«Основы смыслового чтения и понимания текста» (междисциплинарная программа: разработка и реализация) Романичева Елена Станиславовна, канд.пед.наук, доцент,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 с. Александровское» Александровского района, Томской области.
Advertisements

на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Н АЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Солабаева Я.И. учитель информатики.
АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Познавательные универсальные учебные действия. Старшая школа.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Новые подходы к результатам образования в условиях профильной школы Стулова Ю.А.
Бодрых О. Р., МАОУ гимназия 32 зам. директора по УВР О развитии читательских компетентностей на основе реализации ООП НОО ФГОС.
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики Босова Людмила Леонидовна
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Транксрипт:

«Основы смыслового чтения и понимания текста» (междисциплинарная программа: разработка и реализация) Романичева Елена Станиславовна, канд.пед.наук, доцент, Заслуженный учитель РФ

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Факторы «внимания» к чтению Выход на первое место каналов письменной коммуникации. Компьтеризация, переход на электронный носитель текста. Наличие устойчивых связей между качеством чтения и качеством образования. Смена модели чтения, что требуем смены методик обучения чтению и приобщения к чтению Расширение «ролей» чтения в образовании и жизнедеятельности человека

Точка отсчета Встраивание программы в образовательную деятельность ОО происходит за счет объединений всего педагогического коллектива школы и его социальных партнеров (заинтересованных участников) Реализация программы требует разработки общих для всех педагогов и библиотекарей школы подходов к работе с учащимися и распределения сферы ответственности между педагогами и родителями

Целевое назначение программы Учащиеся, освоившие эту программу: освоят разные стратегии работы с разными текстами расширят круг своего чтения научатся решать задачи разного уровня трудности через обращение к чтению Учащиеся смогут научиться: Оценивать уровень своей читательской культуры Разрабатывать индивидуальный маршрут читателя....

Чтение в новых ФГОСах формирование homo moralis, чтение для образования, чтение как работа с информацией new!

ФГОС: подлежат проверке умения: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации,

ФГОС: подлежат проверке умения (продолжение): свободная ориентация и восприятие тестов научного, публицистического и официально-делового стилей, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

Учебно-информационные умения Извлечение информации из учебного/ научного текста и других источников Переработка информации (сжатие, переструктурирование) и представление в иных формах (таблицы, схемы,…) Передача информации в текстовой форме с разной степенью сжатия и обобщения (пересказ, конспект, реферат, академическое эссе,…) Актуально: обучать не только извлечению информации, но и пониманию прочитанного, включению в личный опыт

Чтение для решения жизненно важных проблем («Учимся для жизни») Ученик умеет: 1)осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); 2) извлекать информацию из разных источников; 3) находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; 4) пользоваться источниками и ссылаться на них; 5) читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; 6) использовать разные стратегии чтения при работе с текстом.

ФГОС: методические материалы

Читательская грамотность (определение PISA) способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы new! достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Сравним…

На этапе перехода из начальной школы в среднюю теряем читателя, потому что... перестаем обучать чтению и приобщать к нему, не занимаемся текстовой деятельностью на всех уроках, не поддерживаем и не сопровождаем самостоятельное чтение

Умение читать... разных ситуациях деятельности и общения уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения

Грамотность чтения Грамотность чтения – активное, целенаправленное и функциональное использование чтения в различных ситуациях для различных целей Читательская грамотность - Читательская грамотность - понимание и использование, осмысление и отношение к чтению как средству достижения своих целей, наращивания знаний, развития потенциала и участия в жизни общества Подчеркивается 1) включенность человека в деятельность чтения, 2) ее активный, 3) функциональный, 4) целенаправленный характер

ВОЗМОЖНАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Содержание программы Программа состоит из нескольких блоков/модулей, инвариантных и вариативных 1. Диагностический блок 2. Инструментальный блок «Стратегии работы с текстом» 3. Культурологический блок «Круг чтения» 4.Социо-коммуникативный блок (проекты, имеющие прямое или косвенное отношение к чтению) 5.Рефлексивно-оценочный блок (портфель читателя)

Целевые установки программы Формирование целостного представления о «мире чтения», основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах читательской деятельности Приобретение опыта разнообразной читательской деятельности, опыта познания и самопознания на основе прочитанного Направленность на формирование навыков самообучения, способности к чтению разных текстов в процессе самостоятельной работы Целенаправленное формирование круга чтения как одной из форм предпрофильной подготовки *** Готовность к выбору/выстраиванию индивидуального читательского маршрута с учетом дальнейшего «профильного» обучения

Планируемы результаты и достижения Личностные: сформировнность ценностного отношения к чтению; Совершенствование читательских навыков Развитие эстетического вкуса Формирование развивающего круга чтения

Планируемые результаты и достижения Метапредметные: умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом Обращаться к различным информационным источникам Объективно оценивать достоверность и значимость информации Освоить опыт проектной/исследовательской деятельности

Планируемые результаты и достижения Предметные Уровнь усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике

Диагностический блок Что проверяем? 1. Приобщенность к чтению 2. Уровень читательской грамотности Как проверяем? 1.Анкеты, опросники (учащихся, учителей, родителей) 2. Комплексной работой («золотым» стандартом PIRLS) Результат: создание читательского профиля ученика/класса

У выпускников начальной школы должны быть развиты следующие умения: Поиск информации Выделение информации, нужной для решения практической или учебной задачи Систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации Интерпретация и преобразование информации

Учащиеся начальной школы должны уметь: Использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей; Объяснять, обосновывать утверждения; Принимать решения в простых учебных и практических ситуациях

«Золотой стандарт» PIRLS Высокий (продвинутый) уровень: читатель способен интегрировать и объяснить все основные мысли текста, представленные в содержании, указать на причины и следствия Высокий уровень: интерпретировать содержание текста и подтекста, основываясь на его материале Средний уровень: продемонстрировать понимание информации текста, представленной в явном виде Низкий уровень: найти информацию из разных частей текста

Инструментальный блок «Стратегии работы с текстом» Почемустратегии? Почему стратегии? нет и похожи на «Стратегические процессы во многом противоположны процессам алгоритмическим, или управляемым правилами…. В стратегическом процессе такого гарантированного успеха нет, как нет и единого представления текста. Применяемые стратегии похожи на эффективные рабочие гипотезы относительно правильной структуры и значения фрагмента текста; дальнейший анализ может их и не подтвердить… знание о процессах понимания Стратегии – это часть нашего общего знания: они представляют собой знание о процессах понимания» Т. А., Ван Дейк В. Кинч Хорошие читатели отслеживают свое понимание, встречаясь с новой информацией Дж.Стил

Читательские стратегии Читательские стратегии Читательские стратегии – это «…план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие чтец – текст Стратегия формируется при работе с текстом определенного типа, а затем сохраняется при чтении подобных текстов Н.Н.Сметанникова

Понять любой текст можно на уровне: Извлечения информации (о чем говорится и что именно) Интерпретации информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста) Интерпретации информации в контексте личностного жизненного опыта (личностный смысл)

Эффективные стратегии смыслового чтения текста Стратегия сжатия текста (G-S-R) Работа с таблицей З-Х-У и ее модификацией Стратегия INSERT Граф-схемы разных типов текстов Чтение с вопросами Чтение с ведением записей Понятие и его определение Стратегия «Где ответ?» (Q-A-R)....

Портфолио текстов: зачем он нужен?

«Тематический портфолио» текстов (тип интеллекта – характер текста) Вербально-лингвистический: вербальный учебный и научный текст Логико-математический: графики, диаграммы Визуально-пространственный интеллект: иллюстрации, фотографии Аудио-музыкальный интеллект: аудио-текст, текст с музыкальным сопровождением Исследовательский :образцы анкет, опросников для выполнения исследовательских заданий Внутриличностный интеллект: аутентичные тексты

Разработка программы «Смысловое чтение» для ОО как актуальная педагогическая задача «Пока ни в одном из рекомендованных материалов нормативного или методического характера не представлено видение возможного распределения задач формирования конкретных ожидаемых умений по годам обучения (на уровне начальной школы – от 1- го к 4-му классу, на уровне основной – от 5-го к 9-ому классу). В то же время именно это представляется в настоящий момент важной педагогической задачей, способной содействовать реализации требований образовательных стандартов нового поколения» Г.Н.Ковалева

Благодарю за внимание и понимание! Вопросы?