Научный текст и его основные категории Анна Николаевна Серебренникова, доцент кафедры РЯЛ anna_s0376@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Эссе Как написать и оценить эссе?. Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Понятие, методы, подходы аргументирования Подготовила Панова Ольга ГМУ
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Методологические характеристики научного исследования.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Транксрипт:

Научный текст и его основные категории Анна Николаевна Серебренникова, доцент кафедры РЯЛ

Как вы считаете, благодаря каким историческим деятелям развитие языка российской науки происходило наиболее активно? Составьте Ваш рейтинг из трёх имён и сформулируйте аргументативное высказывание.

Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения. А. П. Чехов Наука - это драма идей. А. Эйнштейн Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, то он шарлатан. К. Воннегут Теперь я знаю тысячу способов, как не нужно делать лампу накаливания. Т. Эдисон

Проанализируйте следующие высказывания. Как связаны противоречивые положения в каждой паре?

1) «Нет и не может быть научного мышления вне естественной логики и здравого смысла». – «Научный подход к проблеме часто оказывается полным отрицанием того, как она понимается с точки зрения здравого смысла». 2) «Стремитесь по возможности наиболее полно изучить то, чем располагает наука; уважайте традицию, ибо жившие до нас были отнюдь не глупее нас». – «Не творите себе кумиров даже из гениальных предшественников, и самый великий авторитет не имеет лицензии на истину». (Кац, Л. В. Азбука лингвистического исследования / Л. В. Кац. - М.: Онега, Ч. II. Основы научных исследований. - С. 108, 109.).

"Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его "цели", "задачи" и др., к организации и планированию реальной научной работы никакого отношения не имеют". (Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие / В. Н. Дружинин. - М.: ИНФРА-М., С. 92.) "Развитая методологическая рефлексия предполагает умение ученого осмысливать и оценивать собственную исследовательскую деятельность или научную работу других в соответствии с такими характеристиками исследования, которые могут служить и критериями его качества: "объект и предмет исследования", "цель", "актуальность", "новизна"". (Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. - Самара: СамГПИ, С. 110.)

а) «Автор научной работы может воспользоваться результатами научного исследования другого лица. Все зависит от того, каков статус научной работы. Поэтому результат научной работы может быть, а может и не быть результатом самого автора. Например, к курсовой или дипломной работе не предъявляется обязательное требование научной новизны результата. Это значит, что результат может быть взят у других авторов, но более или менее самостоятельно раскрыт и обоснован студентом в его курсовой (или дипломной) работе». б) «Плагиат (от лат. рlagiatus – похищенный) – присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за собственное».

Основное назначение научных произведений - ____________________________ ______________________________

Бессонница – расстройство, связанное с трудностями засыпания или поддержания сна. Это дефицит качества и количества сна, необходимых для нормальной дневной деятельности. По течению выделяют острые, подострые и хронические бессонницы. По степени выраженности – слабо выраженные, средней степени выраженности и выраженные. Бессонница, как правило, является проявлением другого заболевания или состояния, что требует обязательного поиска причины нарушения ночного сна.

Где-то кошки жалобно мяукают, Звук шагов я издали ловлю… Хорошо слова твои баюкают: Третий месяц я от них не сплю. Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что беззаконница? Разве плохо я тебе пою? Окна тканью белою завешены, Полумрак струится голубой… Или дальней вестью мы утешены? Отчего мне так легко с тобой?

Научный стиль (НС) русского литературного языка - ____________________________________________________________. Свойства НС: __________________ Свойства НС: __________________________________________________. 12

Научный стиль (НС) русского литературного языка - Функциональная разновидность РЯ, обслуживающая сферу познавательной деятельности. Функциональная разновидность РЯ, обслуживающая сферу познавательной деятельности. Свойства НС: точность, объективность, терминологичность, безличность изложения. Свойства НС: точность, объективность, терминологичность, безличность изложения. 13

Подстили научного стиля: собственно научный ; собственно научный ; научно-учебный; научно-учебный; научно-информативный; научно-информативный; научно-справочный; научно-справочный; научно-популярный. научно-популярный. 14

Сравните тексты

1. Интернет – глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, служащая основой для Всемирной паутины. Интернет состоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей. Объединение сетей разной архитектуры и топологии возможно благодаря протоколу IP(англ. Internet Protocol) и принципу маршрутизации пакетов данных. Распространение информации в Интернете имеет такую же природу, что и слухи в социальной среде. Повышенный спрос на информацию влечёт её широкое и быстрое распространение; при отсутствии интереса информация не распространяется. 16

2. В последнее время, вследствие роста популярности Интернета, всё чаще проявляются негативные аспекты его применения. В частности, некоторые люди, увлекшись виртуальным пространством, начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Нельзя не согласиться с утверждениями специалистов, что такого рода Интернет-зависимость по своим проявлениям, разрушающему действию на организм человека сходна с наркотической и никотиновой зависимостью. По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в стране таковых 4-6 %. 2. В последнее время, вследствие роста популярности Интернета, всё чаще проявляются негативные аспекты его применения. В частности, некоторые люди, увлекшись виртуальным пространством, начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Нельзя не согласиться с утверждениями специалистов, что такого рода Интернет-зависимость по своим проявлениям, разрушающему действию на организм человека сходна с наркотической и никотиновой зависимостью. По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в стране таковых 4-6 %. 17

3. Начало истории Internet датируется 1958 годом, когда в США при Министерстве обороны создаётся Агентство передовых исследовательских проектов (ARPA), ставшее ответом на запуск Советским Союзом искусственного спутника Земли. Сеть, первоначально объединявшая четыре американских университета, начиная с 1971 г., уже широко используется для передачи электронных сообщений. Ставшая в 1973 году международной, на протяжении следующих 15 лет Сеть активно развивается. В 1989 году британским учёным Тимом Бёрнсом Ли разрабатывается язык HTML – основа концепции Всемирной паутины. В 1990-е гг. Internet объединяет большинство существовавших тогда сетей. В настоящее время постоянными пользователями Internet является полтора миллиарда человек. 18

Коммуникативные формы речи Описание Описание Повествование Повествование Рассуждение Рассуждение Предписание Предписание 19

Типы научного текста представляющий характер текста - представляющий характер текста - изложение фактов и теорий: изложение фактов и теорий: описание и повествование описание и повествование аргументативный характер текста - выдвижение гипотез, приведение доказательств и опровержение посылок: рассуждение и предписание аргументативный характер текста - выдвижение гипотез, приведение доказательств и опровержение посылок: рассуждение и предписание 20

Описание текст или фрагмент текста, в котором с научной целью в систематическом порядке излагаются особенности, признаки, состав, качества какого-либо объекта. текст или фрагмент текста, в котором с научной целью в систематическом порядке излагаются особенности, признаки, состав, качества какого-либо объекта. 21

Структура описания объекта: 1. Квалификация объекта (определение, классификация). 2. Обозначение его признаков и свойств. 3. Характеристика состава и строения. 4. Предназначение и применение объекта. 5. Определение места объекта в ряду подобных. 22

Квалификация объекта: а/ определение определение – логическая операция установления смысла термина - формулировка, раскрывающая содержание, сущность объекта, характеризующая его основные черты и позволяющая отличить мыслимые в нем предметы от других предметов определение – логическая операция установления смысла термина - формулировка, раскрывающая содержание, сущность объекта, характеризующая его основные черты и позволяющая отличить мыслимые в нем предметы от других предметов Трапеция - четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - не параллельны. Трапеция - четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - не параллельны. 23

Способы определения понятия (дефиниция) 1. Логический способ 1 этап – приведение определяемого понятия к ближайшему родовому: 1 этап – приведение определяемого понятия к ближайшему родовому: сосна – хвойное дерево… сосна – хвойное дерево… стул – предмет мебели… стул – предмет мебели… философия - ? философия - ? 2 этап – определение признака или набора признаков, отличающих определяемое понятие от других видовых: яблоко – фрукт, плод яблони 2 этап – определение признака или набора признаков, отличающих определяемое понятие от других видовых: яблоко – фрукт, плод яблони 3 этап – формулирование в форме словосочетания 3 этап – формулирование в форме словосочетания 24

Способы определения понятия (дефиниция) 2. Описательный 3. Синонимический 4. Антонимический 5. Этимологический 6. Иллюстративный 25

Ошибки в определении (дефиниции) 1. Несоразмерность а) широкое определение: Гравитация - это взаимодействие двух материальных тел; Лампа - источник света; а) широкое определение: Гравитация - это взаимодействие двух материальных тел; Лампа - источник света; б) узкое определение: Совесть - это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки (а перед обществом?) б) узкое определение: Совесть - это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки (а перед обществом?) 2. Порочный круг - определяемое и определяющее понятия толкуются одно через другое: Ось - это прямая, вокруг которой происходит вращение. Вращение есть движение вокруг своей оси 26

Ошибки в определении (дефиниции) 3. Тавтология - определяемое понятие характеризуется через него же: Детектор - прибор, осуществляющий детектирование; Фильтрование - процесс разделения с помощью фильтра. 4. Толкование через понятие другой части речи: Реле - замыкает или размыкает электрические цепи при определённых явлениях. 27

Исправьте ошибки в дефинициях: 1. Жёсткий диск – это если надо долговременно хранить информацию. 2. Программный продукт – чтобы решать конкретные задачи пользователей. Может распространяться и продаётся. 3. Язык – основное средство человеческого общения. 28

Структура научной классификации 1) формулировка основания деления или ряда делений - изложение принципов построения классификации: в основу классификации (типологии, систематики, разделения) положен признак…; основанием классификации является…; основу классификации составляет… 2) фиксация отличительного признака вида: особенность, отличие (отличаться, отличительный), своеобразие (своеобразный, своеобразно), специфика (специфичный, специфично), характерный (характеризоваться) 29

Задание: Дайте описание шариковой ручки как объекта исследования по схеме: Дайте описание шариковой ручки как объекта исследования по схеме: определение, определение, классификация классификация состав состав 30

Повествование текст, который рассказывает о действиях, поступках, событиях. Особенность функционирования повествования - показ динамики событий, которые обязательно должны быть представлены во временн Ой и логической взаимосвязи. текст, который рассказывает о действиях, поступках, событиях. Особенность функционирования повествования - показ динамики событий, которые обязательно должны быть представлены во временн Ой и логической взаимосвязи. 31

Видо-временные формы глаголов: 1) глаголы СВ в прошедшем времени, подчеркивающие последовательность действий /событий; 2) глаголы НСВ в настоящем времени (настоящее историческое); частотны обстоятельственные слова, особенно обстоятельства времени и обстоятельства места. частотны обстоятельственные слова, особенно обстоятельства времени и обстоятельства места. 32

Виды темо-рематического построения: 1) монотемный текст, где один и тот же субъект характеризуется через разные действия: Х есть А. Х есть В. …Х есть У. …Х есть У. 2) последовательная тематизация ремы, где новая информация первого предложения становится известной (старой) темой второго: А есть В. В есть С. … С есть D 33

В университете Л.В. Щерба (Т) занимается под руководством Бодуэна де Куртенэ (Р). По окончании университета он ( Т,) остаётся для дальнейшей научной работы при кафедре (Р), но при этом молодой ученый (Т) не забывает своей юношеской мечты – стать преподавателем русского языка (Р). 34

Последовательная тематизация ремы Развитие и становление морфологии (Т) находятся в тесной связи с развитием грамматики в целом (Р). В XIX веке грамматисты (Т из Р) отказались от логического принципа как ведущего в грамматических исследованиях (Р). В грамматической науке (Т из Р) в к. XIX века отчётливо выделились два направления (Р), во главе которых (Т из Р) стояли крупнейшие языковеды А.А. Потебня и Ф.Ф. Фортунатов (Р).

Определите характер темо-рематического построения текста Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый. Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый. В 1869 году он открыл один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов - и на его основе создал периодическую таблицу химических элементов. В ходе работы ученый исправил значения атомных весов многих элементов и предсказал существование критической температуры. В области метрологии разработал физическую теорию весов. 36

Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый. В 1869 году он открыл один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов, и на его основе создал периодическую таблицу химических элементов. В ходе работы ученый исправил значения атомных весов многих элементов и предсказал существование критической температуры. В области метрологии он разработал физическую теорию весов. Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый. В 1869 году он открыл один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов, и на его основе создал периодическую таблицу химических элементов. В ходе работы ученый исправил значения атомных весов многих элементов и предсказал существование критической температуры. В области метрологии он разработал физическую теорию весов. 37

Аргументативные научные тексты «Все существующее имеет достаточное основание для своего существования» (Лейбниц) Рассуждение Рассуждение Предписание Предписание 38

Рассуждение : текст (фрагмент текста), в котором представляются различные логические отношения между явлениями: текст (фрагмент текста), в котором представляются различные логические отношения между явлениями: причинно-следственные, причинно-следственные, отношения реальной или гипотетической обусловленности, отношения реальной или гипотетической обусловленности, сопоставление, сопоставление, противопоставление или сравнение явлений противопоставление или сравнение явлений уступка, включения и т.п. уступка, включения и т.п. В рассуждении предлагаются умозаключения, подводящие к выводу, в котором содержится новое знание об объекте. 39

Рассуждение должно быть аргументированным Цели научной аргументации: 1. Обучение, передача информации или опыта, коммуникация, обзор (доклад, лекция, статья) – нет борьбы мнений, конфликта идей и выводов. 2. Установление меры истинности и меры ложности каждого (в том числе и своего) тезиса (научная дискуссия, проблемная статья). Дискуссия - форма научной познавательной деятельности - обсуждения предмета на уровне сущности. Дискуссия - форма научной познавательной деятельности - обсуждения предмета на уровне сущности. 40

Структура рассуждения 1. Тезис – суждение, истинность или ложность которого нужно доказать 2. Аргументация – система доводов для утверждения или опровержения тезиса. 3. Демонстрация – способ (способы) представления доводов, аргументов. 41

Правила тезиса: 1.Т. должен быть суждением ясным и точно определенным и иметь форму предложения в изъявительном наклонении. 2. Т. должен оставаться тождественным, т. е. одним и тем же на протяжении всего доказательства. 3. Т. не должен содержать в себе логическое противоречие. 4. Т. не должен находиться в логическом противоречии с суждениями по данному вопросу, высказанными ранее. 5. Т. должен быть обоснован фактами. 6. Тезисом не должно быть суждение очевидное, банальное: что достоверно само по себе, не требует доказательств. 7. Т. должен определить собою весь ход доказательства так, чтобы то, что в результате будет доказано, было именно тем, что требовалось доказать. 42

Задание: Выберите из списка настоящие тезисы 1. Курение вредно для здоровья и убивает человека. 2. Нужно ли нам освоение космоса? 3. Не проходите мимо бездомных щенков и котят. 4. Диабет вызывает переедание. 5. Честность выгодна, но не всегда. 6. Войны стимулируют развитие цивилизации. 7. Как вам не стыдно мусорить на улицах родного города! 8. Порой жизненная драма ломает человека. 9. Необходимость внедренческих бизнес-инкубаторов в ТПУ. 10. Невозможное бывает возможно. 43

Типы аргументов (определяются с позиции адресата) 1. Сильные - удостоверенные факты, законы науки и ранее доказанные теоремы, известные аксиомы и постулаты, статистически достоверные и приводимые в системе данные. 2. Слабые - высказывания или мнения ученых, ссылки на собственный опыт или наблюдения, примеры из жизни. 3. Несостоятельные – подтасованные данные, опровергнутые теории, необоснованные прогнозы и т.д. 44

Правила корректной аргументации - аргументы должны быть истинными и не противоречить друг другу; - аргументы должны быть достаточными; не широкими, чтобы из них могло следовать все, что угодно, но и не узкими; - в доказательстве не должно быть круга, то есть аргументы должны быть доказаны вне зависимости от тезиса; - демонстрация должна быть построена по законам логики.

Методы аргументирования (демонстрации) Фундаментальный метод - прямое обращение к собеседнику. Фундаментальный метод - прямое обращение к собеседнику. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частных выводов приведет к желаемому выводу. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частных выводов приведет к желаемому выводу. Метод «кусков» - расчленениие выступления так, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «на это существуют различные точки зрения». Метод «кусков» - расчленениие выступления так, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «на это существуют различные точки зрения». 46

Методы аргументирования (демонстрации) Метод сравнения. Метод сравнения. Метод «бумеранга» состоит в том, чтобы представить партнёру негативные последствия, которые логически вытекают из его позиции или предложения. Метод «бумеранга» состоит в том, чтобы представить партнёру негативные последствия, которые логически вытекают из его позиции или предложения. Метод аналогии - для перенесения свойств с одного объекта на другой. Метод аналогии - для перенесения свойств с одного объекта на другой. 47

Методы аргументирования (демонстрации) Метод игнорирования. Метод игнорирования. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигает на первый план то, что его устраивает. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигает на первый план то, что его устраивает. Метод «выведения» - постепенное субъективное изменение существа дела. Метод «выведения» - постепенное субъективное изменение существа дела. Метод видимой поддержки - поддерживая в целом мнение партнёра, вы указываете на непреодолимые препятствия в реализации его предложения. Метод видимой поддержки - поддерживая в целом мнение партнёра, вы указываете на непреодолимые препятствия в реализации его предложения. 48

Подберите и сформулируйте устно систему аргументов для защиты или опровержения одного из приведённых ниже тезисов в одной из ситуаций: а) в научной дискуссии, б) в научной статье. 1. Выпускник вуза должен быть скорее энциклопедически образованной личностью, чем узким специалистом. 2. Научная степень должна присуждаться по совокупности научных достижений, а не по итогам защиты диссертации 3. Каждый российский аспирант должен пройти стажировку в зарубежном университете. 4. Научное исследование должно иметь не только теоретическую, но и практическую значимость. 49

Задание к занятию 2 Подготовьте устное выступление (на 4-5 минут) по теме, предложенной в билете. 50

Темы билетов: 1. Дайте полное описание процесса списывания контрольной работы как объекта научного исследования. 2. Представьте классификацию прохладительных напитков не менее чем по 3 значимым основаниям. 3. Представьте систему сильных аргументов для внедрения в серийное производство своего изобретения. 4. Изложите в научном стиле ход эксперимента по исследованию воздействия лунного света на урожайность картофеля. 5. Представьте не менее 5 аргументов для доказательства первичности яйца, а не курицы. 6. Представьте не менее 5 аргументов для доказательства первичности курицы, а не яйца. 7. Представьте аргументацию для гипотезы о причинах разрушения теремка из одноимённой сказки. 8. Приведите последовательно аргументы и контраргументы к тезису «Разрушение Теремка было вызвано волновыми колебаниями». 51

Темы билетов: 9. Используя метод доказательства «от противного», докажите существование телепортации. 10. Рассмотрите аргументы «за» и «против» тезиса: «Необходимо ввести уголовную ответственность за употребление наркотиков». «Необходимо ввести уголовную ответственность за употребление наркотиков». 11. Дайте описание объекта «блондинка» как стереотипа современного анекдота. 12. Аргументируйте существование снежного человека в Гималаях. 13. Дайте научное поэтапное описание поджаривания картофеля. 14. Представьте классификацию причин опоздания на работу. 15. Аргументируйте необходимость сельскохозяйственного освоения Антарктиды. 16. Приведите аргументы в опровержение тезиса «Каждое последующее поколение хуже старшего». 52

Спасибо за внимание!