Поликультурное образование - межкультурный диалог Введение в проблему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Подготовлено Коваленко В.Я Понятие поликультурной личности.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Российский опыт деятельности библиотек по воспитанию толерантной личности И.В. Чаднова, РГБ, Руководитель Круглого стола Российской библиотечной ассоциации.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроке английского языка: УМК «Английский в фокусе» Ю.Е. Ваулина О.Е. Подоляко.
«Воспитание толерантности детей дошкольного возраста на основе фольклора в условиях полиэтнической культуры». Музыкальный руководитель Иконникова Е. П.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Эстетический компонент поликультурной личности на уроках русского языка и литературы Учитель: Бычкова Н.М., СШ 6.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Толерантность Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Гражданское образование в школе, особенности формирования гражданской позиции в учебно- воспитательном процессе.
Данная презентация посвящена раскрытию основных положений межкультурной компетенции. В ней затронут ряд теоретических вопросов, связанных с восприятием.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Транксрипт:

Поликультурное образование - межкультурный диалог Введение в проблему

На территории России которого проживают до 180 этносов и этнических групп, представители всех мировых религий, различных этно-конфессиональных сообществ, нескольких цивилизационно-культурных и историко-культурных общностей.

« Это – кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей» В.В. Путин «Россия: национальный вопрос »

1. Что такое поликультурное образование и межкультурный диалог? 2. Что такое поликультурные компетентности педагога и обучающегося и как их необходимо формировать в поликультурном пространстве школы? 3. Что такое поликультурная образовательная среда и как в ней непосредственно вести межкультурный диалог с целью формирования поликультурных компетентностей педагога? Три методологически важных вопроса

Предпосылки Ян Амос Коменский "Всеобщее воспитание" ("Панпедия") содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. Н.К. Рерих «благодетельный синтез», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей «Именно только единением, дружелюбием и справедливым утверждением истинных ценностей можно строить во благо, в улучшение жизни»

рост открытости социума, степени свободы личности, интенсивности обмена информацией, культурными и духовными ценностями; стремительный подъём религиозного и этнического самосознания народов, их желание переосмыслить свою роль и место истории, усиление роли социо- культурных и морально-этических факторов; гуманитаризация процесса образования, подразумевающая всесторонний учёт влияния на образовательный процесс различных представлений о мире и о месте человека в нём, сформированных в различных социокультурных системах, а также на полипарадигмальной основе; рост насилия, шовинизма, изоляционизма, ксенофобии, расизма, антисемитизма, аффектных форм поведения, нарушающих права и свободы личности, как следствие жизни на границе культурных миров; возникновение вследствие миграционных процессов ситуации мультикультурализма – взаимодействия людей разных культурных общностей, никогда ранее не живших вместе и не имевших опыта адаптации друг к другу. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

США - модель «бурлящего (плавильного) котла» " Кто же этот американец, этот новый человек?" Он говорит, что американец - это тот, кто, оставив все свои древние предрассудки и привычки, получает новые, от нового образа жизни. Здесь люди всех наций растаяли в новую расу людей, чьи труды и потомство в один прекрасный день вызовут большие изменения в мире". Сент- Джона де Кревкер Суть заключается в том, что в Соединенных Штатах Америки происходило слияние различных народов и их национальных культур, в результате формировалась единая американская нация. «Америка-- это созданный богом величайший плавильный котел, в котором сплавляются все народы Европы… Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские-- все в этот тигль. Так господь создает нацию американцев».

Страны Европы - модель культурной относительности

. «Мультикультурализм», отрицает интеграцию через ассимиляцию. Он возводит в абсолют «право меньшинства на отличие» и при этом недостаточно уравновешивает это право – гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом Политика мультикультурализма

Россия - возникла и веками развивалась как многонациональное государство». Модель «оркестра», признаётся равноправность, незаменимость, уникальность и самоценность каждого из или инструментов, приветствуется их разнообразие и многообразие. При этом имеется некий связующий компонент, объединяющее начало, благодаря чему должна возникнуть симфония звука или гармония вкусовых ощущений – российская идентичность

multi-cuJtural education (Лондон 1977 г.) как отражение идеалов культурного плюрализма в сфере просвещения Важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем (Международная энциклопедия образования» (1994)) Поликультурное образование это образование, ценностью которого является признание плюрализма культур, того факта, что культурное разнообразие становится ценным ресурсом дальнейшего развития сообщества, который следует сохранять и приумножать. (Американская Ассоциация Педагогов Колледжей (ААСТЕ)). Поликультурное образование и межкультурный диалог

Это система обучения и воспитания развивает у обучающихся толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности. Поликультурное образование предполагает всесторонний учёт того обстоятельства, что в процесс обучения вовлечены представители разных культурных общностей – цивилизационных, культурно-исторических, этно- конфессиональных, локально-территориальных, религиозных, этно-лингвистических, социокультурных, поло-возрастных и прочих. ПОНЯТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитание открытости, доброжелательности, позитивного отношения к людям, уважения человеческого достоинства, прав и свобод личности, приятия культурного многообразия; Понимание культурного и социокультурного многообразия как естественной, безусловной и непреходящей ценности, источника инновационности и заимствований; Формирование у учащихся и педагогов умений разбираться в своем внутреннем мире, вырабатывать навыки самоанализа, самокорректировки, самоидентификации личности в поликультурной среде; Способность к конструктивному взаимодействию людей различных социокультурных и культурно-исторических общностей, образов и картин мира, парадигм и способов мышления; Способность предотвращать и преодолевать на принципах консенсуса кризисные и конфликтные ситуации между различными людьми и культурными общностями; Формирование у школьников позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации; ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитание толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, уважительного отношения к человеку, сформированному в иной этно- конфессиональной среде; Восприятие этно-конфессионального многообразия как непреходящей ценности, естественного состояния с тенденцией к нарастанию; формирование интереса и стремления к общению с человеком инокультурного опыта; Выработка умений вступать в межкультурный и межконфессиональный диалог, способности слушать и говорить, спорить, не ссорясь, в поисках истины; Интеграция культур в системе поликультурного образовательного пространства, воспитание коммуникативных навыков личности учащегося и педагога; Выработка у учащихся и педагогов способностей к плюралистическому разрешению споров и конфликтов на этно-конфессиональной основе; культивирование у детей симпатии и уважения к себе и другим людям, навыков эмпатии; Выработка стойкого неприятия ксенофобских, экстремистских, националистических, шовинистических, расистских идей. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

. Содержание поликультурного образования подразумевает знание и понимание различий в культуре разных людей, а учебно-воспитательная программа базируется на демонстрации равенства культур, как реального и значимого феномена жизни Суть поликультурного образования сводится к интеграции и сохранению культурной самобытности личности в условиях поликультурного общества

«Разработка образовательной политики, программ подготовки учителя, содержания образования, установление психологического и морального климата и отношений между всеми участниками образовательного процесса на всех его уровнях, при которых каждый школьник или студент, независимо от цвета кожи, разреза глаз, этнического происхождения, физических и умственных черт, пола и родовых ориентаций, возрастных, религиозных, политических, классовых, языковых и речевых отличий, имел бы все необходимые возможности для своего интеллектуального, социального и психологического развития» (Г.Д. Дмитриев ) Многокультурное образование Цель

«каждый человек есть пересечение многих культур», «что у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, арго, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родополовых и физических данных, отношений, нравственных и этнических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она - культура - разная..., имеющая свои достоинства и недостатки, плюсы и минусы, сильные и слабые стороны».(Бессарабова И.С.) Методологический принцип многокультурного (поликультурного) образования

Межкультурный диалог основа поликультурного образования Межкультурный диалог Как характеристика общества и человека Как цель Как способ

В узком смысле Межкультурный диалог – это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. Соответственно это касается в основном трёх проблем: воспитания, язык, невербальные процессы Межкультурный диалог

«Процесс, включающий в себя открытый и вежливый обмен мнениями между лицами и группами с различным этническим, культурным, религиозным и языковым прошлым и наследием, основанный на взаимном понимании и уважении. Он требует свободы и способности к самовыражению, а также готовности и способности прислушиваться к мнению других. Межкультурный диалог способствует политической, социальной, культурной и экономической интеграции и сплочению монокультурных обществ. Он поощряет равенство, человеческое достоинство и чувство общей цели. Он имеет целью развитие более глубокого понимания различного мировоззрения и поведения, повышение уровня сотрудничества и вовлеченности (или свободу выбора), создание условий (Белая Книга "По межкультурному диалоry «Жить вместе в равном достоинстве» Совет Европы,2008 ) Межкультурный диалог в широком понятии (III саммит глав государств и правительств стран-участниц Советом Европы (2005 r.),

достоинство, права человека и законность, социальная сплоченность Составляющие межкультурного диалога

Мyльтикyльтyрализм Культурное многообразие и мнококyльтyрность Социальная сплочённость Заинтересованные стороны Интеграция (социальная интеграция, вовлеченность) Межкультурная коммуникация Принципы межкультурного диалога: свобода выбора, свобода самовыражения, равенство, толерантность и взаимное уважение человеческого достоинства, права человека, демократия и верховенство закона Ключевые термины:

Идея поликультурного образования обладает наибольшим потенциалом для её конструктивного разрешения, а при отсутствии достаточной позитивной практики межкультурных и межэтнических контактов у всех участников образовательных отношений трудно разрабатывать действенные стратегии образования в многокультурном (поликультурном и мультикультурном) обществе, а также стратегии противостояния негативным тенденциям в молодёжной среде Решение проблемы предполагает повышение уровня профессиональной компетентности всех педагогов Какими же компетенциями должны обладать педагоги?