Широких Алла Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ Улу-Юльская СОШ Эмблема Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе Система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.В.Гоголь «ТАРАС БУЛЬБА» Запорожская Сечь 3,4 главы повести.
Advertisements

Уроки по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Жизнь и творчество Н. В. Гоголя Историческая и фольклорная основы повести. Нравы и быт казаков. Нравы и быт.
Остап и Андрий, два брата,две судьбы. Сопоставление литературных героев.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Николай Васильевич Гоголь Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба» Мерецкая Лариса Анатольевна Мерецкая Лариса Анатольевна учитель русского языка.
МЫСЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»
Историческая справка В веке Украина вела освободительную войну с поляками, турками и татарами. Эту борьбу возглавляло казачество. Казаками назывались.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родины Аналитическая работа по 2 главе.
Презентация к уроку по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Автор -учитель русского языка и литературы Бутуханова Регина Владимировна МОУ «Могойтуйская средняя.
Эпоха и герои в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Тема подвига и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Цели урока: - осмысление трагического мира казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество; - обобщение и систематизация.
Проверим знание текста Как Тарас сумел заставить Остапа учиться? Как Тарас сумел заставить Остапа учиться? Что на прощание вручила Остапу и Андрию их мать?
Почему один человек становится героем, а другой – предателем?
ГЕРОИКО – ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «Тарас Бульба» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы школы 57 г. Тюмени Арбатской.
Знакомство с творчеством Н.В.Гоголя, исторической повестью о казаках – «Тарас Бульба».
Презентация урока для интерактивной доски по литературе (7 класс) по теме: Тест с творческими вопросами к повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему: Урок-конспект по теме "Историческая основа повести "Тарас Бульба", 6 класс
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Поразмышляем над прочитанным 1.Какое впечатление производят на Остапа и Андрия Запорожская Сечь, ее законы, обычаи? 2.Почему.
Николай Гоголь ( ) «Тарас Бульба» Гоголь и Украина. Отображение в повести любви к Украине, героизма, мужества и казацкой отваги в борьбе за родную.
Транксрипт:

Широких Алла Юрьевна учитель русского языка и литературы МОУ Улу-Юльская СОШ Эмблема Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе

Урок 1.«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки»… Они изумили меня» - «Вечера на хуторе близ Диканьки» в восприятии шестиклассников. Вступительное слово учителя на тему «Подвиг Гоголя» Содержание урока Рассказ об интересе Гоголя к истории и фольклору Украины Рассказ об интересе Гоголя к истории и фольклору Украины Краткий рассказ о произведениях Гоголя, предшествоваших появлению «Тараса Бульбы» Краткий рассказ о произведениях Гоголя, предшествоваших появлению «Тараса Бульбы» Исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху (с привлечением картины И.Е.Репина «Запорожцы») Размышления о причинах появления в творчестве Гоголя героических натур, подобных Тарасу, Остапу и их товарищам Домашнее задание: подготовить чтение в лицах первого эпизода(встреча Тараса с сыновьями); ответить на вопрос: Какие приметы «бранного времени» находите вы в первой главе?

Урок 2.«Бранное и трудное время» - Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Остап, Андрий и Тарас в начале повести. Цель: подготовить читателя к последующим событиям; познакомить с противоречивыми образами Тараса и его сыновей Цель: подготовить читателя к последующим событиям; познакомить с противоречивыми образами Тараса и его сыновей Содержание урока: Работа над первой главой. Анализ сцен: Работа над первой главой. Анализ сцен: -Тарас с сыновьями; -товарищеская пирушка в честь приехавших сыновей; -отъезд в Сечь Домашнее задание: перечитать II главу, ответить на вопросы: Какими вы представляете себе условия жизни в бурсе? Чем отличаются в этот период друг от друга Остап и Андрий?

Урок 3.«Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» - Степь как образ Родины в повести Гоголя. Остап и Андрий в бурсе. Цель: в процессе анализа II главы воссоздать нравственно- психологический образ Остапа и Андрия; показать роль образа степи для понимания главной мысли произведения и характера героев Содержание урока: -Анализ нравственно-психологического образа Остапа и Андрия -Анализ образа степи: степь днем, вечером или ночью (устное словесное рисование картин, выразительное чтение, художественный пересказ); Домашнее задание: Выучить наизусть описание степи во II главе. Рассказать о нравах и обычаях Запорожской сечи. Ответить на вопрос: Почему Гоголь относился к ней восторженно?

Урок 4.«Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы - «Картины Запорожской Сечи. Остап и Андрий среди запорожцев» Цель: воссоздать по отдельным сценам и эпизодам общую картину Запорожской Сечи; анализ внешнего облика Остапа и Андрия Содержание урока: -Работа над образом Запорожской Сечи: описание предместья, обширной площади самой Сечи, встреча Тараса со своими боевыми товарищами, прием в Сечь -Работа с иллюстрациями Е.А.Кибрика и Д.А.Шмаринова; воссоздание портрета Остапа и Андрия -Сопоставление портретов Остапа и Андрия Домашнее задание: перечитать 5-6 и 9 главы повести. Ответить на вопросы: Почему Гоголь сказал об Андрии: «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!»? Подготовить выразительное чтение эпизода «Смерть Андрия»

Урок 5.«Чем бы не козак был?... Пропал бесславно, как подлая собака!» - Битва под дубно. Предательство и трагическая смерть Андрия Цель: выявить идею образа Андрия, определить ее связь с общей определить ее связь с общей концепцией повести Содержание урока: -Анализ эпизодов: первые сражения с врагами; последняя ночь среди своих; встреча с татаркой и уход Андрияк полякам; встреча с панночкой и предательство Андрия; трагическая смерть Андрия встреча с татаркой и уход Андрияк полякам; встреча с панночкой и предательство Андрия; трагическая смерть Андрия -Сравнение двух редакций последних эпизодов -Сопоставление Андрия с Кирибеевичем, героем лермонтовской «Песни… про купца Калашникова» Домашнее задание: I группа – подготовить выборочный пересказ с элементами анализа, включить знакомый материал об Остапе по 1-6 главам; II группа – перечитать страницы в главах 5-6,9 и 11, относящиеся к Остапу, составить к ним вопросы, которые явятся на уроке предметом обсуждения.

Урок 6.«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела» - Остап в сражении под Дубно. Героическая смерть Остапа Цель: проанализировать образ Остапа Содержание урока: Остап в сражении под Дубно Остап в сражении под Дубно Смерть Остапа Смерть Остапа Домашнее задание: Приготовить устный рассказ на тему: «Две жизни – две судьбы»

Урок 7.«Нет у нас никого, равного ему в доблести» - Подвиг Тараса. Содержание урока: Анализ эпизодов: -Речь Касьяна Бовдюга; -Две речи Тараса; -Эпизоды, рисующие Тараса как полководца; -Описание казни Андрия и самого Тараса. Приготовить устные сообщения на темы: «Нет уз святее товарищества» (на материале образа Тараса), «Тарас Бульба- народный герой» Домашняя работа: Ответить на вопрос: Как жили казака и что было главным в их жизни? Рассказать о подвигах, совершеннх казаками.

Урок 8.«Пусть же цветет вечно русская земля!» - Герои Запорожской Сечи. Цель: привлечь внимание детей к эпизодам о жизни и подвигах отдельных казаков Содержание урока: -Чтение эпизодов из биографий Мосия Шило, Балабана, Демида Поповича, Кукубенко -Рассказ об одном из героев от имени обного из участников событий -Разговор о героике массового подвига -Теоретико-литературоведческий экскурс

литература -Зверс Т.В. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении.- Л., Просвещение, – 104 с. -Снежневская М.А. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». // В кн. Литература в 7 классе. М., Просвещение, 1992