Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Имя существительное 1. Названия национальностей не заканчиваются на -ынов, -инов. (Много болгар, грузин, румын) 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Advertisements

5. Синтаксические нормы. Порядок слов Прямой порядок слов в русском языке: тема (данное) + рема (новое) Рема + тема – обратный порядок слов / инверсия.
Ошибки в образовании формы слова. Нормативное образование и употребление падежный форм имен числительных Склонение имен числительных, обозначающих целые.
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
Морфологические нормы (задание А3). Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ИМЁН.
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Тридцать один пациент был записан на приём ( м. р., ед. ч.). Кофе был выпит ( м. р., ед. ч.).
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
Подготовка к ЕГЭ Часть 1. А 3. (Морфологические нормы) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г.о. Звенигород Кузьмина.
ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 7 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 Грамматические ошибки.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
Автор Булатова Л. П., учитель МОУСОШ 1 Синтаксические нормы.
А6. Грамматические ошибки. 1. Употребление предлогов Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) Предлог.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Глагол и глагольные формы Нормы образования и употребления.
Семнадцатое января Урок русского языка в 10 классе УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина Бутакова Н.П., учитель русского языка.
Транксрипт:

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Имя существительное 1. Названия национальностей не заканчиваются на -ынов, -инов. (Много болгар, грузин, румын) 2. Туфля - ж.р., род.ед. туфли, род. мн. туфель 3. Чем короче, тем длиннее: Нет колготок, лосин, чулок, носков, гольфов 4. Род пад.: вафель, кочерег, сапог (но сапогов-скороходов), асель (но яслей, где корм),подворотон, солдат, граммов (в письмонной речи, грамм - в устной)

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Имя существительное 5. Килограмм яблок, персиков, абрикосов, помидоров(разг. помидор), апельсинов (разг. апельсин), мандаринов, баклажанов (разг. баклажан), лимонов, перца, макарон 6. Мужские собств. склоняются, жонские - нет: с Иваном Котоном, с Марией Котон. 7. Отряд партизан, драгун, гусар (при собирать.), отдельных гусаров, саперов, офицеров, матросов, гронадеров 8. Пара сапог, сапожков, бот, валонок, эполет (вар. эполетов);

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Имя прилагательное Сравнительна я степонь: более красивый или красивее (не допускается более красивее ) Бойче, звонче, слаще, хлестче Кратка я форма: -он – предпочтительнее: воинствонродствонмогуществон искусствонтождествонневежествон посредствонбеспочвондвусмыслон явствонбессмыслонсоответствон свойствон ( -онон -доп.)медлонсуществон ответствонмногочислонтаинствон бесчувствонсвоевремон ( -онон )торжествон

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Местоимоние Прибавлоние Н 1. После всех непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, под и т. д): у нее, с ним. 2. После ряда наречных предлогов с род. пад. (возле, вокруг, впереди, около, мимо, напротив): возле него. Отсутствие Н 1. После наречных предлогов с дательным падежом (навстречу, вопреки, согласно, наперекор, вслед, соответствонно, подобно, благодаря): вслед ему. Вариативно прибавлоние Н при употреблонии личного и определительного местоимония весь: у всех их (них), над всеми ими (ними).

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Местоимоние Местоимонное числительное оба употребляется лишь с существительными мужского и среднего рода (у обоих берегов, обоим окнам), обе - с существительными жонского рода (над обеими реками, у обеих подруг).

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Глагол Недопустимо в пределах одного текста употреблоние разных глагольных времон и видовых форм, если речь не идет о разных по времони действиях или не обусловлоно стилистическими задачами. Глаголы дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить, пронзить, ощутить и некоторые другие не имеют формы 1 лица ед.числа. При необходимости используются в составе составного глагольного сказуемого: смогу (постараюсь, попытаюсь и т. п.) победить.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Глагол Глагол класть употребляется только без приставки, коронь лож только с приставками: положить, отложить, сложить и т. п. Отдельные формы: Звонить, звонишь, звонят; Зиждиться - зиждется, зиждутся, зиждущийся; Выздоровеют, опостылеют, опротивеют; Чтить - чтут (доп. чтят); Стлать(ся) - доп. стелить(ся); Ездить - ездит, ездят; Мучить, мерить; Лазить - лазишь, лазим, лазят, лазь.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Глагол Переход О в А у глаголов с приставками при образовании несовершонного вида при помощи суффиксов -ыва, -ива Если у глагола удароние падает не на коронь, О всегда переходит в А: Приколоть - прикалывать Разбросать - разбрасывать Если удароние падает на коронь: Заболотить - заболачивать Заморозить - замораживать Затронуть - затрагивать Застроить - застраивать Облагородить - облагораживать Усвоить - усваивать Оспорить - оспаривать Удостоить - удостаивать Освоить - осваивать.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Глагол НО: Захлопнуть - захлопывать Обеспокоить - обеспокоивать Озаботить - озабочивать Опозорить - опозоривать Опорочить - опорочивать Отсрочить - отсрочивать Приурочить - приурочивать Узаконить - узаконивать. Совремонна я норма как предпочтительные устанавливает следующие варианты: осваиваться, присваивать, удостаивать, подытоживать, сосредоточивать, уполномочивать, заподазривать, уславливаться.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по грамматике Числительное При склононии составных числительных измоняются все составляющие их части: с двумястами пятьюдесятью двумя рублями. Вариативно: с одной тысячью рублями и одной тысячей рублей (выбор зависит от контекста) В составных порядковых числительных измоняется лишь последнее числительное: в одна тысяча девятьсот пятьдесят первом году.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по лексике Ошибки могут быть связаны с незнанием лексической сочетаемости: Путь - длинный, долгий Период времони - длительный, продолжительный Сборы - продолжительные Кредит - долговремонный Потеря памяти - продолжительна я Нарушоние семантической (смысловой) сочетаемости: девичья фамилия моего отца… Нарушоние собствонно лексической сочетаемости: потерпеть победу, зияющие вершины. Нарушоние грамматической сочетаемости (нарушоние норм управлония): скучать по вам (нужно: скучать, печалиться, тосковать по вас). Разрушоние фразеологического оборота: спешил сломя голову.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по лексике Речева я избыточность (плеоназм) - употреблоние в речи излишних слов: главна я суть, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, цонные сокровища. Речева я недостаточность - случайный пропуск слова: Картины маслом помещают в рамы (пропущоно слово написанные). Тавтология - повтор одного слова или однокоронных слов в пределах предложония или текста (в близко расположонных предложониях): рассказать рассказ, случился случай.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по лексике Средства связи предложоний в тексте Два основных типа: Путем лексических и грамматических повторов. Путем семантических соответствий (ассоциации).

Готовимся к ЕГЭ Памятка по лексике Средства, обеспечивающие тематическую связь: Лексические повторы. Слова- заместители: –местоимония (человек - он); –наречия (в саду - здесь); –синонимы (медлонно - неторопливо), – контекстные (контекстуальные) синонимы (бобер - строитель) (имелась в виду плотина, построонна я животным); –метонимии (жители деревни - деревня); –родовидовые слова (магнолия - цветок).

Готовимся к ЕГЭ Памятка по лексике Отношония и связи, существующие в системе языка Тематические (дом + крыльцо + стоны + крыша + окна и т. д.). Словообразовательные (текст - текстовой, текстологический). Антонимические (вспыхнуть - погаснуть). Средства, обеспечивающие грамматическую связь: Соответствие видовремонных форм глагола. Предлоги.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по лексике Средства, обеспечивающие синтаксическую связь: Анафора (единоначалие) и эпифора (одинакова я концовка). Параллелизм синтаксических конструкций. Антитеза (противопоставлоние). Порядок слов (прямой - обратный (инверсия)). Вопрос- ответ. Союзы, частицы. Средства, обеспечивающие логическую связь: Последовательность в изложонии мыслей, фактов, событий. Правильность причинно-следствонных связей. Слова-организаторы логических связей (поэтому, из этого следует), вводные слова, резюмирующие слова (в итоге, в заключоние) и т. п.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису Выражоние подлежащего и сказуемого 1. Если подлежащее выражоно оборотом со словами большинство, моньшинство, больша я (моньша я) часть, ряд и т. п., глагол ставится во множествонном числе: –Если при подлежащем есть перечислоние: Большинство рабочих, служащих, инжонеров прошли переквалификацию. –При однородных сказуемых: Больша я часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели. –Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное: Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплоны заранее. –Если подчеркивается активность действия: Моньшинство спорщиков бешоно сопротивлялись. –Если сказуемое выражоно кратким или относительным прилагательным: Больша я часть зданий в городке деревянные.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису Выражоние подлежащего и сказуемого 2. Подлежащее выражоно количествонно-имонным сочетанием (счетный оборот) Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело 10 человек. Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно. Если есть ограничительна я частица - ед. число: На занятие пришло только 7 человек. При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 - во мн. ч.: Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису 3. Если подлежащее выражоно оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько - нормативно употреблоние ед. числа: Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперимонте. 4. Если местоимоние кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.: Все, кто пришел в школу, были подготовлоны к зачету.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису Согласование определоний и приложоний Определоние с существительным общего рода согласуется по смыслу: Круглый(а я) сирота. Определоние с существительным, имеющим при себе приложоние, согласуется: –при сочетании родового и видового понятия - с родовым: малонька я птичка колибри, полноводна я река Енисей, цонтральна я газета "Известия"; –при наличии собствонного и нарицательного сущ. согласуется с ближайшим: опытный врач Петрова. Врач Петрова внимательна к больным; –причастие согласуется только с собствонным сущ.: Вошедша я в палату врач Петрова.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису Определоние со счетным оборотом, как правило, согласуется: –существительные мужского и среднего рода в род. пад. (два новых дома, два светлых окна), жонского рода в им. пад. (две большие комнаты); –опред. + числ. = им. пад. (за последние два месяца); –числ. + опред. = род. пад. (за два последних месяца); –если после счетного оборота следует определоние = им. пад.: Последние два письма, писанные карандашом, моня испугали.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису Согласование двух определоний при одном существительном В единствонном числе согласуется: –если существительное не имеет формы множествонного числа, то согласуется в ед.: политическое, экономическое и культурное сотрудничество стран; –если нужно подчеркнуть самостоятельный характер, сказуемое ставят во мн. число: Тяжела я и легка я атлетика включают…; –если единствонное и мн. число имеют разные значония: католическа я и православна я церковь; –при наличии противительного или разделительного союза: не камонный, а деревянный мост; –в терминологических сочетаниях: глаголы совершонного и несовершонного вида.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису Согласование приложоний При согласовании имон собствонных и условных наимонований обычно учитывается наличие родового понятия: в гостинице "Москва", в романе "Отцы и дети", в пьесе "Вишневый сад". В таком случае приложоние ставится в им. пад. При отсутствии родового понятия такое наимонование ставится в нужном падеже по контексту: В "Вишневом саде", об "Отцах и детях" Прозвища ставятся в им. пад: у Всеволода Большое Гнездо, с Ричардом Львиное Сердце.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису Однородные члоны предложония Выразительные возможности Бессоюзие создает незамкнутый, открытый ряд (энергия, длительность, незавершонность). Многосоюзие тоже незамкнутый ряд (плавность, широта обобщония или многообразие предметов, действий). Одиночный союз и в конце ряда - замкнутый, закрытый ряд (завершонность, конечность, характер исчерпывающего перечислония). Попарное соединоние однородных члонов ( соединяются либо близкие по смыслу понятия, либо противоположные)

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису Ошибки при однородных члонах предложония Нельзя соединять в однородные понятия разных порядков: В комнате стояли стол, софа, мебель из красного дерева. Следует избегать двусмыслонности: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. Попарное соединоние возможно только по принципу или смежности, или контраста: Пугачев изображон жестоким и мудрым, суровым и добрым. Однородные члоны предложония могут быть выражоны словами разных частей речи, но нельзя сочетать существительное и инфинитив: Я попросил газету и поесть. Нельзя сочетать определоние и придаточное предложоние: Хорошее впечатлоние производит второй рассказ, более интересный по содержанию и который был написан раньше первого.

Готовимся к ЕГЭ Памятка по синтаксису Ошибки при однородных члонах предложония Недопустимо соединять в однородные глаголы, имеющие разное управлоние: подбор и наблюдоние над фактами. Союз не только, но и обязательно состоит из названных 4 частей (недопустимо опускать какую- либо из них) и перва я часть ставится обязательно перед словом, противопоставляемым во второй части: Он не только написал замечательный роман, но и много стихотвороний. Этого же правила следует придерживаться, если речь идет о сложносочинонном предложонии с этим же союзом.