Выявление, изучение и описание педагогом собственного опыта Куницкая Юлия Ивановна кандидат пед.наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выявление, изучение и описание педагогом собственного опыта Куницкая Юлия Ивановна кандидат пед.наук, доцент.
Advertisements

Деятельность педагога по выявлению и описанию собственного опыта Ковалевская Светлана Станиславовна.
1 Описание опыта педагогической деятельности. С чего начать? На основе материалов «Математика. Физика: как представить собственный педагогический опыт.
Описание педагогического опыта. Структура описания: 1.Информационный блок. 2.Описание технологии опыта. 3.Заключение.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ПРЕДМЕТНИКА РАБОТА НАД ТЕМОЙ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Валюшина Наталья Михайловна, ст. методист к афедры русского и иностранных.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Современные требования к авторским разработкам Людмила Владимировна Балахчи Институт повышения квалификации работников образования.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Транксрипт:

Выявление, изучение и описание педагогом собственного опыта Куницкая Юлия Ивановна кандидат пед.наук, доцент

Сущность понятий Опыт - полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (по Ожегову) Педагогический опыт- отрефлектированная деятельность педагога

Зачем педагогу нужно уметь обобщать свой опыт? Профессионал = специалист+квалификация Квалификация – это способность субъекта не только исполнять, но и рефлексировать, переосмысливать, обобщать, перестраивать свою деятельность

педагог практик Отрефлексированная пед.деятельность (опыт) исследователь Осуществленная пед.деятельность цель Изучить и обобщить ПД Исходный уровень образованности учащихся цель обучить (развить, воспитать) Новый уровень образованности уч-ся

1. Выявление опыта Выявить опыт – значит определить объект, предмет и тему изучения Объектом педагогики является образование (система, процесс, результат) Педагог-практик имеет объектом образовательный процесс В зависимости от должности, на первый план выходят разные процессы: у учителя – обучение у воспитателя - воспитание

6 1. Выявление опыта Для определения предмета изучения(того, что будет изучаться): 1. Проанализируйте свою деятельность по организации базового процесса и выявите в ней наиболее удачно решаемые педагогические задачи 2. Подумайте, благодаря чему успешно решаются данные задачи (специально подобранное содержание, или использование средств, приемов, методов, или особый тип взаимодействия и т.п.) 3. Сформулируйте результаты двух проделанных действий как номинацию предмета изучения

7 1. Выявление опыта Тема опыта работы содержит предмет рассмотрения (то, о чем говорится), т.е. должна четко отражать основную характеристику опыта, характер решаемой проблемы Тема должна быть актуальной, т.е. соответствующей современным требованиям к образованию Тема должна быть конкретной

8 Пример определения предмета изучения и темы опыта 1. Учитель начальных классов считает, что он успешно развивает логическое мышление учащихся на уроках математики 2. Он полагает, что успеха он достигает благодаря использованию приема моделирования 3. Предмет изучения - опыт использования моделирования как средства развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики 4. Тема – Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики посредством моделирования

9 Недочеты в определении предмета изучения и темы опыта Задание: Проанализируйте варианты формулировок тем и выявите среди них недостаточно корректные: Применение ИКТ на уроках математики Формирование исследовательских умений в процессе изучения предмета «Человек и мир» Воспитание у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью посредством использования игровых методов

1. Выявление опыта Задание (групповое): 1. Предложите свой вариант формулировки темы педагогического опыта, над которой вы будете работать в ходе семинара 2. Обсудите и, если необходимо, откорректируйте название «своей» темы и тем, предложенных другими группами

Рефлексия Какие вопросы, касающиеся этапа выявления опыта, возникают у Вас? В чем Вы предполагаете собственные затруднения: в определении темы? в ее актуальности? в ее конкретности?

2. Изучение опыта 1. Изучение литературы для выявления теоретических оснований своих действий: Как понимается учеными то качество, которое Вы формируете или развиваете и которое заявлено в теме? (мышление, творческие способности, умения и навыки и т.д.). Откорректируйте свое понимание Как рассматривают ученые процесс формирования, развития этого качества. Сравните со своей деятельностью, выявите в ней этапы, если есть необходимость, внесите коррективы Как описывается методика использования тех средств, которыми Вы достигаете результата

Задание: Обсудите в группе вопрос: какие теоретические положения вы будете искать в литературе, работая над заявленной темой опыта

2. Изучение опыта 1. Анализ ситуаций и материалов практики Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить имеющиеся в опыте материалы? Какие примеры целесообразно представить для конкретизации этой системы? Как можно измерить результативность организуемого Вами процесса? Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта (карточки, схемы, набор заданий, инструкции, опорные схемы, алгоритмы)?

Задание: Предложите примерный перечень признаков, по которым можно произвести классификацию материалов из опыта по той теме, над которой работает ваша группа

Рефлексия Какие аспекты этапа изучения собственного опыта вызывают у Вас затруднения?

3. Описание опыта Структура описания: 1. Основной текст 1.1. Информационный блок 1.2. Описание технологии опыта 1.3. Заключение 2. Приложения

Информационный блок 1. Название темы опыта 2. Актуальность 3. Цели опыта 4. Задачи опыта 5. Длительность работы над опытом

Информационный блок Актуальность: Какие противоречия, затруднения, встречающиеся в массовой образовательной практике, успешно решаются в опыте Противоречие: 1. Что требуется от 2. Что есть в образования массовой практике 3. На какие «вызовы» времени отвечает опыт

Задание: 1. Обратитесь к раздаточному материалу и проанализируйте фрагмент «актуальность опыта» 2. Предложите тезисный план обоснования актуальности «своей» темы

Информационный блок Цели опыта: на развитие (формирование) каких способностей, качеств, знаний, умений, навыков учащихся (детей) опыт направлен (ориентация на процесс); какой результат предполагается получить и в какой образовательной ситуации (диагностичность и конкретность цели) (Основа для постановки цели: программные требования и научная трактовка того качества, которое формируется или развивается)

Задание: Проанализируйте варианты формулировок целей на предмет их корректности: 1. Развивать творческие способности у дошкольников посредством освоения ими различных техник изобразительной деятельности 2. Формирование умений устной монологической речи у учащихся начальных классов. В результате дети должны уметь: создавать текст небольшого устного высказывания, соответствующий теме речи подчинять высказывание основной мысли строить устные высказывания различных типов (повествование, описание, рассуждение) грамотно использовать речевые средства для выражения мыслей и т.д. 3. Разработать систему дифференцированного обучения русскому языку учащихся 3 класса

Задание: Предложите формулировку цели по той теме опыта, которую вы начали прорабатывать на данном семинаре

Задачи опыта: последовательность действий по достижению цели, результаты каждого этапа Недочеты: 1. Недиагностичность задач 2. Отсутствие взаимосвязи между целью и задачами 3. Смешение позиций педагога- практика и педагога- исследователя

Задание: Проанализируйте варианты формулировок задач Цель - развитие у уч-ся 5-6 классов общеучебных умений на уроках математики, а именно: (перечислены ОУУ) Этап планирования. Задачи: проанализировать предметное содержание учебной программы по математике и определить возможности каждой темы для развития ОУУ; подобрать необходимый учебный материал по математике и определить способы работы с ним для развития ОУУ Этап реализации. Задачи: диагностика начального уровня ОУУ, реализация развивающих целей на каждом из уроков математики посредством отобранного содержания Этап диагностики и коррекции. Задачи: выявление динамики уровня ОУУ

Цель - формирование умений устной монологической речи у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Конечный результат…………………. Задачи: Формировать у учащихся потребность выражать свои мысли в устной форме и ответственное отношение к своей речи Обеспечить усвоение речеведческих понятий (текст, тема, основная мысль, тип текста) как ориентировочной основы действия Формировать умение пересказывать тексты различных типов Формировать умение составлять устный текст-повествование и текст-описание по впечатлениям, по картине

Длительность работы над опытом продолжительность работы по данной теме основные этапы работы над опытом и их содержание

Задание: 1. Обратитесь к раздаточному материалу и проанализируйте содержание информационного блока в представленном опыте работы 2. Оцените информационный блок, используя предлагаемые критерии оценки

Критерии и показатели оценки содержания информационного блока Критерии Показатели Баллы Согласованность целей, задач, результата с проблемой Нечетко выделена проблема, либо цели и задачи, либо результат 1 Проблема, цели, задачи, результат не согласуются между собой 2 Цель определена на основе проблемы, задачи направлены на достижение цели, результат не отражает степень достижения цели 3 Цель направлена на решение проблемы, поставлена диагностично, задачи направлены на реализацию цели, результат отражает степень достижения цели 4

Подведение итогов работы над информационным блоком Каково назначение информационного блока? Что составляет его содержание? Какие фрагменты этого блока требуют серьезного и глубокого продумывания? Какие главные выводы Вы сделали для себя?

2. Описание технологии опыта 2.1. Ведущая идея опыта 2.2. Описание сущности опыта 2.3. Результативность и эффективность опыта

2.1. Ведущая идея опыта Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности

2.2. Описание сущности опыта Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данном опыте (ссылки на литературу: [3])

2.2. Описание сущности опыта Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др.

Задание: Пользуясь критериями оценки описания сущности опыта, проанализируйте и оцените опыт, представленный в раздаточном материале

Критерии и показатели оценки описания сущности опыта Критерии Показатели Баллы Сущность опыта Представлено описание отдельных приемов, методов, средств, форм, подходов 1 Представлен набор известных приемов,…., направленных на достижение запланированных результатов 2 Создан педагогический продукт (методы, средства, технологии, содержание), обеспечивающий достижение результатов на основе авторской идеи, описана деятельность автора по применению 3 Создан авторский педагогический продукт. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий) 4

2.3. Результативность и эффективность опыта Определение критериев и показателей для диагностирования успешности данного опыта, представление методики подсчета результатов Достаточность, конкретность, измеряемость, взаимосвязанность показателей результативности опыта Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта

Задание: Обратитесь к раздаточному материалу и критериям оценки и оцените описание результативности опыта

Критерии и показатели оценки результативности опыта Критерии Показатели Баллы Результа- тивность, эффектив- ность Выделены отдельные показатели результативности. Результативность не доказана 1 Выделены отдельные показатели результативности. Доказательства результативности не убедительны 2 Выделены отдельные показатели результативности. Эффективность доказана. Нечетко определены условия, способствующие и ограничивающие применение и перспективы развития опыта 3 Выделены полные, конкретные показатели. Доказана результативность. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение и перспективы развития опыта 4

Выводы Как бы Вы сформулировали основные принципы, которым должен соответствовать блок «Описание сущности опыта»? (Принципы научности, системности, аналитичности, убедительности, разумного сочетания обобщенности и конкретности)

3. Заключение Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях

Критерии и показатели оценки методического уровня описания опыта Критерии Показатели Баллы Методичес- кий уровень описания опыта Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов, методов и т.д. 1 Опыт представляет определенную ценность для педагогов, описание требует доработки (систематизации) 2 Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения, но требует редактирования 3 Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами 4

Приложения Конспекты уроков, занятий, мероприятий Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

Требования к оформлению описания опыта Объем: основной текст с.; прил. до 10 с. Шрифт: Time New Roman, 14 пт, интерв. 1,5 Поля: л. – 3, пр. – 1, в.и н. – 2, без сокращений Литература: ссылки – [7, c.20],список – по ГОСТ Номера страниц: внизу справа, 1 лист (титульный) - без номера В тексте могут быть разделы

Образец титульного листа Название учреждения образования ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» Иванов Иван Иванович, учитель математики тел. мобильный,

Разработка модели фрагмента педагогической деятельности, отражающей сущность защищаемого опыта

Сущность понятий Модель ( фр. modèle, от лат. modulus «мера, аналог, образец» ) это упрощенное представление реального объекта и/или протекающих в нем процессов, явлений; фр.лат. идея или схема, объясняющая или описывающая какое-либо природное или общественное явление

Фрагмент педагогической деятельности – это: для учителя урок для воспитателя ДУ занятие, экскурсия и др. для воспитателя ГПД самоподготовка, воспитательное мероприятие и др. для педагога дополнительного образования занятие кружка, подготовка и организация выставки и др.

Цель данного этапа КЭ - продемонстрировать: свободное владение идеями опыта способность к воспроизведению опыта в новой (заданной) ситуации умение представить свой опыт владение современными требованиями к образованию

Разработать модель фрагмента ПД – значит представить ПД как систему взаимосвязанных компонентов: Цель/результат Содержание образования Технологические средства (формы, методы, приемы осуществления деятельности и обратной связи, оборудование)

Модель отражает сущность защищаемого опыта, если: в ней конкретизируются цель/результат и задачи опыта применительно к заданной теме содержание образования соответствует цели, задачам и теме опыта технологические средства отражают тему и ведущую идею опыта

Те ма опыта «Развитие устной монологической речи у учащихся начальных классов посредством изучения русского языка на текстовой основе» Тема урока «Имя существительное как часть речи», 3 класс Цель опыта – ф ормирование у учащихся начальных классов умений устной монологической речи Результат - умение создавать устные высказывания различных типов (повествование, описание, рассуждение) Задачи: потребность…, речеведческие знания (виды и типы речи, текст, тема и т.д.) умение пересказывать тексты, умение создавать тексты Цель урока – формирование понятия о существительном как части речи, развитие речевых умений, воспитание … Планируемый результат: Знать о существительном: значение, вопросы, роль в предложении уметь: узнавать сущ., правильно ставить вопросы, находить подлежащее озаглавливать текст различать описание и повествование пересказывать описательный текст

Те ма опыта «Развитие устной монологической речи у учащихся начальных классов посредством изучения русского языка на текстовой основе» Тема урока «Имя существительное как часть речи», 3 класс Сущность опыта Ведущая идея: успешному овладению речью как средством общения способствует работа с текстом как единицей связной речи. Логика изучения языкового материала: речь (связный текст) – языковые единицы – речь (связный текст). Логика развития устной монологич. речи: потребность – речеведческие знания – речевые умения Ход урока I.Пров. дом. задания (Задача- актуализация: роль разных частей речи в тексте) II.Пробл. сит. (Задача-мотивация. Текст без существ.: почему невозможно понять, о чем речь?) III.Восстановление текста, подбор заглавия, (Задача: выводы о роли сущ. в речи) IV.Изучение нового (Задача: знания. Работа с правилом учебника) V.Закрепление (Задача: лингв. и речевые умения. Тексты: найти описание, списать, орфография, сущ.-подлежащее, пересказать)

Критерии и показатели оценивания разработанной модели фрагмента ПД Критерии ПоказателиБаллы Цель/результа т Цель отражает проблему, тему и основную идею защищаемого опыта 1 Цель грамотно конкретизируется в задачах 1 Цель сформулирована диагностично (содержит указание на результат) 1 Продуманы способы отслеживания степени достижения задач и цели 1

Критерии и показатели оценивания разработанной модели фрагмента ПД Критерии ПоказателиБаллы Содержание образования Соответствует теме и цели опыта 1 Этапы достижения цели соответствуют поставленным задачам и выделены на научной основе 1 Учебный материал структурирован логично 1 Содержание соответствует возрастным особенностям учащихся 1

Критерии и показатели оценивания разработанной модели фрагмента ПД Критерии ПоказателиБаллы Технологичес- кие аспекты (методы, приемы, средства) Отражают идею опыта 1 Соответствуют цели, задачам, содержанию 1 Соответствуют возрастным особенностям детей, обеспечивают их активность 1 Способствуют эффективности процесса и обеспечивают диагностику его результативности 1

Методические рекомендации к докладу на КЭ 1. ФИО 2. Тема опыта и ее актуальность 3. Цель и результат опыта 4. Тема и цели фрагмента ПД, конкретизация в них целей опыта 5. Ведущая идея опыта, место фрагмента ПД в реализации этой идеи 6. Порядок, способы и средства действий субъектов в опыте и их отражение в фрагменте ПД (каким образом планируется достижение целей и мониторинг процесса и результата) 7. Перспективы опыта в целом и данного фрагмента, в частности

Критерии защиты опыта посредством разработанной модели Критерии ПоказателиБаллы Культура защиты Содержательность выступления, его структурированность, логичность, четкость 1 Глубина понимания проблемы (умение отвечать на вопросы) 1 Риторическое мастерство (речевая культура, владение аудиторией) 1 Видение перспектив представляемого опыта 1

Рефлексия Что дало Вам участие в данном семинаре? Какие новые вопросы у Вас возникли в результате погружения в проблему?

Спасибо за внимание! Желаем успеха в выявлении, изучении, описании и защите собственного опыта!