МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОНР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ МБОУ Начальная школа – детский сад Учитель-логопед: Колпакова Е.В уч.г.
Advertisements

В ОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОНР ГБОУ СОШ 1 п.г.т. Стройкерамика, структурное подразделение «Детский сад «Радуга» Учитель-логопед Ильина Ю.В.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе.
Технология коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников в условиях специализированного психологического центра.
Игровое занятие в средней логопедической группе «Путешествие в мир природы» Успех коррекционной работы в логопедической группе во многом зависит от взаимодействия.
Подготовила : воспитатель Киваева Н. А.. - создание команды единомышленников, куда вошли учитель - логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор.
Принципы реализации инновационных технологий на логопедических занятиях: Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Системный подход.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 4 города Новокуйбышевска городского округа.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Мобильное, многофункциональное, дидактическое пособие Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Наталья Викторовна.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Система контроля педагогической деятельности в коррекционных группах.
Учитель – логопед Назарова Елена Владимировна МДОУ «Детский сад «Ладушки»
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Транксрипт:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР РАЗРАБОТАЛА: учитель- логопед МДОУ 105 Ли О.А

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ПО ЛЕКСИКЕ ГРАММАТИКЕ Тема занятия «Овощи». Логопед намечает образовательные задачи: Обогащать словарь по теме «Овощи»; Формировать умение подбирать относительные прилагательные. На занятии логопед проводит упражнения, игровые задания на закрепление следующих лексико- грамматических категорий: предлоги В, НА, ПОД, ИЗ (В земле, ИЗ земли, ПОД землей и т. п.); согласование прилагательного с существительным в роде (зеленЫЙ огурец, зеленАЯ капуста и т. п.); относительные прилагательные (морковный сок, картофель­ные котлеты, гороховый суп, кабачковая икра и т. п.); приставочные глаголы (ВЫкапывать, ПЕРЕкапывать, ВСкапывать и т. п.).

Погрешности лексического подхода: Первая задача дублирует задачу занятия воспитателя. Основное внимание логопеда, и детей сосредоточивается на овощах, способе их выращивания, месте произрастания, свойствах и качествах, то есть на знаниях и сведениях, а никак не на лексико-грамматических категориях родного языка. Объединенные в одно занятие различные по сложности лексико-грамматические категории не могут быть усвоены при столь беглой, внесистемной подаче. Вторая задача, поставленная на занятии, никак не может решаться, так как на ее реализацию отводится всего одно задание. Тема занятия не отражает поставленные задачи и его содержание. ВЫВОД: Лексический подход чаще всего применяется при проведении занятия воспитателя по развитию речи и ознакомлению с окружающим

Тема занятия «Дикие животные». В конспекте занятия по формированию лексико-грамматических представлений автор выдвигает 11 обучающих задач, среди которых: формирование навыка составления связного рассказа, усвоение формы винительного падежа имени существительного, усвоение приставочных глаголов, построение предложений с союзом «А», построение простых распространённых повествовательных предложений.

Погрешности занятия: Словарь, на базе которого должны формироваться перечисленные навыки, строго ограничен. Акцент в связи с темой занятия переносится на «места обитания диких зверей, способы их подготовки к зиме, особенности защиты от врагов и т.п.» Усилия педагога и детей направлены на решение задач по формированию связной речи, но не как на грамматику языка.

Структура комплексного занятия 1. Релаксационные упражнения. Психогимнастика. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Фонетическая зарядка. Произнесение звуков, слоговых сочетаний и фраз с изменением интонации, силы и высоты голоса. Задачи: развитие речевого дыхания и голоса; развитие просодических компонентов речи. Артикуляционная гимнастика. (По усмотрению пе­дагога.) 4. Лексико-грамматические задания. Работа над сло­ восочетанием. Задачи: уточнение, закрепление и активизация словаря по теме (подбор синонимов и антонимов, родственные слова); ознакомление с языковыми особенностями (словоизменение и словообразование); 5. развитие познавательных процессов (слухового вос­приятия и памяти; зрительного восприятия и памяти; логической памяти); 6. развитие фонематических процессов.

7. Физкультминутка. Пластические этюды. Игры на согласование речи с движением. 8. Работа над предложением. Задачи: введение в речь разных типов предложений (нерас­пространенные предложения; распространенные предложения из трех-четырех слов; предложения с однородными членами; сложносочиненные предложения; сложноподчиненные предложения); развитие логического мышления и воображения. 9.Физкультминутка. 10.Образно-пластическое творчество детей. Музыкальная разминка. 11. Развитие связной речи. Задачи: развитие связной речи; развитие воображения и творческих способностей. Сочинение чистоговорок-«смешинок», чистоговорок- «страшилок» и чистоговорок- небылиц. Составление рассказов по серии последовательных сюжетных картинок. Состав­ление рассказа по одной сюжетной картинке. Пересказ. Диалоги. Стихи и загадки. 12. Итог занятия. Поощрение и похвала детей.

Погрешности: Внимание детей сосредотачивается на всех компонентах речевой структуры и (фонетика, лексика, грамматика (многочисленные категории словообразования, и словоизменения отрабатываются в словосочетаниях, предложениях), связная речь). Не выдерживается временной режим. На занятии множество задач, связанных между собой лексической темой, что ограничивает отработку грамматических категорий на различном речевом материале.

Положительный моменты: логопед использует психогимнастику, пластические этюды, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, психических процессов; делает попытку закрепления грамматических категорий в словосочетаниях и предложениях; данный вид занятия больше подходит к итоговому занятию (но итоговое занятие не строится на одной лексической теме).

Лексико-грамматический подход. Рекомендации по постановке темы, цели, задач на занятии: Логопед составляет календарно-тематический план. Примерные темы занятий по лексике – грамматике: Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения –ИК, -К; Приставочные глаголы; Наречия; Синонимы; Родственные слова; Предлог «НА»; Согласование числительных один, одна с существительными; Трехсловное предложение с прямым дополнением; Предложный падеж существительных и т.д. Все лексико-грамматические темы планируются в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребенка при общем ее недоразвитии.

При планировании занятий не указываем словарную тему, не ограничивая тем самым активный и пассивный словари, на базе которых формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяет расширить познавательные рамки занятия, а также целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме (предлогах, окончаниях существительных, способах словообразования и т.п.).

Цели занятий по лексике- грамматике: Коррекционно-развивающие цели планируются на более продолжительные учебные периоды и содержат в формулировке указание на формируемое у ребенка умение и уровень его самостоятельности (использование различных видов опор, с помощью педагога, с частичной помощью педагога, самостоятельно), или способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по представлению, по словесной инструкции). Например, «Подбор и употребление в речи обиходных глаголов с разным лексическим значением, передающих различные оттенки действий, образованных посредством приставок, с опорой на графические знаки, предметные картинки».

Задачи: Ставим три коррекционные задачи: (образовательную, развивающую, воспитательную) через планируемые познавательные достижения, опознаваемые в действиях (умениях) детей. Главные требования к задачам: Задача должна быть ориентирована на ребенка, диагностична и конструктивна.

Алгоритм постановки задачи: В первой части формулировки задачи используем глагол несовершенного вида): формировать (развивать, совершенствовать, закреплять, уточнять, стимулировать). Например, «формировать умение образовывать слова приставочным способом с опорой на образец», «совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определяя верх-низ, середину листа» и т.п. Использование в качестве первого слова в формулировке «коррекция» или «корригировать речь (мышление)» является не информационным, не диагностичным («Как это можно оценить?») и не конструктивным – не понятно, как работать над тем, что не определено. Вместе с тем, коррекция, т.е. исправление либо ослабление недостатков развития ребенка, осуществляется либо путем формирования у детей отсутствующих умений, способов деятельности и др., либо путем стимуляции развития недостаточно развитых.

Во второй части указываем на умение (действие, способ деятельности), которое мы хотим сформировать у детей. Пример, «формировать умение понимать и употреблять обиходные глаголы …»; «формировать умение (упражнять в подборе) подбирать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами –ИК, -К …»

В третьей части конкретизируем умение что делать? Примерный, ориентировочный перечень глаголов, которые можно использовать в данной части формулировки: выбирать, выделять, отделять, отбирать, называть, обозначать, перечислять, соотносить, подбирать, различать, отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь, находить, узнавать, оформлять, описывать, характеризовать, формулировать, объяснять, анализировать, классифицировать, (самостоятельно формулируя основания для классификации), систематизировать, дифференцировать, обобщать, определять, находить, решать, оценивать, измерять, рассчитывать, использовать, планировать, завершать, контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль (в ходе и/или после выполнения работ), изменять, дополнять и т.д.

Четвертая часть задачи: В этой части формулировки задачи мы должны ответить на вопрос «КАК?» или может быть указание «ЗА СЧЕТ ЧЕГО?» будет сформировано (закреплено и т.д.) умение. Здесь мы указываем: уровень самостоятельности ребенка (использование различных видов опор; указание на выполнение задания с помощью педагога, с частичной помощью педагога, самостоятельно). Например: формировать умение подбирать и употреблять приставочные глаголы с опорой на предметно-графическую схему. способ выполнения заданий (по образцу, по памяти, по представлению, по словесной инструкции). Например: развивать умение образовывать слова приставочным способом по образцу логопеда. используемый прием. Например: формировать умение подбирать и употреблять наречия, выраженные прилагательными, в процессе разнообразных дидактических игр и упражнений.

При постановке задач логопед не должен завышать программные требования. Задача должна соответствовать поэтапному формированию той или иной грамматической категории.

Рекомендации к содержанию занятия: Основная цель лексико-грамматических занятий: Закрепление ребенком значений слов в их сочетаниях и предложениях; Сознательное использование ребенком (употребление) грамматических категорий в словосочетаниях и предложениях Употребление грамматических терминов, исключается (даем термины: «предлог» или «маленькое слово», слова: «живые»- «неживые», «родственники», «приятели», «неприятели», «ласковые», «слова во множественном числе», «упрямые» «предметы», «действия» (передвижения), «признаки», «предложение», «слово», «часть слова»), а овладение грамматическим строем языка происходит в чисто практическом плане.

Алгоритм работы по формированию грамматической категории: работа над пониманием; сравнение с исходной (начальной формой); сравнение преобразованных форм; упражнение в употреблении грамматической категорий в словосочетаниях и предложениях.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент (лексические упражнения связанные с темой, работа над исходной формой изучаемой категории и т.д.); 2. Объяснение нового материала (работа над пониманием лексической категории, преобразование частей речи, сравнение с исходной формой); 3. Закрепление полученных знаний на демонстрационном наглядном материале; 4. Динамическая пауза, связанная с темой занятия; 5. Закрепление полученных знаний на индивидуальном (раздаточном) наглядном материале (работа над грамматической категорией в словосочетаниях, предложениях); 6. Итог занятия.

Методы для реализации коррекционных задач: Игровые; Перцептивные (наглядн 0-зрительные, словесно-слуховые, тактильные, двигательные); Практические (упражнения, выклыдывание схем, рисование, зарисовка схем и т.д)(наглядные- зрительные, словесные- слуховые,ИГРОВЫЕИгровые

Все упражнения проводятся в форме игровых заданий («Что написала в письме девочка Стрелочка. Прочитайте». «Придумайте предложение наоборот», «Соберите предложение», «Договорите слово …», «Исправьте мою ошибку» и т.д.). Умение детей слышать, видеть ошибку логопеда является показателем высокого уровня зрительного и слухового восприятия, концентрации внимания.

Занятия проводятся с использованием: элементов соревнования, двигательной активности, драматизации, сюрпризных моментов, показа мультфильмов, слайдов, в форме путешествий и т.д.

Для того, чтобы фиксировать внимание ребёнка на изучаемых на занятии окончаниях слов, предлогах, союзах и других грамматических признаках русской речи, необходима опора на анализаторы: ЗРИТЕЛЬНЫЙ (показ предметных картинок, схем) СЛУХОВОЙ (произносительный акцент (выделение голосом); ТАКТИЛЬНЫЙ, ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ, ВКУСОВОЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ (показ движением)

Создание высокой умственной и речевой нагрузки Умственная нагрузка, познавательная активность на занятии возрастает за счет дополнительных упражнений, заданий, вопросов на развитие словесно- логического мышления, памяти, восприятия, неречевых функций (в рамках грамматической темы). Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного речевого наглядного материала.

Наличие для каждого этапа занятия демонстрационного и раздаточного наглядного материала (картинок, фишек, схем, условных обозначений и пр.) позволяет обеспечить: коррекционную направленность занятия; высокую активность детей; полный контроль за усвоением знаний и навыков; более экономное использование учебного времени.

Для детей 4-х 5-ти лет исключаются на занятии графические схемы, так как мышление ребёнка слишком конкретно, оно базируется в основном на чувственно воспринимаемых предметах и объектах. (Используем предметные, сюжетные картинки, реальные предметы, игрушки)

Для детей 5-6 лет можно использовать условные обозначения в виде стрелок, графических знаков, приближенных конкретно к предмету; предметные, сюжетные картинки.

Для детей 6-7 лет рекомендуется использовать сложные геометрических формы, части предметов, элементы букв или цифр, схемы предлогов, условные графические обозначения частей речи и т.д.

Как исправлять детей, чтобы не снизить речевую активность? Ошибки нельзя повторять. Ребенку надо коротко указать: «Остановись!», «Подожди!». Правильный вариант ответа сначала следует искать с помощью детей («Кто поможет Свете, сказать правильно (точнее, без ошибок)?», «Коля помоги сказать Диме правильно», «Лиза исправь Колину ошибку»). И лишь при отсутствии такового в группе его произносит сам логопед. Полезно использовать прием проговаривания правильного варианта хором с произносительным акцентом с опорой на зрительные ориентиры (таблички, предметные и графические схемы) на кинестетические движения, помогающие ребенку сказать правильно нужную флексию, слово и т.д.

Подбор лексического материала свободный в произносительном отношении. Например, в занятии на согласование числительных два, две с существительными можно привлекать сложные в произносительном плане слова: варежки, рукавицы, чашки, щетки и т. п. Важны четкое соотнесение (согласование) зависимого (два, две) и главного слова в роде и произносительный акцент на окончании числительных.

Исправление произнесения звуков, слоговой структуры слов допускается, но это не является целью данного вида занятия. Исправление произносительной стороны речи ребенка должно быть тактичным, чтобы не вызвать у ребенка неприятие к выполнению грамматического задания. Логопед исправляет нарушенный звук, если он находится на этапе автоматизации. Не нужно стремиться исправить звукопроизношение у каждого ребенка.

В отличии от занятий по звукопроизношению, где уточняется произношение имеющихся у детей звуков, на занятиях по лексике-грамматике формируются и закрепляются категории словообразования и словоизменения, словарь, которые у ребенка нарушены или сформированы недостаточно, или требуют совершенствования, уточнения.

После занятия необходима дальнейшая работа по закреплению материала. Закрепление проводится на индивидуальных занятиях, коррекционных вечерних занятиях воспитателя, в совместной деятельности в процессе дидактических игр, предлагаются 1-2 задания на дом (в рамках лексической темы). Концентричность обучения создается путем включения пройденных лексико- грамматических категорий в последующие занятия логопеда, при условии значимости изученных категорий для формирования новых форм слов и видов предложений.

При составлении конспекта открытого (конкурсного) занятия необходимо указывать: вид логопедического занятия (лексико-грамматическое, звукопроизношение и обучение грамоте, по формированию связной речи), возраст детей или год обучения, тему, цель, задачи, оборудование, словарь, инстркуции логопеда, примерные ответы детей

Временной режим проведения НОД: Старшая группа - не более 25 минут (без учета динамической паузы); Подготовительная группа - не более 30 минут (без учета динамической паузы).