Методическая часть 1 Что такое школьный логопункт? Использование данной презентации заключается в повышении мотивации и взаимопомощи педагогов школы к.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система логопедической работы МСКОУ СКОШ 5. Он педагог, учитель и психолог, Филолог он, и он языковед. Он воспитатель, доктор, дефектолог, Актёр, оратор.
Advertisements

Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей диагностика.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
При проведении диагностики, коррекции речевых нарушений и оценки результатов необходимо учитывать не только компенсаторные возможности ребёнка, но и осуществлять.
Районный школьный логопункт Нижегородского района г.Н.Новгорода Логопед: Сафронова Валентина Валерьевна.
Учебная рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи(3 уровня) у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Система работы в логопункте ГОУ Борский психологический центр Автор: учитель- логопед Денисова Лариса Геннадьевна Государственное образовательное учреждение.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Реализация ФГТ по коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса.
Учитель – логопед I категории Бородина Татьяна Ивановна.
Подготовила : воспитатель Киваева Н. А.. - создание команды единомышленников, куда вошли учитель - логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 4 города Новокуйбышевска городского округа.
Транксрипт:

Методическая часть 1 Что такое школьный логопункт? Использование данной презентации заключается в повышении мотивации и взаимопомощи педагогов школы к изучаемому материалу, деятельности учителя- логопеда в активизации познавательной активности учащихся на занятиях. Необходимости в развитии навыков сотрудничества, умение взаимодействовать с педагогами – одно из важных условий достижения у учащихся успехов в учебе. Что дает возможность получить дополнительную поддержку со стороны учителя, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Именно дополнительные занятия с логопедом и психологом должны стать источником радости и уверенности у учащихся. Вспомним о самом эффективном методе _ «учусь сам, обучая другого»

. организация работы школьного логопункта. 2 Основными задачами логопедического пункта являются: * коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся; * своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; * разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) школьников логопатов. На логопедический пункт зачисляются учащиеся общеобразовательного учреждения имеющие нарушения в устной и письменной речи ( общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание, недостатки произношения- фонетический дефект; ДЕФЕКТЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯМИ СТРОЕНИЯ И ПОДВИЖНОСТИ органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети имеющие речевые нарушения, препятствующие их успешному усвоению общеобразовательных программ ( с общим, фонетико -фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Задачи 3 : а) обследование и отбор детей в логопедические подгруппы, б)проведение коррекционно - логопедической работы, в) общее развитие школьников г)формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, математике и другим предметам: д) популяризация логопедических знаний, а также ведение документации. Для успешной реализации этих задач необходимо взаимодействие с учителями начальных классов медицинским персоналом, психологом, социологом, родителями Задачи совместной педагогической работы не ограничиваются коррекцией речевого дефекта, они сложнее, т.к.наряду с отклонениями речевого развития у логопата отмечаются двигательные расстройства, соматическая ослабленность недостаточное физическое, интеллектуальное развитие, нарушение слуха и зрения, повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность в своих силах, что выражается в поведенческих реакциях и слабо оформленных навыках учебной деятельности. В них входит создание условий для формирования интереса к учебному процессу и коррекция нарушений поведения.

Взаимосвязь с психологом 4 Организуя коррекционную логопедическую деятельность по коррекции звукопроизношения, развитию фонематических представлений - фонематического слуха, анализа и синтеза слов, слогового анализа и синтеза, расширению и обогащению словаря, формированию связной речи, совершенствованию пространственно – временных ориентировок. Логопед вместе с психологом подбирает упражнения на развитие познавательных процессов – асоциального и конструктивного мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, сукцессивных способностей. Например, при коррекции чтения применяются упражнения для расширения поля зрения – числовые и буквенные пирамиды, таблицы, игры «Догони и поймай букву», «Что вокруг»?» Путаница»; игры на распространение внимания – «Найди спрятанное слово», и т.д. ( сукцессивные процессы – игры на рядоговорение, «Найди клад» многошаговые игры, игры тесты – «Кулак, ребро, ладонь» и др.) Таким образом: учитывается один из принципов корекционно – развивающего обучения логопатов – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.

коррекция 5 (Совершенствование движений и сенсомоторного развития). Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Развитие артикуляционной моторики. ( Коррекция отдельных сторон психической деятельности). Развитие зрительного восприятия и узнавания. Развитие зрительной памяти и внимания. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов -цвет, форма, величина. Развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие представлении о времени. Развитие фонетико- фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Развитие 6 Развитие наглядно- образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие словесно – логического мышления (умение логично конструировать фразы и ответы на вопросы). 4) Коррекция нарушения в развитии эмоционально – личностной сферы : релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация,чтение по ролям) 5) Развитие речи. Развитие фонематических процессов. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, просодики. Постановка и автоматизация дефектных звуков. Коррекция недостатков лексико - грамматического строя речи.. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания. Таким образом, учитывается один из принципов коррекционно- развивающего обучения логопатов – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы, поэтому так важны взаимопосещения уроков, и логопедические занятия учителем и логопедом. 3) РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ мышления

план 7 годовой план логопедической работы. Планирование работы осуществляется по следующим разделам: 1….Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии. 2…Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. 3…Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии. 4…Коррекция звукопроизношения. 5…Работа с педагогами. 6…Работа с родителями. 7..Методическая работа. 8..Самообразование. 9...Организационная работа.

7 Развитие фонетико- фонематических процессов. 1…..Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове ( по картинке) Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков рядоговорение. 2…Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении: ………- выделение согласных по картинкам и в словах ( по мере изучения алфавита ): б-п, в-ф, г-к-х, с-ш, з-ж, с-з, с-ц, ш-ж, ц-ч, ч-ть, выделение и дифференцирование парных согласных звуков: б-п, д-т, р-л; 3….Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилам их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1- 2 ряда: а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и. 4Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов 5 6 8

Анализ слога по звукам, Анализ слова по звукам, Нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, ; середине слова; Преобразование слов путем замен одних звукови букв другими, Преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв), Преобразование слов путем наращения согласных. 5….Помощь в обучении детей – логопатов чтению (работа со смешанными моделями слов). * слоговой анализ и синтез слова в 2,3,4, (5) слогов разной слоговой структуры, * Чтение предложении и небольших рассказов по слогам. Дописывание слов по картинкам, Помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до слов в минуту). 9

Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. 1..Обогощение, закрепление и активизация словаря: * именами существительными, прилагательными ; * глаголами; * наречиями. 2 Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова 3 Развитие обобщающих понятий (классификация предметов). 4 Работа над формированием грамматического строя речи. * упражнения в образовании и согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание; * подбор определений к существительным, * образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного; *обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий); *организация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего 10

11 будущего времени, единственного и множественного числа); * составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами; * упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и др. средств образования слов. 5 Коррекционная - логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2 – 4 классов. Коррекция на фонетическом уровне: а) предупреждение и исправление акустических дисграфий: - строение и функции речевого аппарата ( повторение); - звуки речи и буквы ( повторение); б) фонематический анализ слов: - простые формы звукового анализа, - сложные формы звукового анализа, - твердые и мягкие согласные,.

Мягкие согласные 12 - обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2 го ряда, - второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы Ь), В) формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, Имеющих акустико – артикуляционное сходство: - гласные ё, ю, о, у, - звонкие и глухие парные согласные в-ф, п- б, д-т, ть-дь, з-с, г-к, ж-ш; - оглушение звонких согласных: с-ш, з-ж, сь-щ, р-л, г-к-х, с-ц, ч-ть, ч-щ, ц-ч; 6 Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии,. Коррекционная работа на лексическом уровне. Выявление активного словарного запаса учащихся: Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: -слова »сорняки», -слова «приятели» (синонимы), -слова «неприятели» (антонимы -слова « близнецы» (омонимы), сколько значений у слов(многозначные слова)

анализ 13 Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове. Схемы слого- ритмической структуры слов. Безударные гласные. Состав слова (морфемный анализ и синтез слов). Корень слова. Сложные слова. Приставка. Суффикс 7. Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Словосочетание и предложение. Согласование различных частей речи в числе, в роде. Управление. Кто? Что? (вин.падеж) Кого? Чего? (род. Падеж). Кому? Чему? (дат. Падеж) О (в,на) ком? Чем? (предл. пад.) Кем? Чем? (твор. Падеж) Закрепление падежных форм. Связь слов в предложении (словосочетании). Предлоги. Приставки. Приставки и предложения.

Пропедевтика 14 Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии; -Формирование пространственных представлений, -формирование временных представлений, -дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство: б-д, б-в, д-в, и-у, о-а, и-ш, п-т, ш-т, ц-щ, п-р, г-ч, у-щ, у-з. 8 Коррекция звукопроизношения. Оказание систематической помощи по коррекции речи детеи логопатов. 9 Работа с педагогами. Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов. Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов. Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета. Организация речевой игротеки. 10 Связь учителя – логопеда с родителями. Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний: - приобщать родителей к коррекционно- воспитательной работе по развитию речи ребенка. -принимать активное участие в родительских собраниях, -доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка, Проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями. 11 Методическая работа. Организовать цикл лекции и семинаров для педагогов и родителей об особенности работы с детьми. Систематически знакомить их с инновационными технологиями. Подбирать методическую и коррекционную литературу и пособия, логопедические игры в помощь учителю и родителям. Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана

самообразование Самообразование * Своевременно пополнять знания, знакомится с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы. * Принять активное участие в районных семинарах и методических советах. * Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения Дошкольного и школьного типа. * Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования. 13 Организационная работа. * Своевременно провести обследование детей * По результатам обследования составить диагностическую карту работы с логопатами, отражающую динамику их развития. *Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования. * Своевременно заполнить речевые карты в соответствии с решением протоколов ПМПК. * Составить годовой план работы логопункта. * Обеспечить оснащение педагогического процесса. * Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературы. * Составить годовой отчет о работе логопункта. Учитель –логопед (Калинина Л.А.)