Жития – один из самых распространенных жанров древнерусской литературы. Многие шедевры древнерусской литературы представлены этим жанром, который, выдерживая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему: «Житие в древнерусской литературе»
Advertisements

Житийная литература как особый жанр. Цели: Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра.
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
Молитва О равноапостольный святителю Христов Стефане! К тебе мы, окаяннии, благонадежно притекаем и пред святым твоим образом вопием, просяще помощи твоея.
Житие. Что такое жития… Жития жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда.
Шевченко Л.Л. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА Концепция и программа учебного предмета 1 – 11 годы обучения М.: Центр поддержки культурно-исторических.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНДЫ Каждая команда должна представить капитана, название и свой девиз. Оценивается правильность, точность, выразительность, уместность.
Иконопись Храмостроение Песнопения Гимнография Курсовая работа учителя школы 287 Соловьёвой М. А.
Иконопись Храмостроение Песнопения Гимнография Курсовая работа учителя школы 287 Соловьёвой М. А.
Развитие речи 8 класс. Тема урока: Сочинение – описание с элементами повествования по картине М. Н. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (с включением.
Содержание Жанры древнерусской литературы Первичные жанры 1.Житие 2.Поучение 3.Слово 4.Повесть Объединяющие жанры Библиография.
«ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ» как базовый предмет начальной ступени обучения в воскресных школах как базовый предмет начальной ступени обучения.
Агиографическая литература- жития- жизнеописания святых Автор: Наумова Татьяна Рудольфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Средняя.
Авторская программа « Духовно – нравственное воспитание школьников через изучение духовной и древнерусской литературы».
Великий князь Владимир Красно Солнышко ( ) Ярослав Владимирович (Мудрый) - великий киевский князь ( , Владимир Мономах ( )
По иоасафовским местам Святого Белогорья. «Молитва святых - это главное в духовной жизни. Она направлена на созидание и мощь государства. Дело государства.
Православное вероучение 1. Вероучение 2. Священное Предание 3.Таинства.
Лик Святого в житийной литературе и искусстве Имя Святого, ему данное, выразительней Великого. Н.М. Карамзин Урок-исследование в 7 классе.
Выполнили: Баранова Татьяна, 10 класс Смолина Анжела, 10 класс Руководитель:Коврижных Г.Д. МБОУ СОШ 11 1 Россия будет стоять до тех пор, пока теплится.
Распространение православия в мире Греки, болгары, сербы, черногорцы, румыны, албанцы, грузины, абхазы, осетины, молдаване, чуваши, удмурты, коми и т.д.
Транксрипт:

Жития – один из самых распространенных жанров древнерусской литературы. Многие шедевры древнерусской литературы представлены этим жанром, который, выдерживая жанровый канон, развивался и эволюционировал от «Жития Феодосия Печерского» Нестора до Жития протопопа Аввакума. Эстетическая жизнь жанра продолжалась и в XVIII веке например, «Житие Федора Васильевича Ушакова» А.Н.Радищева, и в XIX веке, например, «Житие одной бабы» Н.С.Лескова, «Братья Карамазовы» (Житие Алеши Карамазова) Ф.М.Достоевского, «Отец Сергий» и «Исповедь» Л.Н.Толстого, «Житие Евдокии» Ф.Абрамова и др.

Существующие определения Жития – биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (КЛЭ) Житие – жизнеописание святых в христианской средневековой литературе (Словарь литературоведческих терминов) Жития – Произведения, содержащие жизнеописания представителей христианской религиозной системы, мучеников, исповедников, аскетов. (Литературная энциклопедия 1930 г.) Житие – повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым. (Толковый словарь Ушакова). Вывод: Жития – это произведения христианской литературы, содержащие своеобразные жизнеописания людей, канонизированных христианской церковью. Существующие определения Жития – биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (КЛЭ) Житие – жизнеописание святых в христианской средневековой литературе (Словарь литературоведческих терминов) Жития – Произведения, содержащие жизнеописания представителей христианской религиозной системы, мучеников, исповедников, аскетов. (Литературная энциклопедия 1930 г.) Житие – повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым. (Толковый словарь Ушакова). Вывод: Жития – это произведения христианской литературы, содержащие своеобразные жизнеописания людей, канонизированных христианской церковью.

Существующие подходы к изучению житий: Историко-богословский, исторический, социально- культурный, литературно-филологический. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д. В историческом плане жития при соответствующей историко- филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований.

Словарь терминов Агиография – отдел литературы, касающийся жизни и деяний святых. Аскетика – (упражнение в добродетели, особенно в подчинении своей воли) Исихазм – мистическое учение о духовно-нравственном совершенствовании человека. Канон – (букв. греч. прямая палка) закон, правило Канонизация – причтение усопшего подвижника к лику святых. Киновия или «общежитие», одна из форм монашеской жизни. Минея – богослужебная книга православной церкви, содержащая службы годового круга; полная минея состоит из двенадцати книг по месяцам, откуда и само название книги; книги могут быть сгруппированы по четвертям или половинам года. Тексты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга – вечерни, утрени и т.д. Словарь терминов Агиография – отдел литературы, касающийся жизни и деяний святых. Аскетика – (упражнение в добродетели, особенно в подчинении своей воли) Исихазм – мистическое учение о духовно-нравственном совершенствовании человека. Канон – (букв. греч. прямая палка) закон, правило Канонизация – причтение усопшего подвижника к лику святых. Киновия или «общежитие», одна из форм монашеской жизни. Минея – богослужебная книга православной церкви, содержащая службы годового круга; полная минея состоит из двенадцати книг по месяцам, откуда и само название книги; книги могут быть сгруппированы по четвертям или половинам года. Тексты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга – вечерни, утрени и т.д.

Мощи – останки святых, почитаемые церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня. Мученик – древнейший разряд святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру. Нимб – сияние вокруг головы Иисуса Христа и святых, запечатлеваемое на их иконных и другого рода изображениях; как правило имеет форму круга и рисуется золотом (возможны также синие и зеленые ) Обожение – основная для богословия святости концепция, согласно которой человек может проникаться Божественными энергиями и соединяться с Богом. Преподобный – разряд святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве. Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности.

Пролог – славянский церковно-учительный сборник, содержащий краткие жития ( в отличие от четьих миней, содержащих полные жития) всех почитаемых в славянских странах православных святых, а также рассказы об основных церковных праздниках. Равноапостольный – наименование святых, особо прославившихся благовествованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру. Святой – канонизированный церковью человек, причастный Богу, обожженный, преображенный под действием Благодати Божией. Святость – одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. Вхождение в святость совершается через Христа.

Святитель – разряд святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о церкви и ее движении к Царству Небесному. Столпник – святые преподобные, избравшие для себя особый подвиг – стояние на столпе как способ удаления от мира и сосредоточения на постоянной молитве. Страстотерпец – наименование христианских мучеников. Чудотворец – эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление.

Разновидности жанра жития: Мартирии, жития преподобных, святительские жития, княжеские жития. (мужские и женские) Типы святости: Преподобие, труженичество, столпничество мученичество. Житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Разновидности жанра жития: Мартирии, жития преподобных, святительские жития, княжеские жития. (мужские и женские) Типы святости: Преподобие, труженичество, столпничество мученичество. Житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции.

Парадигма обожения есть ключевая парадигма православного сознания, отсюда особое внимание здесь направлено на методологию и герменевтику опыта, причем опыта аскезы. Это пережитый опыт, что связано с проблемой энергийных трансформаций человеческого существа. Православие трактует обожение как актуальную онтологическую трансформацию, «превосхождение» человеческой природы, которое заключается во всецелом соединении человеческих энергий с Божественными энергиями (благодатью), причем именно последним принадлежит движущая и совершающая сила онтологической трансформации. Цель аскетического Подвига состоит в претворении земной, греховной природы человека в божественную. Всякий реально проходивший путь Подвига есть, по определению, подвижник. Учение о святости демонстрирует преодоление противостояния вещественного и духовного, тварного и нетварного, смертного и бессмертного в аскетическом подвиге святого. Достижение святости есть исполнение человеческой судьбы в ее высшем призвании, спасение души для вечной жизни. В целом весь тварный мир ждет Преображения и Спасения. Парадигма обожения есть ключевая парадигма православного сознания, отсюда особое внимание здесь направлено на методологию и герменевтику опыта, причем опыта аскезы. Это пережитый опыт, что связано с проблемой энергийных трансформаций человеческого существа. Православие трактует обожение как актуальную онтологическую трансформацию, «превосхождение» человеческой природы, которое заключается во всецелом соединении человеческих энергий с Божественными энергиями (благодатью), причем именно последним принадлежит движущая и совершающая сила онтологической трансформации. Цель аскетического Подвига состоит в претворении земной, греховной природы человека в божественную. Всякий реально проходивший путь Подвига есть, по определению, подвижник. Учение о святости демонстрирует преодоление противостояния вещественного и духовного, тварного и нетварного, смертного и бессмертного в аскетическом подвиге святого. Достижение святости есть исполнение человеческой судьбы в ее высшем призвании, спасение души для вечной жизни. В целом весь тварный мир ждет Преображения и Спасения.

Основные ступени подвига (дать схему) ПОКАЯНИЕ – БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ – ИСИХИЯ – СВЕДЕНИЕ УМА В СЕРДЦЕ – НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА ИИСУСОВА – БЕССТРАСТИЕ – СОЗЕРЦАНИЕ НЕТВАРНОГО СВЕТА – ПРЕОБРАЖЕНИЕ И ОБОЖЕНИЕ. Каждой ступени этого соответствует определенный тип связи различных человеческих энергий – «энергийный образ» человека, который имеет свою динамическую структуру деятельности сознания. Каждая ступень имеет свою особую психологическую проблематику и традиция аскетических текстов дает обширный материал опытного пережитого знания. Канон жанра. Хр.Лопарев о каноне Л.А.Дмитриев о каноне Т.Р.Руди о топике житий. Основные ступени подвига (дать схему) ПОКАЯНИЕ – БОРЬБА СО СТРАСТЯМИ – ИСИХИЯ – СВЕДЕНИЕ УМА В СЕРДЦЕ – НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА ИИСУСОВА – БЕССТРАСТИЕ – СОЗЕРЦАНИЕ НЕТВАРНОГО СВЕТА – ПРЕОБРАЖЕНИЕ И ОБОЖЕНИЕ. Каждой ступени этого соответствует определенный тип связи различных человеческих энергий – «энергийный образ» человека, который имеет свою динамическую структуру деятельности сознания. Каждая ступень имеет свою особую психологическую проблематику и традиция аскетических текстов дает обширный материал опытного пережитого знания. Канон жанра. Хр.Лопарев о каноне Л.А.Дмитриев о каноне Т.Р.Руди о топике житий.

Житие Феодосия Печерского XI век – формирование христианского типа культуры и христианского идеала личности. Труженичество во Христе – особый тип святости, понимаемый как творческое собирание души, духовное трезвение, забота о мире, чтобы он не остался вне света Христова. Христианизация жизни, быта, самого мирского человека. Святые этого типа прежде всего строители, и их подвиг отличается некоей соразмерностью, «согласием» составляющих его начал, «работ», особой трезвостью, продуманностью, осмысленностью. Святой подражает Христу, подобен ему. Временная структура: реальное время (от рождения до смерти) и событийное (жизнь Феодосия в монастыре) Пространственная структура: Васильев (место рождения), Курск (побеги из дома) Киевские горы (монастырь) Подвиг труженичества: - собственная душа, - в монастыре, - за оградой монастыря. Житие Феодосия Печерского XI век – формирование христианского типа культуры и христианского идеала личности. Труженичество во Христе – особый тип святости, понимаемый как творческое собирание души, духовное трезвение, забота о мире, чтобы он не остался вне света Христова. Христианизация жизни, быта, самого мирского человека. Святые этого типа прежде всего строители, и их подвиг отличается некоей соразмерностью, «согласием» составляющих его начал, «работ», особой трезвостью, продуманностью, осмысленностью. Святой подражает Христу, подобен ему. Временная структура: реальное время (от рождения до смерти) и событийное (жизнь Феодосия в монастыре) Пространственная структура: Васильев (место рождения), Курск (побеги из дома) Киевские горы (монастырь) Подвиг труженичества: - собственная душа, - в монастыре, - за оградой монастыря.

XIV век на Руси – это век Сергия Радонежского, в котором произошел прорыв духовной жизни на новую высоту. Это великий святой, и его духовный образ весьма далек от простоты. Сергиевский тип святости – преподобие и труженичество Его подвиг состоит в монашеском подвижничестве, аскеза, предполагавшей отказ от мирских привязанностей и стремлений, следовании Христу. Этот тип святости предуказан в словах Христа к апостолу Петру. «И всякий, кто оставит домы или братьев и сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29) (выделить как-то) Основоположник нового иноческого пути, преподобный Сергий не изменяет основному типу русского монашества, как он сложился в Киеве в XI веке. Образ Феодосия Печерского явно проступает в нем, лишь более утончившийся и одухотворенный. XIV век на Руси – это век Сергия Радонежского, в котором произошел прорыв духовной жизни на новую высоту. Это великий святой, и его духовный образ весьма далек от простоты. Сергиевский тип святости – преподобие и труженичество Его подвиг состоит в монашеском подвижничестве, аскеза, предполагавшей отказ от мирских привязанностей и стремлений, следовании Христу. Этот тип святости предуказан в словах Христа к апостолу Петру. «И всякий, кто оставит домы или братьев и сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29) (выделить как-то) Основоположник нового иноческого пути, преподобный Сергий не изменяет основному типу русского монашества, как он сложился в Киеве в XI веке. Образ Феодосия Печерского явно проступает в нем, лишь более утончившийся и одухотворенный.

СМИРЕННАЯ КРОТОСТЬ – ОСНОВНАЯ ДУХОВНАЯ ТКАНЬ ЕГО ЛИЧНОСТИ. I. Детство Сергия (Варфоломея). Два мистических предания: 1) посвящение его Троице еще до рождения в троекратном утробном вопле младенца во время литургии, 2) предание о чудесном даровании отроку способностей к книжному учению через благословление старца. II. Выбор пути. III. Невидимая брань. IV. Видения горних сил: 1) видение птиц, 2) видение Богородицы. V. Чудотворения. VI. Житие Сергия, написанное Епифанием Премудрым как исихастский текст.

Преподобный Сергий – мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте. Но в следующий век пути разойдутся: ученики Сергия направятся в разные стороны. Соборный образ святости – СВЯТАЯ РУСЬ. «Тропарь всем святым в земли Российстей просиявшим» «Яко же плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит ти, Господи, вся святыя в той просияшие. Тех молитвами в мире глубоце церковь и страну нашу Богородицею соблюди, многомилостиве». (выделить) Велика роль святых в духовной жизни Руси и России. Житийная традиция многое объясняет и вы высших достижениях светской культуры, отмеченных исключительной напряженностью духовных исканий и устремленностью к нравственному идеалу.