Русь Языческая. Русь языческая Язычество – народная вера («народ» - одно из значений древнеславянского слова «язык»). Древние славяне поклонялись стихиям,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Advertisements

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Единых для всего славянского мира представлений о богах не существовало : поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства,
В словарь РОД Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видимо вокруг. Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем.
Обожествление природы. «Волокут волоком». Н. К. Рерих «Волокут волоком». Н. К. РерихН. К. РерихН. К. Рерих.
Содержание. Боги славян. Духи древних славян. Праздники славян. Тест. «Славяне. Их быт, верования и праздники.»
В период образования государства славяне придерживались языческий верований В период образования государства славяне придерживались языческий верований.
Древнеславянская культура Автор: Надежда Викторовна Желудкова, учитель истории и обществознания, МКОУ Ястребовской СОШ Ачинский район Красноярский край.
Язычество восточных славян План 1. Религия древних славян. Язычество. 2. Пантеон славянских богов. 3. Духи и существа.
Работа выполнена учениками 10-го класса МОУ СОШ 12.
Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА 5 класс Учитель Дорошенко Татьяна Леонидовна Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида 48 г.Ростова-на-Дону.
Боги Славян. Подготовила Кускова Анастасия.
Галактионова Н.В. Учитель истории и обществознания МБОУ «БСОШ»
НАШИ ПРЕДКИ - СЛАВЯНЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» Составитель: А.А.Мельникова, МОУ СОШ 19, г.Белово, Кемеровской области.
Верования восточных славян Савкина Виктория 6 «Г».
Славянская мифология Учитель русского языка и литературы гимназии 40 города Тараз Шумакова Е.Д. 1.
Мифы древних славян.. Религия древних славян. Перун - бог грома и молнии Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов.
Презентация к уроку истории Верования восточных славян 7 класс Учитель истории: Лариса Александровна Демченко.
Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Гармония» Презентация учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 47» г.Перми Бобровой.
Транксрипт:

Русь Языческая

Русь языческая Язычество – народная вера («народ» - одно из значений древнеславянского слова «язык»). Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг. Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы.

Древнейшие боги славян Первоначально славяне «клали требы» (то-есть приносили жертвы) упырям и берегиням.упырям берегиням Затем они начали «трапезу ставите» Роду и рожаницам.Родурожаницам Впоследствии славяне стали поклоняться главным образом Перуну.Перуну

Упыр и Упырь – не мёртвый (живой мертвец) – низший дух, демоническое существо. По народным поверьям, упырями становились люди, «умершие неестественной смертью». Упыри выходят по ночам из могил и высасывают кровь у людей и животных.

Берегин и Берегини – женские духи, охранительницы от злых сил. Древние славяне воспринимали берегинь как подательниц влаги, дождя, необходимых для плодородия земли.

Русалк и Позднее берегини трансформировались в русалок. Русалка – дух в облике женщины, живущий в воде. В Древней Руси полуженщина-полурыба. Русалки связаны с культом плодородия. Русалками становились преждевременно умершие девушки или невесты, не дожившие до свадьбы. В хороводных песнях люди призывают русалок помогать росту хлеба. Русская русалка завлекает чарующим смехом или пугает диким хохотом. Она скорее страшна, чем прекрасна. Русалка всегда простоволоса и не причёсана.

И. Н. Крамской. Русалки

Род Род – верховное божество неба и земли, распоряжавшееся всеми жизненно необходимыми стихиями – солнцем, дождями, водой. Он всемогущий, заботится о делах небесных, другие боги повинуются ему. Род даёт жизнь всему живому.

Рожаниц ы Рожани́цы девы жизни и судьбы, божества благополучия и плодородия.женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Рожаницы - покровительницы как рождаемости, так и урожайности, духи плодородия, рождения новой жизни. Рожаницы всегда упоминаются совместно с мужским божеством Родом и, как правило, существуют в паре.

Перун Славяне верили: этот владыка небесный, если гневался, принимался стрелять из лука огненными стрелами, тем самым посылая на землю гром и молнии. Перун- громовержец был и богом войны, к нему взывали воины, моля ниспослать победу в схватке с врагом

Священным деревом Перуна считался дуб, и изваяние его обычно ставили на возвышенном месте в дубовой роще. Судя по сохранившимся описаниям, у идола Перуна, стоявшего в Киеве, было вырезанное из дерева туловище, голова из серебра, а борода – из золота. Перед статуей бога- громовержца горел негасимый огонь.

Солнечные боги С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Даждьбог.

Дажьб ог Даждьбог – божество солнца – назван в сохранившихся сказаниях родоначальником и покровителем восточнославянских племён, от которых произошли русские люди – «дажбожьи внуки». Дажьбог был олицетворением не только дневного светила, но и вообще тепла и света. От него зависели смена времён года и чередование дня и ночи. Даждьбог – податель земных благ и хранитель славянского рода, которому он дал жизнь.

Хорс Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском.

С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины и катать зажжённые колёса, символизировавшие светило.

Семар гл Спутником богов Солнца и плодородия был Семаргл – крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней. семян, ростков. Считался посредником между миром явьим и миром поднебесным.

Сварог Богом Неба и небесного огня был Сварог, сыновьями которого считались Сварожич (бог земного огня) и Даждьбог.

Огонь Сварожич Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека, да и после смерти его тело нередко ожидал погребальный костёр. С глубочайшей древности Огонь отгонял прочь тьму, холод, диких зверей. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, Огонь был способен очистить что- либо осквернённое.

Стрибог Божеством неба, воздуха и ветра считался Стрибог.

Божества плодородия В большом почёте у древних славян была Мать-Сыра Земля – богиня плодородия, прародительница жизни. Земледельцы- славяне видели в ней свою кормилицу. Зимой она крепко спала и просыпалась весной, разбуженная первым громом. Древние славяне считали Землю и Небо супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете.

Лада и Леля. Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля.

Лада и Леля Лада – богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Леля – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в её честь весенний праздник Ляльник.

Макош ь К древнейшему земледельческому культу Матери-Земли восходит общеславянское почитание Макоши – богини земли, урожая, женской судьбы, Великой Матери всего живого. Макошь была богиней женских работ, чудесной пряхой. У восточных славян Макошь стала со временем почитаться как подательница дождя. В конце концов она «поднялась» с земли на небо и заняла место главного женского божества.

Змей - Велес Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню «vel» со значением «мёртвый»; Велес – владыка мира мёртвых. Нисхождение в этот мир приносило всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими способностями, поэтому Велес – одновременно бог мудрости и поэзии.

Велес навий Образ Велеса – собирательный образ божества, покровительствующего всему животному миру. Бог долго сохраняет черты зверя, представляется мохнатым.

С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, «скотьего бога». Славяне почитали Велеса как бога богатства, покровителя купцов. С развитием у славян земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по- прежнему богом мёртвых.

Волхв Соединение представлений о Велесе даёт ключ к пониманию слова «волхв» - это языческий жрец, облачённый в звериную шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделён великой мудростью и поэтическим даром, он – могущественный маг и, возможно, пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к умершим).

Морен а Во многом схожа с Велесом Морена – богиня Зимы, мира мёртвых и… плодородия земли. Марой или Мореной славяне называли соломенное чучело – олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Из мёртвой смерти (зимы) живородится жизнь (весна).

Мир человека: между своим и чужим Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нём людей. Домового представляли себе в виде маленького старичка, заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. Домовой – вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души добрый и заботливый. Домово й

Домовой – добрый дух дома

Плач домовых

Кикимора Интересный мифологический персонаж – Кикимора. Злой дух дома, мрачное привидение, которое днём невидимкой сидит за печью, а по ночам куролесит и безобразничает. Путает пряжу, бьёт посуду, насылает на кур «вертун», выстригает всю шерсть у овец. Особо усердствует на Святки.

Дворово й Дворовой – покровитель двора, помощник домового. Дружит с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, особенно, если они белой или светлой масти. Часто ссорится с соседскими дворовыми. "Как у нас-то дворовой ходит с чёрной головой, носит шубку бархатную, у него-то глаза огненные, нос курнос, усы торчком, ушки чутки, ножки прытки, когти цепки. Днём на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит".

Иногда дворовой предстаёт в сложном образе чудовища: "Немного кошки побольше. Да и тулово похоже на кошкино, а хвоста нет. Голова как у человека, нос горбатый-прегорбатый, глаза большущие, красные, как огонь, а над ними брови чёрные, большие, рот широчущий, а в нём два ряда чёрных зубов, язык красный и шероховатый, руки как у человека, только когти загнутые. Весь оброс шерстью, вроде как серая кошка, а ноги человеческие".

Банник Банник – голый старичок с радужными глазами, покрытый грязью и листьями от веников, который обитает в нетопленной бане. Он вредит тем, кто приходит в баню поздно, после захода солнца или ночью. Брызжет кипятком, бросает раскалённые камни, напускает угару.

Лес и леший «Леший» буквально значит «лесной».Внешность его переменчива. Он то представал великаном выше самых высоких деревьев, то съёживался, прячась за низкорослым кустом. Волосы у Лешего длинные, серо-зелёные, зато на лице – ни ресниц, ни бровей, а глаза – как два изумруда, горят в лесных потёмках зелёным огнём. Одежда в нём запахнута наоборот.

Баба Яга Баба-Яга – лесная старуха, волшебница, ведьма. Живёт в чаще. В избушке на курьих ножках. Одна нога у неё костяная, плохо видит, больше полагается на обоняние, летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мёртвых: вокруг её дома забор из человеческих костей, засов – человеческая нога, запор – человеческая рука, замок – зубы.

Лесавк и Лесавки – лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки. Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Всё это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шуршат, свистят на весь лес.

Аука Аука – лесной дух, который, в отличие от леших, не спит ни зимой, ни летом. Зимой ему раздолье: со всех сторон дурачит человека, отзывается из-за каждого куста. Маленький, пузатенький, щёки надутые.Водит человека по лесу, вселяет в него надежду, а сам заведёт в чащу и бросит там, чтобы уснул путник морозным сном, забыв обо всём.

Ремизов А. М. «К Морю-Океану» «Ауку чай знаете? Аука в избушке живёт, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него – медвежья лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки…Аука затейный, знает много мудрёных докук, балагурит и охоч попугать, иногда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать».

Полевик Полевик – дух, охраняющий хлебные поля. Относительно доброго, но проказливого нрава. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил утереть ему нос. И, если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок - Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится испачкать руки.

Вода и водяной Водяной дедушка - хозяин вод. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое- нибудь животное.

"Водяной дух" Не ходи к потоку - Он шумит, бежит, Там неподалеку Водяной сторожит. Д.П.Ознобишин

Волкодлак Волкодлак – человек- оборотень, способный превращаться в волка. Волкодлаки съедают луну или солнце при затмении. Считалось, что волкодлак становился упырём, поэтому рот ему после смерти закрывали монетой. В русской литературе тема волкодлака использовалась, начиная с Пушкина, который первым употребил название для них – «вурдулак».

Капищ е капище капь крады требище хоромах Издревле местом общеплеменных молений для почитания «высоких» богов были горы, особенно «лысые». На вершине холма находилось капище – место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шёл земляной вал, на вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище ; там потребляли жертвенную пищу (под открытым небом или в хоромах (храмах)). Идолы в большинстве своём были деревянными, это объяснялось верой в магическую силу дерева.

Капищ е

Идол Велеса В Киеве стоял и идол Велеса. Но находился он не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога нижнего (навьего) мира был сочтён слишком « диким» и простонародным.

Древние святилища -- хоромы

Сны капища

Пантеон князя Владимира В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь. С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна. Идол был спущен в Днепр, и эскорт из двенадцати дружинников сопровождал его до порогов в соответствии с одной из форм славянского погребения.

Языческий обряд