Профессиональные пробы и конкурсы как эффективные формы самоопределения школьников Воронина Зинаида Михайловна, специалист по УМР лаборатории профориентации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Иртышская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" « Организация.
Advertisements

Формирование допрофессиональной компетентности обучающихся общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС основного и среднего общего образования.
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Деятельность школьного научно- технического центра «Робототехника и Лего - конструирование» как средство развития ключевых образовательных.
«Проблемы и перспективы профильного и предпрофильного обучения».
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
Система профориентационной работы МБОУ «Средняя школа 6» г. Когалыма Система профориентационной работы МБОУ «Средняя школа 6» г. Когалыма Профориентатор.
ЭЛЕКТИВНЫЕ ОРИЕНТАЦИОННЫЕ КУРСЫ В ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ Составитель : Александрова А. Г.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». передача знаний и технологий, совершенствование форм и методов обучения, овладение учениками рядом исследовательских,
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования 3» Профориентационный проект ЛЮДИ ТРУДА - СИЛА КОМБИНАТА.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения Формирование базовых компетентностей.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Транксрипт:

Профессиональные пробы и конкурсы как эффективные формы самоопределения школьников Воронина Зинаида Михайловна, специалист по УМР лаборатории профориентации ТОИПКРО Томск 2014

В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой изменения состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих.

Тем кто сегодня учится, предстоит работать по профессиям, которых еще нет, использовать технологии, которые еще не созданы решать задачи о которых мы можем только догадываться.

Целью системы профессиональной ориентации является формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Осознанность выбора профессии с учетом своих способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий представляет ядро профессионального самоопределения.

Формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, возможно посредством организации и проведения профессиональных проб. Формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, возможно посредством организации и проведения профессиональных проб.

Профессиональная проба профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой «профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать, или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям».

Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту обучающихся: 1-4 классы (пропедевтический характер); 5-7 кл.; 8-9 кл.; кл.; а также по уровню готовности к их выполнению, содержанию, формам и средствам их реализации. Обучающиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность в соответствии с типами профессий: «человек природа», «человек техника», «человек человек», «человек знаковая система», «человек художественный образ».

В ходе профессиональных проб для учащихся: В ходе профессиональных проб для учащихся: даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень их готовности к выполнению проб; определяется уровень их готовности к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб. обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа: Первый в котором выделяются и Первый подготовительный, в котором выделяются обучающая и диагностическая части. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение школьниками основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности. Диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.

, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены. Теоретические сведения, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Практический этап включает пробы трех уровней сложности: Второй практический, включающий задания по трем направлениям: технологическому, ситуативному и функциональному. Практический этап включает пробы трех уровней сложности: 1. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. 2. Пробы второго уровня рекомендуются школьникам, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. 3. Пробы третьего уровня выполняют обучающиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.

Хотелось бы, чтобы каждый учащийся попробовал себя по всем пяти предметам труда, что поможет ему приобрести практический опыт (например, в области дизайна, медицины, педагогики, банковского дела, цветоводства, кулинарии и др.). Очень важно, чтобы результатом пробы был завершенный продукт (например, заполненные банковские платежи, школьный урок, собранная электрическая цепь, проект жилого дома, очерк журналиста и др.). Будущего профессионала необходимо научить самодостаточности. Очень важно понять, что, почувствовав возможность результативности самостоятельной работы руками и головой, человек состоится в жизни.

Таким образом, профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Более того, организация и проведение профессиональных проб позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий. Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии (Пример)

Участие в конкурсах профориентационной направленности как одна из форм профессиональной пробы Одной из действенных и интересных для обучающихся форм профессионального ориентирования, развития их профессиональных интересов, является участие в различных конкурсах (рисунки, поделки, фотографии, видеофильмы, презентации, профессиональные конкурсу и т. д.). Работа над конкурсными заданиями является в определённой степени профессиональной пробой, всегда содержит в себе частички той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, примерить себя к различным видам трудовой деятельности.

-Участие во многих конкурсах предполагает использование компьютерной и цифровой фото- и видеотехники; - ресурсов сети Интернет для подбора видео-, аудио- и текстовой информации; - использование офисных программ (Microsoft Word, Excel, Power Point) открывает возможность подготовки тематических материалов, презентаций. Участие в конкурсах также позволяет обучающимся расширить свой «профессиональный словарь», знакомятся с профессиональными терминами, словами обозначающими предметы, средства и результаты труда.

X региональный конкурс образовательных видеофильмов Использование цифровой фото- и видеотехники во внеурочной деятельности образовательной организации предоставляют огромные возможности для формирования социальной и профессиональной компетентности обучающихся. Для многих из них цифровая видеотехника стала не просто хобби.

В процессе работы над видеофильмами конкурсанты не только учились работать с цифровой видеотехникой, но и знакомились с миром интересных и творческих профессий, связанных с процессом создания фильма. В процессе работы над видеофильмом ребята проявляли себя как сценаристы, операторы, сборщики архивных материалов, фотографы, ответственные за используемую технику, монтажники, звукорежиссеры, мастера компьютерной графики и дизайна и др.

На завершающем этапе конкурса видеофильмов сотрудниками ГТРК «Томск» для участников конкурса была организована обзорная экскурсия, во время которой ребята познакомились со структурой телерадиокомпании. Конкурсантам была предоставлена возможность побывать в павильонах студии, познакомиться со съёмочным и монтажным оборудованием. Они получили уникальную возможность познакомиться с работой профессиональной телестудии, попробовать себя в роли оператора, тележурналиста, диктора.