Н. М. Карамзин. « Бедная Лиза », « Наталья, боярская дочь ». Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь». Автор: Ерина С.В., учитель русского языка.
Advertisements

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Биография Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина ( )
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Литературные направления. Вспомним Литературное направление объединяет наиболее общие, характерные черты художественного стиля той или иной эпохи.
Н. М. Карамзин. Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца отставного капитана Михаила Егоровича.
( 1766 – 1826 ) «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…» ( А.С.Пушкин) Учитель Лебедева Евгения Игоревна.
Николай Михайлович Карамзин ( ). жизнь сердца «Карамзин первый на Руси начал писать повести,… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца.
Презентация по литературе на тему: Жизнь и творчество Н.М.Карамзина Выполнил ученик 8 б класса Растрелин Виктор.
Николай Михайлович Карамзин 1 [12] декабря 1766 – 22 мая [3 июня] 1826 гг.
Николай Михайлович Карамзин Родился 1 декабря 1766 года в Симбирске. Получил домашнее образование. Позднее воспитывался в частных пансионах.
Транксрипт:

Н. М. Карамзин. « Бедная Лиза », « Наталья, боярская дочь ». Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма

Писатели 18 века, открывая свойства поэтического языка, делали его способным выразить всё более широкий круг мыслей и чувств человека, запечатлеть самые разные явления жизни. Однако менялся человек, менялась жизнь, и писатели всё острее чувствовали необходимость изменений в языке.

В конце 18 века появляется литературное направление – сентиментализм, которое открыло новые возможности поэтического языка. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)

Н.М.Карамзин – признанный глава и лучший представитель русского сентиментализма. В литературе сентиментализма изображалась не столько сама действительность, сколько её отражение в чувствах повествователя и персонажей.

Родился и вырос в усадьбе отца отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина, среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в преображенский гвардейский полк Петербурга, но вскоре вышел в отставку. После отставки в Москве Карамзин познакомился с известными писателями и литераторами, участвовал в издании первого русского журнала для детей « Детское чтение для сердца и разума ». В результате поездки в годы по Европе были написаны знаменитые « Письма русского путешественника », публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором.

По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию « Московского журнала », затем выпустил ряд сборников и альманахов, которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина его признанным лидером. Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину. С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы. В 1811 году он написал « Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях » В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов « Истории государства российского ». В последующие годы вышли ещё три тома « Истории ».

Сентиментализм Сентиментализм ( от фр. sentiment – чувство ) Доминантой « человеческой природы » сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не « разумное » переустройство мира, а высвобождение и совершенствование « естественных » чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Русские сентименталисты выступили против устаревшей стилистической теории и практики классицизма, провозгласили тезис « писать как говорят и говорить как пишут ». Освободили от архаизмов и обновили лексику литературного языка.

Классицизм Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Гражданская, общественная Основная тематика Любовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Вспомогательная, условная Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Особенности языка произведения сентиментализма. …я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". Эпизод из повести «Бедная Лиза» Какие слова и выражения делают речь героини столь поэтичной?

…я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: "Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". Специально отобраны прекрасные предметы и слова, несущие определённую стилистическую и эмоциональную окраску, - они передают нежное трогательное чувство Лизы любезный пастушок, с улыбкою, зелёная трава, алеют цветы

Придают речи поэтичность синтаксические фигуры, прежде всего инверсии. Найдите их в тексте. Сравните Своё стадо Твоих овец Твоей шляпы Стадо своё Овец твоих Шляпы твоей Карамзин открыл в языке возможности изображения чувства, тонких движений человеческой души, средства поэтизации любовного переживания.

Что является предметом изображения в сентиментализме ? Не служение государству, а человеческие чувства, личные переживания, любовь – главное содержание жизни, по мнению писателей - сентименталистов. В сентиментализме нет высоких и низких жанров и отбор явлений не подчинён жанровому принципу. Герои произведений сентиментализма – люди, которые любить умеют, будь они дворяне или крестьяне. Таковы Лиза и её мать в повести «Бедная Лиза».

Об условности « нового слога » Допустив в литературу простых людей, сентименталисты изображали их совершенно условно, нисколько не заботясь о каком - либо соответствии применяемых способов языкового выражения реальному облику этих людей и реальным условиям их жизни. Эта условность изображения персонажей и окружающей их обстановки, природы вела к условности, искусственности « нового слога ».

Постарайтесь найти в отрывке примеры подчёркнутой « приятности » изложения. Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света.

На первое место выдвигалась не точность изображения действительности, а « приятность » изложения. Соответственно подбирались « приятные », « красивые » слова. Если слово казалось недостаточно изысканным, употреблялась перифраза. перифраза. Текст насыщался сравнениями, метафорами. Автор стремился воздействовать на читателя именно словами, словесными украшениями, пренебрегая тем, что избранные им « красивые » слова вступали в противоречие с изображаемой действительностью. далее

Словарь Перифраз, перефраз, перифраза ( от др.- греч. περίφρασις « описательное выражение », « иносказание »: περί « вокруг », « около » и φράσις « высказывание ») в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания ( например, « ночное светило » = « луна » или « Люблю тебя, Петра творенье !» = « Люблю тебя, Санкт - Петербург !»). В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, « пишущий эти строки » вместо « я » в речи автора, « погрузиться в сон » вместо « заснуть », « царь зверей » вместо « лев », « однорукий бандит » вместо « игральный автомат », « Стагирит » вместо Аристотель. Различают логические перифразы (« автор Мёртвых душ ») и образные перифразы (« солнце русской поэзии »). Частным случаем перифраза является эвфемизм описательное выражение « низких » или « запретных » понятий (« нечистый » вместо « чёрт », « обойтись посредством носового платка » вместо « высморкаться »). назад

В произведениях сентиментализма изображается природа, только особая – тихие пруды со склонёнными над водой ивами, освещённые лунным светом рощи, картины гармонии человека с природой.

Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей - может быть, для того, что она его знала наперед, -побежала на погреб - чистую - принесла чистую кринкучистым кринку, покрытую чистым деревянным кружком, деревянным кружком, вымыла, - схватила стакан, вымыла, белым полотенцем вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Как изображается быт в произведении сентиментализма?. Быт сентименталисты изображают очищенным от всего низменного. Все предметы быта соответствуют чистой душе героини.

Изображение человека в произведении сентиментализма Сентименталисты обращают внимание на тончайшие душевные движения, на противоречия внутренней жизни. А Лиза любит всем сердцем, вся её жизнь окрасилась этим чувством. И писатель показывает, что думает, как чувствует героиня. Эраст в повести Карамзина – человек с добрым сердцем, но ветреный и слабый. Увидев Лизу, он полюбил её, но, столкнувшись с трудностями, совершил предательство.

Оценка человека в произведениях сентименталистов подчинена идеалу чувствительности. Кто из героев заслуживает восхищения автора? И почему? Прекрасна искренняя, чистая Лиза, умеющая самоотверженно любить. Прекрасна её мать, которая хранит память об умершем муже и любит свою дочь. И даже Эраст достоин прощения, потому что он раскаялся: до конца дней был несчастлив, не мог утешиться и почитал себя убийцею. Поэтому Карамзин высказывает надежду на примирение героев в ином мире.

Живопись эпохи сентиментализма. Как словесность сентиментализма, так и живопись эпохи сентиментализма открыла не парадный, а интимный портрет. Всмотритесь в портрет М.И.Лопухиной, созданный художником В.Л.Боровиковским.

Это идеальный образ человека, наделённого чувством. Мечтательность, задумчивость выражения лица молодой женщины гармонирует с природой, на фоне которой она изображена. Эти чувства переданы и в колорите картины – в её голубоватых размытых тонах. Это идеальный образ человека, наделённого чувством. Мечтательность, задумчивость выражения лица молодой женщины гармонирует с природой, на фоне которой она изображена. Эти чувства переданы и в колорите картины – в её голубоватых размытых тонах.

Об этом портрете писал Я. П. Полонский. Она давно прошла, и нет уже тех глаз, И той улыбки нет, что молча выражали Страданье, тень любви и мысли, след печали, Но красоту её Боровиковский спас. Она давно прошла, и нет уже тех глаз, И той улыбки нет, что молча выражали Страданье, тень любви и мысли, след печали, Но красоту её Боровиковский спас.

Практикум. Сравните описания внешности героинь. Какие языковые средства используют авторы? Сделайте вывод о различии словесного выражения в произведениях сентиментализма и реализма. Много цветов в поле, в рощах и на лугах зеленых, но нет подобного розе; роза всех прекраснее; много было красавиц в Москве белокаменной, ибо царство Русское искони почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица не могла сравняться с Натальею - Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее – и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных. А на пятнадцатом году она стала совсем как девушка, и народ дивился ее миловидности: золотисто-белый цвет ее продолговатого лица чуть играл топким румянцем; брови у нее были густые, светло-русые, глаза синие; легкая, ладная, - разве что не в меру высокая, тонкая и долгорукая, - тихо и хорошо поднимала она длинные свои ресницы. «Наталья, боярская дочь», Карамзин «Аглая», Бунин

Создайте синквейн на тему « Сентиментализм » или « расшифруйте » это слово с помощью ассоциаций С … С … Е … Е … Н … Н … Т … Т … И … И … М … М … Е … Е … Н … Н … Т … Т … А … А … Л … Л … И … И … З … З … М … М …

Обобщим сказанное Сентиментализм ( франц. sentimentalisme, от англ. sentimental чувствительный, от франц. sentiment чувство ), течение в литературе и искусстве 2- й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой « человеческой природы » сентиментализм объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой.

Домашнее задание Задание 8 ( с.82)