Предупреждение ошибок, связанных с образованием словосочетаний 1Т.Н.Самсонова. Сузун - 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из.
Advertisements

Материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку 11 класс.
Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.
Согласование определительного оборота с сочетанием слов («По письмам и мемуарам, написанными современниками А.С. Пушкина, историкам литературы с точностью.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Виды стилистических и грамматических ошибок Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ «Владимировская СОШ МОУ «Владимировская СОШ.
1. Какое утверждение является неверным? Ιв. 1) Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы. 2) Служебные части речи не изменяются. 3) Предлоги связывают.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
1 КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» МОЛОДЁЖЬ В ДЕЙСТВИИ КИЕВ МАРТ 2002 Надежда Иванова.
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания.
Лексические трудности современного русского языка. Мама песню напевала, Одевала дочку. Одевала – надевала Белую сорочку. Е. Благинина.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Для чего мы изучаем русский язык? Что изучает лексика? Что такое антонимы? Что такое синонимы? Что такое омонимы,
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Тема урока: «Варианты падежных форм дополнения при переходном глаголе с отрицанием».
Как выполнять домашнее задание.. «Садимся за уроки». Садись за уроки всегда в одно и то же время. Проветри комнату до начала занятий. Выключи радио, телевизор.
Речевые ошибки Практикум по культуре речи 2010 год.
Синтаксическая стилистика. Стилистика Стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Виды связи в словосочетаниях. Согласование подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное.
Транксрипт:

Предупреждение ошибок, связанных с образованием словосочетаний 1Т.Н.Самсонова. Сузун

Характер ошибки Пример неправильного употребления слова Пример правильного употребления слова 1. Нарушение смысловой точности Жилые комплексы возникнут в новых районах. Жилые комплексы будут построены в новых районах. 2. Нарушение лексической сочетаемости слов. Успехи сына причинили матери радость. Успехи сына доставили матери радость. 3. Смешение паронимов Он принимал желательное за действительное. Он принимал желаемое за действительное. 4. Пропуск слова Девочка нянчила младшего брата, хотя шёл только десятый год. Девочка нянчила младшего брата, хотя ей шёл только десятый год. 5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов) Катерина заранее предчувствует свою гибель. Катерина предчувствует свою гибель. 2Т.Н.Самсонова. Сузун

Характер ошибки Пример неправильного употребления слова Пример правильного употребления слова 6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия) Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса. Для работы в вузе студентов необходимы преподаватели высокого класса. 7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии) Мальчик точно пересказал содержание рассказа. Мальчик точно пересказал содержание прочитанного (услышанного). 8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам. Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам. 9. Неоправданное использование речевых штампов. При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши. При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши. 3 Т.Н.Самсонова. Сузун

Характер ошибки Пример неправильного употребления слова Пример правильного употребления слова 10. Неоправданное изменение состава фразеологизма. Контаминация (смешение) различных фразеологизмов. Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию. Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию. 11. Ошибки в управлении. Поезда будут следовать согласно расписания. Поезда будут следовать согласно расписанию. 12. Алогизм (соединение несовместимых понятий). Благодаря высокой температуре я потерял сознание. Из-за высокой температуры я потерял сознание. 13. Неточный подбор синонима. На грядущей неделе начнём заниматься. На будущей (следующей) неделе начнём заниматься. 4 Т.Н.Самсонова. Сузун

Характер ошибки Пример неправильного употребления слова Пример правильного употребления слова 14. Неудачный оксюморон (новое понятие на основе соединения антонимов). Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо. 15. Неудачное использование омонимов. Футболисты ушли с поля без голов. Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола. 5 Т.Н.Самсонова. Сузун

Выберите один из синонимов Т.Н.Самсонова. Сузун (Началась, наступила) Великая Отечественная война. 2. В темноте трудно было (разглядеть, рассмотреть) тропинку. 3.(Рубежи, границы) заставы находятся под защитой. 4. Всех удивил (скоропостижный, неожиданный) отъезд товарища. 5. Я хочу (кушать, есть). 6.(Ланиты, щёки) девушки покраснели от возмущения, в глазах (заискрились, заблестели) слезы. 7.(Пожилая, старая) лошадь стояла у забора. 8. Страница была исписана (некрупным, мелким) и чётким почерком. 9. Первый семестр был (большим, серьёзным) испытанием для первокурсников. 10. Учащиеся школы (одержали, завоевали) не одну победу на соревнованиях.

Исправьте ошибки в словоупотреблении, объясните их характер. Т.Н.Самсонова. Сузун Оформление аудитории плодотворно влияет на учащихся. Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты. При встрече с нею я испытывал особые чувства. Меня всегда поражала её способность менять своё обличение. Торговый комплекс, пляж и автостоянка были как на ладони. Аудитория встретила докладчика долгими и продолжительными аплодисментами. Мне без труда удалось решить эти трудные проблемы. Спортивная школа пока ещё не имеет своего помещения. Объяснения были общи, неконкретны. При проверке вскрылись отрицательные стороны неудовлетворительного состояния авто­ базы. Необходимо обеспечить своевременный контроль, проверку исполнения решения. Мы готовились к экзаменам завернув рукава. На наш взгляд, первым должен был предстать пред белые очи комиссии Серёга: он был самым знающим, бодро стоял на ногах. К всеобщему удивлению, он с шумом провалился. Серёге было так обидно, кричал навзрыд.

Исправьте ошибки в словоупотреблении, объясните их характер. Т.Н.Самсонова. Сузун Девушка конфиденциально призналась подруге, что пере­ менила имя Катя на Кармен, потому что последнее более импонирует ее внешности. Открытие сыграет должный эффект в развитии науки. Вопреки сводки о погоде, день был ясным. В настоящий сборник вошло более сто двадцать пять стихотворении. Молодые барды часто собирались у памятника Высоцкого. Благодаря обильным дождям всходы были слабые. Эту фразу надо оставить. Я просмотрел эти строки. Аборигенами Америки являются индийцы. Я одел жокей­ ский костюм, надел на коня попону и отправился на ипподром. Несоизмеримое значение имеет фактор отсутствия необходимых средств. Администрация завода сразу же уцепилась за ценного специалиста. Отправляясь на совещание в РУНО, директор прихватил с собой завуча.

16. Управление при синонимических и однокоренных словах, обычно глаголах, в тех случаях, когда они требуют употребления разных падежей. Т.Н.Самсонова. Сузун изучать что заниматься чем ; понимать что отдавать себе отчёт в ч ё м ; интересоваться чем проявлять интерес к чему ; быть недовольным чем разочаровываться в ч ё м ; делать выговор кому за что упрекать кого в ч ё м ; извещать кого сообщать кому ; беспокоиться о к о м - ч ё м тревожиться за кого что; вера во чтоуверенность в чём ; обидеться на что обижен ч е м ; обрадоваться ч е м у обрадован чем ;

16. Управление при синонимических и однокоренных словах, обычно глаголах, в тех случаях, когда они требуют употребления разных падежей. Т.Н.Самсонова. Сузун обращать внимание на что уделять внимание чему ; опираться на что базироваться на чём ; отзыв о чем рецензия на что ; отчитаться в ч е м сделать отчёт о чём ; полный чего наполненный чем ; препятствовать чему тормозить что ; различать что и что отличать что от чего ; рассердиться на что рассержен чем ; уплатить за что оплатить что ; предостеречь от чего предупредить о ч ё м ; удивляться чему удивлен чем ; писать о ч ё м описывать что ; быть участником чего участвовать в чём и т. д.

Т.Н.Самсонова. Сузун Незнание норм управления приводит к нередким в устной речи контаминациям двух подобных оборотов (т. е. смешению сходных в лексическом значении слов), например: коснулся о проекте (под влиянием говорил, сообщил, рассказывал); за молодёжью принадлежит будущее (под влиянием молодёжи принадлежит...); Симонов больше описывает о массе (под влиянием рассказывает, говорит); бывают этим рады (под влиянием довольны); они начинают думать к организованной эвакуации (под влиянием готовиться). Исправить подобные ошибки можно двумя способами: 1. Сохранить управляющее слово и заменить падеж (описывает массу), 2. Оставить падеж и подыскать синоним, требующий этого надежа (сообщает, пишет, говорит о массе).

17. Ошибки в конструкциях с двумя глаголами. Т.Н.Самсонова. Сузун Для избежания ошибок необходимо при одном глаголе употреблять существительное, а при другом местоимение, например: Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор. Композитор знакомится с фольклором и внимательно изучает его. Мы любим и гордимся Родиной. Мы любим Родину и гордимся ею. Мы познакомились и внимательно изучили тесты. Мы познакомились с тестами и внимательно изучили их. Научная работа требует умелого подбора и тонких наблюдений над фактами, Научная работа требует умелого подбора фактов и тонких наблюдений над ними. Сначала он не мог оценить и разобраться во всей сложности жизни. Сначала он не мог оценить всей сложности жизни и разобраться в ней.

18. В результате совпадений форм разных падежей или разных значений формы одного падежа возникают омонимические выражения, затрудняющие понимание смысла. Т.Н.Самсонова. Сузун Во избежание этого следует перестроить предложения, например: Чтение Тургенева продолжалось около часа. (Читал Тургенев или читали его произведения?) Чтение произведений Тургенева продолжалось около часа. Тургенев продолжал чтение около часа. Девочка несколько раз перечитывала письмо матери. ( От матери, для матери, к матери?) Девочка несколько раз перечитывала матери письмо (...написанное матери,...написанное матерью).

19. Омонимия управления и согласования. Т.Н.Самсонова. Сузун Во избежание двусмысленности предложение необходимо перестроить, например: Сестра Валерия отвечала тихо, но твёрдо. (Сестра человека по имени Валерий или женщина по имени Валерия?) Валерия отвечала тихо, но твёрдо. Его сестра отмечала тихо, но твёрдо. Что показывают данные обследования? (Данные материалы или данные = эти?) - Что показывают эти обследования? Что показывают материалы (результаты) обследования?

20. Скопление падежей. Т.Н.Самсонова. Сузун А. М. Пешковский приводит созданную в целях эксперимента фразу, в которой нелегко разобраться: Дом племянника жены кучера брата доктора. Несомненно, в целях комизма Л. Н. Толстой дает нарочито трудное для понимания сочетание восьми родительных падежей: Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то ЖЕ покойное и приятное место помощника начальника штаба второго корпуса («Война и мир»).

21. Употребление географических названий в словосочетаниях Т.Н.Самсонова. Сузун Названия городов, сёл и деревень, как правило, согласуются в падеже со словами город, село, деревня, например: В городе Калинове, у деревни Салтыковки, за селом Бородином. 2. Согласуются также название со словом река, например: У реки Волги. 3. Остальные географические наименования (названия озер, островов, полуостровов, заливов, гор, планет, станций и т. д.), как правило, не согласуются в падеже с соответствующими словами и сохраняют начальную форму, например: До планеты Венера, в пустыне Сахара.

Составьте словосочетания со связью управления; зависимые слова, заключенные в скобки, употребите в необходимой падежной форме. Т.Н.Самсонова. Сузун Изучать заниматься (пр..кладная математика). 2. Интересоваться проявлять интерес (старинные пр..да-ния). 3. Понимать отдавать себе отчёт (пр..чины пр..ступления). 4. Делать выговор упрекать (пр..пирательство из-за пустяков). 5. Быть недовольным разочаровываться (пр..лежание ученика). 6. Извещать сообщать (пр..зидент). 7. Вера уверенность (пр..нципиальность, пр..емник). 8. Обидеться обижен (несправедливые притязания). 9. Обрадоваться обрадован (пр..красные результаты). 10. Обращать внимание уделять внимание (пр..ватизация предпр..ятия).

Использованные ресурсы Т.Н.Самсонова. Сузун Хлебинская Г.Ф. Русский язык, 11 класс. Синтаксис простого и сложного предложения: Учеб.пособие для общеобразоват.учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.