Общение (коммуникация, от лат. сommunicatio – делаю общим, связываю) – это специфическая форма взаимодействия людей с целью обмена информацией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Advertisements

Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Выполнила ученица гр.10эм1 Пиманова Мария.. 1. Язык как важнейшее средство человеческого общения. 2. Язык – знаковая система. 3. Функции языка. 4. Язык.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Основными функциями языка являются : Коммуникативная ( функция общения ); Мыслеформирующая ( функция воплощения и выражения мысли.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Речевое оформление сочинения Критерии: Речевое оформление сочинения Критерии: Смысловая цельность Смысловая цельность Связность Связность Логичность Логичность.
Методическое объединение учителей русского языка Вязниковского района представляет предмет «Русский язык»
Подготовила студентка группы э 121 б Прохорова Анастасия.
Поведение собеседника Эмоции Характер культуры речи Содержание речи Заключение Источники Введение.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Культура речевого общения Михайлова И.М.. Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть.
Транксрипт:

Общение (коммуникация, от лат. сommunicatio – делаю общим, связываю) – это специфическая форма взаимодействия людей с целью обмена информацией.

* Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области приложения и возможностей выражения отличает Я. от так называемых искусственных, или формализованных, языков, которые используются в других отраслях знаний (см. Искусственные языки, Информационные языки, Язык программирования, Информационно-поисковый язык), и от различных систем сигнализации, созданных на основе Я. (азбука Морзе, знаки уличного движения и др.).

Язык – это многофункциональная знаковая система, предназначенная для создания, хранения и передачи информации. Среди многочисленных и разнообразных средств общения язык является основным, универсальным. Именно появление языка превратило первобытного человека в человека разумного, дав ему возможность мыслить. По признаку способности выражать отвлечённые формы мышления (понятие, суждение) и связанному с этой способностью свойству дискретности (внутренней членимости сообщения) Я. качественно отличается от т. н. Я. животных, представляющего собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях.

Система (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединение) – объединение взаимосвязанных элементов, которые образуют целостность, единство.

Элементы языка называют единицами языка Язык составляют следующие единицы: 1) фонема (звук); 2) морфема (часть слова); 3) слово; 4) словосочетание; 5) предложение; 6) текст.

Различаются две формы существования языка, соответствующие противопоставлению понятий «язык» и речь. Язык и речь – различные понятия, но между ними существует глубинная, теснейшая связь. Образно язык и речь можно назвать двумя сторонами одной медали, так как речь – это прежде всего язык в действии.

В чем же проявляются различия между языком и речью? * язык – это система знаков и способов их соединения, а речь – использование языковых средств и правил в непосредственном общении людей. * язык объективен, он является достоянием всего общества в целом, отражая картину мира народа, говорящего на этом языке. Речь всегда индивидуальна и субъективна, она отражает личный опыт человека, его взгляд на мир, его оценку действительности. * язык абстрактен, формален, а речь материальна: в устной форме она оформляется при помощи звуков, а в письменной – фиксируется при помощи графических средств. * язык стабилен, статичен, речь же активна и динамична, она зависит от конкретных ситуаций общения и реализуется во времени и пространстве.

* Устная речь используется в иных условиях: при территориальной и временной близости собеседников (непосредственность контакта). Она спонтанна, так как восприятие речи совпадает с моментом ее создания. * Для письменной речи характерна полнота высказывания, в ней используются, как правило, полные предложения с завершенным смыслом, строго соблюдаются языковые нормы. Речь может реализовываться в устной или письменной формах.

Письменная и устная речь различаются по следующим параметрам:

* К основным формам существования языка относят диалект (территориальный и социальный) и литературный язык.

* Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

* Признаки литературного языка: 1) наличие письменности; 2) нормированность; 3) обработанность; 4) кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка; 5) стилистическое многообразие, т. е. многообразие функциональных стилей литературного языка; 6) относительная устойчивость; 7) распространенность; 8) общеупотребительность; 9) общеобязательность; 10) соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

* Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными- филологами, общественными деятелями.

* Нормированность – употребление языковых средств, регулируемое единой общеобязательной нормой. Норма как совокупность правил словоупотребления необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения другому. Если бы не было единой языковой нормы, то в языке могли бы произойти изменения, при которых люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга.

* Основные требования, которым должен соответствовать литературный язык, – это его единство и общепонятность. * Современный русский литературный язык многофункционален, т. е. он выполняет функции бытового языка грамотных людей, языка науки, публицистики, государственного управления, языка культуры, литературы, образования, средств массовой информации и т. д. * Если сравнить разновидности национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны), литературный язык играет ведущую роль. Он включает в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче всего это обнаруживается в сфере разговорной речи.

* Культура речи - владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

* Две ступени освоения литературного языка: 1) правильности речи - одно из основных коммуникативных качеств речи, предполагает соблюдение норм на всех речевых уровнях. Оценки различных способов языкового выражения при этом определенны и категоричны: правильно/неправильно, допустимо/недопустимо, допустимо и то и другое и т.п. 2) речевое мастерство предполагает не только следование нормам, но и умение выбрать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый. Оценки вариантов при этом такие: лучше, хуже, вернее, яснее, точнее и т.п.

* Культура речи содержит три составляющих компонента: 1) нормативный 2) коммуникативный 3) этический.

1) Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма – это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

2) Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.д.; обращение на «ты» и на «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

3 ) В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на условия общения. Язык – основной инструмент общения, и от степени владения этим инструментом, т. е. от культуры речи, во многом зависит эффективность речевого взаимодействия. Поскольку в акте общения принимают участие адресант (создатель информации) и адресат/адресаты (воспринимающие информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно понял ее, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации.

* Коммуникативные качества речи: - точность; - понятность; - богатство и разнообразие речи; - чистота речи; - выразительность.

* Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления. Она нарушается в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: 1) употребление слов в несвойственном им значении; 2) не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; 3) смешение омонимов, паронимов.

* Требование понятности. Что же делает речь непонятной? Прежде всего незнакомые слова. Поэтому, чтобы речь понимали, следует ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка. Ученые-лингвисты огромный запас словаря русского языка, учитывая известность, частотность употребления слов, делят на две группы лексику неограниченного употребления и лексику ограниченного употребления. К первой группе относят общеупотребительные, понятные всем слова. Слова ограниченного употребления можно разделить на следующие группы: профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, термины, иностранные слова. Чистота речи отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Эти слова не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.

* Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Богатство языка определяется: - богатством словаря (прежде всего); - смысловой насыщенностью слова, т. е. его многозначностью; использованием синонимов; - словообразованием; - экспрессией; - образной фразеологией.

* Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. * Ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы. Они обнаруживаются на всех его уровнях, особенно на лексическом. Это объясняется тем, что слово не только называет предмет, качество, действие, состояние, но и способно передавать отношение говорящего, его оценку (положительную, отрицательную), его эмоции (неодобрение, пренебрежение, ласку, любовь, восторг), указывать на степень проявления признака, действия, т. е. быть экспрессивным (гореть и пылать, большой и гигантский). * Также выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени творящий ее знаком с художественными приемами, традиционно называемыми тропами и фигурами.

Аспекты культуры речи в современном обществе: 1) избегать многословия. 2) всегда нужно знать, зачем ты вступаешь в разговор, какова цель твоей речи. 3) соблюдать речевой этикет. 4) избегать речевого однообразия; выбирать речевые средства, учитывая ситуацией речи. 5) уметь находить общий язык с любым собеседником. 6) следовать высоким образцам, уметь их отличить. 7) помнить, что вежливость и благожелательность – основа культуры речевого поведения.

Грамматические ошибки Речевые ошибки 1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике. 2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор; 3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов. 4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы; 5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге. 6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо. 7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой. 8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

* 1. Расставьте ударения в следующих словах: Добыча, иначе, зубчатый, жалюзи, завсегдатай, закупорит, иконопись, искра, исчерпать, камбала, каучук, колосс, красивее, баловать, мастерски, мускулистый, премировать, включишь, взвился, редки, некролог.

* 2. Определите лексическое значение и стилистическую окраску приведенных ниже фразеологизмов. Составьте связный текст, который будет включать все фразеологизмы. попытать счастья идти на попятную плакаться в жилетку вдоль и поперек попасться под руку слететь с языка зуб на зуб не попадает помутиться разумом

3) Определите род имен существительных и аббревиатур, согласуя с ними определения-прилагательные составьте словосочетания: Парижск… ралли решающ… пенальти гостеприимн… Сочи утренн… какао знойн… сирокко российск… МИД вкусн… салями цветущ… Баку Западн… авеню, забыт… хинди ароматн… шампунь бел… лебедь

* 4) Образуйте формы им.п. мн.ч. существительных: Мичман, ордер, приговор, профессор, слесар, снег, сорт, суп, токар, том. 5) Образуйте формы род.п. мн.ч. существительных: Нервы, гольфы, задворки, курды, осетины, погоны, помидоры, носки. 6) Напишите числительные прописью: Более экспонатов, на высоте метров, от 399 рублей, вместо человек, рассчитывать на слушателей.

7) Найдите речевые ошибки, определите их тип. * 1. Мы заранее предвидели все трудности похода. * 2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!» * 3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы. * 4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая. * 5. Брат очень бережный человек. * 6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение. * 7. Хватит тебе теребить старые раны. * 8. Уровень благосостояния народа увеличивается. * 9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне. * 10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом. * 11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка. * 12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

8) Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип. * 1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли. * 2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы. * 3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады. * 4. А у нас во дворе сделали новую качель! * 5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос. * 6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки. * 7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений. * 8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее. * 9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы. * 10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь. * 11. Издали были видны плывущие бревна по воде. * 12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

9) Укажите номера предложений с речевыми ошибками. * 1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым. * 2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной. * 3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства. * 4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров. * 5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни. * 6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко. * 7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы. * 8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке. * 9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру. * 10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался. * 11. Рассевшись по машинам, заработали моторы. * 12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов. *

10) Укажите номера предложений с грамматическими ошибками. * 1. Онегин скучает в светских гостиницах. * 2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви. * 3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина. * 4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают. * 5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым. * 6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками. * 7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи. * 8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает. * 9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц. * 10. Печорин не раз проявлял бесстрашность. * 11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре. * 12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача. *