1 А. В. Наумова (Минск) Кафедра славянских литератур филологического факультета БГУ ana.naumova1@ya.ru Босния как парадоксальная модель межкультурности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Advertisements

РОССИЯ 2010 Региональная программа модернизации здравоохранения на 2011, 2012 годы.
«Основы религиозной культуры и светской этики» Концепция и структура курса.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Магистерская работа Егоровой Анны Юрьевны Пространственно-временной континуум в американском и русском «тюремном романе» (Дж.Лондон, Дж.Чивер, С.Кинг,
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Повторить даты и понятия раздела 3.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Художественная культура, как особая область культуры Работу выполнила студентка группы Б-1071 А.В.Атучина.
Классификация этнических конфликтов в Европе в XX веке Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент С.А.Захаркевич.
Лингвокультурологическая специфика эмоциональных концептов в русской и английской языковых картинах мира Руководитель: кандидат филологических наук, преподаватель.
ПРОСТРАНСТВО ДОМА В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 1. Связь между языковым знаком и использующим его в процессе коммуникации человеком является сложной и многоаспектной:
1 Отражение преемственности уровней образования в содержании основных образовательных программ (дошкольное, начальное, основное образование): состояние,
Автор: Боровикова Мария Викторовна, учащаяся 10 класса Руководитель: Никитина Руководитель: Никитина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Романтизм как литературное направление. РОМАНТИЗМ течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца половины 19 века.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Одним из интересных и приоритетных направлений современных исторических исследований является «микроистория». Цель: Формирование реальных представлений.
Транксрипт:

1 А. В. Наумова (Минск) Кафедра славянских литератур филологического факультета БГУ Босния как парадоксальная модель межкультурности 67. Исследовательский вечер (Forshungsabend) Грац,

2 Содержание работы 1)Введение 2)Босния – универсальная модель культурных парадоксов 3)Внимание писателей к специфике боснийской ситуации 4)Феномен пограничья в творчестве Иво Андрича 5)Заключение

3 Основной тезис Историческое развитие Боснии привело к формированию особой культурной ситуации, которая может рассматри- ваться как нестандартная и включает в себя ряд парадоксальных процессов и явлений.

4 Сформированная система ценностей и культурных артефактов в данном случае не порождается конвергентными процессами, а наоборот, возникает в результате расхождения векторов духовного развития отдельных компонентов, из которых складывается эта целостность.

5 Парадоксально не содержание духов- ной культуры Боснии, а характер ее формирования – процесс противоре- чивый и нестандартный.

6 Боснию можно принять как универсальную модель, на примере которой мы можем рассмотреть систему парадоксов в культурогенезе других этносов.

7 Нас в рамках данной работы будет интересовать отражение специфики боснийской ситуации в художествен- ной литературе. Исидора Секулич Меша Селимович Вук Драшкович Миленко Ергович Иво Андрич

8 Меша Селимович: А мы – ничьи, мы – всегда на меже, мы – всегда чья-то добыча. […] Мы живем на перекрестке миров, на границе народов, под угрозой любого удара, всегда перед кем-то виноватые. Как о скалы, о нас разби- ваются волны истории. Нам надоело насилие, и убожество мы превратили в достоинство […] (Селимовић 1979: 189).

9 Исидора Секулич в одной из многочисленных работ, посвященных анализу духовной жизни в Боснии, отмечала, что религиозная ситуации в этих краях настолько сложна и противоречива, что, кажется, дело ка- сается нескольких рас (Секулић 1940: 193–194).

10 И НШАЛЛА, М АДОННА, И НШАЛЛА Миленко Ерговича – сборник рассказов по сюжетам народных песен. Настроения, мелодии, тональности достаточно для рассказчика, выходца из Боснии, чтобы досоздать и заново воплотить жестокие судьбы и трагедии на фоне неповторимой боснийской действительности.

11 Художественная концепция Боснии в романах Иво Андрича Всесторонняя картина жизни в этих краях: от описания природы, климата до характеристик боснийцев как этни- ческой группы и специфики их духовной жизни как таковой.

12 Дихотомии в художественном пространстве романа Т РАВНИЦКАЯ ХРОНИКА П. Якобсен: Т РАВНИЦКАЯ ХРОНИКА – роман, построенный на дихотомиях (Jakobsen 2010: 173). Б. Чович: Романный мир Т РАВНИЦКОЙ ХРОНИКИ [...] организован по одной из самых частых семантических моделей – дихотомии свое-чужое [...] (Човић 2012: 546).

13 Балканы – пограничная территория: для востока это запад, а для запада – восток. Причем рубеж между Востоком и Западом у Андрича подвижен. Босния находится на границе, которую пере- двигают и извне, пытаясь топрисвоить себе эту территорию, то, наоборот, отвергнуть, противо- поставляя себя этому краю.

14 Выводы Культурное пограничье, каковым является Босния, – это своеобразная и одновременно универсально зна- чимая среда, жизнь в которой связана с целым рядом парадоксов.

15 Выводы Вот некоторые из парадоксальных феноменов существования боснийской среды: культура Боснии как целостность, построенная на единстве несов- местимостей и противопостав- лений; странники культур – люди, сто- ящие на границе цивилизаций.

16 Выводы В наши дни уделяется недостаточное внимание культурным различиям в рамках межнационального диалога.

17 Выводы Необходимо постоянно держать в поле зрения глубинные факторы, обусловливающие априорную разность в стратегиях духовного развития и системе мировоззрения отдельной личности как выходца из определенной этнокультурной среды.

18 Литература и источники Андрич 1974: Андрич, Иво. Травницкая хроника. Мост на Дрине. Москва. Ергавіч 2012: Ергавіч, Міленка. Іншала, Мадона, іншала. Мінск. Селимович 1969: Селимович, Меша. Дервиш и смерть. Москва. Селимовић 1979: Селимовић, Меша. Између Истока и Запада. In: Исаковић, Антоније (отв. ред.). Зборник радова о Иви Андрићу. Београд. С. 3–11. Секулић 1940: Секулић, Исидора. Турско у Босни и босанској причи: Состояние Човић 2012: Човић, Бранимир. Дихотомија своје – туђе у наративној структури Травничке хронике In: Иво Андрић у српској и европској књижевности. 2 / 41. Научни састанак слависта у Вукове дане, 15– 17. IX Београд. C. 545–554. Gordić 2008: Gordić, Isidora. Transpozicija sevdalinki u zbirci priča Inšallah, Madona, Inšallah Miljenka Jergovića. In: Zbornik Matice srpske za slavistiku, knjiga 74. S. 79–93. Jakobsen 2010: Jakobsen, Per. Južnoslovenske teme. Beograd.