Историческая справка В 15-17 веке Украина вела освободительную войну с поляками, турками и татарами. Эту борьбу возглавляло казачество. Казаками назывались.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Широких Алла Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ Улу-Юльская СОШ Эмблема Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе Система.
Advertisements

Уроки по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Жизнь и творчество Н. В. Гоголя Историческая и фольклорная основы повести. Нравы и быт казаков. Нравы и быт.
Урок литературы в 7 классе. Перечитайте сцену гибели Андрия Почему затрясся Андрий, когда увидел Тараса? Почему Андрий покорно подчиняется Тарасу? Как.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родины Аналитическая работа по 2 главе.
Тарас Бульба – народный герой. Весь был он создан для бранной тревоги...
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» «Нет у нас никого, равного ему в доблести!» Подвиг Тараса.
Работа выполнена учеником 7 «В» класса МОУ «СОШ 4 г.Соль – Илецка» Котченко Дмитрием.
Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба» (основные герои произведения)
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Остап, Андрий и Тарас в начале повести Аналитическая беседа по 1 главе.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Остап и Андрий, два брата,две судьбы. Сопоставление литературных героев.
1.Расставить слайды с иллюстрациями в сюжетном порядке. 2.Озаглавить каждый слайд (например: Приезд братьев в отчий дом из бурсы). 3.Подобрать цитату.
Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Поразмышляем над прочитанным 1.Какое впечатление производят на Остапа и Андрия Запорожская Сечь, ее законы, обычаи? 2.Почему.
Цели урока: - осмысление трагического мира казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество; - обобщение и систематизация.
Сравнительная характеристика героев Сравнительная характеристика героев Урок литературы в 7 классе.
Тема: Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба»
Психологические мотивы предательства Андрия.. Раскрыть психологические мотивы предательства Андрия. Через образ героя понять сложность внутреннего мира.
Н.В.Гоголь Тарас Бульба Путь Остапа к подвигу Аналитическая беседа.
Перечитайте сцену гибели Андрия Почему затрясся Андрий, когда увидел Тараса? Почему Андрий покорно подчиняется Тарасу? Как вы относитесь к фразе Тараса:
Транксрипт:

Историческая справка В веке Украина вела освободительную войну с поляками, турками и татарами. Эту борьбу возглавляло казачество. Казаками назывались вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его законам. Нередко ими становились беглые крепостные. Центром казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что находилась за днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась своеобразная казацкая республика.

Словарь

Атаман – предводитель войска Брань – битва, сражение Гетман – главнокомандующий казацким войском Курень – шалаш, подразделение войска Кошевой – предводитель стана Казак – вольный поселенец Рада- военный совет

Словарь

Анализ 1 главы -Какое впечатление произвел Тарас? -Как он относится к сыновьям? -Какими бы хотел их видеть? -Как относится к нему автор? -Можем ли мы уже по первой главе говорить о Тарасе как о сыне своего времени? -Показывает ли автор какую- либо разницу во внешнем облике братьев? -К кому из них автор относится с большей симпатией? -Когда и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев? -Почему Андрий не откликнулся на поддразнивания отца? Весь был он создан для бранной тревоги...

Анализ 2 главы -Каким вы представляете детство Остапа и Андрия в семье? -Чем стало для братьев пребывание в бурсе? -О чем они мечтали? Что значило быть настоящим казаком? Какими качествами личности нужно было для этого развивать? -Каковы взаимоотношения Остапа с бурсацкой наукой? -Каков нравственный облик Остапа-бурсака? -Как давалась бурсацкая наука Андрию?

Домашнее задание Перечитать 2 главу, ответить устно на вопросы 3, 4 («Обдумаем прочитанное»)

«Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Степь – обобщенный образ Родины В чем видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Как выражает автор богатство своих чувств? Какой основной образ проходит через все описания степи и неба над ней? Чем поражает гоголевская степь? Как преображается она вечером и ночью? Как связан пейзаж с внутренним состоянием героев? О чем думал каждый из них? Какие характеры должна была породить степь?

С образом степи (большой Родины) и образами казаков неразрывно слит образ Запорожской Сечи, которая формировала богатырские характеры и героические натуры.

Домашнее задание Подготовить рассказ о жизни Запорожской Сечи. Перечитать 3, 5,6 главы. Что добавляют они к образам Тараса и его сыновей?

Сыновья Тараса Семинар по литературе в 7 классе

Остап и Андрий до отъезда в Запорожскую Сечь Каковы братья в сцене приезда домой, что объединяет их, что различает? Проанализировать зарисовку братьев перед тем, как они сядут на коней. Какое впечатление они производят? Остап и Андрий в бурсе. Каков нравственный облик Остапа- бурсака, какие черты сформировались в детстве? Чем Андрий отличался от брата и других бурсаков? Его взаимоотношения с товарищами. Как восприняли братья решение Тараса ехать в Сечь?

«Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!» Какое впечатление производит на сыновей Тараса Сечь? Из каких сцен и эпизодов складывется общая картина Сечи? Какие качества, по мнению Гоголя, вырабатывала в казаках Сечь? Какими стали Остап и Андрий за время пребывания в Сечи?

Предательство и смерть Андрия Первые сражения Андрия. Его поведение в бою. Чем он привлекает? Что в нем настораживает? Анализ сцены «Последняя ночь среди своих». Как воспринимает он июльскую ночь? Встреча с татаркой. Рассмотрите поведение Андрия с точки зрения казаков, автора, своей. Почему не стал он славой и гордостью казачества? Сцена гибели Андрия. Смысл реплик Тараса и молчания Андрия. Отношение автора к этой сцене, чем она важна?

«Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом».

- Чем не козак был? – сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

Героическая судьба Остапа «Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью… Впереди всех шел Остап…»

Остап в сражениях. Отношение к нему Тараса. Почему уманцы избрали его своим атаманом? Как проявил себя Остап в битве под Дубно? Проанализировать, опираясь на текст, сцену казни Остапа. Что дает ему силы выстоять? Почему в минуты последних мук хотел он увидеть и услышать именно отца?

«Нет у нас никого, равного ему в доблести» Какое впечатление произвел на вас Тарас Бульба? Каков Тарас в быту (муж, отец, хозяин – см. 1 главу)? Как он относится к своим сыновьям? Какими хотел бы их видеть? В чем видит он свой долг и как его понимает? В чем для него высший смысл жизни и счастья человека?

Каково отношение казаков к Тарасу? (см. речь Касьяна Бовдюга) Выразительно прочитать речь Тараса, обращенную к оставшимся под Дубно казакам. В чем ее смысл? Выразительно прочитать речь Тараса о товариществе: - каково его душевное состояние? - как он понимает истинное товарищество? - какое впечатление она произвела на казаков?

«Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстрелянным. И, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и все говоря: «Остап мой! Остап мой!»

«А Тарас гулял по всей Польше с своим полком… И такие поминки по Остапе отправлял он в каждом селении, пока польское правительство не увидело, что поступки Тараса были побольше, чем обыкновенное разбойничество…»

Сцена казни Тараса Как Тарас Бульба был схвачен? Почему суд был скорым? Каковы мысли Тараса перед смертью? О чем могли говорить казаки, вспоминая своего атамана?

«А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу!»

«Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах... и говорили про своего атамана».

Домашнее задание Подготовиться к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «О чем могли говорить казаки, вспоминая Тараса?»