О порядке работы с одарёнными детьми в 2014-2015 учебном году Департамент образования и науки Тюменской области 1 24.09.2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОДФИЗИКИ План основных мероприятий по подготовке и проведению в учебном году Года физики в Рыбно-Слободском муниципальном районе Наименование.
Advertisements

ШКОЛА АРХИМЕДА Докладчик: Сутягина Н.Н., старший методист кафедры естественно-математического образования ПИРО.
Сутягина Наталия Николаевна, старший методист кафедры естественно-математических предметов общего образования ГАОУ ДПО ИРР ПО ПЕНЗА, 2014 РЕГИОНАЛЬНЫЙ.
Центр создан 1 августа 2000 г. приказом департамента общего и профессионального образования администрации Костромской области.
ШКОЛА АРХИМЕДА Докладчик: Сутягина Н.Н., старший методист кафедры естественно-математического образования ПИРО.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Модель методической службы ГУО «Средняя школа 2 г.Сенно»
Выявление и развитие у школьников творческих способностей. Выявление и развитие у школьников творческих способностей. Формирование интереса к научно-
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 1 города Кузнецка год.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 28 г. Ярославля Работа образовательного учреждения по улучшению качества знаний.
С.Д. Шакура, начальник отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования»
Концепция развития естественно- математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Перспективные направления деятельности в развитии качества образования на территории городского округа Красноуфимск. Н.И. Сапожникова специалист МО Управление.
Публичная презентация плана работы стажерской площадки МКОУ « Черлакская гимназия » направление «Подготовка школьников к предметным олимпиадам и конкурсам»
Организационно- методические мероприятия на учебный год МОУ «Информационно-методический центр» 2011.
ГОУ СОШ 402 Школа с гимназическими классами, реализующая профильное обучение, работающая в режиме полного дня.
«Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов посредством внедрения инновационных технологий, организации оптимальных психолого- педагогических,
Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
Перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации и Тюменской области, регламентирующих деятельность по поддержке талантливых детей и молодежи Постановление.
Транксрипт:

О порядке работы с одарёнными детьми в учебном году Департамент образования и науки Тюменской области

2 Приоритеты организации работы с одаренными детьми Цель: выявление, поддержка и развитие одарённых детей и талантливой молодёжи Задачи: организация и координация работы сетевых образовательных организаций и педагогов создание условий для реализации широкого спектра межведомственных и профессионально-общественных проектов организация полноценного внедрения системы сопровождения пост школьного обучения детей за пределами субъекта с условием их возврата в регион Распоряжение Правительства Тюменской области от г рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей» Приказ Департамента образования и науки Тюменской области от /ОД «О реализации Концепции развития математического образования в Тюменской области» Создание Регионального Центра по работе с одаренными детьми Проект «Стратегия успеха» в рамках реализации Государственной программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» на годы Проект «Стратегия успеха» в рамках реализации Государственной программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» на годы Стратегический ориентир: психологически комфортное и социально благополучное воспитание и обучение каждого обучающегося в зоне его ближайшего и перспективного развития

3 Субъекты взаимодействия Региональный Центр по работе с одаренными детьми образовательные организации всех уровней профессионального образования, в том числе негосударственные тьютеры и тьютерские команды, кураторы из среды профессиональных и научных организаций тьютеры и тьютерские команды, кураторы из среды профессиональных и научных организаций педагогические объединения различного уровня и формата, в том числе интерактивные педагогические объединения различного уровня и формата, в том числе интерактивные педагоги всех уровней образовательных организаций, а также сотрудники научных, общественных объединений образовательные организации, реализующие углублённую (дополнительную) подготовку по отдельным предметным областям обучающиеся образовательных учреждений и их родители муниципальные сетевые центры развития одаренных детей и талантливой молодёжи, созданные на базе ОО или методических служб представители бизнес- сообщества, объединений работодателей, инновационных предприятий экономики региона

4 Организационные действия Регионального Центра по работе с одаренными детьми Диагностика, выявление интересов, построение и сопровождение индивидуальных маршрутов развития Образовательная практика во внеучебное время: профильные смены (каникулы) учебно-тренировочные сборы Работа предметных лабораторий: естественнонаучная лаборатория социально-гуманитарная лаборатория Работа с руководителями, педагогами, методистами по созданию кадровых условий Взаимодействие с учреждениями иных ведомств, организаций, предприятий Разъяснительная работа с общественностью, родителями, СМИ

5 Планируемые результаты выявление на основе диагностики и педагогического наблюдения сферы интересов детей, последующая корректировка работы построение траектории развития способностей детей с привлечением всех необходимых структур с закреплением педагога-куратора внедрение технологий формирования положительной мотивации обучающихся к постоянному обучению и саморазвитию формирование пространства общения и развития, обеспечивающего взаимообмен идеями и конкурентную среду развитие системы сопровождения и творческого роста в рамках широкого спектра мероприятий различного уровня привитие навыков профессионального самоопределения и построения жизненного пространства на основе максимального применения своих способностей внедрение механизмов целевой поддержки выпускников школ для получения образования за пределами региона и последующим возвратом в профессиональную сферу области Блок I (диагностика и маршрут) – проектирование маршрута развития интересов Блок II (сопровождение и среда) – создание условий роста способностей Блок III (поддержка и профессиональный рост) – формирование стратегии профессиональной самореализации

6 Ключевые мероприятия на всех уровнях образования (выборка) Направления ЦЕНТРМОУООбразовательные организации Диагностика, выявление сферы интересов, построение индивидуальных маршрутов развития и сопровождение их реализации диагностика (разработка, рекомендации, внедрение) обучение педагогов процедурам диагностики, организация проведения построение индивидуальных маршрутов развития учащихся на основе диагностики технологические карты развития (далее - ТКР) организация ведения ТКР, построения индивидуальных маршрутов поэтапное введение механизма работы с ТКР психолого- педагогическое сопровождение, консультирование сетевое взаимодействие по вопросам психолого-педагогического сопровождения на муниципальном уровне психолого-педагогического сопровождение детей с учётом специфики маршрутов и особенностей детей профессиональная ориентация - формирование предложений по дальнейшей траектории обучения выпускников школ с учетом трудоустройства их в регионе, - поиск партнеров для перспективного трудоустройства молодежи - актуализация работы по профессиональной ориентации, - обновление форматов проведения мероприятий, - привлечение родителей, общественных организаций, бизнес-сообществ, научных кругов поддержка выпускников школ Работа предметных лабораторий: - естественнонаучная - социально- гуманитарная комплектование групп, составление расписания - согласование с образовательными организациями контингента учебных групп обучающихся в рамках организуемых предметных лабораторий, - формирование заявок выявление участников конкурсных мероприятий, нуждающихся в привлечении дополнительных обучающих ресурсов образовательные программы предметной направленности - создание условий для сетевых предметных лабораторий в МО; - использование внешних ресурсов для подготовки участников олимпиад регионального и всероссийского уровней (напр. всероссийский проект «Путь к Олимпу») - организация разновозрастных научных обществ школьников, школьно-студенческих объединений, - использование эффективных методик и технологий работы очно-заочные формы обучения, дистанционный режим, Интернет-форумы

7 Ключевые мероприятия на всех уровнях образования (выборка) Направления ЦЕНТРМОУООбразовательные организации Образовательные практики в рамках внеучебных занятий: - профильные смены, - учебно- тренировочные сборы разработка образовательных программ - формирование заявок кандидатов летних многопрофильных смен, учебно-тренировочных сборов - подготовка портфолио участников летних многопрофильных смен, учебно-тренировочных сборов перечень организаций летнего отдыха стажировки- формирование предложений по перечню базовых организаций для реализации социальных практик - внедрение игровых форм решения сложных научно-технических задач, исследовательских проектов, имеющих практическую значимость привлечение кадров, иных внешних ресурсов Взаимодействие с учреждениями иных ведомств, всеми заинтересованными организациями, объединениями, предприятиями ведение областного банка данных одаренных детей и молодежи (в части своей компетенции) - создание условий для информационного освещения и эффективного сопровождения мероприятий, - анализ информации по участию детей в мероприятиях разной направленности - системное внедрение в практику работы участие школьников в конкурсных мероприятиях предметной и иной направленности, - обязательное информирование учащихся и их родителей о мероприятиях, проводимых в образовательном пространстве единый календарь совместных мероприятий Работа с педагогическими кадрами педагогическая мастерская (востребованные практико- ориентированные форматы работы с педагогами) - формирование предложений по привлечению к работе областной педагогической мастерской лучших педагогов, - обеспечение условий для апробации и внедрения в школах новых образовательных технологий, - поддержка педагогов, работающих в сетевых сообществах - освоение и применение на практике методик и технологий работы с одаренными детьми в рамках организации школьного профессионального сотрудничества Работа с общественностью Интернет-сайт (страница) Активное и системное привлечение к реализации мероприятий заинтересованные круги общественности Информационно-пропагандистские акции, пресс-туры

п/п Наименование мероприятий Сроки Количество участников Ответственные 1. Мероприятия интеллектуально-конкурсной направленности (олимпиады, конкурсы, турниры и др.) ………… 2. Мероприятия научно-исследовательской направленности (конференции, исследовательские проекты и др.) ………… 3. Мероприятия познавательной направленности (викторины, игры, экскурсии и др.) ………… 4. Мероприятия творческой направленности (выставки, творческие соревнования, фестиваля и др.) ………… 5. Мероприятия спортивной направленности (соревнования, спартакиады и др.) ………… 8 Календарный план работы вузов с одаренными учащимися общеобразовательных организаций на учебный год

9 Всероссийская олимпиада школьников в учебном году Цель: выявление и развитие у обучающихся креативных компетенций, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности Цель: выявление и развитие у обучающихся креативных компетенций, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности Задачи создание необходимых условий для поддержки одаренных детей выявление и распространение опыта образовательных организаций и педагогов, в системе успешно работающих с одаренными детьми Приказ Департамента образования и науки Тюменской области от /ОД «Об утверждении положения о региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в учебном году» ЭТАПЫСРОКИ Школьный ( классы)сентябрь-октябрь 2014 г. Муниципальный ( классы)03 ноября по 20 декабря 2014 г. Региональный ( классы)12 января по 15 февраля 2015 г. 22 учебные дисциплины: английский язык, астрономия, биология, география, информатика, история, литература, математика, мировая художественная культура, немецкий язык, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, право, русский язык, татарский язык и татарская литература, технология, физика, физическая культура, французский язык, химия, экология, экономика 9 пропаганда научных знаний, творчества и исследовательской работы

Информация по подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии (по итогам выполнения решения совещания с руководителями МОУО от ) Район Формат подготовки с олимпиаде по астрономии в период с марта по сентябрь 2014 года Абатский Для подготовки использовать потенциал: - кружковой работы, - уроков физики, географии, - проектной деятельности, - индивидуальной подготовки, самообразования. Прогноз – 24 потенциальных участника. Армизонский Аромашевский Бердюжский Организация кружковой работы, проведение факультативных занятий по базовым предметам (математика, физика, естествознание). Включение в повторение материала по базовым предметам (математика, физика) задач практического характера по астрономии. Организация консультаций для участников подготовки к олимпиаде в базовых школах. Изучение научно-популярной литературы на уроках и мероприятиях, подготовленных школьной библиотекой. Вагайский Викуловский 1. Педагогам разработать и начать реализацию элективных курсов по астрономии для учащихся с Сформировать банк метапредметных понятий из курса астрономии (физика, природоведение, математика и др.) для системной работы по их формированию (учителя предметники) к началу учебного года. 3. Организовать работу кружков по астрономии с г. 4. Провести школьную олимпиаду по астрономии в сентябре 2014 года. 5. Провести астрономические олимпиады в рамках сети на базовых ОУ в октябре 2014 г. 6. Провести массовые мероприятия по астрономии (конкурсы, викторины, интеллектуальные игры) в апреле-мае 2014 г. Голышмановский На школьном уровне - организация предметных кружков, - проведение предметных недель, - деятельность школьного научного общества. На муниципальном уровне - разработка олимпиадных заданий на уровне РМО, - подготовка учителей к работе с детьми по астрономии, - обмен опытом работы, использование сетевых форм подготовки к олимпиаде. 10

11 Информация по подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии Район Формат подготовки с олимпиаде по астрономии в период с марта по сентябрь 2014 года Заводоуковский Организация работы по подготовке к олимпиаде на уровне муниципальной стажировочной площадки по работе с одаренными детьми Исетский Ишимский Казанский Организация кружка по астрономии для учащихся 7-11 классов на базе Казанской СОШ (составлен график работы планетария). Организация индивидуальных занятий с потенциальными участниками олимпиады по астрономии. Заседание РМО (учителя физики, математики) - апрель 2014 по вопросам подготовки учащихся к олимпиаде. Нижнетавдинский Омутинский Сладковский Вопрос вынесен на обсуждение в ходе районных тьюторских семинаров, РМО естественно-математического цикла, аппаратного совещания руководителей школ ( ). В результате определен к реализации комплекс мер: I. Мотивационный блок 1. Проведение единой «Астрономической интернет-викторины» среди обучающихся 7-10 классов (10 мая 2014). 2. Реализация муниципального проекта «Астрономический календарь: важный день в науке», предусматривающего создание презентаций по памятным датам астрономии (различным для каждого ОУ). II. Организационный блок 1. Создание учителями физики ОУ района: Банка мультимедийных презентаций по астрономии; Банка олимпиадных заданий; Банка дидактических материалов (на WEB странице «РМО естественно-математического образования. Секция астрономии» портала «Образование Сладковского района»). 2. Формирование группы «Астрономия» очно-заочной «Сетевой школы» (по результатам викторины и проекта «Астрономический календарь»). 3. Организация занятий «Сетевой школы» по подготовке к олимпиадам (в течение учебного года). 4. Проведение показательных занятий по астрономии школьных научных обществ (сентябрь май 2015 г.).

12 Информация по подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии Район Формат подготовки с олимпиаде по астрономии в период с марта по сентябрь 2014 года Сорокинский В базовых сельских школах (Сорокинская СОШ 1, 2, Готопутовская СОШ) с 1 апреля создан кружок по астрономии для учащихся 7-11 классов, продолжена работа в летний период. Тобольский Тюменский Уватский Упоровский В каждой школе учитель физики готовит индивидуально как минимум 1 высокомотивированного учащегося по астрономии. В школьном этапе предполагается 11 участников по астрономии. Юргинский Ялуторовский Ярковский г. Ишим Школам рекомендовано: - организовать кружки для учащихся начальной школы и 5-7 классов, - разработать элективные курсы для учащихся 8-11 классов с целью приобретения знаний в области астрономии, - запланировать внеклассные тематические мероприятия, учебные недели, - привлечь учащихся к дистанционным олимпиадам по астрономии (Московская астрономическая олимпиада для учащихся 1-11 классов), - принять участие в городской олимпиаде школьников по астрономии. г. Тобольск В рамках подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по астрономии будут привлечены внутренние ресурсы общеобразовательных учреждений и внешние ресурсы: - ФГБОУ ВПО ТГСПА имени Д.И. Менделеева, - филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске и другие учреждения профессионального образования. Школами разработаны планы мероприятий по подготовке к олимпиаде по астрономии. Вопрос находится на контроле Комитета по образованию. г. Тюмень г. Ялуторовск Итого 11 МО направили предложения по мобилизации ресурсов (школьных, муниципальных) для организации работы по подготовке участников олимпиады по астрономии.

13 Первоочередные действия по расширению и активизации работы с одарёнными детьми Типичные недостатки Что делать? Фрагментарность (ситуативность) работы с детьми, имеющими высокую учебную мотивацию Выявить на основе педагогического наблюдения особых, высоко мотивированных детей, обсудить на методических объединениях, утвердить на общих педагогических советах стратегию и план совместных действий педагогов по их поддержке и развитию, включить в обязанности сотрудника школы курирование и координацию данной работы Селективный подход к организации мероприятий для одарённых детей Несогласованность действий педагогов при планировании и проведении работы со способными и мотивированными обучающимися Формальный подход к проведению мероприятий на уровне школы, направленных на выявление способностей и развитие интереса детей Соотнести работу педагогов-предметников, установить наиболее востребованные формы и стимулировать их внедрение Отсутствие психологического наблюдения и сопровождения (поддержки) обучающихся, проявивших высокий уровень способностей Включить в порядок работы психологов, ПМПК (по сетевому принципу), сопровождение одарённых детей Низкий уровень использования внешних ресурсов, имеющихся у школы, игнорирование работы с родителями Провести анализ и привлечь все имеющиеся возможности инфраструктуры территории Недооценка профориентационной работы с детьми и их родителями для построения эффективной траектории обучения и выбора дальнейшего трудоустройства для максимальной самореализации на территории региона Активизировать как массовую, так и индивидуальную работу по пропаганде самоопределения обучающихся с учётом инновационных ресурсов экономики региона Невысокий уровень мотивации педагогов и игнорирование руководителями школ использования стимулирующих факторов при организации работы с одарёнными детьми Чётко определить целевые установки, задачи и критерии поощрения педагогов, ориентированные не только на получение результата, но и на качество организации процесса совместной работы по выявлению и развитию способностей детей Отсутствие системных механизмов обмена опытом с коллегами педагогов, демонстрирующих высокую результативность работы с одарёнными детьми