Основы православной культуры Культурологический курс для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Advertisements

О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Обращение Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об.
Комплексный учебный курс «Основы духовно- нравствственной культуры народов России» в общеобразовательной школе Родительское собрание 1.
Министерство образования и науки о комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепция и структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Нормативные правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в государственных общеобразовательных школах Российской.
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 Отчёт о проведении единой всекубанской предметной недели основ.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
. Введение курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ 16 пос. Красносельского.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»:
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. в.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики»
Транксрипт:

Основы православной культуры Культурологический курс для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий

Предмет «Основы православной культуры» призван «посеять семена добра в детской душе, приобщить её к нравственному опыту прежних поколений. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину.... нужно иметь твёрдые представления о добре и зле, грехе и добродетели». «Прививать детям стремление к добру и верности, милосердию и состраданию вместе с семьёй должна школа. Выступая за введение школьного предмета «Основы православной культуры», который является... культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Москва, Государственный Кремлёвский Дворец Рождественские чтения, 23 января 2005 года. Основы православной культуры

Последнее интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II "Вестям" в конце октября 2008 г. «…я считаю, что и в школах нужно ввести предмет "Основы православной культуры", потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что эти люди, которые живут здесь, в нашем обществе, и исповедуют другую религию, они должны знать, кроме основ своей культуры, и основы культуры той страны, в которой они живут». «…я считаю, что и в школах нужно ввести предмет "Основы православной культуры", потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что эти люди, которые живут здесь, в нашем обществе, и исповедуют другую религию, они должны знать, кроме основ своей культуры, и основы культуры той страны, в которой они живут». Вести. Ру 5 декабря 2008 г. Вести. Ру 5 декабря 2008 г. Вести

«Полагаю, что практика преподавания основ религи- озной культуры не должна быть разрушена. Раз вкусив доброго плода, человек уже не откажется от него так, школьники, изучающие осно- вы православной культуры, и их родители не согласятся с тем, чтобы их лишили такой возможности. Накопленный опыт преподавания основ православной культуры (а этот опыт обобщался Мини- стерством образования и на- уки, а также Общественной палатой), не может быть вы- брошен за борт». Из речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XVIIМеждународных Рождественских образовательных чтений 15 февраля 2009 г. Из речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений 15 февраля 2009 г.

Курс для светских общеобразовательных школ «Основы православной культуры» преподаётся в Москве и Московской области, в Тверской, Брянской области, на Камчатке, во Владивостоке и Приморском крае, в Рязани, в Барнаульской и в других областях Алтая, Калмыкии, Краснодарской, Калужской, Смоленской, Ставропольской, Саратовской, Калининградской, Курской, Белгородской, Орловской, Тульской областях, в Крыму, на Кавказе, других регионах России, а также за рубежом: в Беларуси, Литве, на Украине, в Сан- Франциско, Аргентине, Австралии и т. д.

Формы обучения: предмет в сетке часов (как предмет регионального или школьного компонента: обязательный для всего класса либо предмет по выбору для подгруппы ); факультативный курс; занятия в рамках дополнительного образования (кружок, клуб, мастерская и т. п.); Интегративная форма.

??? Какая форма наиболее эффективна? Какая форма наиболее эффективна? Какая форма наиболее удобна для преподавания? Какая форма наиболее удобна для преподавания?

Ответы профессионалов: На 1-й вопрос: На 1-й вопрос: ~ 99,9% отвечают: «Учебный предмет в сетке часов». ~ 99,9% отвечают: «Учебный предмет в сетке часов». На 2-й вопрос: На 2-й вопрос: ~ 80% отвечают: «Учебный предмет в сетке часов». ~ 80% отвечают: «Учебный предмет в сетке часов».

От чего же зависит выбор формы преподавания? Учителя (квалификация, опыт, взаимоотношения с родителями, руководством); Учителя (квалификация, опыт, взаимоотношения с родителями, руководством); Регионального руководства; Регионального руководства; Руководства школы; Руководства школы; Школы (направленность, отношение местного руководства, отношение членов педколлектива и т. д.); Школы (направленность, отношение местного руководства, отношение членов педколлектива и т. д.); Учащихся (уровень образования, дисциплина, количество уч-ся в классе, национально-конфессиональный состав и т. д.); Учащихся (уровень образования, дисциплина, количество уч-ся в классе, национально-конфессиональный состав и т. д.); От учебного плана. От учебного плана.

??? Что есть предмет «ОПК» Содержание Содержание Общепедагогический подход Общепедагогический подход Учебно-методическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение Методика преподавания Методика преподавания

Содержание Что именно изучаем? Что именно изучаем? Область (области) знаний; Область (области) знаний; Межпредметные связи. Межпредметные связи. Границы, рамки для использования материала. Границы, рамки для использования материала. Принцип отбора учебного материала. Принцип отбора учебного материала. Конкретный учебный материал. Конкретный учебный материал. Распределение по возрастам. Распределение по возрастам.

Мнения: Разработчиков Разработчиков Заказчика образования Заказчика образования Профессионалов в системе образования Профессионалов в системе образования Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Общественности (научная, писательская, молодёжная и др.) Общественности (научная, писательская, молодёжная и др.)

По содержанию, принципам отбора учебного материала По содержанию, принципам отбора учебного материала культурологический курс Ещё более точно: историко- культурологический курс, поскольку сами основы православной культуры содержатся в истории формирования православной культурной традиции.

Что изучаем Область знаний – религиозная культура Область знаний – религиозная культура Межпредметные связи: Межпредметные связи: история, художественная культура, словесность, философия, искусство, культурология, история Православной Церкви, теология, история христианства

Границы, рамки для использования материала Нормативно-правовые основания

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.; 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 г. (с послед. изменен. и дополнен.); 3. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 20 сентября 1997 г.; 125 ФЗ (с послед. изменен. и дополнен.); 4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; 5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; 6. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; 7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 г.; 8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.; 9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; 10. Протокол 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.); 11. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.); 12. Итоговый документ Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15 января 1989 г.); 13. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; 14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – М., 2001; 15. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. – М., Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. – М., 2008.

Основные концептуальные положения, касающиеся организационно-правовой и содержательно-методической сторон курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры» В перечисленных документах нас интересуют четыре основных темы (блока): четыре основных темы (блока): о правах личности; о правах личности; об обязанностях граждан России и мира; об обязанностях граждан России и мира; об ограничениях по вопросам свободы; об ограничениях по вопросам свободы; о принципах образования в России и характерных особенностях нового курса. о принципах образования в России и характерных особенностях нового курса. Эти содержательные блоки – руководство к созданию новых учебных курсов (ОПК и ИРК) >

По первой теме (о правах личности) Российское законодательство и международное право гарантируют каждому человеку: право на свободу мысли, совести и религии, на культуру, родной язык, доступ к культурным ценностям, образованию в области религии в соответствии с желаниями его родителей (или законных опекунов), причём руководящим принципом являются интересы ребёнка. Российское законодательство и международное право гарантируют каждому человеку: право на свободу мысли, совести и религии, на культуру, родной язык, доступ к культурным ценностям, образованию в области религии в соответствии с желаниями его родителей (или законных опекунов), причём руководящим принципом являются интересы ребёнка. Каждый имеет право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Каждый имеет право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Государство уважает право родителей обеспечивать детям образование и обучение в соответствии с их религиозными и философскими убеждениями. Государство уважает право родителей обеспечивать детям образование и обучение в соответствии с их религиозными и философскими убеждениями. Дети имеют право разговаривать на своём языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой. Дети имеют право разговаривать на своём языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой.

По второй теме (об обязанностях граждан России и мира) Каждый гражданин России обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Каждый гражданин России обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Народы и государства должны стремиться к созданию такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды; каждый человек и каждый орган общества должны стремиться путём просвещения и образования содействовать уважению прав человека на свободу мысли, совести, религии. Народы и государства должны стремиться к созданию такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды; каждый человек и каждый орган общества должны стремиться путём просвещения и образования содействовать уважению прав человека на свободу мысли, совести, религии. Российская Федерация является светским государством, образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер. Российская Федерация является светским государством, образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер.

По третьей теме (об ограничениях по вопросам свободы) Никакая идеология и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Никакая идеология и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии, не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от него. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии, не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от него. Угрозами национальной безопасности России, конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности признаются: Угрозами национальной безопасности России, конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности признаются: - девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; - снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России.

По четвёртой теме (о принципах образования в России и характерных особенностях нового курса) Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; воспитание здорового образа жизни; воспитание здорового образа жизни; противодействие негативным социальным процессам. противодействие негативным социальным процессам.

Основные задачи государства в сфере образования: сохранение и развитие единого образовательного и культурного пространства России; сохранение и развитие единого образовательного и культурного пространства России; светский характер образования; условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей; светский характер образования; условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей; ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодёжи; ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодёжи; воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства. сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства. Российское законодательство признаёт особую роль православия в истории России.

Границы, рамки для использования материала Возможные ограничения: Возможные ограничения: 1. Принцип светскости образования 2. Принцип научности 3. Принцип открытости и доступности (материала, его усвоения, возможности проверки содержания)

Светскость образования Понятие светскости имеет различные трактовки в истории России и в толковых словарях, созданных в разные периоды и используемых гражданами России в настоящее время. Понятие светскости имеет различные трактовки в истории России и в толковых словарях, созданных в разные периоды и используемых гражданами России в настоящее время. Вопрос о светскости образования и государства стал предметом специального изучения в различных аспектах (конституционно-правовой, административно-правовой, исторический, философский, культурологический). Есть точка зрения, что светскость государства и образования носят дискриминационный по отношению к верующим характер. Но есть и другие мнения, например, что светскость является наиболее надёжной цивилизованной защитой от религиозной эксплуатации и таких негативных явлений, как ханжество, фарисейство, осквернение святынь, насилие над личностью и т. д. Вопрос о светскости образования и государства стал предметом специального изучения в различных аспектах (конституционно-правовой, административно-правовой, исторический, философский, культурологический). Есть точка зрения, что светскость государства и образования носят дискриминационный по отношению к верующим характер. Но есть и другие мнения, например, что светскость является наиболее надёжной цивилизованной защитой от религиозной эксплуатации и таких негативных явлений, как ханжество, фарисейство, осквернение святынь, насилие над личностью и т. д. Приведём высказывание современного учёного, д. ю. н., зав. кафедрой государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ Г. В. Мальцева: «Сегодня, когда Россия понемногу начинает выходить из кризиса и постепенно становиться действительно демократическим правовым государством, очень важно не допустить как религиозной, так и секулярной квазирелигиозной клерикализации государства. И именно светскость Российского государства является основной преградой навязыванию секулярных квазирелигий». В качестве примера секулярного квазирелигиозного государства обычно приводится СССР, когда коммунистическая атеистическая идеология принималась единственной государственной идеологией, требовала веры в её абсолютную истинность и не допускала иных мировоззренческих, ценностных и деятельностных установок. Таким образом, светскость образования запрещает навязывание атеизма, равно как и других идеологий и верований. Атеизм как обязательная вера в то, что Бога нет, прекратил своё тоталитарное влияние в России.

Исходя из существующего законодательства и опираясь на современные научные исследования и трактовки конституционного, международного и гражданского права по вопросам свобод, культуры и образования, учебный курс не должен нарушать светскости образования. Это соблюдается благодаря культурологической концепции курса, когда религиозное содержание становится доступным в его познавательной форме, но не культово-обрядовой и даже не вероучительной.

В настоящее время, говоря об образовании в области религии, принято различать: религиозно-познавательное (культурологическое) образование религиозно-познавательное (культурологическое) образование собственно религиозное образование собственно религиозное образование

Религиозное образование Имело место в условиях православного Российского государства в дореволюционной педагогической практике в форме учебного предмета специального духовного содержания – традиционного Закона Божиего. Он существенно отличается от культурологического курса «Основы православной культуры» по организации, отбору, систематизации и подаче учебного материала, методике, но главное – по целям и задачам. Подтверждением этого является то, что воскресные школы и православные гимназии, имеющие в своём учебном плане Закон Божий, вводят курс «Основы православной культуры» не вместо Закона Божиего, а параллельно или независимо от него. Имело место в условиях православного Российского государства в дореволюционной педагогической практике в форме учебного предмета специального духовного содержания – традиционного Закона Божиего. Он существенно отличается от культурологического курса «Основы православной культуры» по организации, отбору, систематизации и подаче учебного материала, методике, но главное – по целям и задачам. Подтверждением этого является то, что воскресные школы и православные гимназии, имеющие в своём учебном плане Закон Божий, вводят курс «Основы православной культуры» не вместо Закона Божиего, а параллельно или независимо от него. Религиозное образование, то есть обучение собственно религии (включая духовно-религиозную практику: обряд, религиозное наставничество, подготовку священнослужителей), в Российской Федерации также предусмотрено, но за рамками образовательной программы государственной или муниципальной школы (по договору между администрацией школы и религиозной организацией), а также в воскресных школах и семинариях. Религиозное образование, то есть обучение собственно религии (включая духовно-религиозную практику: обряд, религиозное наставничество, подготовку священнослужителей), в Российской Федерации также предусмотрено, но за рамками образовательной программы государственной или муниципальной школы (по договору между администрацией школы и религиозной организацией), а также в воскресных школах и семинариях.

Религиозно-познавательное образование Государственное и муниципальное образование («отделённое» от Церкви), не ставит своей целью подготовку священнослужителей, не финансируется Церковью, не утверждает образовательные программы, учебные планы и кадры в Русской Православной Церкви, то есть организуется совершенно самостоятельно, независимо от Церкви. Вместе с тем, клир Русской Православной Церкви сегодня составляет большое число специалистов: учёных, педагогов, писателей, поэтов. Они – тоже граждане России, и никаких законов, запрещающих пользоваться консультативной и даже преподавательской помощью со стороны служителей Церкви, в российском законодательстве или в международных документах, нет. Значит, участие названных специалистов возможно на общих основаниях, например, педагог и в священническом сане может быть учителем, если располагает возможностью выполнять всё то, что входит в обязанности учителя, включая соблюдение дисциплины труда, методическую подготовку, оформление документации, участие в педагогических совещаниях, работе методических объединений и т. д. Государственное и муниципальное образование («отделённое» от Церкви), не ставит своей целью подготовку священнослужителей, не финансируется Церковью, не утверждает образовательные программы, учебные планы и кадры в Русской Православной Церкви, то есть организуется совершенно самостоятельно, независимо от Церкви. Вместе с тем, клир Русской Православной Церкви сегодня составляет большое число специалистов: учёных, педагогов, писателей, поэтов. Они – тоже граждане России, и никаких законов, запрещающих пользоваться консультативной и даже преподавательской помощью со стороны служителей Церкви, в российском законодательстве или в международных документах, нет. Значит, участие названных специалистов возможно на общих основаниях, например, педагог и в священническом сане может быть учителем, если располагает возможностью выполнять всё то, что входит в обязанности учителя, включая соблюдение дисциплины труда, методическую подготовку, оформление документации, участие в педагогических совещаниях, работе методических объединений и т. д. Религиозно-познавательный курс позволяет учителям, уважая право каждого человека на убеждения и свободу выбора вероисповедания, формировать в условиях светского образования осознанное отношение к вопросам веры, нравственности, духовности, воспитывать личную ответственность за окружающий мир, культуру, язык, государство. Религиозно-познавательный курс позволяет учителям, уважая право каждого человека на убеждения и свободу выбора вероисповедания, формировать в условиях светского образования осознанное отношение к вопросам веры, нравственности, духовности, воспитывать личную ответственность за окружающий мир, культуру, язык, государство. Ценность религиозно-познавательного курса «Основы православной культуры» признаётся сегодня учёными, руководителями образования, родительской и писательской общественностью, Русской Православной Церковью. Этот курс оказывается в центре внимания практически всех крупных образовательных мероприятий, как региональных, так и общероссийских и международных. Ценность религиозно-познавательного курса «Основы православной культуры» признаётся сегодня учёными, руководителями образования, родительской и писательской общественностью, Русской Православной Церковью. Этот курс оказывается в центре внимания практически всех крупных образовательных мероприятий, как региональных, так и общероссийских и международных.

Принцип отбора учебного материала - историко- культурологический Всё о религиозной культуре, что: 1. зафиксировано, отражено в культуре, что получило наглядно-образную, словесно-письменную форму; 2. что подлежит логическому анализу; 2. что подлежит логическому анализу; 3. не требует собственно религиозной практики

Учебный материал 1. Исторические факты формирования православной культуры 2. Формы проявления православной культуры (церковная культура, документы, произведения о церковной практике, художественная культура, отразившая православное мировоззрение, культуру мысли и чувств, духовную практику)

Общепедагогический подход Ценностно-знаниевый Основа: 1. Нормативно-правовое 2. Задачи образования (воспитание, обучение), функция школы 3. Позиция Церкви

Распределение по возрастам Систематическое обучение в соответствии с педагогическими отечественными традициями, с учётом ведущего вида деятельности, с опорой на зону ближайшего развития ребёнка.

Анализ современных условий распространения ОПК: Возможные причины неудач: Возможные причины неудач: 1. Бессистемность, обусловленная: 1. Бессистемность, обусловленная: - работой без программы; - недостатками программы (бессистемность или недостаточная проработка программы, недостаточная апробация в условиях использования, методическая неразработанность с учётом возрастных особенностей и базовых программ и т. п.); - работа по разным программам; - необеспеченность программы основными пособиями; 2. Необеспеченность учащихся учебными пособиями; 2. Необеспеченность учащихся учебными пособиями; 3. Несоблюдение культурологической концепции курса (нарушение принципа светскости образования, подмена культурологической концепции вероучительными проповедями, недостаточная связь с культурой, историей и т. п.; 3. Несоблюдение культурологической концепции курса (нарушение принципа светскости образования, подмена культурологической концепции вероучительными проповедями, недостаточная связь с культурой, историей и т. п.; 3. Нет профессионального педагогического образования у преподавателя курса; 3. Нет профессионального педагогического образования у преподавателя курса; 4. Нет (недостаточность) подготовки учителя по ОПК; 4. Нет (недостаточность) подготовки учителя по ОПК; 5. Нет опыта работы преподавателя ОПК в школе вообще и по ОПК; 5. Нет опыта работы преподавателя ОПК в школе вообще и по ОПК; 6. Личностные качества учителя (конфликтность с родителями, нет контакта с детьми), недостаточная эрудиция и т. д.); 6. Личностные качества учителя (конфликтность с родителями, нет контакта с детьми), недостаточная эрудиция и т. д.); 7. Нет поддержки от администрации; 7. Нет поддержки от администрации; 8. Искусственные причины (провокации). 8. Искусственные причины (провокации). Условия успешного преподавания 1. Система: 1. Система: 1.1. Наличие программы на 11 лет обучения; 1.2. Обеспечение учебно-методическими пособиями по конкретной программе; 1.3. Соблюдение концепции культурологического курса. 2. Кадровая подготовка: 2. Кадровая подготовка: 2.1. Профессиональное педагогическое образование; 2.2. Курсы повышения квалификации по теме «ОПК»; 2.3. Учебная нагрузка учителя не только по ОПК, но и по какому-либо другому предмету, желательно базовому: Оптимальные варианты: а) учитель нач. классов + ОПК; б) учитель искусства или МХК или региональное краеведение + ОПК; в) русский язык и литература + ОПК; г) история или обществоведение или граждановедение + ОПК. 3. Методическая помощь; 3. Методическая помощь; 4. Личностные качества учителя; 4. Личностные качества учителя; 5. Опыт учителя. 5. Опыт учителя.

ПРИМЕНЕНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» по программе и учебно-методическому комплекту А. В. Бородиной Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения: Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения: а) обычного типа; б) повышенного уровня образования (лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением гуманитарных предметов). Частные и общественные общеобразовательные учреждения: Частные и общественные общеобразовательные учреждения: а) православно ориентированные школы, гимназии; б) светские школы, гимназии, лицеи. Воскресные школы. Воскресные школы. семейное (домашнее) образование. семейное (домашнее) образование.

Учебно-методическое обеспечение курса ОПК По программе А. В. Бородиной Разрабатывается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

О С Н О В Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А По разделам программы: 1 раздел программы: 1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. – Изд-е. 1-е, 2-е, 3-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. – Изд-е. 1-е, 2-е, 3-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд-е. 1, 2-е испр. – М.: ОПК, 2005, Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд-е. 1, 2-е испр. – М.: ОПК, 2005, 2007.

2 раздел программы: 3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 2-е, 3-е, испр., – М.: ОПК, Рекомендовано Министерством образования и науки России. 3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 2-е, 3-е, испр., – М.: ОПК, Рекомендовано Министерством образования и науки России. 4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся. – Изд. 1-е. – М., 2004; 2-е, 3-е. – М., 2006, Рекомендовано Министерством образования и науки России. 4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся. – Изд. 1-е. – М., 2004; 2-е, 3-е. – М., 2006, Рекомендовано Министерством образования и науки России. 5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. – М.: ОПК, 2006, Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

3 раздел программы: 6. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Пособие для учителей. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Пособие для учителей. – М.: ОПК, 2007.

4 раздел программы: 10. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. 4 класс. Учебное пособие для учащихся. – Изд-е 3-е. – М.: ОПК, Допущено Министерством образования и науки России. 10. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. 4 класс. Учебное пособие для учащихся. – Изд-е 3-е. – М.: ОПК, Допущено Министерством образования и науки России. 11. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся. – М.: ОПК, 2008.

5 раздел программы: 12. Архипова И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Учебное пособие для учащихся. – Изд-е 2-е, испр. – М., Архипова И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Учебное пособие для учащихся. – Изд-е 2-е, испр. – М., Архипова И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся. – М., Архипова И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся. – М., Архипова И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Пособие для учителей. – М., Архипова И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Пособие для учителей. – М., 2007.

6 раздел программы: 15. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Учебное пособие для учащихся – Изд-е 5-е. – М.: ОПК, Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ. 15. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Учебное пособие для учащихся – Изд-е 5-е. – М.: ОПК, Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ. 16. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд-е. 3-е. испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд-е. 3-е. испр. – М.: ОПК, 2007.

7 раздел программы: 17. Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Раздел 7. Учебное пособие для учащихся – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Раздел 7. Учебное пособие для учащихся – М.: ОПК, 2009.

Демонстрационные материалы: 18. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1-4 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1-4 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

Справочная литература (для учащихся и учителей): 21. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

По отдельным темам русской культуры и литературы (для учащихся и учителей): 22. Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – Изд. 2-е. – М.: ОПК, Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – Изд. 2-е. – М.: ОПК, Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 2-е. – М.: ОПК, Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 2-е. – М.: ОПК, Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа Преступление и наказание как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа Преступление и наказание как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. – Изд. 2-е. – М., Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. – Изд. 2-е. – М., 2006.

Программно-концептуальные и организационно- методические пособия (для учителей): 28. Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд-е. 6-е, испр. и доп. – М., Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд-е. 6-е, испр. и доп. – М., Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно- познавательного историко- культурологического курса. – Изд. 2-е, перераб. – М., Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно- познавательного историко- культурологического курса. – Изд. 2-е, перераб. – М., Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции.– Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции.– Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА для дошкольной ступени: 31. Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд-е 2-е, испр. и доп. – М.: ОПК, Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд-е 2-е, испр. и доп. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Пресвятой Богородицы. Для дошкольников. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Пресвятой Богородицы. Для дошкольников. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Христово. Для дошкольников. – Изд-е 2-е. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Рождество Христово. Для дошкольников. – Изд-е 2-е. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Крещение Господне. Для дошкольников. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Крещение Господне. Для дошкольников. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Наш дом. Для дошкольников. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры: Наш дом. Для дошкольников. – М.: ОПК, 2009.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ 36. Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для дошкольников: в 2-х ч. Часть 1. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для дошкольников: в 2-х ч. Часть 1. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для дошкольников: в 2-х ч. Часть 2. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, Бородина А. В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для дошкольников: в 2-х ч. Часть 2. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2008.

Всё об ОПК: Издательство «ОПК» тел. Отдела реализации (495) Евгения Демидова (495) (495) Издательство «Экзамен» «Спектр» (Демонстрационные материалы» тел. Отдела реализации: (495) ,

Бородина А. В. История религиозной культуры. ПРОГРАММА учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культур: 1 класс. Пособие для учителей 1-й класс

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса в 2-х книгах Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса 2-й класс

Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библии. Учебное пособие для 3 класса. в 2-х книгах 3-й класс 4-й класс

Бородина А. В. История религиозной культуры. Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие к книге для основной и старшей ступеней Архипова И. Г. Церковнославянский язык. Учебное пособие для 5-го класса 5-й класс 6-й класс

Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. В помощь ученику и учителю Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. Лекции по курсам: Основы православной культуры, История религиозной культуры, Мировая художественная культура, Искусство Бородина А. В. Основы православной культуры. Организация курса. Лекции по курсу Основы православной культуры. Дополнительная литература Лекции для учителей

Афанасьева А. А. Учебное пособие для учащихся "История философской мысли: 11 кл." Афанасьева А. А. Рабочая тетрадь к "История философской мысли: 11 кл." Афанасьева А. А. Рабочая тетрадь к "История философской мысли: 10 кл." Афанасьева А. А. Учебное пособие для учащихся "История философской мысли: 10 кл." История философской мысли Афанасьева А. А. Пособие для учителей "История философской мысли : кл. "