МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.. Целла главное помещение (святилище) античного храма. Храм Зевса в Олимпии. V век до н.э. Реконструкция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готический стиль Урок ИЗО в 7-8 классах. Го́тика период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся.
Advertisements

ВИТРАЖ Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара Анатольевна ГБОУ СОШ 591 Невского района.
ВИДЫ ИСКУССТВА. ЖИВОПИСЬ Это изображение художественных образов в цвете. В живописи используют масляные и акварельные краски, темперу, гуашь. Живописные.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Выполнила: Ученица 9-А класса Пличко Юлия. Готическая архитектура период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе «Живопись Древней Греции. Вазопись» Выполнила: Артемихина Е.А. Выполнила: Артемихина Е.А. учитель.
Общая характеристика Западноевропейского Средневековья. Презентация к уроку по МХК (10 класс).
Кобишева Анна Валерьевна учитель ИЗО Художественная роспись по стеклу выполняется специальными силикатными красками. Орнаментом, выполненным красками,
Галкина Ольга Леонидовна Учитель черчения и ИЗО, МОУ СШ 2, п. Игрим ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ В ПЯТОМ КЛАССЕ.
Виды Жанры Жанры. Виды o Живопись o Графика o Скульптура o Архитектура o Декоративно-прикладное искусство.
Виды пластических искусств Учитель ИЗО МОУ лицей 5 города Зарайск Московской области Ильина Т. Е.
СКУЛЬПТУРА Учитель Беленькая Е.Э. ГБОУ Центр образования 1472.
Финансово - экономическая школа Мировая художественная культура Проект: «ВИТРАЖНОЕ ИСКУССТВО» Автор - Ученица 11 класса Булавкина Валерия ера Преподаватель.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно.
Резьба по дереву Иванина В.В. МОУ"СОШ25"г.Балаково.
XV-XVI вв. XVII в. Prezentacii.com. В этот период большое внимание уделялось искусству, особенно архитектуре. В XV-XVI вв. заложились основы архитектуры.
ЖОСТОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ В начале 19 в. металлические лакированные подносы стали изготавливаться в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосильцеве.
Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом.
Древнерусская архитектура Теоретические аспекты. Базилика.
Транксрипт:

МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Целла главное помещение (святилище) античного храма. Храм Зевса в Олимпии. V век до н.э. Реконструкция

Центрические сооружения постройки, симметричные относительно вертикальной оси в центре главного помещения (круглого, квадратного или многоугольного в плане). К центрическим сооружениям относятся разнообразные постройки от вигвамов и юрт кочевников до культовых, зрелищных, выставочных и промышленных сооружений. Особенно широко центрические сооружения распространены в культовой архитектуре Среднего и Дальнего Востока, Западной и Восточной Европы. Круглый храм на Бычьем рынке Древний Рим

Кербер, Цербер (греч. миф) сын Трифона и Ехидны, свирепый трехголовый пес, охраняющий выход из Аида. Кербер пропускал в царство мертвых всякого, но не выпускал оттуда никого. Борис Валеджо. Геракл укрощает Кербера г.

Церковь то же, что храм. Церковь Покрова Богородицы на Нерли г.

Цирк (от латинского circus, буквально - круг) здание для цирковых представлений. В Древнем Риме - эллипсовидная арена с трибунами, на которой проводились соревнования колесниц (в перерывах выступления артистов). Современные здания цирков имеют круглую арену, сферический купол и расположенные амфитеатром места для зрителей. Циркус Максимус. Рим

Цитадель (от итальянского cittadella, буквально - маленький город) мощная крепость, главное укрепленное ядро феодального города, часто служившее его административным и культовым центром. Цитадель. Каир. Египет.

Цоколь (от итальянского zoccolo, буквально - башмак на деревянной подошве) нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятники или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустом, профилями, получает декоративную обработку.

Цуба деталь японского боевого меча, наиболее примечательная в декоративном отношении; предназначена для прикрытия руки и соответствует европейской гарде. Цуба, обычно имеющие вид круглой или овальной пластины с узкими прорезями в центре, с XIII века украшались в технике ажурной резьбы, насечки, инкрустации.

Чайтья в Индии буддийский храм- молельня, часто пещерный, со сводчатым потолком и ступой (как объектом поклонения) в глубине. Чайтья в Карли

Чанди в средневековой индонезийской архитектуре храм-святилище, большей частью кубической формы, с пирамидальной крышей. Чанди. Сингасари близ Маланга. Ок г.

Чара древнерусский металлический сосуд для питья крепких напитков. Низкие, круглой формы, без поддона, с плоской ручкой (полкой), горизонтально припаянной к тулову. Были характерны для быта XVI-XVII вв. Серебряная золоченая чара. XVII век

Чарка сосуд для питья крепких напитков, маленькая чара, иногда имеющая поддон или шаровидную ножку. Многообразные формы чарок, украшавшиеся чернью, эмалями или чеканкой, были характерны для русского быта XVII-XVIII вв. Неваляйнен, Андреас. Чарка. Серебро, эмаль; литье. Фирма "Фаберже" Россия е гг.

Часовня небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря (в часовне читаются молитвы, но литургия не совершается). Служили памятниками, ставились в городах, деревнях, на дорогах, на кладбищах, устраивались в богатых домах.

Чекан инструмент для чеканки, имеющий форму зубила, рабочая кромка которого затуплена и закруглена. Чеканы XVI - XVII веков

Чеканка 1. Получение рельефных изображений на листовом металле; выполняется ударами особым молотком по чеканам. Такая чеканка, являющаяся одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведется по поверхности металлического листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. 2. Получение рельефных изображений на поверхности медалей, монет и т. п.; производится сильными ударами от руки ил на прессе стальными штемпелями - пунсонами, на которых сделаны углубленные изображения и надписи. 3. Обработка поверхности литых художественных изделий, скульптуры по выходе из формы: заглаживание неровностей, швов, отделка деталей.

Чёрная манера вид гравюры на металле; то же, что меццо-тинто. Е. Кругликова. Уголок Москвы. Меццо-тинто

Чёрнофигурный стиль тип росписи древнегреческих керамических ваз периода архаики, XII-VII вв. до н. э., в котором фигуры на красном, охристом, реже сером фоне глиняного черепка покрывались черным лаком и выглядели темным силуэтом на светлом фоне. Подобный метод давал относительно небольшие возможности художнику и потому в VI-V вв. до н. э. чернофигурный стиль стал сменяться краснофигурным. Однако на протяжении всего VI и первой половины V в., в эпоху греческой классики и даже эллинизма, этот стиль продолжал существовать, принимая подчас несколько эстетствующие черты, свойственные течению архаистики. Клитий и Эрготим. Кратер (Ваза Франсуа). Вторая четверть VI в. до н.э. Чернофигурный стиль

Чернь, ниелло сплав серебра, свинца, серы и других варьирующихся компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, предмет подвергается обжигу, после чего на нем выявляют черный или темно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. Чернение по серебру и др. металлам было известно уже в античном мире. Черневые изображения (сюжетные, пейзажные, орнаментальные) выполняются на отдельных пластинах (например, в Италии в XV-XVI вв.) либо украшают бытовые предметы (посуда, столовые приборы, коробочки и т. д.), оружие, ювелирные изделия и пр.

Четверик в русском и украинском каменной и деревянной архитектуре 4- угольное в плане сооружение или составная часть композиции шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с 8-гранной частью ("восьмерик на четверике"). Церковь в Троице-Голенищеве е гг.

«Четыре искусства» Общество художников "Четыре искусства". Основано в 1924 году в Москве главным образом членами "Мира искусства" и "Голубой розы"; включало живописцев, графиков и архитекторов преимущественно старшего поколения (Л.А. Бруни, И. С. Ефимов, И. В. Жолтовский, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, А. П. Остроумова- Лебедева, К. С. Петров-Водкин, М. М. Сарьян, В. А. Фаворский, А. В. Щусев и др.). Для членов объединения характерны стремление к высокому профессиональному мастерству, широким образным обобщениям и выразительной декоративности. Организовывало выставки в Москве и Ленинграде. Существовало до 1931 года.

Чешское стекло художественный промысел, развивающийся в Чехии с XIV-XV вв. Переживал расцвет с конца XVI века, когда придворный мастер императора Рудольфа II К. Леман изобрел технику резьбы (гравировки) по стеклу. Чешское стекло получило широкую известность со 2-й половины XVII века, в эпоху барокко, когда стало изготовляться кальциево-известковое стекло (так называемый чешский хрусталь), допускавшее глубокую огранку. Созданные чешскими мастерами в начале XVIII века формы массивных кубков, флаконов и чаш, украшенных пышной орнаментальной и фигурной резьбой, оказали влияние на европейское стекольное производство. Во 2-й половине XVIII-XX вв. чешское стекло следовало основной стилистической эволюции европейского искусства.

Чий циновка, сплетенная из стеблей травы чий или камыша; издавна распространена в быту народов Средней Азии, казахов. Особый интерес представляют узорные чийи киргизов и казахов: орнамент в основном геометрический, включающий роговидные завитки, спирали и крючки, образуется при соединении стеблей, каждый из которых оплетен в определенном порядке различной по цвету шерстью; в композиции преобладают красный и синий цвета, дополненные желтым, белым и зеленым. В. Усеинов. Империя знаков. Чий. Шелк, металл, дерево г.

Чин горизонтальный ряд икон; расположенные в несколько ярусов чины образовывали древнерусский иконостас. Сверху вниз в полном иконостасе размещаются праотеческий чин, пророческий чин, праздничный чин, деисусный чин. Под ними располагается местный чин – иконы с изображением святого, особо почитаемого в данной местности или которому посвящена данная церковь.

Чинквеченто (от итальянского cinquecento, буквально - пятьсот) термин, применяемый для обозначения художественной культуры Италии между 1500 и 1600 гг., а также культуры Высокого ( гг.) и Позднего (с середины XVI века) Возрождения. Леонардо да Винчи. Дама с горностаем гг.

Чукотская резная кость народный художественный промысел, распространенный у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова. По археологическим находкам произведения чукотской резной кости известных с первых веков н. э. В 1931 году создана косторезная мастерская (ныне Уэленская косторезная мастерская "Северные сувениры"). Мастера современной чукотской резной кости вырезают из моржового клыка пластически выразительные, обобщенные по форме фигурки северных животных, полные жизни и движения скульптурные группы (охота, оленьи и собачьи упряжки и пр.), украшают целые моржовые клыки и художественно- бытовые изделия цветной гравировкой на темы фольклора и жизни народов Севера. Юкау. Чукотка. Охота на морского зверя Кость моржовая, цветная гравировка

Чурригереско стиль испанской и латиноамериканской архитектуры, названный по имени испанского архитектора Хосе Бенито де Чурригера и его братьев. Сложившийся на рубеже {XVII-XVIII вв. стиль чурригереско появился в декоративном оформлении фасадов и интерьеров и представлял собой развитие принципов барокко в духе повышенной эмоциональности, перегрузки архитектурных форм причудливым, дробным и беспокойным пластическим декором. Ф. Касас-и-Новоа. Западный фасад собора в Сантьяго-де-Компостела. Испания гг.

Шабер (от немецкого schaben - скоблить) металлорежущий инструмент в виде металлического стержня с режущими кромками на конце. В графике шабер употребляется для выравнивания зернистой металлической доски при гравировании в технике меццо- тинто, удаления заусениц ("барби"), образующихся при гравировании, и др. Иногда шаберами пользуются литографы и скульпторы.

Шамаиль (от арабского оберег, от персидского портрет) настенное панно, картина- изречение охранно-ритуального значения. Наряду с сурами Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, сочетающиеся с орнаментально-живописным фоном.

Шамот огнеупорная глина или каолин, обожженные до потери пластичности, удаления химически связанной воды и определенной степени спекания. С середины XX века шамот активно используется в декоративном искусстве (парковая скульптура, вазы и т. д.).

Шарж сатирический или добродушно- юмористический (так называемый дружеский шарж) изображение (обычно портретное), в котором при соблюдении внешнего сходства подчеркнуты и выделены наиболее характерные черты модели; разновидность карикатуры. Среди мастеров шаржа - Л. Бернини, О. Домье; в России - Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, а также В. Н. Дени, Б. Е. Ефимов, И. И. Игин, Кукрыниксы, Д. С. Моор, Ф. П. Решетников и др. О. Домье. Законодательное чрево г., литография

Шариат свод законов, по сей день остающийся главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Сформирован из коранических предписаний и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах. В шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала.

Шатёр шатровое покрытие, завершение центрических в плане построек (колоколен, храмов, башен, крылец) в виде высокой 4- гранной или многогранной пирамиды. Применялось в русском деревянном, а в XVI- XVII вв. и в каменном зодчестве. Деревянные шатры создавались напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон, кирпичные - наклонными рядами или напуском горизонтальных рядов кирпича. В культовых сооружениях шатёр обычно увенчивался главой, в гражданской и военной - дозорной вышкой, флюгером

Шахристан основное ядро феодального города в Средней Азии, Иране, Афганистане, обнесенное стеной; иногда включает цитадель. Цитадель. Каир. Египет

Шебеке (от арабского шабака - сеть) 1. Оконные переплеты и решетки, собранные из стандартных деревянных составных элементов (на шипах), зачастую с разноцветными стеклами, в азербайджанской архитектуре XVIII- XIX вв. Ажурные решетки распространены также в арабских странах (мушарабия) и в Средней Азии (панджара). 2. Название прорезных или имитирующих их узоров в декоративно- прикладном искусстве Азербайджана.

Шеду добрый гений-хранитель, обычно имеющий животный облик. В археологии и искусствоведении так обозначаются статуи человекоголовых крылатых львов и быков, охраняющих входы во дворцы ассирийских и иранских царей. Шеду. Ассирия. 720 г. до н. э., известняк

Шемогодская прорезная берёста русский народный художественный промысел, возникший в середине XIX века. Название получил от района распространения промысла у реки Шемогса (деревня Курово-Наволок и др. близ г. Великий Устюг). Традиционные узоры шемогодской прорезной берёсты (растительность, изображения птиц, зверей, людей) гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона.

Шива один из трех основных богов индуистского пантеона, воплощающий в себе и разрушительное и созидательное начала. Имеет очень разветвленную иконографию Шива в образе бога танца Натараджана. Бронза

Шинуазери китайские экзотические мотивы в декоративном и отчасти в изобразительном искусстве, а также а архитектуре XVIII века Бульонная чаша. Франция, Париж I-я половина XVIII в. Мастер А.де Сент-Никола Серебро; золочение, чеканка

Ширазская школа миниатюры, возникла в Ширазе (Иран), в правление династии Инджуидов ( гг.). Для миниатюр 1-й половины XIV века характерные близкие стенным росписям простые монументальные композиции, крупные приземистые фигуры, обобщенный пейзаж, грубоватый рисунок, преобладание золота, красных и желтых тонов Ширазская школа. Фирдуоси. Шахнаме

Шитьё вид декоративно-прикладного искусства. Термин "шитьё" применялся на Руси примерно до XVIII века для всех видов вышивки. В XX веке шитьём называли: древнерусскую и средневековую западноевропейскую вышивку (сюжетную - так называемое лицевое шитьё, орнаментальную) золотыми, серебряными и цветными шелковыми нитями (часто с включением жемчуга и драгоценных камней) на церковном облачении, пеленах, праздничной одежде; полосы белой хлопчатобумажной ткани с машинной ажурной вышивкой в виде узора из круглых отверстий, обшитых "валиком" (происходит от ручной вышивки - так называемой английской глади), для отделки. Саккос митрополита Лаврентия. Лицевое и орнаментальное шитье шелком и золотыми нитями. Россия. XVII в.

Шмуцтитул, добавочный титул - структурный элемент издания, представляющий собой отдельный лист, на нечетной стороне которого помещают заглавие произведения, крупные рубрики, эпиграфы, иллюстрации и книжные украшения.

Шпалера стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнамент, композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру.

Шпатель, шпахтель инструмент в виде металлической (реже роговой) лопаточки для грунтовки, перемешивания и нанесения краски, очистки палитры.

Шпиль вертикальное остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды, увенчанных флагом, скульптурным или резным изображением. А. Захаров. Адмиралтейство в Санкт- Петербурге гг.

Шпунт инструмент, употребляемый скульпторами для первоначальной обработки камня; стальной 4-гранный или круглый стержень с острым концом.

Шрифт (нем. Schrift) в полиграфии комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит (латинский, русский, арабский, греческий и др.), а также цифры и знаки. Шрифты различаются характером рисунка (гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (кегль). Букварь К. Истомина. Москва г.

Штихель инструмент для гравирования: тонкий стальной стержень ромбовидного, клинообразного, полуовального сечения со срезанным концом. Используется в технике резцовой гравюры и ксилографии.

Штоф сосуд для крепких спиртных напитков емкостью в 1 штоф (старинная единица объема жидкости, равная 1,2299 литра). Обычно штофы изготовлялись из стекла и имели приземистую, кубовидную форму; сосуды из бесцветного стекла украшались декором в технике гравировки, из цветного - росписью. Штоф. Уречско-Налибокская мануфактура Середина XVIII века. Беларусь

Штрих черта, линия, выполняемая одним движением руки; одно из важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики, в отдельных видах живописи (главным образом монументальной и декоративной), в искусстве орнамента и т. д. С помощью штриха могут быть переданы форма, контур фигур и предметов. Определенная система нанесения штриха - штриховка (при которой штрихи в восприятии сливаются в сплошное тоновое пятно) позволяет передать светотеневые градации, достичь впечатления объемности формы. Елена Шипицова Пушкин и няня

Штудия (от немецкого studieren - изучать) старое академическое название учебных рисунков, набросков и т. п. Jan Lievens ( гг.). Student

Штук, стук пластический вяжущий материал из извести и гипса

Щипец верхняя часть главным образом торцовой стены здания, ограниченная 2 скатами крыши и не отделенная снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с круглой 2-скатной крышей, образующий остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. Рыночная площадь в Антверпене. Конец XVI в. Фрагмент