Тема отчуждения и одиночества в рассказе Ю. В. Буйды « Химич » Тема отчуждения и одиночества в рассказе Ю. В. Буйды « Химич » ( Современная литература.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок внеклассного чтения на тему: Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»
Advertisements

Тема урока: Юрий Буйда «Всё больше ангелов». Цели урока: 1) посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа; 2) дополнить знания.
ЮРИЙ БУЙДА «ПРОДАВЕЦ ДОБРА». Юрий Васильевич Буйда русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. М. Горький.
1 КККК Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное.
Из литературы Вятского края 20 века Творчество В. Н. Крупина Автор: Чайникова В.В., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МКОУ.
Презентацию подготовила Купцова Ирина Григорьевна учитель начальных классов МБУ СОШ 56 г.Тольятти «Жизнь и творчество А.П.Чехова.»
Целеполагание. О чем мы будем говорить? Добро и зло… За этими словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Добро и зло… За этими словами скрыта.
В центре внимания : образные средства языка художественный образ художественный образ чувства и отношения автора; выводы автора и читателя чувства и отношения.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
«Человеком надо быть всегда…» по рассказам Е. В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В. Н. Крупина «А ты улыбайся!» Слайд 1.
Знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов,
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ ( ) « Как я стал писателем »
Нравственные уроки рассказа Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Урок в формате ЕГЭ. Раздумья над строками.
Ханс - Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в небольшом городке Оденсе, в Дании. Он был единственным, а потому любимым и балованным ребёнком у.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Презентация подготовил Кадет 8 Б класса Кутовой Н.А.
Урок – мастерская творческого поиска А. Костюнин « Рукавичка» Выполнили: Арсланова Т.М. Стрельцова В.
Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус.
1 вопрос: Л юбите ли Вы читать и сколько времени тратите на чтение? 2 вопрос: Считаете ли Вы своих детей читающими, сколько времени в день тратит Ваш.
Транксрипт:

Тема отчуждения и одиночества в рассказе Ю. В. Буйды « Химич » Тема отчуждения и одиночества в рассказе Ю. В. Буйды « Химич » ( Современная литература в контексте русской классики ). Узерцова Любовь Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ пос. Ульяново Неманского района

Тип урока: Получение новых знаний. Метод обучения: Проблемно - поисковый. Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо Форма обучения: сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы.

Цели урока : Дополнить знания о писателе. Донести до учащихся смысл названия рассказа. Совершенствовать умение делать сопоставительный анализ двух художественных текстов. Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие устной и письменной речи.

Оборудование : 1. Презентация в Power Point 2. Музыка Моцарта В. Ф. « Душа » и « Ангелы ». 3. Картины художников В. Любарова и Ю. Панцырева. 4. Сочинения учащихся 10 – 11 классов.

Эпиграфы : Господи! Почему это зол человек… когда так хорошо, так прекрасно быть добрым? Ф. М. Достоевский Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят Евангелие от Матфея Буйда - мастер расточительный: над каждым его рассказом можно колдовать долго, вычитывая оттуда и «вчитывая» туда множество смыслов. Александр Агеев

Словарная работа 1. Расточительный – 1. Требующий больших затрат, расходов.2. Проявляющий излишнюю щедрость. 2. Ятаганы – большой кривой турецкий кинжал. 3. Буйда – рассказчик, сказочник, лжец, фантазёр (из польского яз.). 4. Глитай абож паук – из пьесы украинского автора Марко Кропивницького "Глитай, або ж павук". Где «глитай» означает - мироед, скряга."Глитай, або ж павук". 5. Футлярность – отчуждённость от внешнего мира, закрытость. 6. Праведник - 1. Человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. Человек,строго Человек,против 7. Аллюзия (от лат. allusio шутка, намёк), в художественной литературе, ораторской и разговорной речи одна из стилистических фигур: намёк на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным.

Знал Хочу знать Узнал

Юрий Васильевич Буйда Юрий Васильевич Буйда русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик.. Дебют состоялся в 1991 году.

Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у них есть сила духа. Буйда – представитель постмодернизма (Я читаю и вижу, что я вижу).

Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьева и также входившей в шорт- лист Букеровской премии. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996). Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского дома «Коммерсантъ».

Постмодернизм Постмодернизм (постмодерн; от лат. post «после» и фр. moderne «новейший», «современный») термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20 в.

Человек вфутляре и красавица в рассказе Ю. Буйды " Химич " Азалия Харитоновна Керасиди - юная красавица, открытая, энергичная, очаровавшая не только учеников, но и коллег- учителей своими «изогнутыми, как ятаганы, тёмными бровями и тёмно-зелёными блестящими глазами».

Сергей Сергеич Химич - «увалень и недотёпа», который «едва-едва вытянул первый год в качестве штатного преподавателя химии» и в конце концов был сослан директором школы «в лабораторию». Он замкнут и необщителен. Не случайно общественное мнение наделило его прозвищем «человек в футляре.» В тон общественному мнению не прочь поиронизировать над Химичем и Азалия Харитоновна, заметившая между колбами и пробирками томик Чехова: - Человек в футляре читает «Человека в футляре?» Человек в футляре и красавица в рассказе Ю. Буйды " Химич "

Однако проходит некоторое время, и Ази совершает поступок, который «становится сенсацией для полусонного городка»: она выходит за Сергея Сергеевича замуж. В этом браке видели «тёмную тайну, но уж никак не любовь».

Выйдя замуж, Ази открывает мужа, «как неведомую, загадочную планету или страну»; ему свойственно богатое творческое воображение, бережное отношение к слову: убеждённость в том, что слово предназначено «помогать в беде, исцелять душу, останавливать злодея или возносить праведника». Выйдя замуж, Ази открывает мужа, «как неведомую, загадочную планету или страну»; ему свойственно богатое творческое воображение, бережное отношение к слову: убеждённость в том, что слово предназначено «помогать в беде, исцелять душу, останавливать злодея или возносить праведника».

Вспомним их встречу на Детдомовских озёрах, «где можно было бестревожно мечтать под тишайший шелест ивняков, сонно наблюдая за грубоватыми жёлтыми кувшинками, сбивавшимися в плоские стада на тёмной, почти чёрной поверхности воды».

Ничего в жизни не происходит без причины. Азалия Харитоновна выбрала в супруги Сергея Сергеевича - значит, есть нечто, что их объединяет. Это и возраст, и уровень образования, и общие интересы: любовь к природе, художественная литература. Обоим присущи такие качества характера, как наблюдательность, мечтательность, склонность к уединению.

Сновидения Химича. Сновидения Химича. « Остаётся быть царём в жизни »

«Почему люди, как правило, избегают одиночества? Потому что наедине с собой лишь немногие наслаждаются приятным обществом». К. Досси Именно «чтобы хоть как-то упорядочить мир и обезопасить себя и близких» (обезопасить от тех самых лишних, неприятных людей), Химич «прибегал одновременно к двум средствам - медлительности и воображению».

А. П. Чехов в Восточной Пруссии. Возвращаясь на « норд - экспрессе » Париж – Петербург из самой длительной своей поездки за границу, побывал проездом в Восточной Пруссии 3 мая 1898 г. В одном из рассказов Чехова герой, прокурор, едет с женой за границу. Жена – уродлива, сварлива, мелочна.… Всю дорогу до Эйдкунена прокурор жует припасенные пирожки и бегает с чайником за водой. И лишь в Эйдкунене он решается на бунт : бросает жену в вагоне и едет в Париж в одиночку.

Образ Беликова 1.Тёплое пальто на вате 2. Зонтик в чехле 3. Калоши 4. Нож в чехольчике 5. Лицо «в чехле» - поднятый воротник 6. Часы в чехле из серой замши 7.Тёмные очки 8. Вата в ушах 9. Коляска с поднятым верхом 10. Стремление окружить себя оболочкой 11. Преподавал древние языки 12. Мысль запрятать в футляр «Как бы чего не вышло» 13. Спальня точно ящик

« Беликов едва не женился …»

– Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.

Рассказ Ю.Буйды созвучен и другому рассказу А.П. Чехова под названием - «Ионыч». Очевидно, все помнят, что произошло с Дмитрием Ионычем Старцевым в конце рассказа: он деградировал, поддавшись влиянию среды.

Критики о рассказе Чехова « Человек в футляре » Критики о рассказе Чехова « Человек в футляре » 1. Он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять – таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всём. (Н.Г.Чернышевский.) 2. Беликов – это общественная сила, страшная своей неуязвимостью, потому что она нечувствительна, недоступна человеческим интересам, страстям и желаниям. Вся сила Беликова в окружающей среде, в слабости её, в расплывчивости нравственных и всяческих других устоев, в бессознательной подлости, составляющей основу той жизни, где процветают Беликовы. (Богданович И.Ф.). 3. Образ Беликова стоит в одной линии с Обломовым и Чичиковым. (Скабичевский А.М.). 4. Рассказ бессодержателен, плох, но обойти его молчанием нельзя, потому что в нём с чрезвычайной ясностью раскрываются основные недостатки писателя, умеющего воспроизводить лишь внешние стороны житейских явлений. (К.П. Медведевский)

Как и в любом постмодернистском тексте, в рассказе « Химич » есть недосказанные моменты, разгадать которые должен читатель. 1. Загадка скрыта в первую очередь в образе Ази. Поняла ли она до конца Химича ? 2. Нуждается в объяснении и фраза Ази, завершающая рассказ. 3. Загадка скрыта и в последнем письме Ази.

Основные вопросы 1. Можно ли назвать Химича «человеком в футляре» ? 2. За что Ази полюбила Химича? Почему окружающие воспринимали любовь Ази как «тёмную тайну». 3. Какой мир создали для себя Химич и Ази? 4. Меняются ли характеры главных героев на протяжении рассказа? 5. Какие выразительные средства использует автор в рассказе «Химич» ? 6. Действительно ли Ази ненавидит Чехова? 7. О чём написала Ази в своём последнем письме мужу?Сочините текст этого письма.

Вывод : В рассказе Юрия Буйды поставлена очень важная для каждого человека проблема выбора: сохранить свой внутренний мир, отгородившись от окружающих, но рискуя при этом не реализовать свои задатки, - или подвергнуть своё я испытанию живой жизнью, общением с самыми разными людьми, «в том числе неприятными».

Юрий Николаевич Панцырев родился 31 августа 1950 года в городе Камешково Владимирской области.По окончании школы в 1967 году поступил в Ивановское художественное училище. С отличием закончил его в 1973 году и поступил в МГХИ им. Сурикова в Москве на факультет живописи.Учился в мастерской профессора Салахова Т.Т. На каникулы ежегодно ездил в Сибирь или Вологодские и Архангельские деревни. В 1976 году принимал участие в подготовке выставки А.Пластова и сблизился с его семьёй. По рекомендации Н.А.Пластова после окончания института был приглашён в Ульяновск. Участник более 70 крупных (зарубежных, всесоюзных, республиканских, зональных) и 20 персональных выставок. За участие в них неоднократно награждался дипломами и почётными грамотами Союза художников России и Министерства культуры. В 1996 году был награждён дипломом Академии художеств.

Владимир Семёнович Любаров окончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова. В 1963 году поступил в Московский полиграфический институт на факультет художественного оформления печатной продукции. Московский полиграфический институт C 1969 по 1990 годы работал книжным графиком. С 1973 по 1984 годы был главным художником в журнале « Химия и жизнь ». В 1988 году организовал издательство « Текст » вместе с Аркадием Стругацким и группой писателей. Химия и жизнь Текст Аркадием Стругацким В 1991 году решил изменить свою жизнь, уехал из Москвы в деревню Перемилово Владимирск ой области, где занялся станковой графикой, а затем и живописью. Перемилово

Спасибо за внимание !