Технологии обучения, развивающие личность школьника
Педагогическая технология - это совокупность методов, приёмов, форм организации учебной деятельности и обучения, направленных на достижение четко задуманных результатов.
Эффективность методов обучения 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90-95% лекция самостоятельное чтение аудио- видео методы демонстрации работа в малых группах практическая работа коллективные способы обучения (сам.работа с взаимообучением и обсуждением в диалоговом режиме)
Проблемное обучение Проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развивает его творческое мышление. Методология – М.Н. Скаткин, И.Я Лернер, Л.М. Панчешникова, В Конь, Г.А. Понурова, Т.В. Кузнецов, Г.Ю.Ксенозова, Н.Г. Савина
Проблемная ситуация- Психологическое состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознаваемое. Пути преодаления проблемной ситуации требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности.
Учебная проблема- элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную, когда ученик осознает этот элемент и принимает его к решению.
Проблемная ситуация Потребность в решении … Исходные данные…
УЧИТЕЛЬ создает на уроках проблемные ситуации, организует учащихся для их анализа, обучает решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний.
Формы выражения проблемы Проблемный вопрос; Проблемная задача; Проблемное задание.
Методы Проблемное изложение; Частично- поисковый; Исследовательский
Характерный признак Самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Условия для построения проблемных заданий (по И.Я. Лернеру): Связь содержания вопроса (задания) с ведущими идеями (понятиями) географической науки; Возможность раскрытия путей решения проблемы через методы географического научного познания; Связь с мировоззренческими идеями, самостоятельное усвоение которых в значительной степени обеспечивает умственное развитие учащихся; Возможность группировки материала, в том числе и фактического вокруг решения проблемы.
Виды проблемных заданий: 1) Задания, в основе содержания которых лежат научные гипотезы. Например: о происхождении многолетней мерзлоты, изменении климата Земли, дрейфа материков и т. д.
2) задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса. Например: при сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического пояса Африки школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе температура июля выше, чем в экваториальном.
3) задания, в основе которых лежат факты, идущие вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями. Например: известно, что чем севернее, тем природные условия более суровые, однако освоение Сибири русскими землепроходцами происходило с севера на юг.
4) задания на установление многозначных причинно- следственных связей. Например: какие изменения произойдут на территории Западно- Сибирской равнины, если план переброски сибирских рек, все-таки будет осуществлен.
5) задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями. Например: ответ на вопрос об уменьшении или увеличении в условиях НТР влияния природных условий на хозяйственную деятельность людей.
Этапы решения проблемного задания Проблемное задание Пользуясь картами атласа, установите, почему вода в бессточном озере Чад является пресной
II этап. Формулировка гипотезы Выскажите предположения о том, как может происходить сток из озера Чад. Гипотеза: отсутствие поверхностного стока из озера Чад, должно было привести к засолению этого озера, однако этого не произошло, видимо, сток из озера всё же существует.
III этап. Доказательство гипотезы Ребята должны вспомнить, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, временным и постоянным. Следовательно, 1)Возможно существует временный сток из озера в период дождей. 2)Возможен временный или постоянный подземный сток. 3)Возможно и то и другое вместе.
IV этап. Общий вывод Решение проблемы заканчивается общим выводом, в котором углубляются и расширяются знания школьников о причинах засолённости воды в озёрах.
Результаты, использования технологии проблемного обучения 1. Осознание детьми характера своей умственной деятельности; 2. формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы; 3. активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.
Литература: Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание. Педагогика и психология. – Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М., 1991.
Технология учебно- игровой деятельности « Игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, иллюстрирующих реальную производственную обстановку». Рыбальский В.И. Методология Пидкасистый П.И., Хайдаров Т.С., Грэм Р.Т., Грэй К.Ф., Кавтарадзе Д.Н.
Игра это - 1) приём обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) прём обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) форма активного обучения; 4) форма организации коллективной деятельности; 5) новая технология обучения.
Классификация учебных игр По месту проведения -урочные; -Внеурочные. По дидактической цели -Изучение нового материала; -Проверка знаний и умений; -Закрепление и обобщение; По форме организации учебной деятельности -индивидуальные -коллективные.
Виды игр ИГРА Естественные Искусственные Неакадемические Академические (ОБУЧАЮЩИЕ) Имитационные - Разыгрывание ролей; -Деловые игры; -Игровое проектирование -Анализ конкретных ситуаций Неимитационные (учебные) -символические; -ребусы; - кроссворды
Подготовительный этап Планирование игры. 1. Отбор содержания (подбор материала на котором будет проигрываться ситуация, подготовка раздаточного материала, методических рекомендаций) 2. Наметить роли 3. Подобрать реквизит 4. Обдумать как начать и когда закончить игру 5)Решить как использовать результаты игры 6) Выбрать время игры
Организационный этап Учащиеся получают всю необходимую информацию по игре. Самостоятельная индивидуальная или работа в группах.
Заключительный этап Активное обсуждение ситуаций, проблем, вопросов, которые решались в ходе игры.
Результаты, использования технологии учебно- игровой деятельности Позволяет усваивать содержание учебного материала, знакомят со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и инструментов, но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решений, стимулятор активной учебной деятельности. В процессе игровой деятельности происходит формирование: Знаний, Умений, Опыта творческой деятельности, Опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Литература Грэм Р.Т., Грэй К.Ф. Руководство по операционным играм.- М.,1977 Пидкасистый П.И., Хайдаров Т.С. Технология игры в обучении и развитии. М., Солонько А.В. Современный урок географии В4 ч. Ч4: методические разработки уроков, деловые игры. – М., 2002
Модульная технология Модуль – это целевой функциональный узел, где объединены учебное содержание и технология овладения им. Концептуальность Савина Н.Г., Юцявичене П.А., Греханкина Л.Ф., Добряков З.Ф., Крутейников С.Е.
Сущность модульного обучения УЧЕНИК самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем. МОДУЛЬ можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно- познавательной деятельности.
Модульный урок состоит из учебных элементов. Учебный элемент (УЭ) – последовательность шагов при освоении содержания материала, АЛГОРИТМ работы учащегося.
Виды учебных элементов Текстовый; Картографический; Табличный; Иллюстративный; Словесный; Компьютерный; Аудиовизуальный; Натуральный; Смешанный
Этапы модульной технологии Ученик получает инструкцию, в которой определены: 1. Цели усвоения модуля(урока) и каждого УЭ; 2. Задания разного уровня сложности; 3. Материалы для работы (ссылки на источники, приложения); 4. Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом- выучить, составить конспект, решить задачу ит.д.); 5. Формы контроля, определяющего степень усвоения учебного материала (письменный, устный, само- взаимоконтроль и т.д.).
Задачи учителя: 1)Разработка инструкций модулей; 2)Оказание помощи ученикам, поддержание темпа урока, управление деятельностью учащихся через модули; 3)Корректировка модулей при практической работе с ними; 4)Контроль и коррекция усвоения учениками знаний, умений, навыков.
Преимущества модульной технологии Самостоятельное изучение материала по индивидуальной программе; Имеется возможность вернуться к учебному материалу, если в том есть необходимость; Работать дома в случае пропусков по болезни.
Литература: 1. Греханкина Л.Ф. Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов» // География в школе. – Кутейников С.Е. Модульные блок- циклы в преподавании географии // География в школе. – Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения – Каунас, Яовлева З.Л. Использование модулей в курсе географии 10 класса // География в школе –
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Критического мышления это: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Концептуальность - Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер,М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.
Этапы технологии критического мышления Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии
1 ФАЗА «ВЫЗОВ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: актуализация имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме; учащиеся определяют направления в изучаемой теме;
Графические организаторы: «Кластеры» Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Рабочая таблица для 3-Х-У 1. З- что мы знаемХ - что мы хотим узнать У - что мы узнали и что нам осталось узнать
2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) ЗАДАЧИ ФАЗЫ: организация активной работы с текстом, удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту;
2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) Деятельность учащихся Возможные приемы и методы учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения. методы активного чтения: - маркировка INSERT; - ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.
Стратегия «Инсерт» («Условные значки») Значки Ключевые слова + – ?
Фиш-бон детали Главная мысль
Таблица-синтез КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ( СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ) /до прочтения/ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) 1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1…………….. 2……………..
Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категория Сравнения Персоналии факты
3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы. ? ? ?
Прием Синквейн Синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Назовите тему для синквэйна. Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Синквэйны очень полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.
Правила написания синквэйнов: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
Например: Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают Нас притягивают эти звезды. Миры. Россия Милая, неумытая Страдающая, терпящая, ожидающая. Вот-вот приедет добрый барин. Безвременье.
SWOT-анализ Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности. Сильные стороны Слабые стороны Угрозы Возможности
Результативность технологии УЧЕНИК УМЕЕТ: выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;
ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ: самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; сотрудничать и работать в группе и др.
Рекомендуемая литература: 1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, – 284 с. 2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», – 192 с. 3. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М., Сенъко Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М., Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Дис. на соискание докт. пед. наук. Баку, 1968.
Технология интерактивного обучения В середине XXв. К. Левин выдвинул идею: «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Это и является особым отличием интерактивного обучения: По своей конструкции интерактивное обучение может представлять собой метод или технологию в зависимости от способа организации учебной работы учителя и учащихся при решении определенных дидактических задач. В любом случае данный вид обучения предназначен для решения коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных целей и задач.
Главный принцип интерактивного обучения принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого- педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.
Особенность Интерактивного обучения - организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения между группами возникает полилог.
Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивными по педагогической природе является деятельность с мультимедиа программами, использование ресурсов и возможностей Интернет, компьютера.
Этапы интерактивной работы: I. Этап подготовки преподавателя и обучающихся к интерактивному обучению; II. Этап комплектования групп; III. Этап образовательной деятельности обучающихся в группе; IV. Этап презентации группового решения; V. Этап экспертизы (на усмотрение преподавателя); VI. Этап рефлексии прошедшего занятия.
66 На практике сложилось два основных подхода к формированию групп учащихся для интерактивной работы : Деление на пары и тройки (диады и триады); Ролевое распределение в группы 4-5 человек (например, докладчик, понимающий, конструктивный критик, организатор и др.). Основные принципы формирования групп: oА) свободный (по желанию учащихся); oБ) организованный учителем.
Приемы формирования групп учителем: Учитель предварительно раскладывает на столах карточки с именами и фамилиями учащихся, которые должны образовать данную микрогруппу; При входе в класс учитель раздает учащимся цветные карточки, которые представляет собой пропуск к определенному столу, помеченному конкретного цвета карточкой; Предлагается выбрать стол с литерой (А, Б, С..), указывающей на сложность задания. Предлагается при входе в класс, сгруппироваться по принципу общности месяца рождения. Предлагается при входе в класс, сгруппироваться с учетом первой буквы имени. При комплектовании групп следует учитывать плюсы и минусы каждого из двух его видов.
Варианты свободного комплектования групп: Учитель называет количественный состав групп (например, по 3 человека), которые должны сформироваться за 2-3 минуты; При входе в класс, учащиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы; Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня карточек, объединенных единой тематикой (например, рассмотрение конкретного вопроса с позиций истории, зарубежного опыта, различных категорий населения страны). Задание предполагает состязательность при формировании групп.
групповая форма обучения, позволяет одновременно решить три задачи: познавательную задачу, вытекающую из конкретной учебной ситуации; коммуникативно-развивающую, в процессе которой создаются условия и формируются умения общения как внутри, так и за пределами данной группы; социально-ориентационную, формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для социализации школьника в современном обществе.
70 Результативность технологии Технология позволяет - за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала; - решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока; - продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют; - оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Использование ресурсов INTERNET Дистанционное обучение Подготовка презентаций Использование мультимедиа учебников на разных этапах урока Компьютерное тестирование, практические работы и тренажеры Интерактивные атласы
INTERNET- РЕСУРСЫ Поиск информационных ресурсов Конференции по отдельным проблемам Участие в международных географических проектах Дистанционное обучение в образовательных порталах
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Использование на этапе объяснения нового материала Использование в деловых играх Отчет по проделанной проектной работе (практической работе) Участие в конференциях разного уровня – сопровождение доклада Дистанционное обучение в школе и на образовательных порталах в Интеренете
МУЛЬТИМЕДИА УЧЕБНИКИ Объяснение нового материала Самостоятельная работа на занятиях. Богатый иллюстративный ряд Тесты и практические задания Методическое обеспечение семинаров и лекций
Индивидуальность Вариативность Работа на время Объективность оценивания и фиксация итогов Возможность создать свои тесты КОМПЬТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ АТЛАСЫ Система поиска объектов на карте Масштабирование Наложение карт Многомерные карты – 3-D Создание собственных карт и слоев - ГИС
Литература: 1.В.П. Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Технология проектного обучения ПРОЕКТ («БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД») Педагогическая технология, направленная не на интеграцию практических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний. Концептуальность: Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Киллатри, Э. Коллинз, Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамова Т. И.
Проектная деятельность – это творческая работа школьников, соответствующая их физиологическим, интеллектуальным возможностям с учетом требований, предъявляемых государственным стандартом.
Учебный телекоммуникационный проект- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата. Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта. Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная деятельность учащихся. 4. Структурирование частей проекта. 5. Использование исследовательских методов. Основные требования проектного метода:
Доминирующая в проекте деятельность Исследова- тельские Творческие Ролевые, игровые Информаци- онные Прикладные Типология проектов
Монопроект Межпредметные Типология проектов Надпредмет- ные Предметно- содержательная область
Продолжительность выполнения проекта Краткосроч- ные Средней продолжитель- ности Долгосрочные Типология проектов
I.Проблемно-целевой (предметная область,тема, цели, задачи, аннотация). II.Разработка сценария и ТЗ (варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование). III.Практическая работа (сбор информации, аналитическая работа). IV.Предварительная защита (промежуточное обсуждение). V.Защита проекта (самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы). Этапы проекта
Значимость и актуальность проблемы. Корректность методов исследования и методов обработки результатов. Активность каждого участника. Характер общения и взаимопомощи. Привлечение знаний из других областей. Доказательность принимаемых решений. Эстетика оформления результатов. Умение отвечать на вопросы оппонентов. Параметры внешней оценки проекта (Е.С. Полат)
1) помогает ученикам в поиске нужных источников; 2) сам является источником информации; 3) координирует весь процесс; 4) поощряет учеников; 5) поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Функции учителя
Литература: 1. Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: Пахомова Н.Ю. Проектное обучение что это? // Методист, 1, Железнякова Ю.В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии. М., Махмутов М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. Казань: Изд-во Казанского университета, Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, Мельников В.Е. и др. Метод проектов в преподавании образовательной области. Великий Новгород: НР ЦРО, 1999.