« История политических и правовых учений» Тема 3. Политические и правовые учения феодализма Практическое занятие 1 Цель занятия: Время: 2 часа План занятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.) Лекция 2 Цель занятия: Время: 2 часа Вопросы занятия 1. Политические и правовые.
Advertisements

Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права.
1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV - начале XVI века 4. Ереси в конце XV - начале XVI века 5. Теория «Москва –
Меню презентации Меню слайдов 2. Богатство церкви Щелкните по названию слайда 1. Духовенство и его цели 3. Разделение церквей 5. Еретики 4. Папская власть.
– характерная черта философии средневековья, признание единственным источником познания Бога. Теоцентризм Смысл жизни в счастье, а счастье – это служение.
ГОСУДАРСТВО. ПЛАН: 1.Теории происхождения государства. 2.Понятие «государство». 3.Признаки государства 4.Функции государства 5.Формы государства. 6. Гражданство.
Урок истории 6 класс. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
История России 6 класс. Изменения в положении русской православной церкви Полная самостоятельность от греческой церкви Полная самостоятельность от греческой.
Проверка домашнего задания Вторая жена Ивана III? Значение этого брака? Титул и новые символы царской власти? Кто завершил объединение русских земель вокруг.
Проверка домашнего задания Вторая жена Ивана III? Значение этого брака? Титул и новые символы царской власти? Кто завершил объединение русских земель вокруг.
Христианство.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Основные сословия средневеково общества Богатство церкви Разделение церквей Еретики и борьба с ними.
Средние века. Цель: Цель: охарактеризовать переходный этап от Древнего мира к Средневековью, выявить роль варварских племен в гибели Римской цивилизации,
Христианская церковь в раннее средневековье. Вспомните! Что такое христианство? Что такое христианство? Во что верят христиане? Во что верят христиане?
Сущность и организация государства Подготовила: учитель МОУ ВСОШ 1 г.Каменки, учитель МОУ ВСОШ 1 г.Каменки, Пензенской области Качурина А.С.
Древний мир Восток: Будда, Конфуций, Заратустра Однозначно доминирует отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства.
Предпосылки объединения русских земель 1.Предпосылки и причины объединения русских земель. 2.Политическая система Руси. 3.Основные этапы объединения. 900igr.net.
Транксрипт:

« История политических и правовых учений» Тема 3. Политические и правовые учения феодализма Практическое занятие 1 Цель занятия: Время: 2 часа План занятия 1. Отработка вопросов по содержанию теиы 2. Самоконтроль усвоения учебного материала 3. Выполнение заданий занятия 4. Контрольное тестирование

Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Средневековые ереси. Тринитарные споры. Движение катаров. Бюргерское крыло ересей: М. Падуанский, Ян Гус. Плебейское крыло ересей: лолларды, Ян Жижка. Политико-правовые взгляды Ф. Аквинского. Томизм и неотомизм. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ Политико-правовое учение Николо Макиавелли. Понятие государство, государственная власть. Политико-правовые воззрения М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина. Учение Ж. Бодена о суверенитете государства ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ СОЦИАЛИЗМА И ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVI XVIII ВВ. Политические и правовые идеи социализма. Т. Мор и Т. Кампанелла виднейшие представители утопического социализма. Политико-правовые учения в Голландии. Гуго Гроций автор доктрины естественного и международного права. Б. Спиноза один из основателей теории естественного права. Политико- правовые взгляды Т. Гоббса. Дж. Локк родоначальник раннебуржуазного либерализма. Теория общественного договора и естественного права в изложении Т. Гоббса и Дж. Локка.

Фома Аквинский различал три разновидности права: вечное, естественное и человеческое. Вечное право это совокупность принципов Божественного руководства миропорядком. Естественное право вытекает из законов вечного права и распространяется на всех живых существ, включая человека. Оно предписывает чтить Бога и осуществлять его волю в земных делах. Человеческое право изменчиво, на нем лежит печать случайного и преходящего. Оно зависит от природы конкретного государства, характера правления и множества других частных факторов. Учение Фомы Аквинского с XIV в. является официальной доктриной римско- католической церкви, а сам он причислен к лику ее святых. Аквинский Фома ( гг.) крупнейший средневековый мыслитель-теолог. Главный труд Фомы Аквинского «Сумма теологии» содержит, наряду с разнообразной философской проблематикой, учение о праве и государстве. В отличие от Аристотеля, считавшего государство естественной формой человеческого общежития, Фома Аквинский видел в государстве создание человеческого гения, подобие произведения искусства. Процесс управления государством аналогичен тому, как Бог правит миром, а душа руководит телом. Главной объединяющей силой, без которой государство распалось бы, является воля правителя. Начало, консолидирующее все усилия государства, должно быть единым. Поэтому наилучшей формой правления является монархия. Поскольку власть монарха производна oт Божественной власти, монархия высший тип государства.

Средневековые ереси Монополия христианской церкви на идеологию, политику, а впоследствии и на право, установившаяся после признания христианства в качестве официальной религии, не могла не подвергнуться критике. Жесткий контроль официальной церкви над духовной жизнью общества, превращение ее в крупного собственника, освящение самых жестких форм эксплуатации все это приводило к протесту, который в условиях того времени облекался в религиозную оболочку. Течения в христианской церкви, отступавшие от официально одобренных догматов, получили название «ереси» (в переводе с греческого «учение»). Первые ереси возникли на почве так называемых тринитарных споров, т.е. полемики по вопросу об истолковании догмата о троичности божества. Официальная церковь защищала краеугольный догмат христианской веры о Святой троице (отец, сын и дух Святой суть «то же самое» триединое Божество), а ее оппоненты доказывали, что Бог-сын, т.е. Иисус Христос, не может быть равен Богу-отцу, а лишь «подобен» ему (ариане), причем некоторые из еретиков видели в Христе только человеческую природу (несториане). В политическом плане первые ереси хотя иногда и смыкались с широкими народными движениями (донатизм), но чаще отражали пассивный социальный протест, этнические противоречия и сепаратистские устремления отдельных провинций Восточной префектуры. Второй значительный всплеск еретических учений связан с подъемом ремесла и торговли в городах Западной и Южной Европы в XIXIII вв., с обострением социальных противоречий и идеологической борьбы. В западных областях Болгарии (ныне Босния) возникает движение богомилов («богомольцев»), в Ломбардии, на севере Италии, появляются патарены, в Лионе, на юге Франции, тиссераны («ткачи») и вальденсы (последователи Пьера Вальдо, богатого купца, раздавшего свое имущество беднякам), а в Лангедоке, тоже на юге Франции, альбигойцы. В историю все эти ереси вошли под общим названием «катары» («чистые»).

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Идеология растущего бюргерства, поддерживавшего централизованную власть в форме сословно-представительной монархии, получила выражение в учении Марсилия Падуанского. В своем труде «Защитник мира» (1324 г.) М. Падуанский выступал против притязаний духовенства на светскую власть, указывая, что католическая церковь виновница феодальной раздробленности и ее вмешательство в дела императоров ведут к междоусобным войнам. Для создания условий развития торговли и ремесла М. Падуанский требовал создания сильной централизованной власти, независимой от церкви. С этой целью он делил законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. По учению М. Падуанского церковь не имеет права вмешиваться в дела светской власти. Он призывал передать всю полноту власти сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало императора. Это учение, обосновывавшее образование сословно-представительных монархий и ликвидацию феодальной раздробленности, было в то время прогрессивным, так как преодоление феодальной раздробленности создавало благоприятные условия для развития производительных сил. Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т.е. гражданам или их важнейшей части, законы должны выражать общее благо. Действия правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам. Что касается формы государства, в этом вопросе Марсилий Падуанский склонялся к наследственной монархии. Марсилий Падуанский, в отличие от Фомы Аквинского, отрицает правомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие не закон, а религиозное поучение. Марсилий Падуанский доходит до того, что требует народных выборов священнослужителей, вплоть до римского папы.

Политические и правовые мысли Арабского Востока Шиитское направление. Начало формироваться в VII в. Они обосновывали государственную власть (имамат) сугубо религиозно. Установление имамата – право Аллаха, а не обязанность общины. Имамат – высшее правление добра, мудрости Аллаха. Это установленный божественный закон. Шииты суверенитет только у Аллаха, и от его имени всеми делами мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, а не зависит от общины. Суннитское направление. Сунна – источник права, который содержит предания о поступках и изречениях Мухаммеда – совокупность кадиссов, признанных достоверными. Они признают наряду с Кораном и Сунну. Верховная власть в халифате принадлежит Аллаху, и мусульманское государство строится на основе поручения данного им общине. В общине высшая власть на земле ее и осуществляется. Община обладает полным суверенитетом, являясь отражением суверенитета Аллаха. Он проявляется в полномочиях своего правителя, который вершит дела общины от имени общины, которая не уступает халифу своих прав, а только доверяет ему руководить. В осуществлении полномочий халифа его нормотворческая деятельность связана волей Аллаха, которая выражена в мусульманском праве община вправе законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным в Коране и Сунне.

Политическая концепция Филофея «Москва третий Рим» Роль, сыгранная Москвой в изгнании татаро-монголов, усилила стремление русских земель к объединению вокруг нее. Москва – центр освободительной борьбы – становится силой, обеспечивающей объединение этих земель в единое государство. Однако в связи с этим встала сложная внутриполитическая проблема – преодоления сопротивления «княжат» и набравшего в условиях раздробленности силу боярства. Кроме того, двойной гнет, легший на закрепощенное крестьянство (татаро-монгольский и княжеско-боярский), не ослаб – то, что шло захватчикам, стало достоянием собственных поработителей. Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения русских земель и борьбы против считавших себя наследниками Золотой Орды казанских ханов отразились в принятии Иваном III титула «самодержец Всея Руси», а затем присоединении и титула «государь Всея Руси», власть которого имеет божественное происхождение – «поставление имеем от бога». Столь очевидное признание решительно возросшей роли Москвы, возглавившей Русское государство как государство независимое, получило обоснование в ряде произведений политической литературы («Повесть о Флорентийском соборе» и др.) Эти произведения были связаны общей идеей величия власти московских государей, являвшихся якобы наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. Эта идея нашла развитие и завершение в теории «Москва – третий Рим», обоснованной псковским монахом Филофеем в начале XVI в. В теории «Москва – третий Рим» можно усмотреть определенный внешнеполитический аспект: Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру. Однако такой аспект не соответствовал условиям времени. Поэтому больший резонанс имел внутриполитический аспект, возвышающий власть московских государей над удельными князьями.

В качестве самоконтроля отработанных к занятию тем Вам предлагается дать ответы на контрольные вопросы. Для этого, разделите лист в Вашем конспекте на две части и озаглавте их как указано на рисунке Ваш ответ на вопрос (задание ) Правильный ответ на вопрос ( залание ) Вопрос 1. Вопрос 1 Отработанный материал представьте преподавателю для проверки.

Вопросы для самоконтроля: 1.Напишите, какие формы государства выделял Фома Аквинский? 2. В чем причины появления средневековых ересей? 3. В политической и правой мысли арабского Востока выделяются два направления – шиитское и суннитское. Каковы взгляды сторонников этих направлений на государство и право? 4. В чем сущность политической концепции «Москва – третий Рим»?

Вам предлагаются правильные ответы на вопросы для самоконтроля. Сверьте их с Вашими ответами и запишите в рабочую тетрадь ( конспект ).

Правильные ответы на вопросы самоконтроля Вопрос 1. Фома Аквинский, защищая интересы духовных феодалов, как и Августин Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и по несправедливой): монархия-тирания, аристократия-олигархия, полития-демократия. Наиболее естественной формой правления Фома Аквинский считает монархию, монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем. Республиканскую форму правления Фома Аквинский не любил за разнообразие, от которого недалеко и до греха. Основным признаком государственной власти Фома Аквинский считает право издания законов. В правильном государстве все устремляется к общему благу.

Вопрос 2 Оппозиционные феодализму движения, борьба народных масс против феодальной эксплуатации приобрели поначалу религиозную форму – вылились в еретическое движение. Отрицая основные догматы христианской религии о божественном происхождении Христа, его втором пришествии и др., еретики требовали отмены права церкви брать плату за совершение религиозных обрядов, осуждали строительство дорогостоящих храмов, поклонение иконам, накопление церквями богатств. Недовольство существующими порядками получило выражение в различных протестных еретических движениях. Что симптоматично, ереси возникали в наиболее экономически развитых районах Европы.

Вопрос 3. Сунниты. В общине высшая власть на земле ее и осуществляется. Община обладает полным суверенитетом, являясь отражением суверенитета Аллаха. Он проявляется в полномочиях своего правителя, который вершит дела общины от имени общины, которая не уступает халифу своих прав, а только доверяет ему руководить. В осуществлении полномочий халифа его нормотворческая деятельность связана волей Аллаха, которая выражена в мусульманском праве община вправе законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным в Коране и Сунне. Шииты. Суверенитет только у Аллаха, и от его имени всеми делами мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, а не зависит от общины.

Вопрос 4. По этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога. Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко- католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва – хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света, «а четвертому не бытии», и московский государь – «высокопрестольный», «вседержавный», «богоизбранный» наследник власти великих государств. Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру.

Вам предлагается закрепить полученные знания для чего ответить на вопросы теста по теме. Контрольное тестирование

ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца B.C. M., История политических и правовых учений. Под ред. Лейста О.Э. М., (Есть другие издания). 3. Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., Дополнительная литература 1. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. M., История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М., Сидоров А.И. История политических и правовых учений. М., 1999.

Занятие окончено. Спасибо за внимание. Удачи в учёбе.