Правописание суффиксов наречий. (Репродукции с картин В. Васнецова) урок русского языка в 10 классе
Автор урока: Учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия 3 г.Молодечно» Сутулова Светлана Александровна(высшая категория) Стаж работы: 25 лет
Цель урока: 1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщить и расширить сведения о правописании суффиксов наречий, повторить орфограммы, связанные с изучением наречия; усвоение знаний в их системе. 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : воспитывать любовь к русскому языку, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в режении поисковых задач. 3. РАЗВИВАЮЩИЕ формировать умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия и приставки; развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала Методы: обобщенно-иллюстрационный,репродуктивный Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная Средства обучения: оценочный лист, карточки-задания, медиапроектор, компьютеры
А.С.Пушкин Все было тихо- лес и горы, Все спали в сумраке ночном. («Романс») В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои… («К***») Видно, на море не тихо, Смотрит- видит дело лихо… («Сказка о царе Салтане…»)
Блиц- опрос(повторение): 1. Какой частью речи являются выделенные слова в стихах А.С.Пушкина? 2. Вспомините морфологические признаки наречия. 3. Дать определение наречию как части речи. 4. На какие разряды делятся все наречия по лексическому значению? 5. Синтаксическая роль наречия в предложении
Тест.Закрепление сведений о морфологических свойствах наречий. Наречие – это самостоятельная часть речи. Наречие – служебная часть речи. Наречие не имеет окончания. Наречие – изменяемая часть речи. Наречие обозначает признак предмета по действию Наречие обозначает признак действия. В предложении наречие играет роль обстоятельства. Наречие может отвечать на вопрос сколько? Наречие имеет 3 степени сравнения? Наречия можно разделить на смысловые группы.
«Богатыри» (Три богатыря) Задание: открыть скобки, подчеркнуть наречия. А) Богатыри (в)троём отправились в дозор. Б) (Много) много раз (бок) (о) (бок) богатыри отражали набеги кочевников.
«Витязь на распутье» Задание: открыть скобки, подчеркнуть наречия. А) (Из)дали на небо набегают тёмные обл…ка. б) Витязь опустил копьё остриём (к)низу.
Царевна-Лягушка, 1918 Задание:, подчеркнуть наречия, сделать морфологический разбор наречий. А) Грац…озон, плавно плывёт в танце царевна.
Снегурочка, 1899 Задание: открыть скобки, подчеркнуть наречия, сделать морфологический разбор наречий. А) Ветер в заснеженном лесу, где гуляла Снегурочка, дул все порывистее. Б) Кое(где) мерцают смутные огоньки крестьянских изб.
Морфологический разбор наречия: Порядок разбора 1. Часть речи. 2. Знаменательное или местоименное. 3. Разряд по значению. 4. Степень сравнения (если есть). 5. Синтаксическая роль. Кой-где- наречие; местоименное, неопределенное, в предложении является обстоятельством места. Грациозон- наречие; знаменательное, определительное,образа действия, в предложении является обстоятельством. Порывистее- наречие; начальная форма порывисто; знаменательное, определительное; употреблено в простой форме сравнительной степени, в предложении является обстоятельством.
Правописание суффиксов наречий 1. Наречия с приставками в-, на-, за-, образованные от кратких прилагательных имеют на конце суффикс – о, а наречия такого же происхождения с приставками из-, до-, с- имеют на конце суффикс –а: лево, справа, налево, направо, досыта, снова и др. Комментарий: надо учитывать, что приставка из- имеет вариант с глухой согласной – ис. -В каких случаях возможна такая приставка?(Когда после приставки следует глухая согласная: искоса, исчерна) -Почему в словах исправно, доходчиво на конце пижется о? (Эти слова образованы от прилагательных с приставками: современный, доходчивый, исправный).
Степени сравнения наречий. Сравнительная Превосходная простаясоставнаяпростаясоставная Суффиксы –ее, -ей, -е, -же более, менее + наречие Не образует Наречие в простой сравнительной степени + всех сильнее более сильно Допускается разговорный вариант наистрожайже сильнее всех выже менее высоко _________ выже всех
Внимание: наречия в сравнительной степени часто совпадают со сравнительной степенью прилагательных. Чтобы не ошибиться, нужно правильно задать вопрос: прыгнул (как?) выже – наречие он стал (каким?) выже - прилагательное
«Три царевны Подземного Царства» Задание: выписать наречия., подчеркнуть суффиксы. А) Каждая царевна из Подземного царства прекрасна… другой. Б) (Из)ред к…выходят красавицы на волю из подземелья.
«Алёнушка» Задание: выписать наречия, выделить суффиксы. А) Издав… хмурый лес окружает печальную Алёнушку. Б) Все ре… проглядывает солнышко сквозь тучи.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» Задание: выписать наречия, выделить суффиксы. А) Снов… много храбрых русичей полегло в битве с половцами. Б) Издав… летают над полем битвы хищные птицы.
Царевна-Несмеяна, 1926 Задание: выписать наречия, выделить суффиксы. А)Занов… женихи (на)перебой пытались рассмешить грустную царевну. Б) Многие из женихов прибыли издалека...
«Баян» Задание: выписать наречия, выделить суффиксы. А) Снов… слушают воины сказания Баяна. Б) (Из)давно… былины сказывались под музыку гуслей.
«Иван-царевич на сером волке» Задание: выписать наречия, выделить суффиксы. А) (В)верху деревья переплелись ветвями, сквозь которые (ред ко)ред ко пробивается солнечный луч.
Спящая царевна, 1926 Задание: выписать наречия, выделить суффиксы. А) (Из)далек… мчится царевич, чтобы разбудить уснувшую красавицу и взять её (за)муж.
«Ковёр-самолёт» Задание: выписать наречия, выделив суффиксы. А) Леса, болота, реки остаются далеко лев... Б) А ковёр-самолёт снижается быстр…
Богатырский галоп, 1914 Задание: выписать наречия, раскрыть скобки. (Едва)едва касается копытами земли вороной конь.
Бой Добрыни Никитича с трехголовым драконом, 1918 Задание: выписать наречия, выделить суффиксы. А) И (с)нов… поднимает на страшного врага свой тяжёлый меч Добрыня Никитич. Б) Занов… бьётся богатырь с чудищем поганым.
Гусляры, 1899 Задание: выписать наречия, выделить суффиксы. А)Издавно… сказывают истории богатырей бродячие гусляры. В) Снов… бродячие музыканты прославляют подвиги героев.
Песнь радости и печали, 1898 Тренировочные упражнения. 1)выполнение теста на компьютере; 2)следует помнить, что правописание многих наречий необходимо запомнить или проверить по словарю.
Рефлексия: Расскажите о своих достижениях на занятии Расскажите о своих достижениях на занятии