Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Система оценки планируемых результатов» Копотева Г.Л.
Advertisements

«Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе»
Система оценки достижений. оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
Накопительная система оценки в образовательном учреждении. Метод «портфолио». О.В.Лебедева, методист РМК.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология.
Комплексные работы в начальной школе. Цель комплексной проверочной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ККР-2011 ПО ТИПАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тип ОУДоля учащихся в общем количестве участников ККР-2011 СОШ115/72% ООШ35/22% НОШ9/6.
Тема: «Портфолио выпускника начальных классов» Учитель начальных классов: Мальцева Е.Г.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Современная школа должна ребенка: - научить учиться, - научить жить, - научить жить вместе, - научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое.
Нововведения в начальной школе в соответствии с государственными стандартами второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ к методике Александровской Э. М. и Ст. Громбах учащихся 1 «А» класса СОШ 17 г. Вольска (2 этап апрель-май) Классный руководитель:
Мониторинг 6 классы по русскому языку ноябрь 2013 года 2013 – 2014 учебный год 1.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить.
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
Модели информационно - образовательной среды начальной школы Шигаева Любовь Михайловна МОУ СОШ 28 г. Ульяновска.
Новые подходы к организации системы оценивания планируемых результатов начального общего образования.
Объекты нормирования Портрет выпускника начальной школы Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов Требования к результатам освоения основных.
Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
Транксрипт:

Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Итоговая оценка

Процесс получения сведений о знаниях, умениях и индивидуальном прогрессе учащихся для улучшения процесса обучения

Концепция и Требования стандарта: общая идеология и рамки Планируемые результаты Специфика ступени Специфика предметной области Образовательный процесс Система оценки Общие подходы, модели Инструментарий операционализированный перечень планируемых результатов: умения, характеризующие достижение данного планируемого результата; примеры заданий, иллюстрирующие особенности оценки его достижения ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ и ОЦЕНКА достижения предметных, метапредметых и личностных результатов в текущем процессе, при итоговой оценке, в ходе аттестации педагогов, аккредитации ОУ, при оценке качества образования Планируемые результаты и оценка их достижения: место и роль разработки Планируемые результаты и оценка их достижения: место и роль разработки Специфика объекта и предмета оценки Требования теории измерений

Примерные учебные программы Образовательный процесс Планируемые результаты Система оценки: модель обеспечения качества образования «изменяемость»; реалистичность; адекватность процедур и механизмов особенностям подхода; вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность у МЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙуМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙ А в т о р с к и е п р о г р а м м ы и У М К Роль планируемых результатов и системы оценки их достижения

Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Выпускник, педагог, ОУ; Чему учить система образования: система образования, ОУ Ради чего учить и научить

Использование операционализированного списка планируемых результатов в текущем учебном процессе Использование операционализированного списка планируемых результатов в текущем учебном процессе Проектирование учебного процесса: тематические результаты тематические результаты; дифференциация требований и открытое их предъявление; совместная учебная деятельность; отбор педагогических технологий. Текущая оценочная деятельность: критериальная база; шкалы Итоговая оценка складывается из: накопленной оценки и оценки за стандартизированные итоговые работы

Накопленная оценка: портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав 1. Выборки детских работ 2. Результаты стартовой диагностики 3. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы 4. Результаты и материалы тематических работ 5. Результаты и матери- алы итогового контроля 6. Достижения во внеучеб- ной деятельности

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

Пример итоговой работы Цель проверочной работы – оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. Особенностью данной проверочной работы является её ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся.

Работа содержит две группы заданий. Первая группа – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.

Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых нет явного указания на способ выполнения, основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми они владеют.

Примеры 2-ой группы заданий Посмотри на последовательность схем состава слова: Найди ряд, в котором слова расположены в такой же последовательности. 1) рука, холодный, облачный; 2) морозы, уроки, находка; 3) сирень, зонтики, посадка 4) пальто, морозный, подружка;

Примеры 2-ой группы заданий Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши каждую группу на отдельной строчке. лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, горка, пришкольный, подснежники ___________________________________

Примеры 2-ой группы заданий В таблице перечислены признаки двух слов. Запиши, какими частями речи являются слово 1 и слово 2 Слово 1 – это __________________. Слово 2 – это __________________. Признаки слова 1Признаки слова 2 Относится ко второму склонению. Употреблено в форме единственного числа, предложного падежа. Стоит в форме единственного числа, женского рода, предложного падежа.

1. Найди слово, написание которого не соответствует его произношению. 1) трамвай 2) срочный 3) считалка 4) ватрушка Умение различать произношение и написание слова, устанавливать связи между графической формой слова и его звуковым составом 60,19%

2. Сколько звуков и букв в слове «вьюн»? 1) 3 звука, 4 буквы 2) 4 звука, 3 буквы 3) 5 звуков, 4 буквы 4) 4 звука, 4 буквы Умение различать звуковой и буквенный состав слова 44,81%

3. Выбери схему, которая соответствует слову поясок. Умение находить в слове значимые части: приставку, корень суффикс, окончание, выбирать схему, соответствующую составу слова 68,44%

4. Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма. зонтик, (о) мыши, (по) домам, (в) доме, отлёты, дворник, прогулка, глазной Умение определять часть слова, в которую входит орфограмма 46, 71%

5. Запиши две группы родственных слов, в каждой группе должно быть не менее трёх слов. Выдели корень. Умение подбирать группы родственных слов на основании знания признака родственных слов, находить корень 72,72%

6. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений. Перед рассветом над лесом кружит прохладный ветерок. Медленно появляется на небе солнце. Поздней осенью ручей чист и прозрачен. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи, классифицировать слова 80,57%

7. Какой падеж имени существительного отсутствует в предложении? За калиткой в туманном свете осеннего утра виднелся такой милый сердцу лес. 1) предложный 2) дательный 3) винительный 4) родительный Умение определять падеж имен существительных, знание всех шести падежей 39,49%

8. В каком словосочетании верно определён падеж имени прилагательного? 1) в открытое окно (Р.п.) 2) крошечной снежинкой (Т.п.) 3) по первому снегу (П.п.) 4) тонкой кисточкой (Д.п.) Умение определять падеж имен прилагательных 58,05%

11. Найди слово, которое является проверочным в данной группе слов. 1) словечко 2) слово 3) словесный 4) бессловесный Умение определять в предложенной группе проверочное слово на основании знания признаков проверочных слов 61,06%

12. Найди словосочетание, в котором у существительного нужно дописать окончание «-и». 1) подбежал к лодке… 2) забота о дочери… 3) в кипящем бульон… 4) работа на компьютер... Умение правильно обозначать буквой безударные падежные окончания имен существительных 66,3%

13. Какие окончания имеют в предложном падеже слова коростель и свирель? Обведи цифру около выбранного тобой ответа и кратко объясни его. 1. Слова имеют разные окончания, так как 2. Слова имеют одинаковые окончания, так как Умение определять принадлежность слова к определенному склонению, обосновывать написание падежных окончаний 25,69%

14. Найди словосочетание, в котором у прилагательного нужно дописать окончание «-ем». 1) летн… утром 2) в плотн… тумане 3) под сын… небом 4) о вечере… разговоре Умение правильно обозначать буквой безударные падежные окончания имен прилагательных 63,05%

15. Найди словосочетание, в котором допущена ошибка. 1) в тихой речушке 2) по осенний листве 3) в ранний час 4) о весенней сырости Умение находить ошибку в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных 59,24%

16. Какой из глаголов относится к первому спряжению? 1) слышь__т 2) завис__т 3) стро__т 4) слушай__т Умение определить принадлежность глагола к определенному спряжению 41,71%

17. Запиши 4 словарных слова, в которых нужно запомнить написание буквы «а». Знание словарных слов, умение выбрать из них те, которые соответствуют определенному условию 44,17%

18. Запиши по два слова в каждую группу: Умение подбирать слова с определенной орфограммой 53,37% Слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова Слова с непроизносимым и согласными в корне слова Слова с парными по звонкости- глухости согласными в корне слова

19. Найди побудительное предложение. 1) Как чудесны первые весенние цветы! 2) Выйди ночью под сверкающий дождь. 3) Почему ты до сих пор не в школе?! 4) С какой радостью мы будем рассказывать об этом! Умение определять тип предложения по цели высказывания, дифференцировать цель высказывания от интонации предложения 33,94%

20. Найди предложение с однородными сказуемыми. 1)Дождь прекратился, но еще долго капали с крыши капли. 2)Потянулись с юга стаи скворцов, грачей, жаворонков. 3)Собака от счастья прыгала, виляла хвостом, поскуливала. 4)Этой осенью было много подберезовиков, лисичек, рыжиков. 43,77%

21. Найди предложение, в котором правильно поставлены знаки препинания. 1)Павлик шёл, думал о предстоящей встрече, и улыбался. 2)Путешествие хорошо началось, и чудесно продолжалось! 3)Шторм трепал судно, норовил закинуть его на рифы. 4)Пароход громко загудел пассажиры выбежали на палубу. 42,66%

25. Напиши открытку-поздравление с Днем рождения своему однокласснику или однокласснице. Умение составлять небольшой текст определенного жанра 78,35%

9. Замени подчеркнутые слова сынонимами. стальная кружка стальной взгляд стальное небо Умение активизировать свой словарный запас, умение подбирать к словам сынонимы 32,99%

10. Запиши к данным словам антонимы, не используй при этом слова с приставкой «не-». смелый – просторно – тусклый – Умение активизировать свой словарный запас, умение подбирать к словам антонимы 68,75%

22. Поставь знак ударения в словах. алфавит, сантиметр, звонит, проценты 44,41% 23. Допиши окончания. мягк______ фланель прозрачн______ тюль мокр______ шоссе осенн_______ пальто 39,02%

24. Найди предложение, в котором допущена речевая ошибка. 1)Четверо друзей почти никогда не расставались. 2)У обоих котят было чёрное пятно на спинке. 3)Мы принесли из столовой пятеро стульев. 4)Долго тянулись осенние дождливые дни. Умение определять наличие в предложении речевой ошибки 47,66%

PIRLS 2006

Вопросы теста PIRLS составлены таким образом, чтобы оценить четыре основных действия читателя, обеспечивающих относительную полноту понимания текста (как художественного, так и информационного): вычитывать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте; делать на основе этой информации несложные выводы; интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста; оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений: умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Данные о выполнении заданий к тексту «Невероятная ночь»

Задание 11 к тексту «Невероятная ночь»

Порой учащиеся не получают максимальный балл за задания, в которых нужно привести два примера. Например: 8. Как журнал помог Ане? Приведи два примера. Средний процент выполнения российскими школьниками этого задания статистически значимо ниже, чем средний международный процент выполнения. За данное задание можно было получить от 0 до 2 баллов. Российские результаты: 0 баллов – 9,1%; 1 балл – 33,5%; 2 балла – 55,4%

Данные о выполнении заданий к тексту «Комочек глины»

Задания к тексту «Комочек глины»

Трудность вызывают задания, для выполнения которых нужно обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста, например, в начале и в конце текста (Комочек глины 10). Средний процент выполнения российскими школьниками этого задания статистически значимо ниже, чем средний международный процент выполнения. За данное задание можно было получить от 0 до 3 баллов. Российские результаты: 0 баллов – 18,3%; 1 балл – 21,1%; 2 балла – 23,5%; 3 балла – 32,9%

Данные о выполнении заданий к тексту «Антарктида»

Задание 11 к тексту «Антарктида»

4. Подумай о том, что говорится в статье об Антарктиде. Приведи две причины, по которым большинство людей, которые приезжают в Антарктиду, не делают этого в период с апреля по сентябрь. За данное задание можно было получить от 0 до 2 баллов. Российские результаты: 0 баллов – 12,6%; 1 балл – 49,3%; 2 балла – 31,3%

Трудность представляют задания, в которых необходимо не только привести пример, но и что-либо объяснить, доказать. 4. Чему научился Леонардо да Винчи у Верроккьо? Приведи два примера. Объясни, как эти знания помогли ему в дальнейшей жизни. За данное задание можно было получить от 0 до 3 баллов. Российские результаты: 0 баллов – 5%; 1 балл – 72,7%; 2 балла – 12,3%; 3 балла – 8,7%

Трудность представляют задания, в которых необходимо не только выбрать какое-либо утверждение, но и объяснить свой выбор, привести примеры, доказывающие его. За такие задания значительный процент российских школьников получал 0 баллов, т.к. они лишь выбирали утверждение и больше ничего не писали. 12. Выбери одно из слов, которое, по твоему мнению, лучше всего характеризует Соломенную Блёстку. Отметь галочкой (V) свой ответ. –Легкомысленная –Любопытная –Храбрая Чтобы объяснить свой ответ, запиши, что она сделала в рассказе.

Примеры заданий с максимальными показателями. Вопросы к тексту «Невероятная ночь» 2. Откуда появился крокодил? А из ванной Б с обложки журнала В из-под кровати Г из ближайшей реки 4. Почему Аня решила, что крокодил собирается атаковать? А Он показал длинный ряд зубов. Б Он издал громкое шипение. В Он начал ворчать и фыркать. Г Он двигал хвостом вверх и вниз. 5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они произошли в рассказе. Номер 1 уже поставлен. __ Аня увидела крокодила. __ Крокодил съел двух фламинго. __ Аня попыталась объяснить своим родителям, почему разбита дверь. _1_ Аня пошла в ванную комнату. __ Аня вбежала в свою комнату и захлопнула дверь.

Примеры заданий с максимальными показателями. Вопросы к тексту «Невероятная ночь» 7. Как была сломана дверь в спальню? А Крокодил хвостом пробил дверь. Б Большая ваза разбилась о дверь. В Фламинго острым клювом ударил в дверь. Г Кровать ударилась в дверь. 12. Автор рассказа не сказал нам, приснилось Ане её приключение или нет. Приведи одно свидетельство того, что это мог быть сон. Приведи одно свидетельство того, что это мог быть не сон.

Примеры заданий с максимальными показателями. Вопросы к тексту «Комочек глины» 9. Какие слова в рассказе показывают, что маленькая девочка знала, что она хочет сделать? А «её пальцы казались восхитительными» Б «Маленькая девочка увидела комочек глины около окна» В «Девочка держит её осторожно» Г «её руки двигались с определённой целью» 13. Какова главная мысль этого рассказа? А Люди похожи на глину: их можно изменять и придавать им форму. Б В мире много горя. В Любая вещь чувствует себя счастливой, когда находит себе применение. Г Гончарное искусство – лучший способ нести добро в этот мир.

Примеры заданий с минимальными показателями Вопросы к тексту «Комочек глины» 11. Маленькая девочка – важный персонаж в этом рассказе. Объясни, почему так важна её роль во всём, что произошло. 12. Автор рассказа пишет о комочке глины, как о живом существе. Что он хочет помочь тебе представить? А что значит оказаться под дождём Б что может чувствовать комочек глины В что значит работать с глиной Г что чувствуют, когда делают что-то собственными руками Вопросы к тексту «В поисках еды» 12. Объясни, почему землю и песок в бутылку важно насыпать именно слоями. 13. Объясни, почему в эксперименте с дождевыми червями кусочки картофеля и лука важно положить на верхний слой земли. 15. Какой из этих трёх экспериментов показался тебе самым интересным? Используй текст, чтобы объяснить свой ответ.

Проблемные точки: Не организует работу с текстом. Не предлагает проиллюстрировать свои наблюдения, объяснить свою точку зрения. Степень развёрнутости, подробности ответа остаётся произвольной. Следствие: Усугубляет проблемы, выявленные при анализе результатов PIRLS -2006: 1) появление неточных ответов, данных без опоры на текст; 2) затруднения при формулировании самостоятельного суждения в свободной форме.

Серьёзной проблемой является несоответствие между ограниченной и поверхностной информацией, содержащейся в кратких по объёму и обзорных по характеру текстах, и проблемно ориентированными, комплексными вопросами и заданиями. Это несоответствие провоцирует необоснованные и не опирающиеся на анализ текста суждения.

PISA 2006 В профиле образовательных достижений российских выпускников основной школы выделяются умения воспроизводить и применять предметные знания в сравнении с умениями применять методологические знания, например, о способах познания, и интеллектуальные умения (higher order skills), например, анализировать, обобщать, прогнозировать, работать с данными и др.

В 2007 году результаты российских школьников в исследовании TIMSS превысили средние международные показатели: по математике 4 класс – 544 балла, 6 место по рейтингу среди 36 стран; 8 класс – 512 баллов, 8 место среди 49 стран; по естествознанию 4 класс – 546 баллов, 5 место среди 36 стран; 8 класс – 530 баллов, 10 место среди 49 стран.

TIMSS 2003

81%

35% 75%

77%

34% 32%

38%