А.Б.Чубайс Генеральный директор ГК «Роснанотех» 23.01.2009 Строительство инновационной экономики в России: Попытка осмысления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Законодательные инициативы по улучшению правовой среды для прямых частных инвестиций» И.В. Осколков Директор Департамента корпоративного управления 9.
Advertisements

Роль государства в экономике России. Российская экономика уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что по своей сути является усеченным вариантом.
1 Роль банков в реализации проекта Инновационного центра «Сколково» А.Г.Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков России 18 января 2011 г.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Инвестиции в промышленную модернизацию Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Группы.
Инновационный потенциал Калужской области Ассоциация инновационных регионов России Ассоциация инновационных регионов России В центре России Общая площадь.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
О возможностях реализации Федерального закона 217-ФЗ от г. Докладчик: Данилов Олег Федорович.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
1 Роль и место вузов в национальной инновационной системе России Мартынюк Г.В. – начальник отдела Департамента государственной научно-технической политики.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
1 Современное состояние и перспективы развития российской страховой отрасли Москва,
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Инновационная экономика в России – что делать? Лекция памяти Егора Гайдара в РЭШ А.Б.Чубайс г.
ИВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ региональные проблемы и перспективы НП «Южный центр трансфера технологий» АНИСИМОВ Константин Викторович т. (918)
Транксрипт:

А.Б.Чубайс Генеральный директор ГК «Роснанотех» Строительство инновационной экономики в России: Попытка осмысления

Страница 2 Инновационная экономика – мировой и российский фундаментальный задел Элвин Тоффлер ( н.вр.) Концепция постиндустриальной цивилизации («третьей волны» после «аграрной» и «индустриальной») Николай Кондратьев ( ) Теория длинных волн (40-60 лет) мировой экономической конъюнктуры Альфред Маршалл ( ) Йозеф Шумпетер ( ) Концепция развития производства как фактора роста производительности труда и капитала Концепция предпринимателя как движущей силы инновационного развития экономики Александр Анчишкин ( )Юрий Яременко ( ) Прогноз НТП и его социально-экономических последствий

Страница 3 Инновационная экономика в СССР: реальные достижения и «расцвет застоя» Космическая программа Первая советская атомная бомба РДС-1 (1949 год) Атомный проект Старт космического корабля «Восток-1» (1961 год) Важнейшие инновационные проекты СССР относятся к периоду гг.: Производительность труда в СССР к 1990 году – 29,4% от показателя США (Источник – Госкомстат СССР) Концепция «ускорения» социально- экономического развития – на основе НТП Совещание ЦК КПСС по вопросам ускорения НТП Комплексная программа НТП на 20 лет Последние (и безуспешные) попытки внедрения инновационной экономики на государственном уровне Советский НИИ стал символом неэффективного использования интеллектуального потенциала гг.:

Страница 4 (1992=100%) 102, Источник: Росстат РФ Российская экономика: потери и достижения % к уровню 1992 года 174,2 118,9 110,3 Текстильное и швейное производство Производство машин и оборудования Производство транспортных средств Агрегированный индекс промышленного производства 36,4 72,1 80,8 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Металлургическое производство Химическое производство

Страница 5 Выработка на одного занятого в экономике СССР и постсоветской России по паритету покупательной способности (в % от аналогичного показателя в США) Источники: «Международные сопоставления ВВП в Европе в 1990 г.» (ЕЭК ООН, Женева г.) ; Глобальный раунд международных сопоставлений ВВП стран мира за 2005 год Производительность труда в российской экономике: Ни провала, ни роста 29,4%29,5%

Страница 6 Российская инновационная экономика: Место в мире Источник: оценки ГУ-ВШЭ В мировом рейтинге инновационной активности Россия занимает 51 место из 133 стран (источник: The Global Competitiveness Report 2009–2010 (World Economic Forum)

Страница 7 С задачей инновационного развития: Рыночная экономика – еще не справилась Советская экономика – уже не справилась Способна ли рыночная экономика в России ответить на этот вызов?

Страница Строительство основ рыночной экономики 2000 – 2010 Экономический рост, основанный на сырьевом экспорте Новая модель экономического роста, основанная на инновационном развитии : Этапы становления и развития российской экономики

Страница 9 СтранаНачало осознанных действий правительства Выход наустойчивое развитие Длительность периода «разгона» СШАНачало 1960-х1980-е25 лет ТайваньНачало 1970-хКонец 1990-х25 лет Израиль1980-еНачало 2000-х20 лет Южная Корея1980-еНачало 2000-х20 лет Сингапур1980-еНачало 1990-х10 лет Финляндия1990-е2000-е20 лет Страновые инновационные модели: Сроки строительства В 1980–1990-е гг. сформировался пул стран-лидеров инновационного развития Дальнейшее отставание России от лидеров грозит стать необратимым Задача строительства страновой инновационной модели разрешима в исторически короткие сроки

Страница 10 Предпосылки создания инновационной экономики в России: Pro et Contra Наука и образование Деградировали, радикально отстали от мировых лидеров В целом сохраняются на приемлемом уровне, рост финансирования последние 5 – 7 лет существенно обновил материальную базу и улучшил оплату труда

Страница 11 Предпосылки создания инновационной экономики в России: Pro et Contra Технологическая и инженерная культура Отстали еще в советский период, затем деградировали в 90-е и нулевые. В стране существуют более сотни высокотехнологичных предприятий в отраслях, сохранившихся с советских времен, прошедших техническое перевооружение – на мировом уровне. В стране возникли десятки новых высокотехнологичных компаний на мировом технологическом уровне с объемами продаж до 100 млн. долл. в год.

Страница 12 Предпосылки создания инновационной экономики в России: Pro et Contra Состояние частного бизнеса В принципе не способен и не стремится заниматься инновационными проектами. За свою 20-летнюю историю частный бизнес прошел путь от ларьков до крупнейших промышленных объектов. Естественная следующая стадия – инновационный бизнес

Страница 13 Предпосылки создания инновационной экономики в России: Pro et Contra Мировой экономический кризис 2008 – 2010 гг. Исключил последние шансы для разворачивания российской экономики в инновационном направлении. Резкое снижение доходности в отраслях «традиционного бизнеса» (от строительства и девелопмента до банковской деятельности) способствует «естественному вытеснению» частного бизнеса в новый – инновационный сектор.

Страница 14 Строительство инновационной экономики: институциональные основы Фундаментальные рыночные ценности Частная собственность Конкуренция Общепринятые «правила игры» Долгосрочная макроэкономическая стабильность Низкая инфляция Роль государства Мировой опыт Актуальные задачи государства

Страница 15 СтранаПрограммаФинансированиеОсновные объекты поддержки ИзраильYOZMA$ 100 млн. – вклад государство в фонд в 1993 г. Высокотехнологические компании Программы офиса Главного ученого Программа «Технологические инкубаторы» (с 1991 по $ 450 млн.). Гранты для ВУЗов, НИИ и МСП Южная КореяKFOF – Korea fund of funds $ 1 млрд.Венчурные предприятия на ранних стадиях ФинляндияTEKES – funding agency for technology and innovation 582 млн. (2006 г.)НИИ, университеты и МСП. (гранты и заемное финансирование проектов и программ с их участием) SITRA – innovation fund 29 млн. (2006 г.)В прошлом - фонд венчурных инвестиций и фонд фондов. ШвейцарияCTI -innovation promotion agency Годовой бюджет агентства ~ $100 млн. В поддержано около 1500 проектов. Субсидии на совместные исследования между университетами и компаниями, обучение предпринимательству молодых компаний СШАSBIR/STTRБюджет ~ $ 2 млрд. в годМалые компании и совместные проекты МСП и университетов. (финансирование НИОКР) Господдержка инновационного бизнеса: мировой опыт Не существует ни одной успешной страновой инновационной модели без масштабного прямого участия государства

Страница 16 Строительство инновационной экономики: Задачи государства Цели, приоритеты, политика Законодательство Инструменты, механизмы, процедуры

Страница 17 Сферы законодательстваСуть преобразованийПеречень документов для пересмотра 1. Корпоративное законодательство Создание организационно - правовых форм для венчурных фондов и проектных компаний, учитывающих специфику инновационной деятельности и венчурного финансирования, в т.ч.: - гибкость договорных конструкций; - поэтапное вложение средств (commitments); - ограниченная ответственность участников; - прекращение двойного налогообложения 1.Точечные поправки в ГК 2.Новый ФЗ прямого действия 3.Поправки в НК 2. Налоговое законодательство - снижение налоговой нагрузки по всем направлениям для организаций создающих и внедряющих инновации (налог на прибыль, налог на имущество, страховые и пенсионные платежи, отнесение на себестоимость расходов на НИОКР с повышенным коэффициентом и т.д.) 1.Налоговый кодекс РФ 3. Экспортно-импортная деятельность «Зеленый коридор» для инновационной продукции: - снижение объема предоставляемой документации (3-4 документа); - время выпуска товара снизить до 4 часов; - трансфер образцов для исследований; - однократность процедуры экспортного контроля; Поправки в: 1.Таможенный кодекс РФ 2.ФЗ «Об экспортном контроле» 3.ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 4.Поправки в Постановления правительства в развитие изменений вносимых в ФЗ Задачи государства в инновационной сфере: Пересмотр важнейших сфер законодательства

Страница 18 Сферы законодательства Суть преобразованийПеречень документов для пересмотра 4.Техническое регулирование - вывод новой продукции на рынок под ответственность заявителя на основе предварительных стандартов - создание механизмов применения европейских нормативных документов в области технического регулирования, а также документов стран таможенного союза. Поправки в Федеральный закон от ФЗ «О техническом регулировании» Принят ФЗ 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», потребуются подзаконные акты 5. Интеллектуальная собственность - амнистия на РИД, созданные при государственном финансировании; - существенное усиление прав создателей РИД физических лиц, а не только организаций; - переход прав на РИД в случае отсутствия коммерциализации от организации к создателям 4-я часть ГК 6. Бюджетный кодекс - расширение возможностей организаций науки и образования коммерциализировать РИД; - создание мотивации за счет сохранения экономического эффекта в бюджетных организациях; - значительное расширение гибкости в области штатного расписания и уровней оплаты. 7. Миграционное законодательство - введение отдельного миграционного режима для специалистов, стимулирующего, а не ограничивающего приток - упрощение процедуры признания научных степеней и дипломов, полученных за рубежом (в т.ч. автоматическое признание для ОЭСР и ведущих университетов других стран) ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Задачи государства в инновационной сфере: Пересмотр важнейших сфер законодательства

Страница 19 Задачи государства в инновационной сфере: Инструменты, механизмы, процедуры Инфраструктура инновационной экономики Финансовая инфраструктура (гранты, предпосевные, посевные и венчурные фонды и т.д.) Нефинансовая инфраструктура (технопарки, бизнес- инкубаторы, центры трансфера технологий, технико- внедренческие зоны и т.д.) Крупный государственный бизнес Инновационные программы КПЭ Комитеты при советах директоров Крупный частный бизнес Принцип: поддержка инициатив либо обусловленная помощь Трехэтапный отбор инвестпроекто в Региональная инновационная политика Изучение и поддержка опыта лучших регионов Отбор приоритетных регионов Инструменты и механизмы поддержки Федеральные органы исполнительной власти Инструменты и механизмы поддержки Полномочия, процедуры, ресурсы

Страница 20 Российская экономико-политическая система: Институциональные болезни Неукорененность и слабая защита прав частной собственности Высокий уровень коррупции Слабость судебной системы Слабая конкурентность и высокая монополизация экономики Отсутствие конкуренции в политической системе и подконтрольность ведущих СМИ государству Стратегически необходимо лечение каждого из симптомов болезни Ни один из «диагнозов» не уничтожает возможности, необходимости и целесообразности реальных действий по строительству основ инновационной экономики

Страница Инновационное развитие – задача, не решенная ни советской, ни российской экономикой 2. Исторический резерв времени на создание инновационной экономики в России исчерпывается: отрыв от лидеров может стать необратимым 3. В современной России, несмотря на острейшие социально-политические проблемы, не существует ни экономического, ни социально-политического механизма, блокирующего запуск строительства инновационной экономики 4. Инновационная экономика в России может быть построена исключительно на базе фундаментальных рыночных институтов с одновременным переосмыслением роли государства 5. Строительство инновационной экономики в России – сложнейшая социально-экономическая реформа, требующая долгосрочной политической воли и мощной интеллектуальной поддержки. Вместе с тем она может быть осуществлена в исторически обозримые сроки (10 – 20 лет) Выводы