« Культурология » Тема 5. Формы и институты культуры. Лекция-визуализация 3 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVII веке. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историка.
Advertisements

Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
Культура Аюпова Ф.Ф.. культура Комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные.
Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. Определите основные сферы жизни общества сферы жизни общества сферы жизни общества производство распределение обмен.
Формы, виды, типы культуры Морфология культуры. Тема 11.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.. План урока: 1.Особенности политического сознания 2.Обыденное и теоретическое сознание 3. Понятие «идеология» 4. Современные политические.
Пономарёв Михаил 10«А» ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Культура Культура (лат. cultura земледелие, воспитание, почитание) понятие, имеющее множество значений.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Общество и его структура Урок 18. План 1. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества. 2. Сущность экономической сферы. 3. Социальная сфера.
Понятие культуры: культура духовная и материальная. Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Тест по теме «Культура» 8 класс Брит Т.Н. МОУ Николаевская СОШ.
Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
Обществознание. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком. Культура Широкое значение – это все, что создано человеком (обществом)
Транксрипт:

« Культурология » Тема 5. Формы и институты культуры. Лекция-визуализация 3 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Сферы проявления культуры. 2. Формы культуры как формы ее предметного бытия. 3. Основополагающие институты культуры. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.

Сферы проявления культуры Принято подразделять культуру по ее носителю. И прежде всего, выделяют мировую и национальную культуру. Мировая культура это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие которой проявляется в духовной сфере: язык, литература, музыка, живопись, религия; в материальной сфере: особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства. В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры сообщественностей: классовая городская сельская профессиональная молодежная культура семьи культура отдельного человека

Структура культуры Материальная включает в себя объекты, созданные руками человека (их называют артефактами ): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Духовная: ее образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции. Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Таким образом, под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. Таким образом, под духовной культурой понимается деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.

Составляющие духовной культуры: 1) политическая культура; 2) правовая; 3) эстетическая; 4) этическая (нравственная); 5) религиозная. Субкультура (от лат. sub под) это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к культуре в целом или сознательной самоизоляцией. Характерные черты: «стиль», предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.). Задача стиля состоит в том, чтобы отделить субкультуру от остальных субкультур и культуры в целом; манеры поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.); жаргон.

Формы культуры как формы ее предметного бытия Культура производства Формами культуры как формы ее предметного бытия нахывают: предметы материальной и духовной деятельности человека; субъекты, творцы и носители культуры; институциональные связи и механизмы. Культура экономическая Культура организационная Культура правовая Культура нравственная Культура научная Культура религиозная Культура экологическая Культура педагогическая другие формы культуры Формы культуры

Основополагающие институты культуры Институты культуры Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой. В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами. мифология религияискусствонаука

Миф наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, т. е. от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического», что, скажем, недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. Мифология Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Религия

Высшая ценность для науки истина, в то время как высшая ценность для культуры человек. Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда, может с успехом «роботизировать» человека. Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Оно продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с мощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Искусство

Наука один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, т. е. наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. Наука

ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для ВУЗов. – М., Грушевицкая Т. Г.Э, Садохин А. П. КУльтурология: учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Кравченко. Культурология. Учебник для ВУЗов. – М., Культурология. Учебник для ВУЗов (под ред. Драча).-М., Шкабура Е.А. Учебно-методический комплекс для студентов. Культурология. ИУИ. М Дополнительная: 1. Бринтон К. Истоки западного образа мысли. – М.: Московская школа политических исследований, Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. – М.: НЛО, Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. – М.: НЛО, 2008.

Занятие закончено. Успехов в учёбе!