Толерантность - профессионально важное качество педагога Выполнила к.п.н., учитель физики МОУ гимназии 7 г.Балтийска Лопушнян Г.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТОЛЕРАНТНОСТЬ Гга Толерантность – это, прежде всего, т ерпимо е отношение друг к другу. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.
Advertisements

© Центр гражданского образования и прав человека, 2008 г. Жадаев Дмитрий Николаевич методист Центра гражданского образования и прав человека, гл.специалист.
Толерантность Исторический опыт народов в понимании толерантности.
Лабко С.Л. 11 класс МОУ «Гамалеевская СОШ 2» Толерантность.
16 ноября Международный День Толерантности Современный культурный человек это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения.
Терпимей надо быть ко всем Толерантность. Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения.
Я пришёл в этот мир Не для того, чтобы оправдать твои надежды, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришёл в этот мир Не для того,
16 ноября - Международный День Толерантности Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения.
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Толерантность Люди различаются По внешнему виду Положению Речи Поведению Ценностям Вставка рисунка.
Совет Старшеклассников ГОУ школы 591 Санкт-Петербург 2009 год.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способности к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово толерантность определяется.
Воспитание толерантности Классный час. Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»? На рубеже веков во Франции.
16 ноября 1995 года, в Париже участники 28 конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. «Толерантность – означает.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б.
Классный час Что такое толерантность? Выполнил: кл. руководитель 9а класса Гордеева Л.А.
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Толерант- ность Терпимость к чужим мнени- ям, верованиям, поведению Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Прощение Милосердие Уважение прав.
«Бойтесь равнодушных, это с их молчаливого согласия творятся самые страшные дела в мире.» (Бруно Ясенский, знаменитый польский писатель). «Человечность.
Транксрипт:

Толерантность - профессионально важное качество педагога Выполнила к.п.н., учитель физики МОУ гимназии 7 г.Балтийска Лопушнян Г.А.

Толерантность Толерантность Толерантность Толерантность это не уступка, снисхождение или потворство, а единство в многообразии, политическая и правовая потребность, активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека, уважения, принятия и правильного понимания всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии, это моральный долг. (ООН «декларации принципов терпимости» (1995)).

Описать толерантность довольно трудно, возможно, из- за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по-разному, о чем свидетельствует приводимый ниже список. «толерантность»Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero tolero – «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую- нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человек должен прилагать определенные усилия, страдать и терпеть.

Tolйrance (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе нежели ты сам (Le Petit Robert dictionary). Tolerancia (испанский): Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения (Diccionario planeta de la lengua espacola usual). Kuan rong (китайский): Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Tasamul`(арабский): Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Кαρτερία (греческий) термин не только не несет на себе отпечаток страдательности, но, напротив, подчеркивает силу духа, имея значения «твердости», «самообладания». Например, термин καρτερξθυμοζ переводится как «сильный духом», «мужественный». В греческой терпеливости терпение ценно не само по себе, как в христианском сознании, но «во имя» и «ради» чего-либо, что явно указывает на ор 6 иентиро- ванность человеческой жизни. Предметом этой ориентации у древних греков выступает прекрасное - высшая, наряду с истиной и добром, ценность античной культуры. Ориентация на ценность, точнее, удерживание себя в ориентации на ценность и есть собственно суть греческой терпеливости.

Толерантность, терпимость (русский): способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существова- нием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то\кого-то, считаться с мнением других, быть снисходи-тельным к чему- либо\кому-либо.

В арабском языке, толерантность может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, расположенность, терпение к другим людям». В персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником». Свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации – tolerance - где наряду с терпимостью он означает также «допускать». Сравнительное сопоставление обоих значений показывает, что с помощью этого термина выражается идея меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление. Толерантность, терпимость (русский): способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, вы- носливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать сущест-вование чего-то\кого-то, считаться с мнением других, быть снисходи-тельным к чему-либо\кому- либо.

В немецком словаре сообщается следующая трактовка понятия: Tolerant – терпимый. Toleranz – терпимость; допуск (техническое). Toleranzen- допускать, сносить, терпеть (1947 год). История возникновения понятия «толерантность» относиться к XVI веку и означает пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, ассоциировалось с такими понятиями, как «боль», «зло». В XVI веке к этому добавляются и другие значения: «позволение», «сдержанность». С XVI века толерантность трактуется и как уступка в вопросе о религиозной свободе – разрешение со сторо- ны государства и официальной церкви отправления иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой идеи толерантности.

Если попытаться коротко охарактеризовать суть толерантности (терпимости), то следует в первую очередь подчеркнуть, что это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Следование в быту толерантным моральным установкам может способствовать созданию для человека комфортных условий существования, нейтрализации агрессивных конфликтных отношений. В то же время подобное поведение-показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем контактов с иными воззрениями и практическими действиями. (М. П. Мчедлов)

В философской этике оно рассматривается как этическая категория морали отражающая нравственные отношения не только между конкретными людьми, но и между личностью и обществом, личностью и коллективом, а также между нациями и государствами. Толерантность широко рассматривается в социальном и философском контексте (G.Allport, Р.Р. Валитова, С.И.Голенков, О.Г. Дробницкий, В.М. Золотухин, Ю.А. Ищенко, М.С. Каган, Р. Карнап, В.А. Лекторский, М.Е. Орехов, Л.В. Скворцов, Б. Уильяме, М.Уолцер и другие).

На философском уровне понятие толерантности используется для обозначения внешней и внутренней свободы; ненасилия как принципа регуляции отношений, отрицания принуждения; догматизма и абсолютизации истины, терпимости к «инакости» - иным взглядам, нравам, привычкам, образу жизни, культуре, принятия мнений других как объективно существующей реальности; способности к диалогу и продуманному выбору между альтернативными мнениями и способами поведения. (Кузибецкий А.Н. )

Толерантность, как ценность, есть один из модусов осуществления свободы в существовании человека среди других людей. Существо этого модуса состоит в том, что толерантность реализуется в совместном бытии людей как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям и т. п. и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения т.д.). Другого.Именно ориентация на ценность чужого, иного, другого и составляет существо толерантности как ценности. Иначе говоря, толерантность имеет своим основанием интенцию Другого. Подлинным субъектом толерантности может быть только человек, принимающий во внимание другого человека. В этом проявляется социально-философский смысл толерантности. Схожие определения толерантности можно найти в работах А. Г. Асмолова, Н.А. Асташовой, З.А. Кочергиной, В. А. Петрицкого, А.П. Садохина, Г. У. Солдатовой.

А.Ю. Зенкова считает, чтотолерантность надо рассматривать в контексте не стирания, а поддержа- ния различий, так как коммуникативный процесс возможен только при условии различия позиций. Стратегии образования эффекта толерантности обеспечивают вовлечение в коммуникативный процесс различных участников путем формирования прост- ранства для высказываний»А.Ю. Зенкова считает, что толерантность надо рассматривать в контексте не стирания, а поддержа- ния различий, так как коммуникативный процесс возможен только при условии различия позиций. Стратегии образования эффекта толерантности обеспечивают вовлечение в коммуникативный процесс различных участников путем формирования прост- ранства для высказываний» В.А. Лекторский рассматривает «толерантность» как: безразличие, как невозможность взаимопонимания, как снисхождение, как расширение собственного опыта и критического диалога.В.А. Лекторский рассматривает «толерантность» как: безразличие, как невозможность взаимопонимания, как снисхождение, как расширение собственного опыта и критического диалога. Толерантность выступает как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество.А) Толерантность выступает как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество.

Толерантность выступает как уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать.Б) Толерантность выступает как уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать. В) Толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним.В) Толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним. Г) Толерантность уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.Г) Толерантность уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.

М.В. Шугуров утверждает, чтоМ.В. Шугуров утверждает, что толерантность - это некая способность и одаренность человека, в ней помимо дара прослеживается и плод неимоверных усилий предшествующих поколений, пришедший к нам из прошлого в виде коренящейся в сопереживании традиции, взаимного претерпевания друг друга. О.А. Грива рассматривает толерантность «как психоэмоциональную устойчивость личности и ее терпимое отношение к другим в различных планах: личностном, гендерном, культурном, этническом (национальном), конфессиональном (религиозном).

Н.М. Борытко подчеркивает, что Н.М. Борытко подчеркивает, что « толерантность – это не обязательно принятие, но непременно уважение другого и его позиции; готовность человека понять множественность реальности и правомерность существования параллельно с собой другого качества бытия, отказавшись от его количественных оценок («хуже – лучше», «слабее-сильнее» и …); « толерантность – это не обязательно принятие, но непременно уважение другого и его позиции; готовность человека понять множественность реальности и правомерность существования параллельно с собой другого качества бытия, отказавшись от его количественных оценок («хуже – лучше», «слабее-сильнее» и …); это путь человека к рефлексивному диалогу, основанному на принципе ценностно-смыслового равенства как ведущего этического принципа профессионального и общественного бытия». это путь человека к рефлексивному диалогу, основанному на принципе ценностно-смыслового равенства как ведущего этического принципа профессионального и общественного бытия». Это исключение претензии на единоличное обладание истиной, это признание за другим права на свободное существование и самовыражение.Это исключение претензии на единоличное обладание истиной, это признание за другим права на свободное существование и самовыражение. В данном случае понятие толерантность становится тождественным понятию ненасилие.

Ненасилие – этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия. Термин «ненасилие» (аналог немецкого «gewaltlosigkeit» и английского «nonviolence») являются смысловой калькой с санскритного термина «ахимса» - невреждение.

Понятие «толерантность» многие исследователи (А. Г. Асмолов, Л.Д. Гудков, И.Б. Гриншпун, Л.М. Дробижева, В.А. Лабунская, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, А.Н. Малашенко, Бэтти Э.Риэдрон, и другие) рассматривают как противовес понятию «интолерантность». Интолерантность - протекает из убежденности человека или социо- культурной группы в том, что их система верований или образа жизни являются высшими по отношению к системе верований, образу жизни других групп.

Причина возникновения Причина возникновения интолерантности интолерантности состоит в том состоит в том что психика человека содержит инстинкты самосохранения и сохранения своего потомст- ва, в соответствии с которыми происходит деление окружающих людей на «своих» и «чужих». В силу этих инстинктов человек лоялен к своим близким и подозрителен (часто враждебен) к чужим. Это естественно и необхо- димо для выживания человека в окружающем его мире. ( А.П.Садохин )

Толерантность предполагает благожелательность или великодушие, ведь только оно может оживить собой истинную симпатию (Декарт). Толерантность - Толерантность - способность отмечать одновременно и положительные и отрицательные черты, соотнося собственные взгляды со всей имеющейся информа- цией, не отдавая предпочтения в конечной оценке собственному отношению или как непредубежденность в оценке и поведении по отношению к сложному социальному, экономическому, техническому и другим явлениям. (О.В. Аллахвердова )

Толерантности особенно тогда, когда она Толерантности иногда может быть слишком много, особенно тогда, когда она ассоциирует- ся с благодушием. Убеждение в возможности воцарения непрерывной толерантности – утопия« Убеждение в возможности воцарения непрерывной толерантности – утопия». М.В. Шугуров Толерантность«Толерантность предполагает наличие определенного уровня взаимопонимания, т.е. понимания и доверия не с одной стороны, а с обеих» В.Н. Иванов

.Толерантность к инакомыслию предполагает вовсе не другое, иное мышление, а всего лишь мышление как отсутствие поступка. А.В Перцев «Толерантность отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительнос- ти к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей».

С психологической точки зрения С психологической точки зрения толерантность – это приятие одной биологической или социальной системы системой другой системы или ее эле- ментов, неоказание им сопротивления. Иными словами, способность одной социальной системы сосуществовать с другой. Д. Бродский толерантность – это приятие одной биологической или социальной системы системой другой системы или ее эле- ментов, неоказание им сопротивления. Иными словами, способность одной социальной системы сосуществовать с другой. Д. Бродский

В психологическом плане В психологическом плане толерантность рассматривается толерантность рассматривается как способность человека к субъект – субъективным отношениям;как способность человека к субъект – субъективным отношениям; как характера устойчивости индивидуальности человека, проявляющаяся в сохранении различных индивидуумов в изменяющейся действительности. А.Н. Кузибецкий как характера устойчивости индивидуальности человека, проявляющаяся в сохранении различных индивидуумов в изменяющейся действительности. А.Н. Кузибецкий

Основной механизм Основной механизм толерантности толерантности может быть понят как совладающая психическая и психологическая реакция на субъективно неблаго-приятную ситуацию; совладание поведение преодоления, или копинг. Это понятие используется для описания характерных способов поведения человека в различных ситуациях, и прежде всего в ситуации стресса; Совладание предстает в качестве стабилизирующего фактора, обеспечивающего психосоциальную адапта- цию в стрессовой ситуации. в данном контексте ситуация антагонистических отношений, потенциально конфликтная ситуация (или конфликт) понимаются как стрессогенные.

Толерантность это фактор, стабилизирую- щий систему (личность, общество) изнутри.Толерантность это фактор, стабилизирую- щий систему (личность, общество) изнутри. устойчивостью к внешним воздействиям Толерантность личности связана с устойчивостью к внешним воздействиям и с внутренней устойчивостью. Толерантность как фактор устойчивости системы, который может быть рассмотрен как ценность, установка и личностное качество. М.С.Мириманова

Толерантность «базируется на осознанном интеллектуальном убеждении, которое близко к конвенциальной морали, когда люди догова- риваются об определенных правилах взаимного существования».Толерантность «базируется на осознанном интеллектуальном убеждении, которое близко к конвенциальной морали, когда люди догова- риваются об определенных правилах взаимного существования». С.В. Кривцова «Понятие «толерантность» тесно связано с такими категориями, развивающимися в русле общечеловеческих ценностей как гуманизм и нравственная ответственность. «готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия »В таком случае удачно представляется трактовка толерантности как «готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия » Л.М. Дробижева

Толерантность « более высокое морально- психологическое, социализированное качество человека, с вошедшим в плоть и кровь неагрессивным отношением к необычному, с привычной ослабленной чувствительностью к «иному», в отличие от терпимости, которая все же требует сознательного подавления негативных реакций. С этой точки зрения толерантность можно отнести: а) к явлениям индивидуальной психики; б) к чертам кооперативного коммуникативного поведения языковой личности; в) к особенностям культуры общения социума» Н.И. Формановская

определяет толерантность «как внутреннее активное отношение, проявляемое толи в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге)»Ю.А. Ищенко определяет толерантность «как внутреннее активное отношение, проявляемое толи в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге)» Е.Ю. Клепцова рассматривает «толерантность - как свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т. п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения ( самообладание, самоконтроль выдержка).

Толерантность как установка «личностное качество» позволяет не ограничивать себя каким-то одним стилем взаимодействия, а использовать в зависимости от обстоятельств любые, следуя при этом важным принципам.Толерантность как установка «личностное качество» позволяет не ограничивать себя каким-то одним стилем взаимодействия, а использовать в зависимости от обстоятельств любые, следуя при этом важным принципам.

Толерантность и конфликт ценностейП.М. Козырева трактует «толерантность как особую идею, определенную систему ценностей, рассматривающую конфликт, как возможность вывести отношение на качественно новый уровень». Л.В. Скворцов утверждает «толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов». А.В. Перцев считает, что «толерантность – это переходное состояние от конфликта, выливающееся в насилие к взаимопониманию и сотрудничеству».

Толеран тность лишь промежуточный этап в движении от конфликта к действительному взаимопониманию и взаимодействию. Толерантность есть усилие духа и души. Возвращение к конфликту в насильственной его форме есть неудача этого усилия, попятное движение». Одной из главных функций толерантности может быть пронята как направление развития потенциально конфликтной ситуации к конструктивному разрешению.

В.В. Столиным выделяются три уровня организации чело­века: биологический индивид, социальный индивид, личность. На уровне социального индивида позиция толерантности выступает как внутреннее желание внешне соответствовать нормам толерантного отношения и поведения по отношению к себе, коллегам, родителям, детям, общественности. На уровне личности позиция толерантности, насыщаясь нравственным содержанием, перерастает в позицию терпимого отношения, где выступает как особая система взглядов, ценностей, мотивов, установок, как результат внутреннего осмысления и усвоения идей толерантности как ценности.

На уровне самоотношения толерантность выступает как готовность к самоизменениям, видению себя в качестве принципиально незавершенного и несовершенного становящегося, признанию своего права на самоизменение и бытие иным. эмпатия На уровне межличностных отношений толерант- ность проявляет себя прежде всего как эмпатия. На уровне межгрупповых отношений толерантность предполагает стремление к пониманию других групповых норм, принятие их правомочности в пределах, не разрушающих базовых этических оснований индивидуального бытия.

Вопрос о пределах толерантности Вопрос о пределах толерантности Р.Р. Валитова пишет: « Не все терпимо, есть объективно нетерпимое, неприемлемое».Р.Р. Валитова пишет: « Не все терпимо, есть объективно нетерпимое, неприемлемое». М. Уолцер отмечает, что чрезмерное неадекватное обстоятельствам повышение толерантности может вести к ослаблению сопротивляемости и увеличению уязвимости человека, снижению его дифференциальной чувствительности и возникновению угрозы для его индивидуальности.М. Уолцер отмечает, что чрезмерное неадекватное обстоятельствам повышение толерантности может вести к ослаблению сопротивляемости и увеличению уязвимости человека, снижению его дифференциальной чувствительности и возникновению угрозы для его индивидуальности.

В условиях модернизации образования, М.А. Николаева предлагает термин толерантность толковать так:В условиях модернизации образования, М.А. Николаева предлагает термин толерантность толковать так: толерантность это личностная ценность, которая проявляется в отсутствии у человека авторитарного синдрома, наличии высокого уровня ува- жения и принятия самого себя в соче- тании с уважением и принятием других, осознании глубинной экзистенциальной общности людей, и способности к договорутолерантность это личностная ценность, которая проявляется в отсутствии у человека авторитарного синдрома, наличии высокого уровня ува- жения и принятия самого себя в соче- тании с уважением и принятием других, осознании глубинной экзистенциальной общности людей, и способности к договору

А.Н. Кузибецкий пишет:А.Н. Кузибецкий пишет: « Педагог должен принимать ученика как данность. Это значит - учитывать его внутренний мир, состояние, в котором находится ученик. Лишь принимая ученика, педагог приобретает способность понимать его проявления, что освобождает от ненужного страха, обид, огорчений, гнева, предотвращает психическую напряженность во взаимоотноше- ниях.« Педагог должен принимать ученика как данность. Это значит - учитывать его внутренний мир, состояние, в котором находится ученик. Лишь принимая ученика, педагог приобретает способность понимать его проявления, что освобождает от ненужного страха, обид, огорчений, гнева, предотвращает психическую напряженность во взаимоотноше- ниях. Взаимное принятие открывает свободные прояв- ления ученику. Он не боится, что его неправиль- но поймут, что над ним станут смеяться, что неосторожным высказыванием потеряет свою ре- путацию, и вот тогда становится интересным для окружающих, потому, что его свободное Я в свободном проявлении стало значимым.Взаимное принятие открывает свободные прояв- ления ученику. Он не боится, что его неправиль- но поймут, что над ним станут смеяться, что неосторожным высказыванием потеряет свою ре- путацию, и вот тогда становится интересным для окружающих, потому, что его свободное Я в свободном проявлении стало значимым.

Он начинает чувствовать себя комфортно, уверенно и ведет себя с чувством достоинства; его самооценка и самовоспитание повышаются, что создает благоприятные психологические условия для его учебы и социализации». Он начинает чувствовать себя комфортно, уверенно и ведет себя с чувством достоинства; его самооценка и самовоспитание повышаются, что создает благоприятные психологические условия для его учебы и социализации».

Формирование и развитие толерантного сознания педагога напрямую зависит от толерантного развития сфер его индивидуальности.Формирование и развитие толерантного сознания педагога напрямую зависит от толерантного развития сфер его индивидуальности. Эффективность различия различных сфер зависит от многих факторов.Эффективность различия различных сфер зависит от многих факторов. Цели формирования и развития индивидуальности преподавателя применительно к каждой сфере индивидуальности человека предложены в таблице.Цели формирования и развития индивидуальности преподавателя применительно к каждой сфере индивидуальности человека предложены в таблице.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.