Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания, изучающий совокупность правил.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Орфоэпические нормы. Орфоэпия Система норм правильного произношения. Исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических.
Advertisements

ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. Исследовательский проект.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Орфографические нормы. Пунктуационные нормы.
Т ЕМА УРОКА : «Ф ОНЕТИКА. О РФОЭПИЯ » «Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного.
Урок 7. Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки. Цель урока: 1) формировать представление об орфоэпии как разделе лингвистики; 2) познакомить с.
Задание А 4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовила учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 О. Н. Иванова.
Речевая норма и культура речи. Речевая норма … … это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных.
ЛЕКЦИЯ 11. ОРФОЭПИЯ. ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОЭПИИ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Русский язык и культура речи. ФОНЕТИКА Фонетика – наука о звуковой стороне языка (раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка)
Самостоятельная работа. 1 вариант 2 вариант земляникачерника лестницачувство терятьсямучиться ёжикёлка ложкакошка.
Орфоэпия Произносительные нормы литературного языка Подготовила: учитель русского языка и литературы Труфанова Надежда Николаевна.
5 класс (учебник С.И.Львовой). Задние 1 Соотнесите части предложений. Рядом с цифрой поставьте букву правильного ответа. 1.Лингвистика – это… 2.Орфография.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Автор: Омельчук Людмила Николаевна учитель русского языка и литературы МКОУ Сортавальского МР Республики Карелия СОШ 7.
Основные нормы современного литературного произношения в русском языке.
Фонетическая система русского языка Выполнила: Неганова Дарья Ученица 5 класса «Б» Учитель: Агафонова Т. Е.
Обучающая презентация для индивидуальной работы Компьютерное пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Современные нормы русского произношения и ударения (орфоэпические и акцентологические нормы)
Фонетика Звуки речи Гласные звуки Ударные Безударные Согласные звуки Твердые Мягкие Глухие Звонкие (Степка! Хочешь щец? Фи! )
Транксрипт:

Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания, изучающий совокупность правил литературного произношения – орфоэпия (от греч. «orthós» - прямой, правильный и «épos» - речь).

Орфоэпическая правильность речи Орфоэпическая правильность речи это соблюдение норм литературного произношения и ударения. Правильное, литературное произношение важный показатель общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление было успешиным, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки произношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затрудняя тем самым общение, уменьшая степень воздействия на аудиторию.

Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах или отдельных словах, включая особенности произношения слов иноязычного происхождения.

Из истории русской орфоэпии Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Это был длительный процесс. Современное русское литературное произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Орфоэпия наряду с обязательными произносительными нормами в первую очередь изучает варианты произносительных норм, которые совместно существуют в языке в какой-то момент времени, когда старый(обусловленный историей) вариант произношения еще активно используется наряду с новым вариантом. Так, сочетание чн произносится как [чн] в словах цветочный, красочный, как [шин] в словах яичница, скучно, а вариативное произношение допускается оба варианта - [чн] и [шин] - правильны в словах булочная, прачечная, пряничный. При этом вариант с произнесением этого сочетания как [шин] в настоящее время воспринимается как устаревший.

Произношение гласных звуков 1. Сильная позиция для гласных - позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются. Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произносится как короткий [ [[ [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными - как звук [ [[ [ыэ]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ [[ [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин.

2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произносится звук [из]: чамын. Это так называется "иканье". Оно встричается в нейтральном и разговорном стилях. "Эканье" (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] ) характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]мын - устаревшее, ч[а]мын - диалектное.

3. Согласные ц, ж, ш - твердые звуки, после них на месте буквы и произносится [ы]: революции[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь.

4. Букву ё предложил использовать русский историк Н. М. Карамзин, упростив сложный рисунок, существующий ранее в алфавите буквы. Однако букву ё сейчас мы можем встритить лишь в букварях и учебниках для изучающих русский язык иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой ё, иногда ошибочно заменяют ударным [э], например, белёмынй, манёвры произносят как белемынй, маневры. Иногда, наоборот, ударный [э] ошибочно подменяют на [о] ё: гренадер, афера произносят как гренадёр, афёра. Такое произношение не является нормативным.

Произношение согласных звуков 1. Звонкие согласные в абсолютном конце слова и перед глухими согласными оглушаются: арбу[с], пре[т]приятие. 2. В существительных мужского рода на -изм согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении конечного согласного в Д.п. и П.п.: при капитализме.

3. Согласный [г] может произноситься как [г] - год, [к] - враг, [х] - Бог, [в] - кого. 4. Звук [г] в пределах современной литературной нормы произносится в ограниченном числе слов, но произношение [г]господи, а[г]а, о[г]о можно считать вариантом нормы.

5. В русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова произносятся теперь с мягким согласным перед е: музей, крем, академия, фанера, Одесса. Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: антенна, бизнес, генетика, детектив, тест. Допускается вариантное произношение: де(э)кан, прете(э)назия, те(э)рупия, те(э)ррор, три(э)к. Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словарном порядке.

6. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [шин]. В настоящее время [шин] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -инна: Ильнинна, Кузьмининна.

7. По "старшей" норме сочетание чт произносилось как [шт] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое- что и т.д. В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме нечто [чт]. Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [чт]: почта, мечта.

8. Произношение постфиксов -ся и -сь в возвратных глаголах. Для старомосковского произношения было характерно произношение твердого [с] в этих морфемах: бою[с]. Исключение составляли только деепричастия, в которых произносился твердый согласный: боя[с'], стуча[с']. В современном языке рекомендуется произносить [с'] во всех случаях, кроме тех, когда перед постфиксом стоит звук [с]: нёс[съ], тряс[съ], но: отставай[с'ъ]я, мыл[с'ъ]я.

Знание орфоэпических и орфографических норм позволяет избегать двусмысленностей, нелепостей, даёт возможность изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Для этого используют словари.

Поставить ударения: Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты

Правильные ударения: