уникальное географическое положение полиэтничность влияние исторических традиций патриархальной общины на образ жизни россиян, ориентацию в моральных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
Advertisements

декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
Русская философия 1.Специфика русской философии 2.Основные проблемы и направления русской философии.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
История русской философской мысли. Русская философия в XI-XVIII вв. 1) XI век – митрополит Иларион В основе его философии – религия Главный труд – «Слово.
Русская философская мысль VII-VIII века.. Ф. Прокопович ( ) Представитель «ученой дружины» Петра I, теоретически обосновывал реформы государства.
Иванов А.Н., учитель истории и обществознания МОУ «Межборская СОШ» Притобольного района Основные идеи русских религиозных философов.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Развитие экономической науки (1860-е – 1910-е годы) 12 сентября 2012.
1. Особенности развития политической мысли; 2. Основные направления развития российской политической мысли.
Основной вопрос о самобытности российской цивилизации.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
«Философия…есть вещь весьма почитаемая и поистине божественная…» Максим Грек.
Рождение современных идеологий Урок истории в 10 классе. Преподаватель : Каплевская С.В.
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЭТИКА РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Гуманизм Определение Возникновение Объект Предмет Задачи Цели.
Тема: §13. Особенности общественного движения движения 30–50-х гг. развивалось в условиях ужесточения политического режима;развивалось в условиях ужесточения.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Общественное движение в годы правления Николая I Выполнил: Евграфов Роман Ученик 8 А класса МБОУ «СОШ 39»
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Транксрипт:

уникальное географическое положение полиэтничность влияние исторических традиций патриархальной общины на образ жизни россиян, ориентацию в моральных установках на авторитет личности, длительное существование тоталитарных режимов ( самодержавие + советская власть ). Этнокультурные особенности России, которые необходимо учитывать при анализе русской философии

особую роль духовности в жизни общества и, прежде всего, роль нравственных идеалов и принципов ; примат межличностных отношений над правовыми ; « теургическое беспокойство », присущее русской интеллигенции вообще, а врачам в большей степени ; превалирование православных моральных ценностей в массовом сознании ; русский язык Особенности российского менталитета, существенные для развития национальной ФИЛОСОФИИ

Английский Русский Коммуникативно- эмоциональный контент I love you Я люблю тебя Констатация факта Я тебя люблю Персонификация утверждения Люблю тебя я Подчеркивание роли субъекта Люблю я тебя Подчеркивание характера отношения Тебя я люблю Подчеркивание роли объекта Тебя люблю я Подчеркивание связи субъекта и объекта Пример интерпретационных вариантов перевода в аналитическом и синтетическом языках

I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в. в.) II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIX в. в.) III период – Русская философия XIX – начало XX в. IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991 г. г.). Периодизация русской философии

Русь восприняла две византийские философские традиции. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально - назидательных кодексах ; Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью Представители : Киевский митрополит Илларион ( Х 1 в.) Владимир Мономах ( ) – великий князь, политик, мыслитель. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) Философские идеи Киевской Руси

Исторические условия : После монголо - татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно - политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в. в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство. Окончательно оформляется крепостное право. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература. Философия Московского государства ( Х V – Х VII вв.)

В рамках первого периода русской философии сформировались три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный. Через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства. Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии. ВЫВОДЫ :

Исторические условия сближение с Европой. - экономические реформы - развитие производства, ремесел и науки - политические новации, соседствовали с постоянными заговорами - разнообразное художественное творчество - использование жестокости и насилия при проведении реформ постоянные крестьянские выступления ( две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева ) постоянные войны. Наиболее крупные : - северная война семилетняя война , - с Турцией и В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики, укрепляется свободомыслие. Герцен А. И. « Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения ». Русская Ренессанская философия (18 – начало 19 в.)

Ученая дружина Петра I: Василий Никитич Татищев ( ), Феофан Прокопович ( ), Антиох Дмитриевич Кантемир ( ), Иван Тихонович Посошков ( ) Идеи : Отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Разработана первая в России классификация наук. Отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной. Бог - совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления. В теории познания : критерии истины - это разум, физические и математические доводы, а сама истина - это согласие суждения с предметом. Разработали философскую терминологию на русском языке. Основные этапы развития философии в этот период

« Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части ». Придерживался идеи и принципов атомизма. В теории познания пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом, понимая что и то и другое - это односторонние крайности процесса познания. Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира. М. И. Ломоносов ( ) - крупнейший представитель механического материализма

В. В. Зеньковский называл его « первым философом на Руси в точном смысле слова » Основная тема : - познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков. - соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей. Г. С. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской философии - путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно - европейской рассудочностью и восточно - христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души Григорий Саввич Сковорода ( )

Отечественная философия эпохи Екатерины II разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как « совершенствование общества » и « разумное устроение » государства. А. Н. Радищев ( ) В своем трактате « о человеке, его смертности и бессмертия » он разрабатывает учение о бытии, человека и его душе : - главное в его мировоззренческой позиции - это признание реальности материи и ее независимости от познающего субъекта - весь живой и неживой мир состоит из единого вещества, важнейшее свойство материи - движение. - стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души - в отношении человека он отстаивает « естественное право » т. е. экономическое и правовое уравнивание людей - исторический процесс представлял как последовательную смену циклов через борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с « шествием человеческого разума ». Русские просветители 2 ой половины 18 века

Исторические условия : Феодальные отношения оставались весьма прочными и укоренены в жизни страны. Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм. Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия : война Крымская, русско - афганский конфликт, русско - иранская, три русско - турецкие, русско - японская войны, первая мировая война. Постоянные восстания и народные выступления, целая серия революций. « По какому пути развития идти России ?» Русская философия 19 - начала 20 века

сфера познания (« вера » - « знание ») сфера действия (« аполитизм » - « революционаризм ») сфера нравственности (« альтруизм » - « эгоизм ») В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал : в сфере познания - это идеал рациональности или духовности ( задаваемые наукой или религией ) в сфере действия ( социальной ) - идеал социальности : монархия или демократия ( либерализм, социализм, анархия ) в сфере нравственности - идеал человека Проблемное поле русской философии 19 века

считал, что истинный прогресс зиждется на истинном христианстве, которым является только католицизм. позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчёту. Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Пётр Яковлевич Чаадаев ( г. г.)

Славянофилы : Иван Васильевич Киреевский ( ), Алексей Степанович Хомяков ( ), Константин Сергеевич Аксаков ( ) Основные идеи Критика западной цивилизации как якобы « безбожной », низменной, бездушной. Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса ; Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа ; Крестьянская община, патриархальная семья - социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек ; Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного (« хорового ») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. Русский народ - это особый народ ( народ - богоносец ), призванный к высокой роли в мире. Славянофильство - идея « несхожести » России и Запада, самобытности русского духовно - исторического процесса

Западники : Александр Иванович Герцен ( ), Виссарион Григорьевич Белинский ( ), Тимофей Николаевич Грановский ( ), Николай Гаврилович Чернышевский ( ) Основные идеи активно выступали за европеизацию страны, т. е. ликвидацию феодально - крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути ; считали религию и церковь тормозом общественного прогресса. высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества ; основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы ; в социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления. Западничество - русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества

Традиции славянофилов продолжили почвенники - философское направление, для которого главной была идея о « национальной почве » как основе социального и духовного развития России. Почвенники : Аполлон Александрович Григорьев ( ), Федор Михайлович Достоевский ( ), Николай Яковлевич Данилевский ( ), Константин Николаевич Леонтьев ( ) Основные идеи : превосходстве искусства над наукой ; религиозная ориентированность философии ; отвержение капитализма и социализма как пути развития России. В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии :

Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского « Россия и Европа », в которой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна стать первой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности ( религию. науку, политику, экономику ). Ф. М. Достоевский : « Философия есть тоже поэзия, только высший градус её ». Федор Михайлович Достоевский

Традиции западников продолжили народники. - Петр Лаврович Лавров ( ) - Петр Никитич Ткачев ( ) - Михаил Александрович Бакунин ( ) Основные идеи сохранили веру в науку ; считали, что царство « нравственности, справедливости » может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение. В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии

Представители : Владимир Сергеевич Соловьев ( ), Николай Александрович Бердяев ( ), Сергей Николаевич Булгаков ( ), Николай Онуфриевич Лосский ( ), Павел Александрович Флоренский ( ), Лев Исаакович Шестов ( Шварцман ) ( ) Основные идеи : Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как : природа человека, его свобода, смерть и бессмертие ; гуманизм и его кризис ; смысл человеческой истории ; ряд важных социальных вопросов. Русский « религиозный Ренессанс » ( русское богоискательство )

Во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство Критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога - познание через веру Последовательно опровергает тезис о непротивлении силой и показывает необходимость войны в обреченном на совершенство мире. И только по мере совершенствования мира война исчезнет из мира людей. В. С. Соловьев

1. Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. 2. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека : в качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу. всё зло в мире истекает из этой свободы ( Зло - это испытание, посланное людям благим Богом ). в итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром. человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение. богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд. в результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. 3. Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы. 4. Истинная свобода личности заключается в « соборности », концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т. е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным Н. А. Бердяев

С. Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения ( в 1918 году он принял сан священника ). Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах. Н. О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира - личность. П. А. Флоренский также разрабатывал религиозно - философскую проблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности.

Ортодоксальный марксизм. Возникновение марксизма в России связывают с творчеством Георгия Валентиновича Плеханова ( ): разработал историко - философское, гносеологическое и социологическое объяснение материалистического понимания истории, предпринял первые попытки научного социального предвидения ; определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей ; предложил диалектико - материалистическую модель революционных процессов в социальной сфере ; разработал учение о роли народных масс и личности в истории Русский марксизм

Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк На начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 900- х г. г. разошлись с ними по вопросам : неприятия насильственных средств борьбы ; неприятия подавления личности обществом несогласия с идеями « воинствующего » материализма и атеизма. « Легальные марксисты »

а ) В социальной философии : Опираясь на открытие русскими народниками закона неравномерного развития капитализма, Ленин провозгласил « непреложный вывод » о победе социализма « первоначально в одной или нескольких странах ». Разработано учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней и его авангарде - коммунистической партии. Разработано учение о примате политики над экономикой ( особенно в переходные периоды ) Разработано учение « О защите социалистического отечества », об « Армии нового типа ». б ) В диалектическом материализме : В соответствии с естественно - научными открытиями того времени по - новому сформулировал определение материи ( в отличие от механистической трактовки её Ф. Энгельсом ). в ) В диалектике : - Ленин видел в ней прежде всего « закон познания ( и закон объективного мира )». « Диалектика и есть теория познания ( Гегеля и марксизма )», а стало быть, философского материализма. - Введен принцип примата практики над теорией. Философия большевизма. В. И. Ленин ( ).

Философия права ( Б. Н. Чечерин ). Развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека Естественно - научный материализм ( Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов ) - был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М. В. Ломоносова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. Русская космическая философия ( К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский ). Универсализм русской философии проявился в наличии других течений :

Новое прочтение К. Маркса (- соотношение идей раннего и позднего Маркса, - анализ внутренней логики и диалектики « Капитала ») М. М. Розенталь, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания. ( Ильенков, Байтищев, Библер ) Формирование отечественной методологии науки. ( Штофф, Швырев, Мамчур, Степин. Ракитов ). Под видом критики происходит, знакомство с западной философией. ( Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.) Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. ( П. В. Копнин, В. А. Лекторский, В. С. Швырев ) Обсуждение проблемы сознания. ( Э. В. Ильенков, Д. И. Дубровский, Библер, Мамардашвили ). Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей ( М. С. Каган ), выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем « деятельность - культура - человек » ( А. П. Огурцов, Б. А. Воронович, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. Е. Давидович, В. М. Межуев, Л. Н. Коган, А. С. Злобин ) Темы, связанные со спецификой философского знания. ( Т. И. Ойзерман, П. В. Алексеев ). Осмысление социальной жизни.. ( В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, Ю. К. Плетников ). Главные темы работы советских философов