«Актуальные вопросы управления воспитательным процессом в образовательном учреждении. Обеспечение работы учреждения в условиях мультикультурной и многонациональной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Идентификация принадлежности подростков к молодежным субкультурам экстремистской направленности Машарова Виктория Алексеевна, ст.преподаватель кафедры.
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Корнеенко Людмила Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 390.
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
«Портрет» выпускника школы с точки зрения государства.
Иванова Елена Васильевна, зав. кафедрой управления образованием, Заслуженный учитель РФ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
«Создание системы работы по профилактики ксенофобии и экстремизма в образовательной организации» Т.В. Иволгина заведующий межкафедральной учебной лаборатории.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Грошева Ирина Александровна Тюмень, 2013.
Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Профориентация в русле ФГОС нового поколения. Качурина Елена Юрьевна, педагог-психолог ГОУ СОШ 328.
Транксрипт:

«Актуальные вопросы управления воспитательным процессом в образовательном учреждении. Обеспечение работы учреждения в условиях мультикультурной и многонациональной среды» Грошева Ирина Александровна Тюмень, 2013

«Мультикультурализм» означает утверждение и признание культурного многообразия национальных (этнических) групп; реализацию социально- политических прав представителей этих групп на сохранение их культуры, языка, традиций в условиях мультикультурного сообщества. 2

Мультикультурализм в образовании предполагает построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. 2

Мультикультурное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных этносов и предусматривает: – адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; – взаимодействие между людьми с разными традициями; – ориентацию на диалог культур; – отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. 2

Целью поликультурного образования в школе как прогнозируемого результата реализации его задач и содержания становится воспитание толерантной личности школьника, способного к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества, обладающего гуманистическим мировоззрением, умением жить в мире и согласии с носителями различных культур. 2

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования: изучение многонационального культурного наследия народов России и зарубежных стран; овладение школьниками знаниями о культурном многообразии мира; формирование представлений о культурных различиях как источнике общественного прогресса и самосовершенствования; воспитание уважительного отношения к разным национально-культурным традициям, имеющим гуманистическую направленность; развитие умений и навыков межкультурного, межнационального взаимодействия. 2

Квалифицированный педагог в условиях мультикультурного образовательного пространства должен быть информирован по следующим вопросам: 1. Культура и плюрализм: существо культуры; разнообразие и особенное различных культур; соотношение культур; динамика культуры (культурные перемены, схождения культур). 2. Коммуникация и культурные барьеры: теория коммуникации, культура и разнообразие форм восприятия; основной язык и невербальная коммуникация; языки и разнообразие способов мышления, связанных с культурой. 2

3. Культура и полиэтничность: особенности поликультурного образовательного пространства; культурно-демографические характеристики конкретного полиэтнического пространства. 4. Психосоциальная идентификация и межкультурные связи: культурные различия и становление психосоциальной идентификации: снятие различий (ассимиляция), закрепление различий (сегрегация); этноцентризм, расизм, дискриминация; стереотипы; взаимопонимание культур, бюрократия и положение меньшинств, социополитические аспекты. 2

«Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены» (С. Лец). 2

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 г. 413 предложил Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; 2

владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; 2

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. 2

Категории толерантности: социальное сплочение (Платон), равноценное существование (Аристотель), социальное значение, социальные отношения, социальная ситуация (философы Средневековья), суеверия, предрассудки, фанатизм, квинтэссенция идеи, право высказывать собственное мнение (Вольтер), принципы, направленность, терпимость относительно всех мнений, мудрость любого строя мысли (О.Конт), самобытность, собственная сущность, сущность других людей, самопознание, осознание равноценности всех (Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин), добро, терпеливость и терпимость, страдательная сторона, душевное качество, великодушие, духовное мужество, невозмутимость, субъективные оттенки толкования (В.Соловьев). 2

В первобытном обществе многообразие человеческих индивидуальностей, не учитывалось, поскольку человек был неразрывно связан с коллективом и формировался лишь с точки зрения его общественных функций – трудовых, семейных, культовых. 3

В Древнем Китае воспитание гуманности, человеколюбия рассматривается как важнейшая задача образования, а средством регулирования отношений между людьми выступают этикет и традиции, в которых выражается уважительное отношение к окружающим. В новое время (XVII - начало XX в.) идея толерантности в образовании рассматривается через призму идеалов свободы, самоценности человека во всем многообразии его индивидуальных проявлений. 4

Принцип культуросообразности образования был сформулирован немецким педагогом А. Дистервегом (1790–1866). Построение системы образования каждой страны с учетом особенностей данной страны: ее культуры, языка, религии, традиций, менталитета населения и пр. В России XIX в. аспект культуросообразности воплотился в идее народности образования, сформулированной и обоснованной К. Д. Ушинским ( ). 5

В конце XIX - начале ХХ в. в России широкое распространение получили педагогические концепции, в которых ведущая роль принадлежала идеям учета активности ребенка в образовательном процессе, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В образовательной практике идея толерантности реализовывалась по следующим направлениям: создание воскресных школ, библиотек и читален для взрослых трудящихся; создание и развитие сети земских школ для детей крестьян; развитие женского образования; утверждение гуманной практики отношений педагогов и учащихся. П. Ф. Каптерев – школьное самоуправление. 6

В советский период развития отечественного образования и педагогической мысли ( гг.) идея толерантности разрабатывалась в контексте проблемы отношений человека и общества. Проблема наиболее полного раскрытия человеческого потенциала при максимальном учете общественных интересов стала в этот период одной из ведущих. Говоря о воспитательных средствах, А. С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в коллективе, подчеркивал значение самоуправления воспитанников как условия воспитания. 7

Для современного образования характерны следующие тенденции: 1. Демократизация образования. 2. Пересмотр целей образования. 3. Пересмотр содержания образования. 4. Изменение форм образования. 5. Интеграция образования. 6. Дифференциация образования. 7. Интенсивная разработка концепций толерантного воспитания, поликультурного образования, проблем межнационального общения, веротерпимости. 8

Идея толерантности в том или ином виде присутствует во всех мировых религиях. В буддизме человек предстает органичной частью гармонически организованной вселенной. Поэтому в основе понимания воспитания и обучения лежит принцип гармонизации отношений человека с окружающим миром, с другими людьми на основе ненасильственного взаимодействия. 9

Христианская религия призывает больше внимания уделять самосовершенствованию, нежели «принудительному» исправлению недостатков других людей. В иудаизме и исламе исходным является положение о том, что все люди созданы по образу и подобию Бога, а, следовательно, равны перед ним, несмотря на все свои различия; кроме того, высоко ценится такая добродетель, как терпение. 10

Существует 12 сфер (видов) толерантности. Политическая толерантность Межнациональная толерантность Расовая толерантность Религиозная толерантность Гендерная толерантность Возрастная толерантность Физиологическая толерантность Образовательная толерантность Географическая толерантность Межклассовая толерантность Сексуально–ориентационная толерантность Маргинальная толерантность 11

В педагогической теории и практике выделяют три группы представлений о толерантности Традиционная парадигма – приоритет общества. Гуманистическая парадигма – самореализация личности. Гуманитарная парадигма – признание следующих фактов: целостного характера педагогических процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейного, кризисного характера саморазвития; необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном развитии человека. 12

В зависимости от той парадигмы, которая положена в основу педагогической деятельности, выделяются три возможных понимания толерантности. 1. Толерантность как конвенция (примирение). 2. Толерантность как компромисс (взаимная уступка). 3. Толерантность как консенсус (согласие). 13

Четыре возможные модели толерантности (В.А. Лекторский) 1. Первая модель толерантности «толерантность как безразли­чие». 2. Вторая модель «толерантность как невозможность взаимопо­нимания». 3. Третья модель «толерантность как снисхождение». 4. Четвертая модель «толерантность как расшире­ние собственного опыта и критический диалог». 14

В международном праве следует выделить следующие основные нормативно-правовые акты в той или иной мере раскрывающие принципы толерантности. 1. Декларация принципов толерантности 2. Международный пакт о гражданских и политических правах 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 5. Конвенция о правах ребенка 6. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 7. Декларация о расе и расовых предрассудках 8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 9. Всеобщая декларация прав человека 15

Политика воспитания культуры межэтнического общения базируется на следующем фундаменте: - политики в области прав человека; - политики взаимодействия с гражданским обществом; - политики содействия интеграции мигрантов; - политики, ориентированной на поиск и наказание непосредственных виновников экстремизма, поиск путей позитивного влияния на социальную среду, лишающих экстремистов социальной поддержки. 16

В последнее время политика мультикультуризма подверглась жесткой критике. 18 октября 2010 г. канцлер Германии А. Меркель сделала заявление, ставшее мировой сенсацией: глава германского правительства объявила об «абсолютном крахе» политики мультикультурализма. «Этот мультикультуралистский подход, согласно которому мы просто живем бок о бок, и все довольны, полностью провалился». Канцлер Германии подчеркнула, что: «Германия приветствует иммиграцию, но иммигранты должны учить немецкий язык и получать образование в немецких школах». 17

В Великобритании вводится обязательное социальное волонтерство для 16-летних - несколько месяцев социальной работы до получения аттестата об окончании средней школы. В России назрела необходимость в низовом взаимодействии на уровне приходов, общин. Вовлечение молодежи в такого рода инициативы может внести существенный вклад в дело укрепления единства нации. 18

В настоящее время поликультурное образование в США возведено в ранг образовательной государственной политики, включено в перечень правительственных программ в области образования (Акт о билингвальном образовании (Bilingual Education Act) (1968) и др. Вопросы поликультурного образования обсуждаются ведущими образовательными организациями: Национальным советом социальных исследований (National Council for the Social Studies - NCSS), Национальной ассоциацией образования (National Education Association - NEA), Национальным советом по аккредитации учителей (National Council for the Accreditation of Teacher Education - NCATE) и др. В 1990 г. была создана специальная профессиональная организация - Национальная ассоциация мультикультурного образования (National Association for Multicultural Education - NAME), в стране действуют исследовательские институты, центры, которые проводят многочисленные национальные и международные форумы по проблемам поликультурного образования. 19

В рамках кооперационной модели можно выделить три вида правового положения религиозных объединений: статус государственной церкви, договорный (консенсуальный) статус и статус официально признанных (традиционных) конфессий. 20

Закон Литовской Республики «О религиозных общинах и сообществах» от 4 октября 1995 г. В ст. 5 «Традиционные религиозные общины и сообщества Литвы» указывается: «Государство признает девять традиционно существующих в Литве религиозных общин и сообществ, представляющих из себя часть исторического, духовного и социального наследия Литвы: католиков латинского обряда, католиков греческого обряда, евангелистов-лютеран, евангелистов- реформатов, ортодоксов (православных), старообрядцев, иудеев, мусульман-суннитов и караимов». 21

В российской практике нормативного регулирования толерантности и профилактики экстремизма можно выделить следующие основные нормативно-правовые акты. Конституция РФ Федеральный закон от ФЗ (ред. от ) «О противодействии экстремистской деятельности» Указ Президента РФ от «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» Федеральный закон от ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. 536 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Закон «Об образовании» 22

Сферы проявления толерантности – религия, образ жизни, национальность, политика, отношения между социальными группами, профессиональная деятельность. 23

Согласно данным Центра социологии прав человека ИСПИ РАН, факторами, препятствующими установлению толерантной атмосферы в нашей стране являются: криминализация общества, этнонациональные конфликты и отсутствие целенаправленной политики по формированию толерантных отношений в обществе, недостаточная роль педагогики в этой области, дегуманизация общественных отношений, рост насилия, неблагоприятная социально-экономическая ситуация, установление стереотипов неприятия некоторых национальностей (Данные экспертных социологических опросов среди представителей систем общего и высшего образования, неправительственных правозащитных и других общественных организаций, научно- исследовательских структур, ряда международных организаций) 24

Среди факторов, препятствующих утверждению прав человека и развитию толерантных отношений в России, называются также религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств; масштабные нарушения прав человека, особенно прав женщин, инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоев общества. Кроме того, отмечается нетерпимость к частной собственности, предпринимательству, личному успеху; деструктивная роль СМИ. 25

Под этнической толерантностью понимается отсутствие нега­ тивного отношения к иной этнической культуре, а точнее - нали­чие позитивного образа иной культуры при сохранении позитив­ного восприятия своей собственной. 26

К внутренним детерминантам этнической толерантности отно­сятся: Индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент); Индивидуально-типологические свойства личности (самооцен­ка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия по­требностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации). 27

В качестве внешних детерминант этнической толерантности вы­деляют: Политическую обстановку в стране. Особенности социально-исторического образа жизни. Целенаправленную информированность об истории и культуре своей Родины. Профессиональную ориентацию субъекта. Рост миграционных процессов в стране. Особенности среды проживания субъекта (проживание в диас­поре в провинциальном полиэтническом городе, в столичном полиэтническом мегаполисе, в полиэтническом городе в пре­делах своей Родины). 28

В результате эмпирических исследований межэтническо­го взаимодействия были выявлены социально-психологические фак­торы, влияющие на проявления этнической толерантности - интолерантности: 1.Позитивность-негативность и четкость- амбивалентность этни­ческой и конфессиональной идентичности. 2. Величина культурной дистанции. 3. Степень религиозности. 4. Длительность совместного проживания 29

Свобода совести - это устойчивый международный термин, который означает право на свободу религиозного или безрелигиозного мировоззренческого выбора и действия в соответствии с ним в практической жизни, а также полную возможность изменения сделанного ранее мировоззренческого выбора. Под совестью в данном случае подразумевается субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям личности, а они могут носить как религиозный, так и внерелигиозный характер. 30

Число религиозных организаций (по данным Управлений Министерства юстиции России по Тюменской области) на начало года, единиц Тюменская область Все религиозные организации в том числе по конфессиям: Русская православная церковь Римско-католическая церковь Ислам Иудаизм Евангельские христиане- баптисты Пятидесятники Адвентисты седьмого дня Лютеране Свидетели Иеговы Сознание Кришны Иные верования

В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года были получены сведения о национальном составе России. Всего на юге Тюменской области на дату переписи проживали представители более 140 национальностей и народностей, более 20 диаспор. По данным пресс-службы Тюменьстата, наиболее многочисленными являлись русские (83, 8% от общей численности переписанного населения, указавшего национальную принадлежность), вторыми по численности - татары, их доля в общей численности населения - 8, 1%. Наиболее крупные дагестанские общины находятся в Тюменской области (55 тыс.), в том числе в Ханты- Мансийском автономном округе (41 тыс.), Чечне (25 тыс.), Астраханской и Ростовской областях (по 24 тыс.) и Москве (21 тыс.). 32

При выявлении признаков интолерантности нужно обращать внимание на следующее: язык, наличие стереотипов, насмешки, предубеждения, поиск «козла отпущения», дискриминация, остракизм (бойкот), преследование, осквернение или порча, запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегация, подавление, насилие. 33

Наиболее существенными чертами экстремиста являются: а) предпочтение силовых вариантов при решении жизненных задач; б) стремление идти к цели кратчайшим путём; в) нечувствительность к боли других и к потерям; г) неприятие консенсуса; д) относительно низкие показатели интеллекта; е) замещение моделей действий, основанных на знании воображением, что является следствие невысокого образовательного (в том числе и в качественном отношении) и культурного уровня. 34

Условия появления молодежного экстремизма 1. Экономические условия разрастания экстремизма: экономический кризис, падение жизненного уровня населения, остановка предприятий, рост безработицы. 2. Политические условия роста экстремизма: кризис власти, проявляющийся, с одной стороны, в повышении агрессивности к инакомыслию, а с другой – в неспособности последовательно и профессионально обеспечить порядок и стабильность в обществе. 3. Социальные условия: усиливающееся социальное расслоение людей, появление неправедно наживших состояние нуворишей и бедняков, не желающих или неспособных прокормить себя и свои семьи.. 35

Отличительной особенностью современного религиозного экстремизма является преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – насильственного изменения государственного строя, захвата власти, нарушения территориальной целостности государства.. 36

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организаций: 1. «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»; 2. «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; 3. «База» («Аль-Каида»); 4. «Асбат аль-Ансар»; 5. «Священная война» («Аль-Джихад», или «Египетский исламский джихад»); 6. «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); 7. «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); 8. «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»); 9. «Лашкар-И-Тайба»; 10. «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»); 11. «Движение Талибан»; 12. «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); 13. «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»); 14. «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»); 15. «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»).. 37

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 года признаны террористическими следующие организации: 16. «Джунд аш-Шам»; 17. «Исламский джихад – Джамаат моджахедов». Их деятельность запрещена на территории Российской Федерации.. 38

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признана террористической организация: 18. «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (прежнее название – «Салафистская группа проповеди и джихада»). Ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации. 39

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2010 года признана террористической международная организация: 19. «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»). Ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации. 40

Индикаторы экстремистской идеологии или субкультур экстремистских сообществ 1. Специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии), изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п. 2. Специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания, имеющие отношение к какой-либо экстремисткой идеологии: «фашист», «нацист», «Хайль Гитлер!», «скинхед» (или «скинхэд»), «НБП» и т.п. 3. Специфические уничижительные и/или ругательные наименования и определения представителей какой-либо национальности (или группы национальностей): «черножопый», «жид», «жидовня», «черномазый», «чурка», «хач», «азер», «айзик»», «китаёз[о]», «унтерменш» и т.п. 4. Специфический сленг или лексикон, распространённый в среде экстремистских формирований: «русофоб», «ZOG», «общечеловеки», «шафки» (именно через «ф») и т.п. 41

Индикаторы экстремистской идеологии или субкультур экстремистских сообществ 5. Специфические нумерологические символы, обозначающие словосочетания «Хайль Гитлер!» (88!) и «Адольф Гитлер!» (18!), «Четырнадцать слов» (14). Часто встречается сочетание 14\88!. 6. Специфические имена и клички известных и/или авторитетных лиц в конкретных радикальных движениях. Например: «Иванов-Сухаревский», «Лимонов», «Талакин», «Тесак», и т.п. 7. Использование специфических кличек при написании интернет-материалов: «White warrior», «Фюрер», «Геринг» и т.п. 8. Именные наименования существующих экстремистских группировок: «Сварожичи», «Русский кулак», «Green bombers» и т.д. 42

Антиэкстремистские профилактические мероприятия делятся на два типа. Первичная профилактика – работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов в экстремистские формирования. Иммунизация подростков в отношении экстремизма. Привитие антифашистских воззрений. Вторичная профилактика – профилактическая работа с участниками экстремистских формирований. 43

В социальной практике существует несколько вариантов смены лидера. 1. Дискредитация лидера в глазах группы. 2. Снижение авторитета лидера. 3. Создание условий для успешной конкуренции второго (или, реже, иного) значимого лица в группе. 4. Вытеснению лидера способствует также изменение схемы внутригрупповой коммуникации. 5. Постановка группы в непривычные для неё условия. 44

Формы работы с неформалами Реабилитационный туризм Волонтерское движение Танцевальные школы (как пример «Танцевальная лихорадка 2013» в г. Екатеринбург) Мастер-классы по фаер-шоу Фестиваль поклонников анимэ «Акимацури» (ТГАКИСТ, г. Тюмень) Городской фестиваль молодёжных субкультур «Прорыв» (г.Тюмень) Привлечение сотрудников для работы в компании из числа участников субкультур. Превращения субкультурной практики в предпринимательскую деятельность (клуб исторического фехтования) 45

Китайский император Чень Лун отправил английскому королю Георгу III следующее послание в ответ на предложение последнего установить между обеими нациями торговые связи: «Наша Небесная империя обладает всем в изобилии и не имеет недостатка в продукции в пределах своих границ… Однако поскольку без чая, шелка и фарфора, которые производятся в Небесной империи, европейские нации и Ваша страна обойтись не могут, мы разрешили в знак расположения снабжать иностранные торговые дома и, таким образом, дать Вашей стране возможность воспользоваться нашей добротой…» 45

Антрополог Элман Сервис в ходе исследования, проведенного им среди индейцев племени хавасупаи, сделал вывод: «Я искал ключ к культуре хавасупаи, боясь не найти его, и при этом явно упускал из виду истину: понять культуру можно только в ее собственных терминах». 45

Антрополог Ральф Линтон создал сатирическое описание «стопроцентного американца»: «Рассвет застаёт убеждённого патриота, облачённого в пижаму – одеяние, пришедшее из Восточной Индии, - и возлежащего на кровати, изготовленной по образцу, ведущему своё происхождение из Персии или Малой Азии. Он по уши погружён в материалы неамериканского происхождения: хлопок, впервые выработанный в Индии; лён, пришедший с Ближнего Востока; шерсть из Малой Азии; шёлк, возможности использования которого были впервые открыты китайцами…» 45

Описание приезда Индиры Ганди. «Она подъехала к парламенту в скромном автомобиле индийского производства (свидетельство поощрения ею национальной промышленности). На ней было белое сари из домотканой пряжи (знак её верности гандизму как идеологии ненасилия), на плечах – бежевая кашмирская шаль (указывающая на её древний кашмирский род), к которой была приколота живая, едва распустившаяся пурпурная роза (символ Неру)». 45

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Грошева Ирина Александровна 46