ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Выполнила студентка 524 группы Ивахненко Анастасия Выполнила студентка 524 группы Ивахненко Анастасия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Домашнее задание: §5 до с. 51 © Ковалькова Н.Н 1. Характеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Многообразие деятельности.
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Волевые качества личности Выполнили: студентки 3 курса Малышева Елена, Яковлева Надежда.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Презентация по психологии по теме: Воля
ПОДГОТОВИЛА: РЕБРОВА ДАРЬЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Воля человека Выполнила:. Раскрыть : Понятие воля Понятие воля Волевые действия и их характеристика Волевые действия и их характеристика Физиологические.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Выполнила студентка 524 группы Ивахненко Анастасия Выполнила студентка 524 группы Ивахненко Анастасия

Существует ряд подходов к пониманию личности Личность биологическая социологическая индивидуально- психологическая социально- психологическ ая

С точки зрения биологического подхода, развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. С точки зрения социологического подхода, личность представ­ляет собой продукт культурно- исторического развития. С точки зрения индивидуально-психологического подхода, на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Социально-психологический подход к пониманию личности объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее со­циально- психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее. С точки зрения биологического подхода, развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. С точки зрения социологического подхода, личность представ­ляет собой продукт культурно- исторического развития. С точки зрения индивидуально-психологического подхода, на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Социально-психологический подход к пониманию личности объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее со­циально- психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Структура личности (по К.К. Платонову) состоит из четы­рех подструктур: Подструктура направленности и отношений личности, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение. Индивидуальный социальный опыт личности, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Индивидуальные особенности психических процессов че­ловека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприя­тия, ощущений, мышления, способностей Биологически обусловленная подструктура, в которую входят типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические

Общая психология концен­трирует свое внимание на трех подструктурах: биологической (пол, возраст, темперамент), психологической (память, эмоции, мыш­ление) и социального опыта (знания, навыки, умения, привыч­ки), а на долю социальной психологии остается четвертая под­ структура направленности (убеждения, мировоззрение, личност­ные смыслы, интересы).

ментальность, ценно­стно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные харак­теристики (картины мира); «Я»-характеристики» («Я»-концепцию», «Я-образ», самоотношение, самооценку); локус контроля; соци­ально-психологическую компетентность личности; статусно-роле­вые характеристики личности; эмоциональные психические состо­яния, социальные чувства личности. ментальность, ценно­стно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные харак­теристики (картины мира); «Я»-характеристики» («Я»-концепцию», «Я-образ», самоотношение, самооценку); локус контроля; соци­ально-психологическую компетентность личности; статусно-роле­вые характеристики личности; эмоциональные психические состо­яния, социальные чувства личности. А.Н. Сухов и А. А. Деркач отмечают, что социально- психоло­гическая структура личности включает:

«Я» это самосознание личности, формирующееся в процес­се общения на основе языка и мышления. «Я» - образ это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека «Я» обязательно является положительным, при этом нередко мы думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный ха­ рактер и выступает в форме самоуважения. Реальное «Я» это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формирующаяся в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплек­ сом неполноценности (идея немецкого психолога А. Адлера) как следствием неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т.д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее, чем осознанная оценка («Я»-образ), иногда это приводит к «сверхнормальному» стремлению самоутверждения в форме не­ ограниченной личной власти или в форме жертвенного служения человечеству. Если в реальном «Я» волевой компонент выступает неосознавае­ мой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»-образа он чаще похож на конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, на идеализированные размышления о том, кем я могу стать, если когда-нибудь этого захочу. «Я» это самосознание личности, формирующееся в процес­се общения на основе языка и мышления. «Я» - образ это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека «Я» обязательно является положительным, при этом нередко мы думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный ха­ рактер и выступает в форме самоуважения. Реальное «Я» это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формирующаяся в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплек­ сом неполноценности (идея немецкого психолога А. Адлера) как следствием неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т.д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее, чем осознанная оценка («Я»-образ), иногда это приводит к «сверхнормальному» стремлению самоутверждения в форме не­ ограниченной личной власти или в форме жертвенного служения человечеству. Если в реальном «Я» волевой компонент выступает неосознавае­ мой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»-образа он чаще похож на конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, на идеализированные размышления о том, кем я могу стать, если когда-нибудь этого захочу.

Имидж - это как бы «Я»-внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Локус контроля (лат. место). Существует два край­них типа данного понятия, предложенного американским психо­логом Д. Роттером: интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интел­ лектуальных способностей, во втором считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил помощи или давления окружения и т. п. Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чув­ ствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение опреде­ ляется внутренней стратегией. В итоге человек может восприни­ мать социальные проблемы как нормальное явление и быть впол­ не адаптированным к ним, и наоборот. Поэтому оценивать содер­ жание социализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям, а с точки зрения мировых стан­дартов, цивилизации и культуры, общечеловеческого образа и сти­ля жизни. Имидж - это как бы «Я»-внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Локус контроля (лат. место). Существует два край­них типа данного понятия, предложенного американским психо­логом Д. Роттером: интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интел­ лектуальных способностей, во втором считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил помощи или давления окружения и т. п. Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чув­ ствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение опреде­ ляется внутренней стратегией. В итоге человек может восприни­ мать социальные проблемы как нормальное явление и быть впол­ не адаптированным к ним, и наоборот. Поэтому оценивать содер­ жание социализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям, а с точки зрения мировых стан­дартов, цивилизации и культуры, общечеловеческого образа и сти­ля жизни.

Каждая личность формирует собственную стратегию жиз­ни общее направление, жизнеутверждения личности, устойчи­вую систему обобщенных способов преобразования текущих жиз­ненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Макросреда личности совокупность всех природных и со­циальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека Микросреда личности это та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности

Социально-психологические теории личности Существуют различные социально психологические теории личности: - американские -европейские -восточные -отечественные Психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я- концепцию»), экзистенциальные. Из них выделяют

Психоаналитический подход к пониманию личности (3. Фрейд, К. Юнг). Фрейд выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) это основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя пси­хические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытесне­ны из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали. Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряже­ния и усилению удовольствия. Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором дея­тельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствую­щие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бес­ сознательного или предсознания. Оно (Ид) это основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя пси­хические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытесне­ны из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали. Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряже­ния и усилению удовольствия. Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором дея­тельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствую­щие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бес­ сознательного или предсознания.

Юнг выделяет несколько основных (для понимания структу­ры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость. Персона это то, какими мы представляем себя миру: ха­рактер, который мы принимаем, наши социальные роли, одеж­да, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения. Эго центр сознания, он создает ощущение последовательно­сти и направления в нашей сознательной жизни. Тень центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или про­тиворечащие социальным стандартам и идеалам. Анима и Анимус идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом нахо­дятся под влиянием этих архетипов. Самость центральный архетип порядка и целостности лич­ности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно про­тивостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целост­ность, которая и есть самость. Персона это то, какими мы представляем себя миру: ха­рактер, который мы принимаем, наши социальные роли, одеж­да, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения. Эго центр сознания, он создает ощущение последовательно­сти и направления в нашей сознательной жизни. Тень центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или про­тиворечащие социальным стандартам и идеалам. Анима и Анимус идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом нахо­дятся под влиянием этих архетипов. Самость центральный архетип порядка и целостности лич­ности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно про­тивостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целост­ность, которая и есть самость.

Ролевая теория личности. Г. Ку­ли, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и др Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе мно­жества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов: того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую одежду); того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая одежда); того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду так одеваться). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе мно­жества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов: того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую одежду); того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая одежда); того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду так одеваться). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Дж. Мид в своих работах показал, что процесс усвоения социальных ролей начинается еще в детстве и проходит в три этапа: -имитация, когда ребенок подражает поведению взрослых, не понимая смысла своих действий; - индивидуальная игра, когда ребенок в ходе индивидуальной игры осваивает первые социальные роли (играя в «дочки- матери», усваивает социальную роль «родитель», играя в «доктора» или «магазин», усваивает профессиональны роли и т.д.), понимает смысл поведения, импровизирует отрабатывает варианты действий; - групповая игра, когда человек, включаясь в коллективную игру (футбол, волейбол, и т.д.), учится ориентироваться на мнение группы. Здесь отрабатывается на малом социальном масштабе смысловое содержание понятий «норма» «санкция». Правила игры прообраз законодательной базы, мнение группы играющих прообраз общественного мнения, которое расценивается человеком как мнение «значимого другого». В ходе игры ребенок понимает, что нельзя не учитывать мнения «значимого другого». Таким образом, групповая игра готовит ребенка к взрослой жизни. Дж. Мид в своих работах показал, что процесс усвоения социальных ролей начинается еще в детстве и проходит в три этапа: -имитация, когда ребенок подражает поведению взрослых, не понимая смысла своих действий; - индивидуальная игра, когда ребенок в ходе индивидуальной игры осваивает первые социальные роли (играя в «дочки- матери», усваивает социальную роль «родитель», играя в «доктора» или «магазин», усваивает профессиональны роли и т.д.), понимает смысл поведения, импровизирует отрабатывает варианты действий; - групповая игра, когда человек, включаясь в коллективную игру (футбол, волейбол, и т.д.), учится ориентироваться на мнение группы. Здесь отрабатывается на малом социальном масштабе смысловое содержание понятий «норма» «санкция». Правила игры прообраз законодательной базы, мнение группы играющих прообраз общественного мнения, которое расценивается человеком как мнение «значимого другого». В ходе игры ребенок понимает, что нельзя не учитывать мнения «значимого другого». Таким образом, групповая игра готовит ребенка к взрослой жизни.

Социальный статус это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и вовне неком облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знак социальной принадлежности). Социальный статус это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальный статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и вовне неком облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знак социальной принадлежности).

Р. Мертон ввел понятие «статусный набор», которое применя­ется для обозначения всей совокупности статусов данного челове­ка. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный, или интегральный, статус, характерный для данного индивида. главным для жизнедеятельности че­ловека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения лич­ности.

Выделяют социально-групповой и личный статус человека Социально-групповой статус это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой со­ циальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, про­ фессии и т.д.). Личный статус это положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе свер­ стников и т.д.). Предписанный статус определяется как навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д. Достигаемый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения. Социальная роль – это модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Социально-групповой статус это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой со­ циальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, про­ фессии и т.д.). Личный статус это положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе свер­ стников и т.д.). Предписанный статус определяется как навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д. Достигаемый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения. Социальная роль – это модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Бихевиористский подход к пониманию личности. Б. Скиннер определяет личность как сумму паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций Б. Скиннер предложил модель оперантного поведения на­граждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реак­ций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляю­щие стимулы регулируют поведение и управляют им. Б. Скиннер определяет личность как сумму паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций Б. Скиннер предложил модель оперантного поведения на­граждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реак­ций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляю­щие стимулы регулируют поведение и управляют им.

Понимание личности с позиций гуманистической психологии. К. Роджерс при рассмотрении личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу, основной мотив поведения личности стремление к самоактуализацш Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь более удовлетворяющей ее. Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении пре­пятствий в личной и социальной жизни. Ей более свойственны открытость, опора на себя, а не инертность, не защитные психо­логические реакции. Самоактуализация личности происходит и в межличностном общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания могут привести к более тесному психологическому взаимо­действию. При этом общение является более согласованным тог­да, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения. Конгруэнтность означает точное «соответствие опыта, знания и сообщения». Чем больше партнер А воспринимает общение со стороны партнера В как соответствие опыта, осознания и сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности К. Роджерс при рассмотрении личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу, основной мотив поведения личности стремление к самоактуализацш Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь более удовлетворяющей ее. Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении пре­пятствий в личной и социальной жизни. Ей более свойственны открытость, опора на себя, а не инертность, не защитные психо­логические реакции. Самоактуализация личности происходит и в межличностном общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания могут привести к более тесному психологическому взаимо­действию. При этом общение является более согласованным тог­да, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения. Конгруэнтность означает точное «соответствие опыта, знания и сообщения». Чем больше партнер А воспринимает общение со стороны партнера В как соответствие опыта, осознания и сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности

А. Маслоу описывает пути самоактуализации индивида: Полное и беззаветное переживание жизненной ситуации повышенным сознаванием и интересом. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на возникающие вопросы надо искать внутри себя. Развитие способности «лучшего жизненного выбора», умение верить своим суждениям и интуиции, действовать в соответствии с ними. Развитие своих потенциальных возможностей. Стремление к «пику переживания», когда мы полнее сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно. Обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них. Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерар­хии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низ­ ших к высшим. Полное и беззаветное переживание жизненной ситуации повышенным сознаванием и интересом. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на возникающие вопросы надо искать внутри себя. Развитие способности «лучшего жизненного выбора», умение верить своим суждениям и интуиции, действовать в соответствии с ними. Развитие своих потенциальных возможностей. Стремление к «пику переживания», когда мы полнее сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно. Обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них. Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерар­хии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низ­ ших к высшим.

Когнитивный подход к пониманию личности Джордж Келли Свою концепцию личности Д. Келли назвал теорией личнос­тных конструктов. Она рассматривает человека как ученого-ис­ следователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных систем моде­лей интерпретации действительности. Келли обозначил их как «личностные конструкты». По своему содержанию личностный конструкт это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать свой опыт

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существования. (Представителями экзистенциальной психологии можно считать В. Дильтея, Э. Фромма, В. Франкла и др) В поисках смысла человек направляет свою совесть. Совесть орган смысла. Эту способность Франкл называет самотрансценденцией человека. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существования. (Представителями экзистенциальной психологии можно считать В. Дильтея, Э. Фромма, В. Франкла и др) В поисках смысла человек направляет свою совесть. Совесть орган смысла. Эту способность Франкл называет самотрансценденцией человека.

ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТЕЙ 1. Физические типологии Попытки классификации людей по их физическому типу предпринимаются со времен Гиппократа. Здесь врачи соперничают с философами, антропологами, художниками и поэтами, и каждый из них пользуется различной и часто загадочной терминологией. Все такие типологии выделяют, в сущности, два основных типа, между которыми иногда вводят третий, про­межуточный. 1. Физические типологии Попытки классификации людей по их физическому типу предпринимаются со времен Гиппократа. Здесь врачи соперничают с философами, антропологами, художниками и поэтами, и каждый из них пользуется различной и часто загадочной терминологией. Все такие типологии выделяют, в сущности, два основных типа, между которыми иногда вводят третий, про­межуточный.

а) Типология Кречмера Кречмер различает три оснрвных типа: пикник-циклотимик, характеризующийся преобла­ данием поперечных измерений. Это «широкий- тяжелый» человек, одной из черт которого является циклоидия, или недостаточная эмоциональная устойчивость. Ему часто присуще чувство товарищества, коллекти­визм и проекция на других; астеник-шизотимик, характеризующийся преобладанием вертикальных измерений. У людей этого шизоидного типа контакт с людьми и вещами, как правило, ограничен. Им свойственно некоторое самодовольство и недостаточный реализм; атлетик-иксотимик-это крепкий, костистый че­ловек со спокойным характером, однако способный неожиданно «взрываться». а) Типология Кречмера Кречмер различает три оснрвных типа: пикник-циклотимик, характеризующийся преобла­ данием поперечных измерений. Это «широкий- тяжелый» человек, одной из черт которого является циклоидия, или недостаточная эмоциональная устойчивость. Ему часто присуще чувство товарищества, коллекти­визм и проекция на других; астеник-шизотимик, характеризующийся преобладанием вертикальных измерений. У людей этого шизоидного типа контакт с людьми и вещами, как правило, ограничен. Им свойственно некоторое самодовольство и недостаточный реализм; атлетик-иксотимик-это крепкий, костистый че­ловек со спокойным характером, однако способный неожиданно «взрываться».

б)Типология Шелдона Физическая типология Шелдона является наиболее распространенной. Она предполагает три основных типа, связанных с тремя слоями клеток эмбриона: -эндодерма, из которой образуются органы пи­щеварения; -мезодерма, из которой состоят кости, мышцы и легкие; -эктодерма, из которой образуются кожа, волосы, ногти, нервная система и мозг. Согласно Шелдону, каждый из этих слоев участвует в формировании человека, но один из них является преобладающим. Исходя из этого, он различает три основных типа: -эндоморфный: человек этого типа имеет большой живот, сильно развитые внутренние органы, слабые и короткие конечности. Это общительный и покладис­тый человек; -мезоморфный: могучее телосложение, грудь ко­лесом, развитые члены, широкие ладони и ступни. Неспокойный и агрессивный человек; - эктоморфиый: худой и высокий, с очень развитой нервной системой. Заторможенный и интровертный. б)Типология Шелдона Физическая типология Шелдона является наиболее распространенной. Она предполагает три основных типа, связанных с тремя слоями клеток эмбриона: -эндодерма, из которой образуются органы пи­щеварения; -мезодерма, из которой состоят кости, мышцы и легкие; -эктодерма, из которой образуются кожа, волосы, ногти, нервная система и мозг. Согласно Шелдону, каждый из этих слоев участвует в формировании человека, но один из них является преобладающим. Исходя из этого, он различает три основных типа: -эндоморфный: человек этого типа имеет большой живот, сильно развитые внутренние органы, слабые и короткие конечности. Это общительный и покладис­тый человек; -мезоморфный: могучее телосложение, грудь ко­лесом, развитые члены, широкие ладони и ступни. Неспокойный и агрессивный человек; - эктоморфиый: худой и высокий, с очень развитой нервной системой. Заторможенный и интровертный.

2. Психофизиологическая типология Павлова Павлов различает четыре типа: уравновешенный, возбудимый, тормозной и инертный. Уравновешенный: в проблемных ситуациях реа­ гирует адекватно, позитивно и конструктивно. Хорошо обучается, способен подавлять свои реакции. Возбудимый : легко приобретает активные навыки. Тормозной: с трудом усваивает активные навыки и легко - навыки, связанные с торможением. Инертный: малоспособный к приобретению на­выков Павлов различает четыре типа: уравновешенный, возбудимый, тормозной и инертный. Уравновешенный: в проблемных ситуациях реа­ гирует адекватно, позитивно и конструктивно. Хорошо обучается, способен подавлять свои реакции. Возбудимый : легко приобретает активные навыки. Тормозной: с трудом усваивает активные навыки и легко - навыки, связанные с торможением. Инертный: малоспособный к приобретению на­выков

3. Психоаналитическая типология Эта типология различает пять основных типов: - оральный, характеризующийся сильной зависи­мостью от других. Пассивная установка человека это­го типа может сопровождаться такими чертами, КАК жадность или чрезмерная щедрость, болтливость и т.д. -анальный, основными тремя чертами которого являются бережливость, упрямство и любовь к по­рядку; -уретральный, характеризующийся честолюбием и духом соперничества в сочетании со стыдливостью; фаллический, характеризующийся решительностью, уверенностью в себе и целеустремленностью; генитальный, или уравновешенный. Юнг разработал более простую классификацию, основанную главным образом на установке индивида по отношению к окружающему миру. Он различает интровертов и экстравертов, из которых первый об­ращен вовнутрь, а второй проявляет интерес преимущественно к внешнему миру. Эта типология различает пять основных типов: - оральный, характеризующийся сильной зависи­мостью от других. Пассивная установка человека это­го типа может сопровождаться такими чертами, КАК жадность или чрезмерная щедрость, болтливость и т.д. -анальный, основными тремя чертами которого являются бережливость, упрямство и любовь к по­рядку; -уретральный, характеризующийся честолюбием и духом соперничества в сочетании со стыдливостью; фаллический, характеризующийся решительностью, уверенностью в себе и целеустремленностью; генитальный, или уравновешенный. Юнг разработал более простую классификацию, основанную главным образом на установке индивида по отношению к окружающему миру. Он различает интровертов и экстравертов, из которых первый об­ращен вовнутрь, а второй проявляет интерес преимущественно к внешнему миру.

4. Типология Хейманса-Ле Сенна - Эмоциональность (обозначаемая как Э+ или Э-). Речь идет о том, с какой легкостью данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоцию или чувство). У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т.д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие реагируют менее быстро, бесстрастно. О таких говорят: «Их ничем не проймешь». Не следует смешивать людей бесстрастных с теми, чья эмоциональность носит внутренний характер. Она тем более важна, что не выражается вовне. Внимательный человек, однако, может часто судить о ней по некоторым признакам (краска на лице, бледность, молчание, дрожь и т.д.). - Эмоциональность (обозначаемая как Э+ или Э-). Речь идет о том, с какой легкостью данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоцию или чувство). У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т.д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие реагируют менее быстро, бесстрастно. О таких говорят: «Их ничем не проймешь». Не следует смешивать людей бесстрастных с теми, чья эмоциональность носит внутренний характер. Она тем более важна, что не выражается вовне. Внимательный человек, однако, может часто судить о ней по некоторым признакам (краска на лице, бледность, молчание, дрожь и т.д.).

Активность (обозначаемая А+ или А-) Активность - это потребность в действии, в осуществлении плана или замысла. Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Им нравится быть чем-то занятыми, и они всегда находят себе занятие. Они быстро принимают решение. Их не пугают трудности, и их нелегко привести в уныние. О таких говорят: «Выгонят в дверь, лезут в окно». Но есть и другие, которым нужно долго думать, прежде чем начать действовать, и даже такие, кого действие парализует. На обдумывание задачи они тратят больше энергии, чем на ее решение. Однако такие люди не обязательно ленивы. Активность - это потребность в действии, в осуществлении плана или замысла. Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Им нравится быть чем-то занятыми, и они всегда находят себе занятие. Они быстро принимают решение. Их не пугают трудности, и их нелегко привести в уныние. О таких говорят: «Выгонят в дверь, лезут в окно». Но есть и другие, которым нужно долго думать, прежде чем начать действовать, и даже такие, кого действие парализует. На обдумывание задачи они тратят больше энергии, чем на ее решение. Однако такие люди не обязательно ленивы.

Первичность и вторичность (обозначаемые как П и В) Наши мнения, чувства и цели, которые мы преследуем, могут оказывать на нас более или менее длительное влияние. Некоторые люди долго остаются под впечатлением пережитого. Они похожи на аккумуляторы, которые сильно «заряжаются», но мало «разряжаются». Они надолго остаются под впечатлением, например, приведшей их в ярость ситуации. Они не скоро забывают нанесенную им обиду, долго переживают утрату дорогого существа или испытывают волнение при воспоминании об удаче или счастливом случае.Их настроение чаще всего бывает ровным. Редко их можно видеть в подавленном состоянии, не часто и в слишком приподнятом. Они редко сердятся, но, когда чаша терпения переполняется, гнев их бывает страшен. Они верны своим привязанностям, принципам и привычкам. Они мало меняются, и им трудно навязать новую точку зрения. Они могут работать ради достижения отдаленных целей: они упорны и терпеливы. Это так называемые «вторичные». Другие люди, напротив, недолго остаются под впечатлением пережитого или под влиянием своих чувств. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Они живут настоящим и в отличие от «вторичных» не погружены в прошлое или будущее. Поэтому они без труда приспосабливаются к обстановке. Таких людей называют «первичными». Если они видят, что не могут быстро достичь желаемого, они быстро отказываются от своей цели или идеи

Составляя различные комбинации из Эмоциональности, Активности и Первичности- вторичности, получаются восемь основных типов: 1 Э+, А-,П: Нервный Сильная и беспорядочная эмоциональность. Неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Легко примиряется. У него живой, но неметодичный ум, импульсивная, неровная и непостоянная активность. Нервный человек чувствителен, но его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда его желание совпадает с необходимостью, то есть время от времени. Сильный и возбудимый, он постоянно находится в поисках новых и сильных ощущений. Ему неуютно в семейном кругу, и поэтому он нуждается в многочисленных и разнообразных друзьях вне дома. Он мало считается с прошлым и говорит и делает, то, что ему удобно в данный момент. Поэтому он расположен ко лжи. Он подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям. Недоверчив, ибо легко допускает, что другие поступают также как он. Доволен собой и любит, когда другие подтверждают это его представление. Его влияние на группу весьма слабо. Что касается работы, то его следует держать в рамках, указывать как и что делать и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд. 1 Э+, А-,П: Нервный Сильная и беспорядочная эмоциональность. Неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Легко примиряется. У него живой, но неметодичный ум, импульсивная, неровная и непостоянная активность. Нервный человек чувствителен, но его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда его желание совпадает с необходимостью, то есть время от времени. Сильный и возбудимый, он постоянно находится в поисках новых и сильных ощущений. Ему неуютно в семейном кругу, и поэтому он нуждается в многочисленных и разнообразных друзьях вне дома. Он мало считается с прошлым и говорит и делает, то, что ему удобно в данный момент. Поэтому он расположен ко лжи. Он подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям. Недоверчив, ибо легко допускает, что другие поступают также как он. Доволен собой и любит, когда другие подтверждают это его представление. Его влияние на группу весьма слабо. Что касается работы, то его следует держать в рамках, указывать как и что делать и не бояться идти с ним на столкновение, так как он легко соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд.

2.Э+, А-,В: Сентиментальный Сентиментальный человек тоже наделен большой чувствительностью, но если нервный быстро отвлекается от своих впечатлений, радостей или огорчений, то сентиментальный долго их переживает, помнит о них и постоянно к ним возвращается.Это глубокая мечтательная постоянная натура. Он любит одиночество и довольствуется одним или двумя товарищами. Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом. "Вторичность" сентиментального обуславливает, что он глубоко переживает все, что с ним происходит, все, что ему говорят. Перемены в его настроении медленны, но глубоки. Он не является рабом событий и пытается трезво их оценить. Он редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое и думает о будущем. Верен своим привычкам, не любит перемен. Учитывая сказанное, а также сильную эмоциональность сентиментального, следует вести себя с ним с большой осторожностью. Грубое обращение – лучший способ заставить его замкнуться в себе еще больше. Сентиментальный человек тоже наделен большой чувствительностью, но если нервный быстро отвлекается от своих впечатлений, радостей или огорчений, то сентиментальный долго их переживает, помнит о них и постоянно к ним возвращается.Это глубокая мечтательная постоянная натура. Он любит одиночество и довольствуется одним или двумя товарищами. Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом. "Вторичность" сентиментального обуславливает, что он глубоко переживает все, что с ним происходит, все, что ему говорят. Перемены в его настроении медленны, но глубоки. Он не является рабом событий и пытается трезво их оценить. Он редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое и думает о будущем. Верен своим привычкам, не любит перемен. Учитывая сказанное, а также сильную эмоциональность сентиментального, следует вести себя с ним с большой осторожностью. Грубое обращение – лучший способ заставить его замкнуться в себе еще больше.

3.Э+, А+,П: Деятельный, бурный Благодаря своей "Первичности" этот характер отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью и полной свободой. Его аффективность приобретает иногда неистовый характер. Это импульсивный, увлекающийся человек, смешивающий часто независимость с анархией. Он услужлив, с сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Откровенен, но переменчив. Жизнерадостен и всегда пребывает в хорошем настроении. Натура яркая, душа общества и фантазер. Но может быть и грубым. Его не пугают препятствия, он умеет их обходить благодаря своей изобретательности. Хвастун, он любит все приукрасить. Доверчив, некапризен, незлопамятен. Он охотно участвует в общественном деле и выполняет все что требуется. Ему необходимо чувствовать симпатию даже в упреках. Не следует публично упрекать и унижать его не потому, что он будет долго переживать, а потому, что можно вызвать бурное возмущение. Он способен взяться за работу "засучив рукава", но надо постоянно поддерживать его интерес к ней. Именно такому характеру следует поручать такую, хотя и не показную, работу, которая, однако, должна быть выполнена без промедления. Надо пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако о его легкой отвлекаемости. Благодаря своей "Первичности" этот характер отличается большой силой, отвагой, предприимчивостью и полной свободой. Его аффективность приобретает иногда неистовый характер. Это импульсивный, увлекающийся человек, смешивающий часто независимость с анархией. Он услужлив, с сочувствием относится к другим и не скрывает своих симпатий. Откровенен, но переменчив. Жизнерадостен и всегда пребывает в хорошем настроении. Натура яркая, душа общества и фантазер. Но может быть и грубым. Его не пугают препятствия, он умеет их обходить благодаря своей изобретательности. Хвастун, он любит все приукрасить. Доверчив, некапризен, незлопамятен. Он охотно участвует в общественном деле и выполняет все что требуется. Ему необходимо чувствовать симпатию даже в упреках. Не следует публично упрекать и унижать его не потому, что он будет долго переживать, а потому, что можно вызвать бурное возмущение. Он способен взяться за работу "засучив рукава", но надо постоянно поддерживать его интерес к ней. Именно такому характеру следует поручать такую, хотя и не показную, работу, которая, однако, должна быть выполнена без промедления. Надо пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая, однако о его легкой отвлекаемости.

4.Э+, А+,В: Страстный Это люди одной идеи, которые отдаются своей работе со всей своей неизменной страстью. Любят порядок. Их реакции решительные, но не взрывные, разве только в том случае, когда их порывы слишком долго и часто сдерживались. Тогда они разряжаются справедливым гневом. Их ум быстр и надежен. Удачу переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений. Поэтому при назначении на руководящую должность человека, имеющего такой характер, следует предварительно – во избежание конфликта – удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум таким людям, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению. Это люди одной идеи, которые отдаются своей работе со всей своей неизменной страстью. Любят порядок. Их реакции решительные, но не взрывные, разве только в том случае, когда их порывы слишком долго и часто сдерживались. Тогда они разряжаются справедливым гневом. Их ум быстр и надежен. Удачу переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений. Поэтому при назначении на руководящую должность человека, имеющего такой характер, следует предварительно – во избежание конфликта – удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией начальства. Не следует также поручать одно и то же дело двум таким людям, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению.

5.Э-, А+,П: Сангвиник Этот тип весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Это – делец. Он маловозбудим и "первичен", а потому спокоен и смел. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность. Его рассудок ясен и открыт для любых проблем. К порученному делу он относится с большой ответственностью.

6.Э-, А+,В: Флегматик Наиболее заметной чертой этого характера является, скорее всего, его холодность и, как следствие исключительное спокойствие. Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно, прохладно и лишено всяких эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество. Не разговорчив и сводит беседу к выяснению главного. Иногда, когда бывает в ударе, позволяет себе бесстрастно пошутить. Он верен себе и своему кругу. Солгать может лишь в исключительных случаях. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Любит чистоту, любовь к ней может стать настоящей манией и превратиться в педантизм. Не боится работать с полной отдачей, но лишь тогда, когда ему это выгодно. Ум его работает медленно, но надежно, потому что эта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего. Флегматика можно убедить только доводами. Надо помогать ему избавиться от одиночества. Его лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подготовительный период. Здесь весьма полезными оказываются его организаторские способности, спокойствие и уравновешенностью Наиболее заметной чертой этого характера является, скорее всего, его холодность и, как следствие исключительное спокойствие. Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно, прохладно и лишено всяких эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество. Не разговорчив и сводит беседу к выяснению главного. Иногда, когда бывает в ударе, позволяет себе бесстрастно пошутить. Он верен себе и своему кругу. Солгать может лишь в исключительных случаях. В работе любит порядок и выполняет ее спокойно и методично. Любит чистоту, любовь к ней может стать настоящей манией и превратиться в педантизм. Не боится работать с полной отдачей, но лишь тогда, когда ему это выгодно. Ум его работает медленно, но надежно, потому что эта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего. Флегматика можно убедить только доводами. Надо помогать ему избавиться от одиночества. Его лучше всего использовать на стадии проектирования работы и в подготовительный период. Здесь весьма полезными оказываются его организаторские способности, спокойствие и уравновешенностью

7.Э-, А-,П: Аморфный или беспечный Аморфный очень инертен. Он никогда не делает больше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Он с готовностью откладывает назавтра все, что можно сделать сегодня. Его поступки лишены элементарной пунктуальности.

8.Э-, А-,В: Апатичный. Апатичный тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка. Всегда в ровном расположении духа, он получает определенное удовольствие от одиночества. Но его одиночество бедно. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы, и наиболее безразличны к другим. Само собой разумеется, что описанные выше характеры встречаются довольно редко. Это все «чистые» типы. В действительности они сочетаются друг с другом в зависимости от большей или меньшей интенсивности каждой из трех переменных. Кроме того, на эти черты характера оказывают влияние культурные, религиозные, моральные факторы, которые либо усиливают, либо ослабляют их в зависимости от обстоятельств и их требований. Апатичный тоже безразличен к тому, что делает. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную работу, требующую определенного порядка. Всегда в ровном расположении духа, он получает определенное удовольствие от одиночества. Но его одиночество бедно. Лица, наделенные таким характером, наименее услужливы, и наиболее безразличны к другим. Само собой разумеется, что описанные выше характеры встречаются довольно редко. Это все «чистые» типы. В действительности они сочетаются друг с другом в зависимости от большей или меньшей интенсивности каждой из трех переменных. Кроме того, на эти черты характера оказывают влияние культурные, религиозные, моральные факторы, которые либо усиливают, либо ослабляют их в зависимости от обстоятельств и их требований.