Управление современным уроком в условиях ФГОС. Чистякова Н.М. зам. директора по УР 16.09.14.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Advertisements

Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Презентация к уроку по теме: Современный урок в условиях реализации ФГОС
«Новая школа», построенная на новых ФГОС будет учить детей применять полученные знания и в практических ситуациях ставить цели, искать информацию, делать.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
Технология проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС начального общего образования Хоружева Ирина Александровна МБОУ СОШ 155 г.о.Самара.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Урок как основная форма организации учебной деятельности.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Как учить? Чему учить? Ради чего учить?. Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типа Объявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению» В.Г. Белинский Гультяева Т.В. учитель начальных классов.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Технологическая карта учебный год. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ или что необходимо уметь ребенку в современном обществе?
Современный урок в условиях реализации ФГОС Учитель МОУ НОШ 1 Федорцова М.А. ФГОС.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Транксрипт:

Управление современным уроком в условиях ФГОС. Чистякова Н.М. зам. директора по УР

Этапы развития общества Индустриальное общество Постиндустриальное общество = Информационное общество Общество, в котором основной производительной силой выступают знания, информация, наука и новые интеллектуальные технологии, большинство работников заняты в сфере услуг: финансовой, транспортной и т.д. Ведущую роль приобретают наука и образование. Инновационное общество

Чему должна учить школа? базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира», единая культурная база подготовка к выбору профессии базовые навыки: –умение работать с большими объемами информации –коммуникативные навыки –креативность –способность переобучаться «модульные» навыки Школа 2020 Школа до 2010

Концепция стандарта Обучение как развитие личности Деятельностный подход Компетентностный подход Метапредметный подход

Обучение – это инструмент, дающий человеку накопить фонд знаний, большинство из которых часто остаютсят невостребованными и уходят из активной памяти в память пассивную, где и теряются Образование- это процесс свободного определения каждым учащимся своего собственного места в жизни и обучении, а соответственно, и места, которое знание должно занять в его жизни.

Личностные универсальные учебные действия личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическая ориентация. Применительно к учебной деятельности:

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. планирование прогнозирование контроль целеполагание саморегуляция оценка коррекция

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково - символические действия. Познавательные универсальные учебные действия общеучебные 1 логические учебные действия 2 постановка и решение проблемы. 3

в том числе чтение и работа с информацией Коммуникативные универсальные учебные действия Click to add Title социальную компетентность; учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог ; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; Click to add Title 6 строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

УРОК- это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников

Принципы управления учебным процессом Планирование Организация Реализация и контроль Коррекция Анализ

Анализ традиционного и современного урока Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа (в условиях ФГОС нового поколения) Объявление темы урока Сообщение целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итог урока Домашнее задание

Анализ традиционного и современного урока Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа (в условиях ФГОС нового поколения) Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют контроль (применение формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы контроля и взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполнения работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводит рефлексию Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Главное отличие двух типов уроков – деятельность учителя и учащихся « Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» Ушинский К.Д.

Что является методологической основой ФГОС НОО? Системно-деятельностный подход- это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Психологический словарь Учебная деятельность - такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. Педагогическая психология Д.Эльконин

Структура учебной деятельности учебная цель учебные действия и операции познавательные и учебные мотивы учебная задача

Деятельностный подход к обучению Результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению

Задача учителя Организация учебной деятельности Создание и организация условий, инициирующих детское действие Развитие личности учащихся основе учебной деятельности

Быть субъектом –значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. 1. Ставит цели 2. Решает задачи 3. Отвечает за результаты Главное средство субъекта – умение учиться, т. е. учить себя.

Типы уроков в условиях ФГОС Урок изучения и первичного закрепеления знаний Урок закрепления знаний и выработка умений Урок комплексного использования знаний Урок проверки, оценки и контроля знаний

Проектирование урока 1. Тема урока 2. Определение целей и задач урока 3. Определение типа и формы урока 4. Отбор содержания учебного материала 5. Определение методических приемов урока 6. Выбор форм организации деятельности учащихся 7. Определение способов контроля 8. Продумывание оценки деятельности учащихся 9. Оснащение урока необходимыми средствами обучения 10. Описание урока

Дидактическая система деятельностного подхода позволяет: Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся Увидеть себя свой педагогический подход в новой системе обучения Переходить к новому способу обучения поэтапно Повысить качество обучения Работать по дидактическим комплектам, включенным в федеральный перечень Включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне Обеспечить достаточную полноту и качество формирования УУД.

Организация деятельности учеников на уроке происходит через: Целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников Конструирование содержания образования Совершенствование форм и методов обучения Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Структура урока при системно - деятельностном подходе 1 этап эмоционального настроя 2 этап актуализации знаний 3 этап проблематизация 4 этап Определение границы знания и незнания 5 этап целеполагания (тема+цель) 6 этап учебная задача (Что вы хотите узнать? Зачем? Как? Какие понятия помогут ответить на этот проблемный вопрос? Какую УЗ можете себе поставить? Какие результаты сможете спланировать? На какой результат выйдите в конце урока? Чему хочешь научиться?) 7 этап открытие новых знаний 8 этап применение способа действия в нестандартной ситуации 9 этап рефлексия (какие цели ставили и чего достигли?)

Эмоц иона льны й настр ой Актуа лизац ии знани й Определение границы знания и незнания Проблемат изация Целе полаг ание (тема +цель Учебн ая задач а Открытие новых знаний Применен ие способа действия Рефл ексия Возможная структура урока при системно- деятельностном подходе Возможная структура урока при системно- деятельностном подходе

Целеполагание Традиционный подход к целеполаганию Целеполагание «от ученика»Задачи этапа урока (микроцели) ознакомить учащихся с …будут знатьузнают… вспомнят… выработать умения …будут уметьповторят… научатся… закрепить навыкприобретут навыкзакрепят… поупражняются… воспитывать интерес к предмету смогут поразмышлять … задуматься о … смогут проявить … поразмышляют… продемонстрируют… Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности. Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: Возраста ребенка Специфики учебного предмета Меры сформированности УУД учащихся Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы Предъявить противоречивые факты теории Обнажить житейское представление и предъявить научный факт Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность»

Продуктивные задания

рефлексия Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка) Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов) В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. 1. Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы: 1 этап – анализ своего настроения - анализ своих успехов 2 этап – анализ работы одноклассников 3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Нестандартные формы организации урока Уроки- путешествия Уроки – сказки Викторины КВН Интегрированные уроки Мультимедийные уроки Уроки с элементами мультимедиа Уроки с использованием интерактивных технологий обучения

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативна я Регулятивная 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения 3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль 6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированн ой коррекционной работы, - контрольно- оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Благодарим за внимание! Готовы к сотрудничеству! sc19. ru

СИНКВЕЙН «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК» Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.