Капитанская дочка материалы для сочинения. Композиция (построение) сочинения Вступление Основная часть Заключение (вывод) Вступление Основная часть Заключение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Advertisements

1 Что кажется вам трудным в написании сочинения? А.С.ПУШКИН «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы Мартынова Е.М. МБОУ Татищевская СОШ.
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
Сравнительная характеристика двух литературных героев. Пушкин – «певец самоотвержения, долга, совести…». Ю.Айхенвальд Для Пушкина в «Капитанской дочке»
Тема урока: «Гринев и Пугачев. Столкновение и сближение характеров» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка». «Капитанская дочка» ставшая классикой русской литературы повесть Александра Сергеевича Пушкина, посвящённая.
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина.
Тема проекта: Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Цели: -углубить понимание идейно- художественного богатства романа; -Учить разгадывать замысел автора; - Хорошо ориентироваться в тексте. По повести А.С.
«Маша Миронова. Нравственная красота героини А.С.Пушкина»
«Маша Миронова. Нравственная красота героини А.С.Пушкина» Подготовила учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней 1 отдела.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Обобщающая интеллектуальная игра Обобщающая интеллектуальная игра.
Белогорская крепость в жизни Петра Гринева. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Эпиграф к уроку: ««Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие.
Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
«Читай, рассуждая…» Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
Урок литературы в 8 классе Падение Белогорской крепости (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Автор Рыжкова Наталья Николаевна, учитель русского.
Транксрипт:

Капитанская дочка материалы для сочинения

Композиция (построение) сочинения Вступление Основная часть Заключение (вывод) Вступление Основная часть Заключение (вывод)

Варианты вступления Академический ( «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдет речь. Роман (повесть, поэма..) написан в таком-то году...» и т.п.) От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает (этот образ), интересует меня тем, что.... (интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения....» «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «...Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стекла стучат мокрые ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов...» Академический ( «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдет речь. Роман (повесть, поэма..) написан в таком-то году...» и т.п.) От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает (этот образ), интересует меня тем, что.... (интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения....» «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «...Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стекла стучат мокрые ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов...»

Вступление (продолжение) Дневниковый. «Болконский....Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, чтог это я, это про меня. Хотя, конечно,... Цитатный «Что вы, что вы это над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в ее слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, карамазов - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь...» Какой бы вариант вступления вы ни выбрали, помните, что вступление - это своеобразный зачин, который задлает тон всему сочинению, определяя его логику и стиль. Дневниковый. «Болконский....Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, чтог это я, это про меня. Хотя, конечно,... Цитатный «Что вы, что вы это над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в ее слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, карамазов - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь...» Какой бы вариант вступления вы ни выбрали, помните, что вступление - это своеобразный зачин, который задлает тон всему сочинению, определяя его логику и стиль.

Заключение Заключение Эту часть сочинения ни в коем случае нельзя пропускать. Заключение - это своеобразный итог работы, логическое завершение ваших рассуждений. Здесь можно сказать о значении произведения в истории литературы, о его современном звучании, здесь можно привести цитату из самого произведения или из критики, можно дать свои рассуждения о том, чем вам это произведение близко(или тот образ, который вы характеризовали) и т.д.

Характеристика героя первое появление героя портрет окружающая жизненная обстановка черты характера отношения с близкими ему людьми, с социумом поведение в различных (особенно критических) ситуациях динамика (изменение, развитие) образа авторское отношение к герою первое появление героя портрет окружающая жизненная обстановка черты характера отношения с близкими ему людьми, с социумом поведение в различных (особенно критических) ситуациях динамика (изменение, развитие) образа авторское отношение к герою

Н.В.ГогольН.В.Гоголь Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все не только самая правда, но еще как бы лучше ее. Так оно и быть должно: на то и призванье поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном в лучшем виде.

Пугачев Пугачев Любопытно, что все, решительно все фигуры «Капитанской дочки» – каждая в своём направлении – контр-фигуры Пугачёва: добрый разбойник Пугачёв – низкий злодей Швабрин; Пугачёв, восставший на царицу, – комендант, за эту царицу умирающий; дикий волк Пугачёв – преданный пёс Савельич; огневой Пугачёв и белорыбий немецкий генерал, – вплоть до физического контраста физически-очаровывающего нас Пугачёва и его страшной оравы (рваные ноздри Хлопуши). И ещё любопытнее, что пугачёвская контр-фигура покрывает, подавляет, затмевает – все. Ни одной крупной фигуры Пушкин Пугачёву не противопоставил. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Вся вещь оживает при звоне его колокольчика. Мы все глядим во все глаза и слушаем во все уши: ну, что-то будет? (М. Цветаева «Мой Пушкин»)

Пугачев Пугачев Устное предание о событиях, связанных с именем Пугачёва, разделилось: часть ушла в глубь народной памяти, подальше от начальства и господ, облекаясь постепенно мглою суеверия и невежества, другая, признанная и, так сказать, официальная, складывалась в мрачную, аляповатую и тоже однообразную легенду. Как истинно гениальный художник, Пушкин сумел отрешиться от шаблона своего времени настолько, что в его романе Пугачёв, хотя и проходящий на втором плане, является совершенно живым человеком. Пушкинский плутоватый и ловкий казак, немного разбойник в песенном стиле (вспомним его разговор с Гринёвым об орле и вороне), не лишённый движений благодарности и даже великодушия, – настоящее живое лицо, полное жизни и художественной правды. (В.Г.Короленко. Из статьи «Пугачёвская легенда на Урале», 1900) Устное предание о событиях, связанных с именем Пугачёва, разделилось: часть ушла в глубь народной памяти, подальше от начальства и господ, облекаясь постепенно мглою суеверия и невежества, другая, признанная и, так сказать, официальная, складывалась в мрачную, аляповатую и тоже однообразную легенду. Как истинно гениальный художник, Пушкин сумел отрешиться от шаблона своего времени настолько, что в его романе Пугачёв, хотя и проходящий на втором плане, является совершенно живым человеком. Пушкинский плутоватый и ловкий казак, немного разбойник в песенном стиле (вспомним его разговор с Гринёвым об орле и вороне), не лишённый движений благодарности и даже великодушия, – настоящее живое лицо, полное жизни и художественной правды. (В.Г.Короленко. Из статьи «Пугачёвская легенда на Урале», 1900)

Пугачев Пугачев Н. Н. Петрунина Пугачев не только выводит Гринева к умету, не только сохраняет ему жизнь и становится его посаженым отцом. Он «вожатый» Гринева на пути к самому себе. Постепенно фигура его вырастает. Бродяга, заложивший тулуп у целовальника, приобретает черты лица исторического, а в самозванце Гринев подсознательно ощущает присутствие грозной и поэтической народной стихии. По ходу действия Пугачев поворачивается к герою разными гранями, и каждая рождает новый оттенок в отношении Гринева к его «странному» приятелю и благодетелю. Фигура Пугачева не только обретает бытовую и историческую объемность, но и перерастает по масштабу фигуру главного героя. Н. Н. Петрунина Пугачев не только выводит Гринева к умету, не только сохраняет ему жизнь и становится его посаженым отцом. Он «вожатый» Гринева на пути к самому себе. Постепенно фигура его вырастает. Бродяга, заложивший тулуп у целовальника, приобретает черты лица исторического, а в самозванце Гринев подсознательно ощущает присутствие грозной и поэтической народной стихии. По ходу действия Пугачев поворачивается к герою разными гранями, и каждая рождает новый оттенок в отношении Гринева к его «странному» приятелю и благодетелю. Фигура Пугачева не только обретает бытовую и историческую объемность, но и перерастает по масштабу фигуру главного героя.

Пугачев - Гринев И это тем более интересно, что другие герои «Капитанской дочки», и прежде всего Гринев, изображены в социально-бытовом окружении, которое проясняет их отношение к жизни, их поведение. Тут преобладают выразительные детали устоявшегося жизненного уклада, а рядом с ним событийные неожиданности. В обрисовке же Пугачева очень важную роль играют диалог, самораскрытие героя, выявление им самим своих стремлений и чувств. Пугачев изображен не только вне конкретных обстоятельств, предопределивших его жизненный путь, но и как человек, которому разрушение этих трудных, «стеснительных» обстоятельств представляется единственной формой его существования. В этом смысле облик Пугачева замечательно раскрывается в главе «Мятежная слобода». Калмыцкая сказка о вороне, который питается мертвечиной и живет триста лет, и об орле, живущем на свете всего тридцать три года и питающемся свежим мясом, кровью, сказка, переданная Пугачевым, помимо своего ближайшего значения о разных способах жизни заключает в себе и более широкий смысл поэтизацию мятежной свободы, отрицание всякой мертвечины. (Храпченко Н.Б) И это тем более интересно, что другие герои «Капитанской дочки», и прежде всего Гринев, изображены в социально-бытовом окружении, которое проясняет их отношение к жизни, их поведение. Тут преобладают выразительные детали устоявшегося жизненного уклада, а рядом с ним событийные неожиданности. В обрисовке же Пугачева очень важную роль играют диалог, самораскрытие героя, выявление им самим своих стремлений и чувств. Пугачев изображен не только вне конкретных обстоятельств, предопределивших его жизненный путь, но и как человек, которому разрушение этих трудных, «стеснительных» обстоятельств представляется единственной формой его существования. В этом смысле облик Пугачева замечательно раскрывается в главе «Мятежная слобода». Калмыцкая сказка о вороне, который питается мертвечиной и живет триста лет, и об орле, живущем на свете всего тридцать три года и питающемся свежим мясом, кровью, сказка, переданная Пугачевым, помимо своего ближайшего значения о разных способах жизни заключает в себе и более широкий смысл поэтизацию мятежной свободы, отрицание всякой мертвечины. (Храпченко Н.Б)

Гринев Гринев Гринев не рупор идей Пушкина. Он русский дворянин, человек XVIII века с печатью своей эпохи на челе. Но в нем есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью. В нем черты более высокой, более гуманной человеческой организации, выходящей за пределы его времени. Отсвет пушкинской мечты о подлинно человеческих общественных отношениях падает и на Гринева. (Ю.Лотман. Идейная структура «Капитанской дочки»)

Маша Миронова Выбрав заголовок «Капитанская дочка», Пушкин подчеркнул жанровую особенность своего произведения: семейная хроника, история любви Петра Андреевича Гринёва и Маши, история их борьбы за семейное счастье становится сюжетной основой исторического повествования. Названием романа подчёркивается роль Марьи Ивановны в развитии сюжета романа. Образ Маши опоэтизирован в повести. Главам, где в центре внимания оказывается развитие событий семейной хроники, предпосланы эпиграфы – строки из народных лирических песен о любви, о судьбе милой девушки. Слышны в этих словах необыкновенная теплота, нежность, любование героиней песни. Словарь: скромность, застенчивость, простота искренность, чувствительность, доброжелательность, глубокое чувство любви, самоотверженность, душевность, правдивость, верность, стойкость, нравственная сила и чистота. Выбрав заголовок «Капитанская дочка», Пушкин подчеркнул жанровую особенность своего произведения: семейная хроника, история любви Петра Андреевича Гринёва и Маши, история их борьбы за семейное счастье становится сюжетной основой исторического повествования. Названием романа подчёркивается роль Марьи Ивановны в развитии сюжета романа. Образ Маши опоэтизирован в повести. Главам, где в центре внимания оказывается развитие событий семейной хроники, предпосланы эпиграфы – строки из народных лирических песен о любви, о судьбе милой девушки. Слышны в этих словах необыкновенная теплота, нежность, любование героиней песни. Словарь: скромность, застенчивость, простота искренность, чувствительность, доброжелательность, глубокое чувство любви, самоотверженность, душевность, правдивость, верность, стойкость, нравственная сила и чистота.

Образ Маши Мироновой в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 1. «Капитанская дочка». Роль Маши Мироной в развитии сюжета романа. 2. Маша Миронова - это «вторая Татьяна» Пушкина. А) внешность, характер, верность патриархальным традициям, отношение к Маше других героев произведения ( в том числе, родителей Гринева и пр.); Б) «Смела ли Маша? Нет, Маша трусиха..» (противостояние Швабрину, поездка в Петербург.) 3. Воплощение лучших черт характера русской женщины. (авторское отношение к образу, Маша в череде женских образов А.С. Пушкина) 1. «Капитанская дочка». Роль Маши Мироной в развитии сюжета романа. 2. Маша Миронова - это «вторая Татьяна» Пушкина. А) внешность, характер, верность патриархальным традициям, отношение к Маше других героев произведения ( в том числе, родителей Гринева и пр.); Б) «Смела ли Маша? Нет, Маша трусиха..» (противостояние Швабрину, поездка в Петербург.) 3. Воплощение лучших черт характера русской женщины. (авторское отношение к образу, Маша в череде женских образов А.С. Пушкина)

Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Образ Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 1. «В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо Пугачев.» (М.Цветаева) (Так ли это?) 2. «...настоящее живое лицо, полное жизни и художественной правды» (В.Г. Короленко) (Пугачев- разбойник и Пугачев-благодетель) 3. Писатель был увлечен этой исторической фигурой, увлечен той поразительной энергией, духовной сосредоточенностью, которые были присущи его герою. (Храпченко Н.В) 1. «В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо Пугачев.» (М.Цветаева) (Так ли это?) 2. «...настоящее живое лицо, полное жизни и художественной правды» (В.Г. Короленко) (Пугачев- разбойник и Пугачев-благодетель) 3. Писатель был увлечен этой исторической фигурой, увлечен той поразительной энергией, духовной сосредоточенностью, которые были присущи его герою. (Храпченко Н.В)

Образ Гринева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» в критике и в литературоведении web.ru/feb/pushkin/texts/selected /kdo/kdo-233-.htm web.ru/feb/pushkin/texts/selected/kdo/kdo htm web.ru/feb/pushkin/texts/selected/kdo/kdo htm