Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно Н.В.Гоголь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Advertisements

Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
« Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В СТРУКТУРЕ НОВОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА Кафедра управления образованием.
Лексика. Лексическая система русского языка. Выполнила: Гафурова Алина Эльдаровна ПСД-115.
Использование фразеологических оборотов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа.
П ОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Л ЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 7 классе.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Кластер сфера употребления архаизмы, историзмы, диалектизмы жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы. слова,, ограниченные в употреблении Лексика однозначные.
Лексика Лексика. Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка Лексикология употребляется в том же значении, что и термин лексика.
Учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г. Урюпинска Волгоградской области Педагогический стаж 22 года Образование - высшее.
Фразеология Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения теоретической лингвистики.
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Урок-практикум по русскому языку 10 класс Тема: «Лексика и фразеология» Бубнова О.Н. Учитель: Бубнова О.Н.
Транксрипт:

Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно Н.В.Гоголь

Цель курса: - дать расширенное понятие о лексикологии как разделе науки о языке Задачи курса: -обогащение словарного запаса; формирование умений; -определять лексическое значение слов и фразеологизмов, используя различные типы толковых словарей; -определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте; -употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами Показатели: -положительная динамика учебных мотивов; -уметь пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова; -обогащение словарного запаса; повышение речевой культуры

Содержание обучения: 1. Слово как единица языка. 2. Многозначные слова. 3. Омонимы. 4. Синонимы. 5. Антонимы. 6. Исконно русские и иноязычные слова. 7. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. 8. Активная и пассивная лексика русского литературного языка 9. Фразеология как раздел науки о языке. 10. Фразеологизм и его признаки. 11. Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав. 12. Системность фразеологизмов русского языка. 13. Употребление фразеологизмов в речи. 14. Происхождение фразеологизмов русского языка

Основные формы работы: -расширение и углубление теоретических сведений по вопросам; -практикум (работа с текстами) Критерии ожидаемых результатов: -повышение мотивации учащихся на учебную деятельность; -расширение познаний окружающей действительности Требования к подготовке учащихся по предмету: -умение проводить лексический анализ слов; -умение использовать в собственной речи лексическое богатство языка; -умение использовать словари и справочную литературу; Список литературы: Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев. Русское слово.-М.,1991. Э.А. Вартаньян. Путешествие в слово.-М.,1987.

Слово как единица(1 ч) Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова(2 ч) Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значений. Использование многозначных слов в художественных произведениях. Омонимы(1 ч) Омоформы, омографы, омофоны. Словари омонимов. Синонимы (1 ч) Синонимический ряд. Идеографические синонимы.Стилистические синонимы. Антонимы (1 ч) Разнокорневые и однокорневые антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Словарь антонимов.

Исконно русские и иноязычные слова (1 ч) Общеупотребительные и необщеупотребительн ые (4 ч) Диалектные слова. Профессиональные слова. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Устаревшие слова. Неологизмы. Фразеология (2 ч) Грамматическое строение фразеологизмов. Различение фразеологизмов по степени спаянности слов. Фразеологические словари и справочники (2 ч) Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи (2 ч) Образность фразеологизмов. Авторское изменение фразеологизмов.

Разработана учителем русского языка Игдырова Татьяна Исмаиловна

Предлагаемые упражнения направлены на формирование умений вдумываться в смысл слов и фразеологизмов; различать в них синонимичные и антонимичные значения, правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. 1. В каждой из приведённых групп слов выделите «третье лишнее». С каким явлением лексики связано объединение слов в каждой группе? А. Обвинение, оправдание, освобождение. Б. Опровержение, одобрение, осуждение. В. Активный, известный, пассивный. Г. Состоятельный, безвестный, бедный. Д. Ветреный, степенный, угрюмый. Е. Возвышенный, низменный, внешний. А. Подтверждение, доказательство, исключение. Б. Лицемерный, легкомысленный, неискренний. В. Беспечно, бесплатно, безвозмездно. Г. Стреляный воробей, тёртый калач, калачом не заманить. Д. В поте лица, на одно лицо, не покладая рук. Е. Сидеть сложа руки, лежать на боку, схватывать на лету. 2. Являются ли синонимами следующие слова? Классная – классовая – классическая. Искусный – искусственный. Невежливый – невежественный. Мемуарный – мемориальный. Скрытый – скрытный.

Подобрав правильно антонимы к словам, вы сможете решить кроссворд. По вертикали. 1. Утро. 2. Шёпот. 3. Посадка (самолёта). 4. Архаизм. 5. Сухость. 10. Контратака. 12. Нос (корабля). 13. Добрый. По горизонтали. 6. Горизонталь. 7. Убыток. 8. Растягивать. 9. Ненадолго. 11. Благодаря. 14. Прямо. 4. Прочитайте фразеологические обороты. Объясните смысл каждого фразеологизма. К какому словарю в случае затруднения вам придётся обратиться? Выпишите сначала фразеологические выражения книжного стиля, затем разговорного. Составьте два предложения, включив в них фразеологизмы. 1. Расправив крылья. 2. Проба пера. 3. Перейти Рубикон. 4. К шапочному разбору. 5. Списать в тираж. 6. Всеми фибрами души. 7. Делать погоду. 8. Ждать у моря погоды. 9. Пожинать лавры. 10. Вкушать плоды.