же целая среда обитания, это мир плотный, заполненный предметами. К этим вещам человек как бы пришит. Превзошел всех Плюшкин со своей знаменитой кучей. Кажется, это конечный результат мира серости.)

- А теперь скажите, для чего Гоголь дает такие подробности? Наверное, не зря он это делает? (Он дал понять, что же в мире считается главным. Душа здесь отсутствует. Вот теперь понятно, почему мы не встретили в произведении ни одного красивого человека. В такой среде обитания чаще всего «ни то ни сё», «не то баба, не то мужик», «старухи, держащие голову несколько набок, в чепцах и с фланелью на шее».) - Действительно, откуда здесь взяться здоровому телу, если поражена душа? - Действительно, откуда здесь взяться здоровому телу, если поражена душа? Вывод 1-й на доске: Вывод 1-й на доске: - Итак, подведем итоги наших исследований: - Итак, подведем итоги наших исследований: Главным героем I тома «Мертвых душ» является зло(пошлость, серость, глупость), завладевшее Россией и людьми, населяющими ее. Это мир бытовой, материальный.

- Проследим дальше за мыслью Гоголя. О чем рассуждает он? ( Он переходит дальше к рассуждению вообще о человеческой глупости на разных ступенях жизни человека и в разные времена.) - Покажите это на примерах («….иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка»; «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане»; мне кажется, что я встречаю таких людей и в нашей жизни.) -Вот в этом-то и ключик. Зло всесильно. Оно прочно ужилось в людской серости, торжествует и сегодня и убивает постепенно живую душу. В этом Гоголь действительно пророк. Вывод 2-й на доске: ЗЛО - СТРАШНАЯ И ОГРОМНАЯ СИЛА…

-А посмотрите, как установлены пространственно-временные отношения в мире гоголевских героев? Не кажутся ли они вам несколько необычным? (Да, когда читаешь книгу, то ходишь будто бы по кругу.) -Назовем это замкнутым пространственным, где царят бездорожье, непролазная грязь, порой не видно ни зги. - А как живет каждый персонаж, отдельно взятый? -А как главный герой? Каким вы его видите? -Следует заметить, что границы эти иллюзорны, точно так, как и сами «царства- государства». И жизнь в них иллюзорна, призрачна. Заметили ли вы это? -Вот это и есть призрачность существования. -Итак, заканчивается поездка Чичикова комнатой Плюшкина, в которой было холодно, как в погребе, нежилым повеяло. А на улице в это время? -А как же приспособились к этой жизни сами герои? Что мы здесь видим? -Выходит, что у каждого и свое время годф. Оно тоже призрачно. Нет реальности времени внутри этих царств.

Вывод 3-й на доске: Герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, они не изменяются и никогда не изменятся

-Так что же. Они вечны? Попытаемся ответить на вопрос, обратившись к названию поэмы. Подумаем, что значит «Мертвые души»? Что надо понимать под словом «душа»? Теперь мы уже точно говорим, что человек состоит не только из тела, но и души. Должен ли человек, погрязший в грехах материального мира, все-таки вспомнить о божественной душе своей и воскреснуть? Что вкладывает в смысл названия Гоголь? Может, это те самые мертвые души, которые он скупает у помещиков, а может, это символ живых душ помещиков, погрязших в самом страшном грехе-»заблуждении ума»? -Приведите такие примеры. Вывод 4-й на доске: Нарушаются границы между миром живым и неживым, бытием и небытием.

-А сам Чичиков, кто он такой? На линии развития сюжета - понятно. А если всмотреться? Что о нем только не говорят чиновники: и разбойник Ринальдо Ринальдино, и подделыватель ассигнаций, и переодетый капитан Копейкин или даже сам Наполеон. А в народе ходили слухи об антихристе. -А сам Чичиков, кто он такой? На линии развития сюжета - понятно. А если всмотреться? Что о нем только не говорят чиновники: и разбойник Ринальдо Ринальдино, и подделыватель ассигнаций, и переодетый капитан Копейкин или даже сам Наполеон. А в народе ходили слухи об антихристе. Вывод 5-й на доске: Вывод 5-й на доске: Так кто же такой Чичиков? Не то ли самое растекшееся зло, которое поражает души людей?

-Да, Гоголь дает человечеству надежду на спасение. Еще древнерусские книжники отмечали, что русские святые, пророки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество. На эту точки зрения становится и Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд – сверху: «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудесного, прекрасного далеко». Исчезнет зло, пройдут «грядущие дожди», и возвысится Русь перед другими народами и государствами. Как видите, с одной стороны, Гоголь – пророк, с другой – миссионер. Он пришел, чтобы сказать Слово и с надеждой ждал его воплощения. Он торопил время. Ему хотелось побыстрее очистить Русь оь зла. -Задание для учеников, имеющих повышенный уровень подготовки. Предположите содержание II и III (ненаписанных) частей книги «Мертвые души» Н.В. Гоголя. -Домашнее задание. Литература. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. –М. – Л.: Художественная литература,1959. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Комментарий: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение,1974.