Религиозно-общинная правовая семья Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Формы (источники) права Основные понятия: 1.Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование, организацию работы с официальными.
Advertisements

Социальная норма – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений.
Система права. Система права (внутренняя структура права) Норма права Институты права Подотрасли права Отрасли права Совокупность правовых норм, регулирующих.
Конева Наталья Сергеевна канд. юрид. наук, доцент Конституционное право России.
{ Аюпова Ф.Ф.. - это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права, объединяемых.
Право в системе социальных норм ПРАВО МОРАЛЬ ОБЫЧАИ РЕЛИГИЯ НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Особенности, общая характеристика и источники международного права Выполнила студентка группы ВЗБ3ЮР-26 гп Сверчкова Ж.Е. Преподаватель: Глазков А.Н.
ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА. Право - это система общеобязательных норм поведения, установленных и санкционированных государством и обеспеченных.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА».
Правовые системы современности. Работу выполнил: Галиев Алмаз Дамирович.
Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное.
Галиев А.Д. - Правовые системы современности
Государство Признаки государства Публичная власть Административно- территориальная организация населения Государственный суверенитет Сбор налогов и пошлин.
ТИПЫ ПРАВА рабовладельческий тип Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиций двух подходов В зависимости от.
Тема 7_Формы (источники) права ГУ ВШЭ - Москва
Международное право Это особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Правовые системы современности Право. 10 класс Н.В.Савка, учитель истории и обществознания МБОУ "Февральская СОШ", 2012 г.,
Урок 1,2. Тема: «Роль права в жизни человека, общества и государства». Домой: §29 + записи в тетрадях.
Домашнее задание: §1, задания 2,5 © Ковалькова Н.Н 1. Признаки и структура нормы права. 2. Источники права. 3. Правовые системы.
Тема 1. Понятие международного частного права. План 1 Введение в международное частное право 2 Предмет и метод международного частного права.
Транксрипт:

Религиозно-общинная правовая семья Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА: на примере традиционных правовых систем африканского континента

…Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, ибо оно основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии. А.Х.Саидов

Место правовых систем африканского континента на правовой карте мира (основные подходы) Тихомиров Ю.А., Саидов А.Х. – «африканская правовая семья» Егоров А.В. – группа правовых систем в составе религиозно-общинной правовой семьи Давид Р., Жоффре-Спинози К. – самостоятельная группа правовых систем, не имеющая общесемейной принадлежности

Общая характеристика африканских правовых систем Развитие правовых систем африканского континента происходило неодинаково: Правовые системы Северной Африки попали в зависимость от европейского и мусульманского права => не относятся к африканской группе систем, следующих традициям обычного права; Правовые системы к югу от Сахары + часть Мадагаскара не избежали христианизации и исламизации, НО! сохранили обычно-правовую основу => правовые системы обычного права, традиционные правовые системы.

Обычное право и обычай Обычай – норма, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней людей, на основе неоднократного применения ее на практике => многообразные обычаи различных племен, населяющих Африку обычное право. Обычное право – совокупность норм, которые не устанавливаются органами государственной власти, а вырабатываются в течение длительного времени в какой-либо общественной среде и становятся юридическими, получив закрепление теми или иными способами со стороны государства.

Характерные особенности африканского обычного права 1) совокупность юридических правил, основанных на обычаях, НО! вне юридических текстов и конструкций, отраженных в письменной форм, т.е. отсутствует материальное их закрепление; исключение - инкорпоративные сборники обычно-правовых норм: колония Натал, гг. («Кодекс туземного права Натала»); Мадагаскар, 1957 г., восточноафриканская территория Таганьика, 1963 г. (сукума), Танзания, 1971 г. («Единый кодекс нормативных установлений» ) – в целом не удачные попытки систематизации;

Характерные особенности африканского обычного права 2) право групп и общин, а не право индивидуумов => главный субъект права – община, племя, клан, семья, этническая группа => недостаточно внимания субъективным правам, акцент на обязанностях в рамках социальной общины; вне общины традиционное право не существует;

Характерные особенности африканского обычного права 3) неразрывная связь правовых и моральных норм либо правовых и религиозных норм;

Характерные особенности африканского обычного права 4) основанность на принципе добровольности исполнения; 5) непрерывный и единообразный характер исполнения без каких-либо существенных отклонений.

Система источников традиционного африканского права Обычай (фомба) – занимает центральное место в традиционном африканском праве; характера религиозно-правового источника (как в мусульманском или индусском праве) НЕ имеет; сфера действия постоянно ограничивается, оставляя в области регулирования только частно-правовые отношения, которые в силу национальной специфики не поддаются регулированию каким-либо иным инородным правом. Например, обычай во всех правовых системах африканского типа не является источником уголовного права и процесса; в сферу действия обычая попадают семейные, обязательственные и земельные правоотношения. «Новые» для африканских правовых систем области общественных отношений (например, морское, торговое право, право юридических лиц и авторское право) регулируются европейским законодательным правом в силу несформированности обычаев. Традиционные африканские нормы представлены, как правило, в виде обязанностей и табу (запретов); само понятие субъективного права, как правило, отсутствует.

Система источников традиционного африканского права Система религиозно-правовых источников - заимствована вследствие внешнего влияния; конкретный перечень - Коран, Шастры, библейские заповеди - зависит от доминирования той или иной системы религиозного права в африканской правовой системе, НО! религиозно-правовые источники применяются с существенными привнесенными «корректирующими элементами», сформированными под воздействием фомбы (африканского обычая); сам обычай выполняет толковательную функцию в отношении религиозной нормы.

Закон (писаное право) в системе источников права Роль закона в регулировании общественных отношений не значительна (выполняет субсидиарно-регулятивную функцию), несмотря на возможное наличие массива писаных законодательных источников. Принимаемые законы нередко воспринимаются не как волевые государственные акты, а как определенные программные резолюции => непосредственного регулирующего воздействия законодательные нормы не оказывают. Писаное право воспринимается как временное и локальное; сфера действия – преимущественно публично-правовые отношения и новые социально-экономические явления, которые не известны обычному праву. Норма права – правило поведения, вытекающее из обычая => к исполнению принимаются те законодательные нормы, которые не дублируют или не противореча обычаю.

Идея справедливости в африканском праве Идея справедливости отражает специфику африканского традиционного юридического мышления. Справедливое разрешение дела (спора) – такой результат, который, не определяя прав и обязанностей спорящих, привел бы стороны к соглашению; цель согласия – обеспечение целостности общины, восстановление мира между ее членами. В юридическом мышлении доминирует позиция отрицания всякого действия, навязываемого судебным решением или законодательной нормой.

РЕЛИГИОЗНО-ОБЩИННАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ: определение системообразующих признаков

ПЕРЕЧЕНЬ общесистемных признаков религиозно- общинной правовой семьи 1) Три группы источников: Религиозно-правовые источники с собственной иерархической системой (Коран, Сунна; Дхарма, Артха, Кама; Тора, Талмуд); Обычно-правовые источники – обычай и доктринально- толковательные источники (Иджма и Кийас в мусульманском праве; Галаха, Мидраш – в иудейском праве; сформированные позиции судебных инстанций на основании идеи справедливости); Законодательные источники, как правило, формального характера, воспринимаемые как временная управленческая норма. Религиозно-общинное право при этом формируют только первые две группы источников.

ПЕРЕЧЕНЬ общесистемных признаков религиозно- общинной правовой семьи 2) Система права: Общерелигиозное право Право общин – включается в систему общерелигиозного права или составляет совокупность локальных (территориальных) обычаев Управленческое (законодательное) право

ПЕРЕЧЕНЬ общесистемных признаков религиозно- общинной правовой семьи 3) Норма права установленное государством правило поведения божественное веление. НО! вытекает из установленного вследствие неоднократного повторения обычая либо из толкования религиозной нормы (что также в определенной мере может быть воспринято как форма обычая – обычая толкования). Право – не совокупность норм,, но модель поведения, образ жизни, эффективность которого основана не на государственном принуждении, а на внутреннем побуждении к безусловному исполнению.

Спасибо за внимание!