( задание С 2.1 в формате ГИА -2012) Презентация Соболевой Т. С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Advertisements

Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
С2.1 Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему ГИА 9 класс Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Карпенко И. В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
«Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
Готовимся к ГИА. Приемы написания вступительной части сочинения-рассуждения 1) Обобщение, связанное актуальностью предложенной темы. 2) Цепь вопросительный.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Методика работы над сочинением (задание С2.). Структура сочинения-рассуждения.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Выполнение задания С2.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс),.
Готовимся к ГИА! Задание С 2: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 9 класс.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Транксрипт:

( задание С 2.1 в формате ГИА -2012) Презентация Соболевой Т. С.

Напишите сочинение - рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова : « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления ( всего 2 примера ). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 1. Как сформулировано задание С 2.1?

Поскольку ваша задача - написать сочинение - рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей : 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод 2. Как должно быть построено сочинение ?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления - тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г. Степанова. Но это не принципиально. Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно ( помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части ). Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления. 3. Как начинать сочинение ?

Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». ***

Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это. Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это на конкретных примерах. ***

Вариант 5. Известный лингвист Г. Степанов утверждал : « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Я понимаю эти слова так : лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную ( необходимую, правильную ) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста. ***

Вариант 6. Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г. Степанова, который утверждал : « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Вариант 7. Мне созвучны слова Г. Степанова о том, что " словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста. ***

Вы можете написать собственное вступление, используя эти синонимы и речевые клише: лингвист учёный языковед автор высказывания филолог Г.Степанов утверждал считал писал рассуждал высказывание афоризм мысль утверждение суждение мнение слова изречение

справедливо верно неоспоримо бесспорно понятно Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я вынужден согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Автор убеждён, что..., и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно мнение автора о том, что... ***

докажем покажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма Я думаю, … Я считаю, … По моему мнению, … На мой взгляд, … Мне кажется, … Безусловно, … Разумеется, … Конечно, … ***

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны: 1.объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, 2. привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка. Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ: 1. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова. 2. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова. 3. Взаимосвязь лексики и грамматики. Следующие материалы будут полезны для написания основной части. 4. Как писать основную часть?

. Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, « словарь языка свидетельствует, о чём думают люди ». Вариант 2. Лексика ( словарный запас языка, который используют люди в речи ) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Это послужило известному российскому лингвисту Г. Степанову основанием для утверждения о том, что « словарь языка свидетельствует, о чём думают люди ». 1. Что такое ЛЕКСИКА ? Толкование первой части высказывания Г. Степанова

Вариант 3. Лексика ( от греч. lexikos словесный, словарный ) это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого - либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека. Вариант 4. Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека. Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли ( или чувства ), то есть отображает и выражает что - либо через свойственные лексике значения. ***

Вариант 1. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. 2. Что такое ГРАММАТИКА? Толкование второй части высказывания Г.Степанова.

Вариант 2. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») - область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена тремя смежными дисциплинами - морфологией, синтаксисом и словообразованием. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. ***

Вариант 3. Наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика, которая сочетает в себе три раздела: морфологию, синтаксис и словообразование. ***

Вариант 4. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка. изучаемый наукой грамматикой. ***

Вариант 5. Грамматика - это искусство правильно говорить и писать. Грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Вариант 6. Грамматика - это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без неё все слова были бы мёртвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя! ***

Вариант 7. Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди. Вариант 8. Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис). Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. ***

Г. Степанов говорит о единстве содержания и формы языка. Культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Связь грамматики и лексики очевидна. И словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь. Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом. 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому, лексическое не соответствует грамматическому, лексическое дополняется и уточняется грамматическим. Грамматика и лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика. О правдивости (ложности) высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г. Степанова синонимично выражению "Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит", то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего. В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность. ВЗАИМОСВЯЗЬ лексики и грамматики.

Помните о требованиях к примерам: примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению; 5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста. Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении.... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как.... В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как …. Это подтверждает наш вывод о том, что …. Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Универсальные лексические категории 1. омонимы 2. синонимы 3. антонимы 4. паронимы 6. Что такое лексические и грамматические явления?

*** Лексика активного и пассивного запаса Лексика активного и пассивного запаса 1. общеупотребительная лексика 2. диалектизмы 3. профессионализмы 4. жаргонизмы 5. арго 6. эмоционально окрашенные слова 7. архаизмыархаизмы 8. историзмыисторизмы 9. неологизмы 10. заимствованные слова 1. старославянизмы 2.традиционно-поэтические слова 3.народно-поэтические слова 4. разговорная лексика 5. просторечные слова 6. книжная лексика 7. термины 8. фразеологизмы 9. крылатые слова 10.эмоционально-экспрессивная лексика

Тропы 1. метафора 2. метонимия 3. ирония 4. гипербола 5. олицетворение 6. сравнение 7. синекдоха 8. литота 9. эпитетэпитет 10. антономасия 11. аллегория 12. перифраза 13. художественный символ ***

Стилистические фигуры Стилистические фигуры 1. градация 2. антитеза 3. оксюморон 4. лексический повторлексический повтор 5. анафора 6.эпифора

ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав ( строение ) слов и способы их образования. Морфема - это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части ( морфемы ): 1. корень 2. приставкаприставка 3. суффикссуффикс 4. окончание 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи : а ) самостоятельные имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол причастие деепричастие наречие б ) служебные предлог союз частица в ) междометия ( ой, ах и т. д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний. Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание) повествовательные, побудительные, вопросительные предложения восклицательные и невосклицательные предложения простые предложения двусоставные и односоставные предложенияодносоставные типы односоставных предложений (определённо- личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) неполные предложения распространённые и нераспространённые предложения обращения однородные члены обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) уточняющие и поясняющие члены вставные конструкции вводные слова и предложения прямая речь косвенная речь диалог сложносочинённые предложения сложноподчинённые предложения бессоюзные предложения

Синтаксические средства художественной изобразительности риторические восклицания риторический вопрос риторическое обращение параллелизм анафора эпифора инверсия эллипсис умолчание смещение синтаксических конструкций присоединительные конструкции парцелляция многосоюзие бессоюзие градация

Образец 1 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. 7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления : Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика : эпитеты « нескрываемое недоверие » ( предложение 12), « вызывающая агрессия » ( предложение 24), метафора « вынули из души ». Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления : Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения ( 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – 26, 31, 32. Из - за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём - то даже угрожающая. Образец 2

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью Образец 3

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение 12), "вклинилась в разговор" (предложение 24), "оборвала" (предложение 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения ). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев Образец 4

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини. Образец 5

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: Итак,... Следовательно,... Значит,... Таким образом,... Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что... и т.д. Помните, что они выделяются запятой! 8. О чём писать в заключении?

Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов. Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, это и хотел донести до нас языковед Г.Степанов Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают". Рассмотрим несколько образцов заключения:

Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь. Образец 6. Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел. Образец 7. Итак, лексика и грамматика помогают пишущему выразить мысль: первая - семантически, вторая - синтаксически. Образец 8. Следовательно, лексика и грамматика неразделимы. ***

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3): 1 абзац - тезис, 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления, 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления, 4 абзац - вывод. 9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово. 11. Про почерк Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда. 10. Каким должен быть объём сочинения?

УДАЧИ! ***