Проект «Роль пословиц на уроках русского языка» Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос.Иргизский Нурмухаметова Танзиля Губайдулловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мудростью богаты. Русские народные пословицы. Методическое пособие для учителя начальных классов. Составитель: Бузмакова Н.М. МОУ « Лицей 6»
Advertisements

И крута гора, да миновать нельзя. Добро век не забудется. Доброму Савве добрая слава. Как поживёшь, так и прослывёшь.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 2 Презентацию подготовила учитель: Шарапова В.М.
Урок литературного чтения. Пословица – это народная мудрость. Селиванова Елена Анатольевна МОУ СОШ 14 г. Копейск.
Урок литературного чтения в 3 классе Разработан Мезенцевой Н.Ю. учителем МОУ «СОШ 20»
Цель проекта: создать условия для обогащения словарного запаса младших школьников пословицами и поговорками, для формирования у детей способности добывать.
Устное народное творчество Пословицы и поговорки Выполнила: Ишимова Е.Г. (МОУ СОШ 14,Магнитогорск) Руководитель: Новичкова Т.А.
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают.
Русские пословицы и поговорки меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений.
Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький.
Пословицы и поговорки. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин.
ПОДГОТОВИЛА: ОБРАЗЦОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ СОШ 16 Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Пословица – всем делам помощница.
Урок литературы 5 класс Подготовила Волосухина И.Я. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Холмовская СОШ» Пословицы и поговорки.
Викторина «Народная мудрость о труде» о труде». Конкурс «Разминка» Используя поговорки, опишите трудолюбивого человека. «Мастер на все руки», «Бьет баклуши»,«Ума.
«Пословица недаром молвится». Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает,
Учителя I квалификационной категории Кузнецовой Надежды Григорьевны СОШ 15 г.Балаково.
Урок литературы в 6 классе. Продолжите пословицу. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Маленькое дело лучше большого безделья. Семь раз отмерь, один.
П ОСЛОВИЦЫ. В ЕКОВАЯ МУДРОСТЬ РУССКОГО НАРОДА.. ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ.
Праздник пословиц и поговорок. Пословица Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Дитя не плачет, мать не разумеет. Дитя плачет, а у матери сердце болит. Нет роднее дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло, при матери добро. Родительское.
Транксрипт:

Проект «Роль пословиц на уроках русского языка» Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос.Иргизский Нурмухаметова Танзиля Губайдулловна

Цель: Формирование и развитие языковой, Формирование и развитие языковой, лингвистической и коммуникативной лингвистической и коммуникативной компетенций; компетенций; Оздоровление речевой среды учащихся. Оздоровление речевой среды учащихся.

Задачи: Обогащение словарного запаса учащихся; Обогащение словарного запаса учащихся; Активизация памяти, внимания, творческого воображения; Активизация памяти, внимания, творческого воображения; Осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи; Осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи; Приобщение к народной мудрости, к народным традициям. Приобщение к народной мудрости, к народным традициям.

Актуальность. В наше время, когда размыты границы между нравственностью и безнравственностью, между добром и злом, вековая мудрость народа помогает точно и выразительно дать оценку поступкам людей, значительно пополнить лексикон, служат ценным средством обогащения речи, активизации мыслительной деятельности внимании, памяти. В наше время, когда размыты границы между нравственностью и безнравственностью, между добром и злом, вековая мудрость народа помогает точно и выразительно дать оценку поступкам людей, значительно пополнить лексикон, служат ценным средством обогащения речи, активизации мыслительной деятельности внимании, памяти. В них всегда можно было найти полезный совет, как поступить в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле. В них всегда можно было найти полезный совет, как поступить в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле.

Своеобразие системы работы. Сегодня мы говорим о том, что идет процесс духовного оскудения общества, обеднение речи. Каждый человек, имеющий отношение к воспитанию детей, своих и чужих, задумывается над тем, как воздействовать на подрастающее поколение, как найти верный тон в общении, не впадая в скучный дидактизм. Сегодня мы говорим о том, что идет процесс духовного оскудения общества, обеднение речи. Каждый человек, имеющий отношение к воспитанию детей, своих и чужих, задумывается над тем, как воздействовать на подрастающее поколение, как найти верный тон в общении, не впадая в скучный дидактизм. Для нас, кто занят воспитанием и обучением учащихся, народное творчество – неисчерпаемый источник духовного саморазвития. Без приобщения к сокровищам человеческой мысли и опыта невозможно полноценное овладение родным языком, формирование и развитие личности. Мудрые народные изречения – национальное достояние, без которого трудно представить образ современного культурного человека. Для нас, кто занят воспитанием и обучением учащихся, народное творчество – неисчерпаемый источник духовного саморазвития. Без приобщения к сокровищам человеческой мысли и опыта невозможно полноценное овладение родным языком, формирование и развитие личности. Мудрые народные изречения – национальное достояние, без которого трудно представить образ современного культурного человека. Сегодня старинные пословицы ещё живут в нашем языке: и в разговоре, и в книгах. Пословицы ещё украшают нашу речь, делают её живой, остроумной. Но уже всё чаще мы слышим язык шаблонный, сухой, где много иноязычных слов. Сегодня старинные пословицы ещё живут в нашем языке: и в разговоре, и в книгах. Пословицы ещё украшают нашу речь, делают её живой, остроумной. Но уже всё чаще мы слышим язык шаблонный, сухой, где много иноязычных слов.

Нам всё чаще приходится задумываться о том, какой вклад мы можем внести в сохранение и развитие русского языка? Нам всё чаще приходится задумываться о том, какой вклад мы можем внести в сохранение и развитие русского языка? Считаю, что работа над пословицами должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ведь в пословицах остаётся много свежего, волнующего своей значительностью. Считаю, что работа над пословицами должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ведь в пословицах остаётся много свежего, волнующего своей значительностью. Изучение пословиц может сыграть важную роль в интеллектуальном и нравственном развитие школьников, поможет пополнить словарный запас учеников, сохранить богатство русского языка, как величайшее наследие наших предков. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц и поговорок, то они смогут чаще употреблять их в своей разговорной речи, делая этим её образной и яркой. Изучение пословиц может сыграть важную роль в интеллектуальном и нравственном развитие школьников, поможет пополнить словарный запас учеников, сохранить богатство русского языка, как величайшее наследие наших предков. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц и поговорок, то они смогут чаще употреблять их в своей разговорной речи, делая этим её образной и яркой. Своеобразие моей системы работы в том, что использование пословиц на уроках русского языка направлено не только на речевое и нравственное развитие учащихся, но и на формирование навыков грамотного письма. Своеобразие моей системы работы в том, что использование пословиц на уроках русского языка направлено не только на речевое и нравственное развитие учащихся, но и на формирование навыков грамотного письма. Использование пословиц, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости. Использование пословиц, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости.

Трудности в использовании пословиц. В связи со сложностями усвоения пословиц школьниками педагогу важно учитывать степень их смысловой мотивированности. С этой точки зрения выделяются два типа пословиц. В связи со сложностями усвоения пословиц школьниками педагогу важно учитывать степень их смысловой мотивированности. С этой точки зрения выделяются два типа пословиц. Типы пословиц Пословицы, которые уже не употребляются в прямом смысле. Пословицы, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении.

Дети часто не могут объяснить переносный, образный смысл многих пословиц. Дети часто не могут объяснить переносный, образный смысл многих пословиц. Причины: Причины: Пословицы в речи самих учащихся редки Пословицы в речи самих учащихся редки Сильнее проявляется влияние книжно-письменных стилей, которые вытесняют разговорные элементы Сильнее проявляется влияние книжно-письменных стилей, которые вытесняют разговорные элементы Бедный жизненный опыт Бедный жизненный опыт Недостаточное формирование и развитие у учащихся мыслительных операций, словесно-логического мышления Недостаточное формирование и развитие у учащихся мыслительных операций, словесно-логического мышления Сложный смысл пословиц Сложный смысл пословиц Ассоциация пословицы с каким-то событием, встречей с неординарным человеком. Ассоциация пословицы с каким-то событием, встречей с неординарным человеком.

Виды работ с пословицами Объяснение подтекста, скрытого в пословице; Работа по картине; Дидактические игры; Нахождение рифмы; Зрительный диктант; П Письмо по памяти; Комплексная проверочная работа.

Работа по картине Цель: развитие творческого воображения, развитие связной устной речи. Ученикам даётся сюжетная картинка. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил пословицу. Ученикам даётся сюжетная картинка. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил пословицу. Интересно получается и тогда, когда картинка одна, а пословицы у всех разные. Интересно получается и тогда, когда картинка одна, а пословицы у всех разные.

Дидактические игры «Антипословицы»: Цель: закрепление знаний слов-антонимов, расширение словарного запаса учащихся. Пример: Пришла беда – отворяй ворота. Находим антонимы и получим анти пословицу: Улетело счастье – закрывай окна. Конечно, проще по уже данным анти пословицам угадывать исходные: Мужик на телегу – коню тяжелее. – Баба с возу – кобыле легче. Коротка ночь до зари, коли много работы. – Долог день до вечера, коли делать нечего.

Дидактическая игра «Найди пару»: Цель: понимание смысла пословицы, развитие логического мышления, расширение словарного запаса. Пословицы даются под номерами. Нужно указать номера пословиц, которые имеют схожий смысл. 1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть. 1. Кто грамоте обучен, тому не пропасть. 2. Руби дерево по себе. 3. Знания никому не в тягость. 4. Без корня и полынь не растёт. 5. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. 6. По Сеньке и шапка.

Игра «Салат из пословиц». Игра «Салат из пословиц». Учащимся даются вперемежку слова из известных уже пословиц и предлагается объединить их в группы, расположить в правильном порядке и дополнить недостающими словами. Учащимся даются вперемежку слова из известных уже пословиц и предлагается объединить их в группы, расположить в правильном порядке и дополнить недостающими словами.

Игра «Пантомима». Пословицу показывает ребёнок, остальные её отгадывают. Можно разделить ребят на две-три группы и устроить соревнование между ними. Это упражнение позволяет не только запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними. Пословицу показывает ребёнок, остальные её отгадывают. Можно разделить ребят на две-три группы и устроить соревнование между ними. Это упражнение позволяет не только запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

Ученикам предлагается из данных слов составить знакомую пословицу или поговорку. Ученикам предлагается из данных слов составить знакомую пословицу или поговорку. Учащиеся отгадывают пословицу по одному названному учителем слову. Учащиеся отгадывают пословицу по одному названному учителем слову. Детям показывается один за другим рисунки, иллюстрирующие пословицы. Детям показывается один за другим рисунки, иллюстрирующие пословицы.

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографии ческой зоркости.

Слова с непроверяемым написанием: Человек без родины, что соловей без песни. На вкус и цвет товарища нет. У коллектива – большая сила. Герой за славой не гонится. Русский солдат не знает преград. Сам погибай, а товарища выручай. Рукам работа – душе праздник. Каждая работа хороша, когда работаешь с желанием. Работай до поту, так поешь в охоту. Не одежда красит человека, а добрые дела. На чужой роток не накинешь платок. По размеру ноги выбирай сапоги. Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт. Без топора – не плотник, без лопаты – не огородник. Тяп да ляп не выйдет корабль. Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи. Машина любит ласку, чистоту и ласку. Не трактор пашет, а тракторист. Худ обед, когда хлеба нет. Не будет молока, коли у коровы тощи бока. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. Летний день месяц кормит.

Зимний ветер морозу помощник. Что в деревне ни родится, то в городе пригодится. Всякая дорога вдвоём веселей. На своей улице смела и курица. Плохой карандаш лучше плохой памяти. Покажи свои тетрадки, и я скажу, кто ты. Пшеница – среди хлебов царица. Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю. Без капусты щи не густы. Картофель – хлебу подспорье. Всякому овощу своё время. Зелен помидор не вкусен, млад человек не искусен. Растение – земли украшение. Яблоко от яблони недалеко катится. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Соловей месяц поёт, а ворона весь год каркает. Сорока на хвосте весть принесла. Старую лисицу хитростям не учат. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко. Коровки с поля – и пастуху воля. Кто боится медведя, тот боится и его следов

Сочетания ча, ща. Делу время – потехе час. Не торопись отвечать – торопись слушать. Сам погибай, а товарища выручай. На вкус и цвет товарища нет. Чай пить – не дрова рубить. Январь – году начало, зиме – середина. Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне. Сочетания жи, ши. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь. Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют. Конь бежит, земля дрожит. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. Шила в мешке не утаишь. Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.. Жизнь прожить – не поле перейти. Знания – дело наживное. Сочетания чу, щу. Чужим богат не будешь. Всякому овощу своё время. Чужая душа – потёмки. На чужой роток не накинешь платок.

Разделительный твёрдый знак Лето собирает, а зима съедает. Ветер снег съедает. Съел бы пирог, да в печи сжёг. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Не разгрызёшь ореха, так и не съешь и ядра. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН Белые ручки чужие труды любят. Какова яблоня, таковы и яблочки. Ложка дёгтя в бочку мёда. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Синичка – воробью сестричка. Сначала цветочки, а уж потом ягодки. Старый друг лучше новых двух.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением Золотые руки не знают скуки. Хочешь есть калачи, не лежи на печи. Красота приглядится, а ум пригодится. За старой головой, как за каменной стеной. Слезами горю не поможешь. Конь узнаётся при горе, а друг при беде. Звал гостей, а накупил костей. Большой говорун – плохой работник. Сядем рядком да поговорим ладком. Тогда пляши, когда играю. За худой головой и ногам не покой. Не на пользу читать коли только вершки хватать. О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам. По платью встречают, по уму провожают. Какие труды, такие плоды. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Дерево сильно корнями, а человек своими трудами. Зерно в колосу, торопись сжать полосу. Всякому мила своя сторона. Октябрь землю покрыл где листом, где снежком. Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова Береги нос в большой мороз. Не бросай слов на ветер. Кошка клубком – на мороз. В зимний холод всякий молод. Кошка на порог, а мышка в уголок. Старый друг лучше новых двух. Кто любит труд, того люди чтут. Терпенье и труд всё перетрут. Сорвать прут не большой труд. В мае дождь – будет рожь. Пей, ешь, а правду режь. Бровь да глаз рядом живут. Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет. Мёд есть – в улей лезть. Хлеб – всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Хрен редьки не слаще. Мал золотник, да дорог. На языке мёд, а на сердце лёд. Старый друг лучше новых двух. Снег глубок - год хорош.

Непроизносимые согласные Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. Счастливым и красивым делает человека работа. Счастливым и красивым делает человека работа. И на нашей улице будет праздник. И на нашей улице будет праздник. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается. На языке мёд, а на сердце – лёд. На языке мёд, а на сердце – лёд. Народ любит смелых и честных. Народ любит смелых и честных. Учиться никогда не поздно. Учиться никогда не поздно.

Двойные согласные Думай медленно, работай быстро. Москва – мать городов русских. Ссора до добра не доводит. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт. У коллектива – большая сила. Истинную цену розе знает лишь соловей. Весенний день год кормит. Ленивому каждый день суббота. Отец и мать – священные слова.

Безударные падежные окончания имён существительных Капля по капле и камень долбит. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. При солнышке тепло, при матери добро. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Птица рада весне, а младенец - матери. Не грози щуке морем. Чему научишься в молодости, пригодится в старости. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. Друг познаётся в опасности.

Правописание существительных с шипящими на конце Белый лебедь серому не товарищ. Сытый голодному не товарищ. Будет день – будет и ночь. Всякая вещь хороша на своём месте. Здоровому врач не нужен. Как в мае дождь – так и будет рожь. Даст небо дождь, а земля рожь. Ложь человека не красит. Летом свет во всю ночь.

Глаголы на – тся, ться Что в деревне ни родится, то в городе пригодится. Что в деревне ни родится, то в городе пригодится. Грамоте учиться - всегда пригодится. Грамоте учиться - всегда пригодится. Учиться никогда не поздно. Учиться никогда не поздно. С умным человеком разговаривать, что мёду напиться. С умным человеком разговаривать, что мёду напиться. Волков бояться – в лес не ходить. Волков бояться – в лес не ходить. Где тонко, там и рвётся. Где тонко, там и рвётся. Слухами земля полнится. Слухами земля полнится. Пуганая ворона куста боится. Пуганая ворона куста боится. В тихом омуте черти водятся. В тихом омуте черти водятся. Любишь кататься, люби и саночки возить. Любишь кататься, люби и саночки возить. Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Глаголы 2 лица единственного числа В каком народе живёшь, такого обычая и держишься. Без беды друга не узнаешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Напишешь пером, не вырубишь топором. Тише едешь, дальше будешь. Что посеешь, то и пожнёшь. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Слезами горю не поможешь. Одной рукой и узла не завяжешь. Кашу маслом не испортишь. За чужим погонишься, своё потеряешь. Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой. Упустишь время – потеряешь час. В решете воду не удержишь. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Безударные личные окончания глаголов Мир строит, а война разрушает. Доброе слово само себя хвалит. Смелый побеждает, а трус погибает. Правда глаза колет. Совесть без зубов, а гложет. Труд человека кормит, а лень портит. Своя ноша не тянет. Кто не сеет, тот не жнёт. Улитка едет, когда-то будет. Сытый голодного не разумеет. Видит око далеко, а ум ещё дальше. И сила уму уступает. Много видит, да мало слышит. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Мягко стелет, да жёстко спать. Перо пишет, а ум водит. Одним ухом спит, другим слышит. Друг спорит, а враг поддакивает. Сладким портят, а горьким лечат. Трус погибает, а храбрый побеждает.

Однородные члены предложения Правда в огне не горит и в водене тонет. Всякому нужен и обед, и ужин. Без нитки да иголки шубу не сшить. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Солнце летом греет, а зимой морозит. Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует. За совесть, за честь хоть голову снесть. Кто встал пораньше, ушёл подальше. Сядем рядком да поговорим ладком. Не одежда красит человека, а добрые дела.

Выводы Работа с пословицами на уроке позволит: - повышать мотивацию к учебной деятельности; - повышать мотивацию к учебной деятельности; - развивать лингвистическую культуру учащихся; - расширять знания о культуре страны изучаемого языка; -формировать систему общечеловеческих ценностей.