К УЛЬТУРА Я ПОНИИ Выполнил а: Багиян Этьеннет ФМО (мо) 103.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура Японии Метёлкин Владислав Олегович МОУ «СОШ 56» г.Новокузнецка.
Advertisements

Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения.
Культура Японии. Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа. Культура Японии сложилась.
Культура Японии. Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг.
Культура Японии Автор: Деева Нелля 10 класс. Культура Японии На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение.
Традиции и обычаи Японии.. Население Японии (125 млн. человек) 99,4% японцы, а также корейцы, айны и некоторые другие. Государственный язык японский.
Я ПОНИЯ Япония восточная страна со своеобразной культурой. Япония известна как страна восходящего солнца, сами японцы называют свою страну Нихон - "источник/родина.
Традиции и обычаи Японии.. Японский язык и письменность Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения.
Культура Японии.
Ниндзя Сумо Васаби Банзай! Митсубиши Сони Кавасаки Ня! Оригами Камикадзе Самурай Аниме Токио Хоккайдо Цунами Катана Сакура Саке Фугу Суши Япония Дальше.
Работу выполнила Ученица 7 « Б » класса МОУ лицея 10 Г. Советска Муллер Олеся.
Традиции и обычаи Японии. Работу выполнили учащиеся 11 « б » класса Шумакова Виктория Бакина Викория.
Культура Японии Выполнил: ученик 4 «А» класса ГБОУ СОШ 428 Хлопицын МИхаил.
Культура и искусство Японии МОУ «СОШ д. Шибково» учитель ИЗО Шкребина Н.В.
Икебана Одной из красивейших традиций Страны Восходящего Солнца - можно назвать древнее искусство икебаны. Японцы не зря считают его - национальной гордостью.
Учащийся 5б класса МОУ средней школы 41 Трофименко Евгений.
Культура Японии. Факторы влияния на культуру: Географический: островное государство (более 600), сейсмически опасная зона Политический: монархия власть.
Хокку Я чуть доплелся До горной ночлежки, как Вдруг глициний цвет. Согласно японской традиции написания хокку, оно бывает 3-х, 5-ти, и 17-строчным. Чтобы.
Культура Японии Использована презентация с сайта Культура Японии Использована презентация с сайта
Культура Японии Урок МХК 10 класс Учитель : Миланич И.Н.
Транксрипт:

К УЛЬТУРА Я ПОНИИ Выполнил а: Багиян Этьеннет ФМО (мо) 103

О Г Л А В Л Е Н И Е Япония История культуры Японии Японский язык Литература Искусство Живопись Искусство эпохи Дзёмон Лаковые статуи монахов из Нары Традиция гравюры Великий мастер гравюры Каллиграфия Скульптура Нэцкэ Оригами Икебана Бонсай Сакура Театр Аниме и Манга Архитектура Одежда Японская кухня Религия Бусидо Гейша Спорт Кюдо Сумо Кэндо Айкидо КОНЕЦ

Японское искусство складывалось и развивалось в особых природных и исторических условиях. Япония – самая окраинная из восточных стран. Она расположена на четырех крупных островах (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку) и многих мелких, со всех сторон омываемых морями. Это островное положение в древности было выгодным для Японии. Долгое время она была неприступной и не знала внешних войн. Её миновало даже опустошительное для многих стран монгольское нашествие. Монгольский флот, подступавший к её берегам, был уничтожен тайфуном и затонул. И хотя в самой Японии то и дело вспыхивали внутренние междоусобицы, они не так губительно отзывались на её культурном развитии. Близость Японии к азиатскому материку вместе с тем сказалась в установлении Японией уже в древние времена контактов с Китаем и Кореей. Это облегчило и ускорило развитие её собственной культуры.

Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века начала периода Мэйдзи. На культуру и менталитет японцев большое влияние оказали, географические и климатические особенности, что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусства Японии.

… Издалека в нашу страну… пришли Конфуций, Мэн-цзы, Чжуан-цзы… Мудрецы Китая, кроме учения дао, принесли шелка… яшму… и - нечто более благородное и чудесное, чем яшма, с - иероглифы.… И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили себе иероглифы.…Не то наш язык мог бы стать китайским.… Но мы одержали победу не только над иероглифами. Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение Конфуция, и учение Лао-цзы… Будду постигла такая же судьба.… Наша сила не в том, чтобы разрушать. Она в том, чтобы переделывать… Акутагава Рюноскэ ( )

Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. 300 до н. э.) первые образцы керамики, украшения и женские фигурки догу Яёй (300 до н. э. 300 н. э.) переход к земледелию, поливное рисоводство, изделия из бронзы и железа, колокола дотаку Ямато: Кофун (IV века н. э. VI век н. э.) распространение культуры курганов, скульптуры ханива, зарождение древнего синтоизма и связанных с ним культов Асука (593710) заимствование образцов китайской культуры, реформы Тайка, создание кодексов законов Нара (710794) проникновение в страну конфуцианства, даосизма и буддизма, создание литературных произведений «Кодзики», «Нихон Сёки», «Манъёсю», «Кайфусо» Хэйан ( ) начало использования слоговых азбук хираганы и катаканы, строительство святилища Ицукусима, создание «Повести о Гэндзи», возникновение стиля в живописи ямато-э Камакура ( ) формирование самурайского сословия 1185 Муромати ( ) возникновение театра но Сэнгоку Дзидай ( ) проникновение в страну христианства Адзути-Момояма ( ) Эдо ( ) установление диктатуры Токугава, политика сакоку, подавление христианства и падение сёгуната, зарождение театра кабуки и стиля укиё-э Мэйдзи ( ) конец периода самоизоляции, начало капиталистического пути развития, зарождение японского кинематографа 1868 Тайсё ( ) Сёва ( ) ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ

Я ПОНСКИЙ ЯЗЫК ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения страны разговаривает на японском языке. Японский является агглютинативным языком и характеризуется сложной системой написания, состоящей из трёх различных типов знаков китайские символы кандзи, слоговые азбуки хирагана и катакана.

Кандзи (яп.: ) китайские иероглифы, используемые в современной японской письменности наряду с хираганой, катаканой, арабскими цифрами и ромадзи (латинским алфавитом). Хирагана (яп. ) японская слоговая азбука, одна из составляющих японской письменности. Хирагана и катакана вместе составляют систему каны, в которой один символ выражает одну мору. Хирагана используется для слов, в записи которых нет кандзи, включая частицы, такие как мадэ («до, до тех пор»), и суффиксы, например, ~сан («господин», «госпожа»). Катакана (яп., яп. ) одна из двух японских азбук, для которой характерны короткие прямые линии и острые углы. Катакана является самой простой азбукой в Японии, современное использование которой сводится преимущественно к записи слов неяпонского происхождения. Другая японская азбука, хирагана, для этих целей не используется. Широко распространено использование азбуки катакана для записи названий животных и растений, а также в качестве стилистического приёма в художественных произведениях.

Самая древняя известная форма японского языка носит название старояпонский язык, она сложилась путём заимствования китайской письменности и системы иероглифов и использовалась вплоть до начала периода Хэйан. В процессе дальнейшего развития японского языка, называемого затем классическим японским языком или поздним старо японским, были добавлены новые способы письма две слоговые азбуки хирагана и катакана, что привело к существенному развитию японского литературного языка и бурному расцвету японской литературы. В современном японском языке довольно высокий процент занимают слова, заимствованные из других языков (так называемые гайрайго). Японские имена записываются с помощью кандзи, состоят из фамилии и имени, фамилия указывается вначале.

Л ИТЕРАТУРА Л ИТЕРАТУРА ЛИТЕРАТУРА Долгое время японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке. Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд «Кодзики» («Записи о деяниях древности») и историческая хроника «Нихон сёки» («Записанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» «Анналы Японии»), созданные во время периода Нара (VII VIII веках). Оба произведения были написаны на китайском языке, но с изменениями для передачи японских имён богов и других слов. Широко известны и за пределами Японии виды поэтических форм хайку (яп. ), вака (яп. «японская песня» ) и разновидность последней танка (яп. «короткая песня» ).

И СКУСТВО Я ПОНИИ ИСКУСТВО ЯПОНИИ С древнейших времен для японского искусства было характерно активное творческое начало. Несмотря на зависимость от Китая, где постоянно возникали новые художественные и эстетические направления, японские художники всегда вносили новые черты и изменяли искусство своих учителей, придавая ему японский облик.

Ж ИВОПИСЬ Ж ИВОПИСЬ Японская живопись (яп. тайга, «картина, рисунок») один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.

И С К У С С Т В О Э П О Х И Д З Ё М О Н Начиная с 5000 г. до н. э. племена, жившие охотой, рыболовством и собирательством, уже создавали вполне совершенные произведения искусства. Речь идет о культуре Дзёмон, которая известна в основном по горшкам, орнаментированным рельефом, а иногда - гравировкой. Часто они имели форму человеческой фигуры и были оформлены "татуировкой". Очень экспрессивные, они сегодня рассматриваются японцами как самые древние "национальные сокровища".

Статуи монахов из Нары мы справедливо причисляем их к шедеврам искусства, хотя создание их было вызвано не художественными, а экономическими причинами. В VIII веке японские скульпторы отказались от бронзы, которая была им не по карману, и эта вынужденная экономия привела к изобретению новых художественных приемов. Безымянные мастера из Нары сохранили для нас целую галерею человеческих характеров своей эпохи. Технику лакового искусства японцы использовали и в других областях, о чем свидетельствуют многочисленные театральные ширмы и маски с глянцевой поверхностью. Л А К О В Ы Е С Т А Т У И М О Н А Х О В И З Н А Р Ы

Т Р А Д И Ц И Я Г Р А В Ю Р Ы Искусство гравюры по-настоящему стало развиваться лишь с XVII века, когда оно перестало быть связано лишь с религиозной тематикой. Техника оттиска на бумаге изображения, предварительно выгравированного на деревянной дощечке, позволяла получить достаточно большой и сравнительно дешевый, доступный всем слоям населения тираж. Среди величайших мастеров этого очень распространенного вида искусства - Тёсюсяй Сяраку (работал в гг.), великий пейзажист Кацусика Хокусай ( ), и другие.

В Е Л И К И Й М А С Т Е Р Г Р А В Ю Р Ы Фигура Тёсюсяй Сяраку, считающегося и в наши дни величайшим мастером гравюры, одна из самых загадочных в японском изобразительном искусстве. Кроме нескольких десятков гравюр гг., не осталось ни единого свидетельства его деятельности. Некоторые считают, что Сяраку был актером Кабуки, народного театра, образы которого все время возникают в его произведениях. Чистота и элегантность линий, цветовая экспрессия делают его мастерство непревзойденным до сих пор. Актер Араси Рюцо II, 1794 г.

К АЛИГРАФИЯ КАЛИГРАФИЯ В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо (яп. «путь письма» ). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.

С КУЛЬПТУРА СКУЛЬПТУРА Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу. В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные в виде людей, животных или птиц. История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура это чаще всего статуи буддистских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами- скульпторами.

Н ЭЦКЭ НЭЦКЭ Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ ) миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости. Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру. Инро крепились к поясу кимоно с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды

О РИГАМИ О РИГАМИ Оригами (яп., букв.: «сложенная бумага») древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

И КЭБАНА ИКЭБАНА Икэбана (яп. или яп. икэбана, буквально «живые цветы») традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икэбаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.яп. Об искусстве Икэбана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако Икэбана не является ни копией, ни миниатюрой. В Икэбана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.

Б ОНСАЙ БОНСАЙ Бонсай (яп. ) (букв. «растение в горшке») искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» пришло из китайского, там аналогичное понятие «пен-цай» было заимствовано после распространения в Японии техник бонсаи. Возникло искусство в 200 году до н.э. в Китае. Изначально бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими. Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам, бедным почвам и различным другим методам. японскиеэру Токугаваазалийклёнов

С АКУРА САКУРА Сакура (яп. или яп., читается ) японское название декоративного дерева, относящегося к виду Вишня мелкопильчатая (лат. Prunus serrulata ), а также его соцветий. Существует множество культур сакуры, в частности Сомэй Ёсино Сакура ( ), впервые культивированная в Эпоху Эдо и широко распространившаяся по всей Японии со времён Мэйдзи. Со времён Мэйдзи изображение сакуры находится на головных уборах учащихся и военных, как показатель ранга. В настоящее время используется на гербах полиции и вооружённых сил Японии. Кроме того, сакура традиционный символ женской молодости и красоты. Сакура известный символ Японии и японской культуры с давних пор почитаемое японцами растение.

Т ЕАТР ТЕАТР Одним из ранних видов театра стал театр но (яп. но:, «талант, мастерство»), сложившийся в XIV-XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра кабуки (яп. «песня, танец, мастерство» ), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы.

А НИМЕ И М АНГА АНИМЕ И МАНГА Аниме Аниме (или японская анимация) имеет высокую популярность во всём мире. Среди остальных жанров мультипликации выделяется большей ориентацией на взрослую аудиторию. Для аниме характерно дополнительное разделение на жанры для конкретной целевой группы. Критериями разделения служат пол, возраст или психологический тип зрителя. Часто аниме это экранизации японских комиксов манга, также пользующихся большой популярностью.анимацияжанры манга Как аниме так и манга рассчитаны на разные возрастные аудитории. Достаточно большая часть манга рассчитана на взрослых. По состоянию на 2002 год около 40 % всего издательского рынка в Японии занимают журналы с манга.

А РХИТЕКТУРА АРХИТЕКТУРА Японская архитектура имеет столь же длинную историю как любая другая составляющая часть японской культуры. Первоначально испытав сильное влияние китайской архитектуры, японская архитектура разработала множество отличий и собственных подходов, присущих лишь Японии. В качестве примеров традиционной японской архитектуры можно назвать храмы, синтоистские святилища и замки в Киото и Наре. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте.

Своеобразием отличались японские замки, служившие не только для защиты своих хозяев от врагов, но и символом власти. Названия двух замков (Адзути и Момояма) дали название периоду в истории Японии Адзути-Момояма. В изначальном состоянии сохранилось очень немного замков, многие средневековые замки были разрушены во время войн, сгорели при пожарах, были разобраны по указанию правительства как пережиток феодального прошлого, в XX веке часть замков была восстановлена.

О ДЕЖДА ОДЕЖДА В Японии можно встретить два типа одежды традиционную вафуку, и более простую, повседневную, по европейскому образцу. Кимоно буквально переводится «одежда, наряд» общий термин для обозначения любой одежды, а в узком разновидность вафуку. Юката (яп. ) летнее повседневное хлопчатобумажное, льняное или пеньковое кимоно без подкладки традиционная японская одежда. В настоящее время юкату надевают главным образом во время отдыха, носят как дома, так и на улице. Нарядные, яркие юкаты часто носят на фестивалях люди всех возрастов. Оби (яп., ) японское слово, обозначающее несколько различных типов поясов, носимых как мужчинами, так и женщинами поверх кимоно и кэйкоги.

Гэта (яп. ) японские деревянные сандалии в форме скамеечки, одинаковые для обеих ног. Придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами. В настоящее время их носят во время отдыха или в ненастную погоду. По меркам европейцев это очень неудобная обувь, но японцы пользовались ею не один век, и она не причиняла им неудобств. Камон (яп., «знак дома»), так же мон (яп., «знак»), монсю (яп., монсю:, «родовое изображение») в Японии своего рода семейный герб. Камон является в некоторой степени оригинальным знаком рода, семьи, или человека, достаточно известного, чтобы иметь персональный символ. Этот знак не является гербом в общем смысле этого слова, так как не представляет собой геральдической эмблемы рода.

Я ПОНСКАЯ К УХНЯ ЯПОНСКАЯ КУХНЯ Японская кухня известна своим упором на сезонность питания, качество ингредиентов и подачу блюд. Основой японской кухни является рис. Вторым по значимости продуктом питания японцев является рыба Также очень популярен в Японии соевый творог (тофу). Особое место в традиционной японской кухне занимает японская чайная церемония. В последнее время японская кухня довольно популярна за пределами Японии, также вследствие её низкой калорийности она считается полезной для здоровья.

На раннем этапе развития японского общества был широко распространён тотемизм. Из древних японских религиозных верований сформировались представления синто основной религии Японии. Синтоизм (или синто ) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов)»). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками (или микото) и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах. Важной особенностью синтоизма является культ предков. Р ЕЛИГИЯ РЕЛИГИЯ

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проникает буддизм, 552 год считается официальной датой признания новой религии. Буддизм оказал большое влияние на образование, литературу и искусство Японии, хотя сам значительно трансформировался и сильно отличается от индийского и китайского буддизма. При императоре Сёму (правил в ) буддизм был признан государственной религией. В середине XVI века в Японию пришло христианство, поддержаное Ода Нобунагой и запрещённое впоследствии сёгунатом Токугава. Запрет на христианство был снят после реставрации Мэйдзи. В современной Японии доля населения, одновременно исповедующего две религии буддизм и синтоизм, составляет 84 %, около 0,7 % населения страны исповедует христианство.

Б УСИДО БУСИДО Бусидо (яп. буси-до:, «путь воина») бусидо - неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм "истинного", "идеального" воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как "путь коня и лука", впоследствии стало означать "путь самурая, воина" ("буси" - воин, самурай; "до" - путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово "до" переводится ещё и как "долг", "мораль", что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие "путь" является некой этической нормой. Таким образом, бусидо - это самурайская мораль, морально-этический кодекс.

Г ЕЙША ГЕЙША Гейша ( яп. гэйся «человек искусства») традиционная японская артистка, развлекающая своих клиентов (гостей) танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой. Несмотря на то, что понятие «гейша» является наиболее распространенным при обозначении подобных артисток, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, в настоящее время встречаются и другие наименования для данной профессии. Так, в области Кансай (где расположен Киото один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко» ( ), а для начинающей гейши понятие «майко» ( ).

С ПОРТ СПОРТ В Японии популярны бейсбол, футбол и другие игры с мячом. Также традицион- но популярны некоторые виды боевых искусств (дзюдо, кэндо и карате). Кюдо (яп., «путь/учение лука») японское искусство стрельбы из лука, является частью будо. Это один из редких видов спорта, занятие которым не зависит от пола или возраста. При наличии желания, вне зависимости от пола, ходить на занятия можно в любом возрасте начиная со школьного. Никогда не поздно изучать кюдо, но для самосовершенствования может потребоваться вся жизнь.

Борьба сумо хотя и не является официальным спортом в Японии, но по мнению профессиональной ассоциации сумо, считается национальным видом спорта. Сумо (яп. ) вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Этот вид спорта происходит из Японии и считается одним из видов боевых искусств. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочислен- ными ритуалами. Япония по-прежнему является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо.

Кэндо (яп., кэндо:, «путь меча») современное фехтовальное искусство, ведущее свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу. Ставит целью формирования полноценной личности и твердого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта.яп. «Путь» в кэндо это дорога усовершенствования человека, «формирование» ее как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс «формирование» и усовершенствование, а не результат «сформированность» и совершенство, есть одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства.

Айкидо (яп. айкидо: ? ) японское боевое искусство, разработанное Морихеем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.яп. ? японскоебоевое искусство Морихеем Уэсибой Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».

Для японского общества характерно явно выраженное ощущение принадлежности к определённой социальной группе (рабочий коллектив, семья, студенческая группа), что также выражается в особых отношениях внутри группы. В Японии большое значение придаётся понятиям о «долге» и «обязательстве», обычно называемые гири (яп. ). Хотя гири является общей социальной нормой поведения японцев, в некоторых случаях, например в отношениях среди молодёжи, к этому понятию относятся проще. Следует знать, что в Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому панибратское похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызовут радости.